Урок на тему "Растения лечат людей"
методическая разработка (3 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ  г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А. 

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Растения лечат людей" второй год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Растения лечат людей», рекомендуется просмотр мультфильма "Цветик семицветик»".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Растения лечат людей" второй год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Растения лечат людей», рекомендуется просмотр мультфильма "Цветик семицветик»".

                                           Тема: «Растения лечат людей»

Цели и задачи:

Образовательные:

  • углубить и расширить знания обучающихся о ценности лекарственных трав, о лечебных свойствах лекарственных растений; правилах сбора растений; об использовании их в целях оздоровления. 
  • составить экологические правила сбора лекарственных растений;

Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать речь, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  • продолжить формирование бережного отношения и любви к природе, экологической культуре, рационального использования природных ресурсов.

Оборудование:

  • картинки с изображением лекарственных растений области;
  • гербарии лекарственных растений области;
  • вырезки из газет и журналов с полезными советами из рубрики “Лечение травами”;
  • предметы косметики и парфюмерии сделанные на травах;
  • выставка книг о лекарственных растениях.
  • компьютер, экран, проектор, презентация открытого урока «Растения лечат людей».

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в лесное царство, где живут лекарственные растения. Но попасть в царство, можно лишь отгадав загадки:

*****

Бородавки вырастают.
Средство есть - они все "стают":
Кто избавиться хотел,
Применял тот ... ( Чистотел)

*****

В жвачке, в пасте и в конфетах
Вы найдёте травку эту.
Холодит приятно рот,
Запах чаю придаёт. (Мята)

*****

Я не охотник, не злодей,
Я сам готов лечить людей,
Меня же вдруг назвали так,
Что будто я зверям всем враг!
Пришло же в голову людей,
Что я — убийца всех зверей!
Неправда это! Всё не так!
Я — друг живущим, а не враг! (Зверобой)

*****

Вдоль дорожек он растёт.
Только вовсе не цветёт.
Кровь остановить им можно.
Что за травка? – ... .  (Подорожник)

*****

У забора, где дрова -
Летом выросла трава.
В руки ту траву возьмёшь -
Больно кожу обожжёшь!
То - не чудо и не диво,
А обычная -... (Крапива)

*****

«Кошачья травка» - больным приправка:

Корешок в аптечку, чтоб помочь сердечку.  (Валериана)

*****

Кто тебя не знает, полевой цветок:

Белые реснички, золотой глазок.   (Ромашка)

*****

В лесу и на болоте травку вы найдете.

А на ней синеет гроздь – кисло – сладких ягод горсть.  (Черника)

*****

                 Викторина «Зеленая аптека под ногами»

На слайдах презентации выведены описания и картинки лекарственных растений, учитель читает описание, а учащиеся называют его и рассказывают о его применении.

Описание №1. Я и сорняк, и лекарственное растение одновременно. Мое русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк.  Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится.  Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Я могу прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из меня можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда.   (Крапива)

Описание №2. Это ягода – одна из любимейших ягод в Сибири, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным целям она не уступает солнечной ягоде. В Сибири растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды 2 раза в год – осенью и весной.  (Клюква).  

Описание №3. Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство при простуде.  (Липа)

Описание №4. Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник – листья одного из растений. Название его произошло от старинного слова «багулить» - отравлять.  (Багульник)

Описание №5. В былые времена на Руси это растение считалось «травой от 99 болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Ее много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой – дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава?    (Зверобой)

Описание №6. В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахиллес – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как эту траву называет русский народ? (Тысячелистник)

         

                Дидактическая игра «Установи соответствие»

На слайде презентации показаны картинки растений: зверобой, черемуха, липа и болезни человека. Ученики должны установить соответствие - определить, от какого заболевания эти растения.

 

 Физминутка  «Спал цветок и вдруг проснулся»

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться).

               ******

И в зарослях лесных, в полях, и на лугах,
Где всё для сердца мило, где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах целительная сила,
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

         

               ******

Цветами можно не только любоваться,
Ведь лес как сказочное царство!
Здесь кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке – и микстура и таблетки.
А зачем и как лечить, я могу вас научить!

- Ребята, человек каждое лето заготавливает лекарственные растения. А как это делать правильно? - Я предлагаю вам составить правила сбора лекарственных растений и правила поведения в лесу, нарисуйте свои экологические знаки. (Ученики на альбомных листах рисуют экологические знаки, затем представляют свои работы и говорят о правилах сбора целебных растений).

Учитель обобщает ответы учеников, показ слайда «Правила сбора лекарственных растений».

Правила сбора лекарственных растений

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

           Сказка о лекарственных растениях (П. А. Синявский)

Эту сказку о  лекарственных растениях однажды я услышала в лесу, когда решила немного отдохнуть после долгого похода за грибами. Ко мне на рукав приземлилась Божья Коровка в нарядном платьице, и на ушко поведала интересную историю. Кстати, эта история не только интересная, но и полезная, она рассказывает о некоторых растениях, которые можно использовать при болезнях. Надеюсь, что первое знакомство с такими растениями будет полезно и Вам, дорогие дети, тоже. Итак, садимся удобнее, слушаем сказку и смотрим на картинки.

