Изготовление декораций к украинской народной сказке «Рукавичка»
материал на тему

Жерлицына Елена Николаевна

Учить изображать  зимние деревья в снежном убранстве, используя метод мазка и штампа, создавать коллективные композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon кукольный кружок47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия кукольного кружка: «Изготовление декораций к украинской народной сказке «Рукавичка»»

Задачи

 развивать у детей познавательный интерес, чуткость к восприятию красоты   зимнего пейзажа. Обогащать и активизировать словарь детей образной лексикой по теме «Зима». Формировать умения детей фиксировать свои впечатления, представления. Учить изображать  зимние деревья в снежном убранстве, используя метод мазка и штампа. Учить создавать коллективные композиции, согласовывать действия друг друга, находить свое место в общей работе.

Здоровьесберегающие:

 следить за осанкой детей, развивать мелкую моторику рук,

соблюдать режим двигательной активности на протяжении всего занятия;

способствовать снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости благодаря занятиям на офтальмотренажере Базарного.

Материал                                              

 Фотографии с изображением зимнего пейзажа;  лист ватмана с нанесенным заранее фоном. Для каждого ребенка трафареты елочек, простой карандаш, салфетка, жесткая и мягкая кисточки, поролоновые штампы, гуашь, палитра, тряпочка, баночка с водой, клей. Компакт-диск «Малыши в лесу».

Ход занятия

Дети под музыку входят в класс и образуют круг, берутся за руки.

УЧИТЕЛЬ.

- Улыбнитесь друг другу.

- Давайте выпрямим спины, расправим плечи, сделаем глубокий вздох – вдохнем свежесть этого зимнего дня, а потом сделаем выдох – выдохнем  все неприятности и огорчения. (Упражнение повторяется несколько раз).

УЧИТЕЛЬ.

- Я вижу настроение у вас замечательно.  Приступим к занятию нашего кукольного кружка.

-Какую пьесу мы готовимся показать в нашем театре? (Рукавичка)

-Кто герои этой сказки? (животные)

-Где происходят события, описанные в пьесе? (В зимнем лесу)

-Что  поможет  зрителям  поверить в то, что перед ними на сцене зимний лес? (декорации) СЛОВАРИК

-Кто в театре продумывает и выполняет волшебные превращения, происходящие по сюжету сказки? ( Театральный художник).

-Сегодня мы вновь превратимся в театральных художников и постараемся изобразить зимний лес  так, чтобы зрители во время просмотра спектакля  поверили в то, что лес,  находящееся перед ними – настоящий.

-И начнём свою  работу с разговора о красоте природы,  которую воспевают поэты и композиторы, изображают художники.

- Послушайте стихотворение замечательно русского поэта А.С.Пушкина.

Какое время года он описал в стихотворении?

(Звучит музыка, ученик читает стихотворение).

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!…  

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди лесов, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

УЧИТЕЛЬ.

- Какое время года описано в стихотворении? Почему вы так думаете?

- Вам понравилось, как поэт описал приход зимы? Вспомните слова, которые он подобрал для описания (слова – действия).

- Почему поэт называет зиму волшебницей?

- А каким это проказам матушки зимы мы рады?

- Молодцы!

- Посмотрите на иллюстрации  с изображением зимней природы (показ сопровождается рассказом учителя под музыку):

           «Пробушевала метель – и волшебно преобразился лес…

На полянке особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло снегом. Как хороши они теперь, как пригожи!

Вьюга посеребрила пышную прическу сосен. Надела на  них пышные снежные шапки.

Ветви берез покрыты инеем.

Прикрытые снежными кружевами деревья,  оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы…

Сверкает снег. Вспыхивает и гаснет.

Хорош лес в зимнем уборе?

УЧИТЕЛЬ.

- Какого цвета зима?

- Во что надет лес зимой? (В пышные снежные шапки, кружева, иней).

- С чем еще можно сравнить пушистый снег на ветках? (шапкой, шубой, покрывалом, с серебром)

- Молодцы. Как хорошо, что вы так много знаете о зиме!

- Сейчас мы отправимся на прогулку в зимний лес. А на чем можно передвигаться по зимнему лесу? (На лыжах).

Имитируя движения, все отправляются в лес.

УЧИТЕЛЬ.

- Мы оказались в зимнем лесу. Все здесь укрыто снегом.

 - Мы вышли с вами на опушку леса, давайте поиграем.

Проводится психогимнастика «Если б я был деревом…»

Дети, подняв руки вверх,  замирают на несколько секунд, воображая, что они корнями вросли в землю.

УЧИТЕЛЬ.

- Что вы испытывали, будучи деревьями, в зимнем лесу? (Ответы детей).

- Мы с вами погуляли по зимнему лесу, а теперь нам пора обратно в школу. Встали на лыжи и пошли. (Имитируя движения, дети проходят к рабочему месту).

А сейчас, художники,  попробуем изобразить красоту природы зимнего леса.

Но сначала проверим все ли у нас готово, повторим правила работы с красками (Дети называют и показывают предметы необходимые для рисования. Повторяют правила работы с красками:  снятие воды с кисточки в банку, вытирание кисточки о тряпку, перемешать гуашь палочкой, доставая до дна, перед началом работы краски нужно выложить на палитру в специальные углубления, палитру располагают около банки с водой и коробки с открытыми баночками гуаши.)

Техника безопасности.

 - Какие правила безопасности должны соблюдать в мастерской?

