Устный журнал "Что мы знаем о народном творчестве"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Елена Александровна Белокопытова

С детьми разобраны черыре страницы устного  народного творчества.

1 страница - пословицы и поговорки

2 страница - загадки

3 страница - сказки

4 страница - народные песни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustnyy_zhurnal_chto_my_znaem_o_narodnom_tvorchestve.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Устный журнал

           «Что мы знаем о народном творчестве»

Цель: воспитывать чувство прекрасного, любовь к  прошлому,     совершенствовать свои знания.

Ход занятия:

- Ребята, сегодняшний классный час посвящён устному народному творчеству. И проведём мы его в форме устного журнала.

- Что такое устное народное творчество?

- Это всё то, что передавали из уст в уста на протяжении веков.

- Подскажите мне, что люди передавали из уст в уста?

- Совершенно верно. Это сказки, легенды, былины, пословицы,  поговорки, скороговорки, загадки, присказки, частушки, прибаутки, песни.

- И всё это относится к устному народному творчеству.

- Давайте начнём с пословиц.

                Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится –

Ведь с ней и горе не беда.

И наша речь красна пословицей,

Давайте вспомним их, друзья.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва,

Что дело мастера боится,

Что жизнь дана нам для добра?

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет.

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего.

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит.

И почитай учителя,

Как своего родителя.

А в пословицах ведь говорится,

Что сами вы должны учиться.

Грамотей не тот, кто читать умеет,

                 А кто слушает да разумеет.

- А теперь, ребята, первое задание. Каждой группе я раздаю разрезанную пословицу. Ваша задача – как можно быстрее их прочитать.

Вроде мал родился, а вот вырос пригодился.

Новых друзей наживай, а старых не теряй!

Без букв и грамматике не учат.

Чего себе не хочешь, и другому не делай.

- С этим заданием вы справились замечательно.  К устному народному творчеству относятся и поговорки. Я расскажу вам об одной.

- Когда кто – либо бездельничает, ему нередко говорят: «Перестань бить баклуши». Эта поговорка существует со времён, когда ремесленники делали, ложки, чашки и другую посуду из дерева. Для этого надо было вначале отколоть, отбить от бревна кусочек –  «баклушу».  Заготавливать баклуши поручалось подмастерьям. Это было лёгкое, пустяковое дело. Отсюда и  выражение – «бить баклуши» - то есть заниматься лёгким делом.

- А сейчас, в заключении первой страницы нашего журнала, мы с вами будем разгадывать кроссворд.

П о  г о р и з о н т а л и:

5. ... за деньги не купишь. (Здоровье.)

7. Знает кошка, чье ... съела. (Мясо.)

8. Кончил ..., гуляй смело. (Дело.)

10. ... – делу венец. (Конец.)

11. Каждый ... свое болото хвалит. (Кулик.)

12. ... в правду рядилась, да о правду разбилась. (Ложь.)

П о  в е р т и к а л и:

1. Лучше синица в руках, чем ... в небе. (Журавль.)

2. Корова черная, да ... белое. (Молоко.)

3. Доброе ..., добрый и всход. (Семя.)

4. Каков ..., таково и стадо. (Пастух.)

5. На ловца и ... бежит. (Зверь.)

6. Куда ..., туда и тучи. (Ветер.)

     9. Лето собирает, ... съедает. (Зима.)

- Следующая страница нашего устного журнала посвящена головоломкам и ребусам.

- Как ещё можно назвать эту страницу?

- Я думаю, что такое загадка, вам не надо рассказывать. Конечно же, все любят разгадывать загадки, и сейчас я проверю, как вы умеете это делать.

З а г а д к и  д л я  1 г р у п п ы:

1. Яичко в чашечке с дерева упало, но не разбилось. (Желудь.)

2. Есть, друзья, такая птица, если сядет на страницу, очень рад бываю я, а со мной и вся семья. (Пятерка.)

3. Я вырос на грядке, характер мой гладкий: куда ни приду, всех до слез доведу. (Лук.)

4. Без ног и без крыльев оно, повсюду летает, часы собирает. (Время.)

З а г а д к и  д л я  2  г р у п п ы:

1. Из меня берут порою реки свой исток, а в руках твоих открою я любой замок. (Ключ.)