          ******

В роще вырос можжевельник,
И в тени его ветвей,
Появился муравейник,
Поселился муравей.

Он из дома спозаранку выбегает с веником,
Подметает всю полянку перед муравейником.
Замечает все соринки,
Начищает все травинки,
Каждый куст, каждый пень,
Каждый месяц, каждый день.

А однажды муравьишка
Подметал дорожку.
Вдруг упала с ёлки шишка,
Отдавила ножку.

От волнения сова перепутала слова:
Где же "Скорощь помая"? Где же "Скорощь помая"?
Где же "Скорощь помая", спасите насекомое!

Звери бросились гурьбой
За лекарственной травой.
Рвут аптечную ромашку,
Собирают зверобой.

Вот из чащи на опушку
Пробирается медведь - 
Он решил Медвежье Ушко
На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой
Муравья приводят в чувство,
Если б жил в той роще лев - 
Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика
Листья подорожника.
Он больному обещает:
От компресса полегчает!
И другое средство тоже
Предлагает муравью:
Вдруг укол тебе поможет?
Я иголку дам свою!

Все больного навещают, все больного угощают:
Кто морошкой, кто черникой, кто сушёной земляникой.
Даже волк помочь не прочь. Думал – думал, как помочь?
К муравейнику повез волчьих Ягод целый воз.
Но заметила сорока, что от волка мало прока,
И спешит по просеке с новостью на хвостике:
- Я, друзья, не ябеда, только Волчья Ягода,
Даже если мытая очень ядовитая.

А потом девчонки-пчелки притащили мёд в бочонке.
Ничего, что тяжело,- лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку и попьет Цветочный мед.
Значит, дело на поправку обязательно пойдет. 
Все лесные витамины от брусники до малины
Принесли ему друзья. Ведь Зеленая аптека -  
Лечит даже человека, а не только муравья.

- Ребята, мы можем сказать, что в природе каждое растение ценное? (ответ детей: да). В подтверждение я вам прочту стих:

                              ******

 Лечит мята невралгию, а свекла - гипертонию,

 Земляника гонит соль, а шалфей - зубную боль,

 Арбуз кушай при нефрите, а бруснику - при артрите,

 Чтобы было больше сил, не забудь про девясил.

 Клюква вылечит цистит, редька - кашель и бронхит,

 Головную боль - калина, а простуду - чай с малиной.

 Печень подлечи рябиной, сердце - мятой и калиной,

 Чтоб не ведать диабета, топинамбур ешь все лето.

 Астму вылечи иссопом, мочевой пузырь - укропом.

 Раны, язвы, геморрой подорожником промой.

 Коль отеки у тебя - хвощ попей и семя льна,

 Мажь мозоли чистотелом, а веснушки - тертым хреном.

 Зверобой не забывай чай с ним чаще потребляй,

 Пей шиповника настой.  Будешь бодрый, молодой.

III. Итоги урока.

1.Куда занесены редкие лекарственные растения?
2.Отвар каких трав, используют для  полоскания горла?
3.Какое растение поможет от кашля?
4.Какая  ягода поможет от температуры?

IV. Просмотр мультфильма «Цветик семицветик!»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока "Животные в жизни людей. Рисование по представлению" 4 класс.

Урок изучения нового материала.  Знакомство с понятием "анимал", с анималистическим жанром, художниками - анималистами. отработка навыков рисования домашних животных с помощью геометрических фигу...

УРОК СЛАВЫ "Да, были люди в наше время..." (к 200-летию Отечественной войны 1812 года)

Пояснительная запискаУрок славы (к 200-летию Отечественной войны 1812 года) «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы»   Предлагаемый учебный материал может быть ис...

презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена"

презентация к уроку окружающего мира "Труд людей в разные исторические времена". УМК  "Начальная школа XXI века", 3 класс...

Урок-мастерская "Мы среди людей"

WebRep Общий рейтинг  У этого сайта нет рейтинга(недостаточно голосов)           WebRep Общий рейтинг  У этого сайт...

План-конспект урока с ЭОР. Изо 1 класс. Тема урока:"Узоры, которые создали люди"

План-конспект урока  с ЭОР. ИЗО 1 класс. Учебник "Ты изображаешь, украшаешь, строишь" Л.А. Неменская. Под редакцией Б.М. Неменского. Тема: "Узоры, которые создали люди. 6 урок по плану."...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс ТЕМА УРОКА: ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. КАК ЛЮДИ УЗНАЮТ О ПРОШЛОМ

Тип урока: открытие нового знания.Цель деятельности учителя: способствовать формированию представления о том, как люди узнают о прошлом.Предметные результаты: знать источники изучения истории....