 громко не разговаривать,

 руками не размахивать,

 друг друга не толкать, краской не пачкать,

 инструментами пользоваться только при необходимости,

 не брать руки и кисть в рот,

 не трогать лицо и глаза руками.

УЧИТЕЛЬ

-А сейчас Серёжа проведёт пальчиковую гимнастику, а Руслан зрительную гимнастику.  Смотрите и повторяйте за ними.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили.

( «Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)

И совсем-совсем не сладкий.

Раз - подбросим.

(Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают.)

Два - поймаем.

(Приседают, ловят «снежок».)

Три - уроним

(Встают, роняют «снежок».)

И… сломаем.

(Топают )                                        

 Зрительная гимнастика.

Вот стоит зимний лес!

В нем много сказок и чудес!             (Выполняют круговые движения глазами).

Слева - сосны, справа – ели.   (Выполняют движения глазами влево – вправо).

 Дятел сверху, тук да тук.               (Выполняют движения глазами вверх – вниз).

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой.

УЧИТЕЛЬ

- Сегодня мы будем окрашивать ёлочки,  используя метод мазка. Покажите,  как нужно правильно работать кисточкой. (Дети выполняют движения по тыльной стороне руки, по щеке). Техника письма должна быть живой, быстрой, яркой.

Снег, который должен покрывать ёлочки, мы будем выполнять штампом.

(Далее все практические действия,  дети выполняют совместно, пошагово, по речевой инструкции педагога.  По необходимости оказывается необходимая индивидуальная помощь).

УЧИТЕЛЬ. - Давайте расположим  елочки на плоскости.

-Каким цветом мы будем рисовать елочки? Почему?

( Дети закрашивают зеленым цветом все елочки).

-Пусть ёлочки подсохнут.

- А мы давайте отдохнем, да не просто так, а с пользой.

ФИЗМИНУТКА  (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ)

 Ой, зайчата как замерзли, и у всех холодный нос!

 Ой, зайчата как замерзли, и у всех холодный хвост!

 Чтобы зайчикам согреться, надо всем нам поскакать,

 Чтобы зайчикам согреться, надо лапки потирать.

 Зайки лапки согревают вот и эдак, вот и так!

 Зайки лапками играют вот и эдак, вот и так!

 Вот присели все зайчата и тихонечко сидят –

 Нет ли хитрой здесь лисички? Во все стороны глядят.

 Но в лесу все очень тихо, зайки прыгают опять.

 Очень любят наши зайки веселиться и играть!

 Лапку в бок, лапку в бок.

 Лапкой топ, лапкой топ.

 Покружились веселей возле елочки своей!

УЧИТЕЛЬ.

- Молодцы. Мы с пользой отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. (Дети проходят на свои места).

-Покроем ёлочки снегом.

  1. Кладём белую краску на плоскую палитру.
  2. Дотрагиваемся штампом.
  3. Пробуем на черновике. Если оттиск устраивает, выполняем его сначала по краям ёлочки.

УЧИТЕЛЬ

- Мы с вами заранее приготовили большой лист бумаги, выбрали и нанесли фон для нашей работы. Давайте расположим  елочки на этой незаконченной картине, чтобы у нас получился настоящий зимний лес.

- Сравните, наши елочки по размеру. Покажите большие елочки. Маленькие елочки.

– Где  будем располагать  дерево большое? (Ближе к нижнему краю листа)

– Как выглядят деревья вдали? (Меньше)

УЧИТЕЛЬ. По окончании работы дети рассматривают коллективную композицию.

-Молодцы. Ребята! У вас получился настоящий зимний лес.

(- Наша пьеса называется «Рукавичка».  Её потерял старик. (Показ)

 Но чего – то на ней не хватает.  Чего? (Узоров)

- Что можно нарисовать на рукавичке? (Ответ детей).

Дети рисуют придуманный узор.

Итог занятия  Учитель задает каждому ребенку вопрос: « Что тебе понравилось больше всего на занятии? Какая игра тебе запомнилась? Кому ты расскажешь о сегодняшнем занятии» И т.д.  

УЧИТЕЛЬ.

- Какие вы молодцы! Занятие сегодня было очень интересным. Вы много знаете о зиме. При выполнении  коллективной композиции вы работали дружно,  и у вас получилась замечательная работа.

Ученик читает стихотворение Ф Тютчева  «Чародейкою Зимою»

УЧИТЕЛЬ  А я хочу закончить наше занятие такими словами: Любите искусство, любите театр, это и есть настоящее счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Урок по литературному чтению по теме: Украинская народная сказка «Рукавичка».

Урок по литературному чтению по теме: Украинская народная сказка «Рукавичка»....

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....

Презентация к уроку литературного чтения для 1 класса по программе "Начальная школа 21 века" Э. Успенский "Если был бы я девчонкой...", Украинская народная сказка "Рукавичка"

Материал презентации основывается на разработке урока литературного чтения для 1 класса по программе «Начальная школа XXI века»  с сайта Мультиурок  ...

«Изготовление декораций для театра теней сказки «Золушка»»

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»Номинация: урок для школьников, приуроченный к Году театра в Российской ФедерацииКласс: 2 класс, 9-10 лет.Форма проведения: урок технологииОткр...

Украинская народная сказка "Рукавичка"

Украинская сказка "Рукавичка" учит детей быть дружными, все делать вместе и тогда любое задуманное дело получиться....