2. Черных ягод пышный куст – хороши они на вкус! (Смородина.)

3. Вечером родится, ночью живет, утром умирает. (Роса.)

4. В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу. (Дневник.)

З а г а д к и  д л я  3  г р у п п ы:

1. Слаще меда, мягче пуха – «отдохни» – все шепчет в ухо. Тот, кто будет с ней дружить, будет очень плохо жить. (Подушка.)

2. Сер, но не волк, длинноух, но не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)

3. Я фигура небольшая, точка подо мной большая. Коль спросить что соберешься, без меня не обойдешься. (Вопросительный знак.)

4. Шея длинная такая, хвост крючком, и не секрет: любит всех она лентяев, а ее лентяи – нет! (Двойка.)

З а г а д к и  д л я  4 г р у п п ы:

1. В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба.)

2. Кто всю ночь по крыше бьет, да постукивает, и бормочет, и поет, убаюкивает. (Дождь.)

3. У маленькой Катюшки уселся на макушке не мотылек, не птичка – держит две косички. (Бант.)

4. Чёрные птички на каждой страничке молча ожидают, кто их прочитает. (Буквы)

- Молодцы! Все загадки отгадали. А вы знаете, что загадки бывают  многозначными? Это когда к одной загадке можно подобрать несколько ответов.

Н а п р и м е р:

Меня частенько просят, ждут,

А только появлюсь,

И прятаться начнут.

(Дождь, солнце, снег, ветер.)

- Устали? Давайте немного отдохнём.

    ФИЗМИНУТКА (музыкальная)

- Ну, а мы переходим  к 3 странице нашего журнала. На этой странице мы с вами поговорим о сказках. Поднимите руки, кто любит сказки. Все!

-Конечно, они полны чудес, учат быть твёрдыми, советуют бороться со злом.

- Скажите,  пожалуйста, вы много прочитали сказок?

- Тогда я хочу проверить, насколько вдумчиво и внимательно вы их читали.

- Сейчас мы проведём несколько конкурсов по русским сказкам.

«Уроки добрым молодцам и красным девицам»

Каждая сказка чему-то учит. Догадайтесь, из какой сказки извлекли следующий урок:

1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. («Лиса и волк».)

2. Как аукнется – так и откликнется. («Лиса и журавль», «Журавль и цапля».)

3. Слушайся старших. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

4. Друзья познаются в беде. («Кот, петух и лиса».)

5. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады – получишь жениха. («Крошечка-Хаврошечка».)

«Сказочные чемпионы»

Ребята, помогите мне составить список победителей.

1. Избушка – чемпионка по прыжкам на месте. (Избушка на курьих ножках.)

2. Гонщик на печи. (Емеля.)

3. Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и судьбу решает. (Иван.)

4. Укротитель дикого животного. (Иван Царевич, «Иван Царевич и серый волк».)

5. Гимнаст, исполнивший цирковой трюк «в одно ухо влезает, а в другое вылезает». (Иванушка, «Сивка-Бурка».)

- Ну, вот мы дошли до последней страницы нашего журнала. Которая нам расскажет о народных песнях, о народных инструментах.

- Давайте перечислим какие народные инструменты вы знаете.

1. Балалайка

2. Баян

3. Рожок

4. Жалейка

5. Свирель

6. Гусли

7. Бубен и др.

- Молодцы значит уроки музыки не даром проходят.

- А кто скажет, что  по - вашему народная песня?

- Русская народная песня – песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры.  У народной песни нет определённого автора. Как правило это народ. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.

- Какие  народные песни вы знаете?

- Скажите, а символ России это …?

- С какой русской народной песней мы можем связать устное творчество с символом России?

- Давайте встанем к хоровод и споём эту песню. (исполнение песни)

- Вот и подошла к концу наша встреча. Я думаю, что было интересно путешествовать по миру фольклора.

- Скажем спасибо за внимание нашим гостям и скажем до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное народное творчество. Обобщающий урок.

Презентация  позволяет  повторить  и  обобщить  изученный  материал  по  разделу  "Устное  народное  творчество".  Презентация  составл...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...