Дистанционное обучение в школьном образовании - требование времени.
статья по теме

Золина Наталья Ивановна

В статье поднимается вопрос о роли и возможностях дистанционного обучения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл distantsionnoe_obuchenie_v_shkolnom_obrazovanii_statya.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Дистанционное обучение в школьном образовании – требование времени.

Золина Наталья Ивановна ( natalya_zolina@bk.ru)

(ГБОУ СОШ №594)

Аннотация.

В статье поднимается и рассматривается вопрос о роли и возможностях дистанционного обучения  в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях  ФГОС.

       В большинстве случаев в нашей стране обучение детей с целым рядом заболеваний по медицинским показателям организуется на дому. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. А существующая практика организации надомного обучения уже не может в полной мере обеспечить качественное образование и интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья. Поэтому в настоящее время получение общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья  связывают с дистанционными технологиями.

      В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение обретает самостоятельную жизнь, становится одним из важных направлений в образовании. Дистанционное обучение основано на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, является одной из форм непрерывного образования, при этом процесс  не зависит от расположения  обучаемого в пространстве и времени.

     Данная технология представляет  возможность создать индивидуальную траекторию продвижения для каждого ребенка за счет возможности выбора уровня и вида представления материала в зависимости от особенностей (ограничений) и индивидуального развития, организовать самостоятельно продвижение по теме (пошаговое).

    Индивидуальный подход в обучении таких детей- это основа их обучения. 
Необходимо скорректировать учебную программу, учитывая умственные и физические особенности учащегося, подготовить индивидуальный курс обучения. 

     Учитывая психофизиологические особенности  детей с ОВЗ, полноценное обучение может быть достигнуто путем специфической реализации программ.

     При организации дистанционного обучения необходимо помнить, что содержание учебного материала должно сочетать в себе учебные задания  и коррекционные, способствующие активизации и развитию нарушенных и психических функций.

      Следует помнить об особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья, таких как:

  •  Недостаточность пространственных представлений
  •  Задержка формирования основных моторных функций
  •  Замкнутость и истощенность психических процессов        
  •  Нарушение последовательности и темпа созревания двигательных  функций
  • Трудности переключаемости внимания.

      Организация обучения в дистанционном режиме должна  предусматривать и  меньший объем учебного материала, предполагаемый к изучению  учеником за одно занятие, перерывы и паузы через 10-15 минут работы.

    Оформление электронных учебных материалов должно строиться с учетом особенностей детей о ОВЗ: межстрочный интервал, цвет букв, фон.

       Дистанционное обучение  помогает ученику полноценно включиться в образовательную и во внеурочную деятельность, стимулирует положительное отношение ученика к учебно- познавательному процессу в формате дистанционного взаимодействия, стимулирует интеллектуальную деятельность, развивает пространственное мышление, память, логику, приучает работать и  самостоятельно справляться с поставленной задачей , развивает мелкую моторику рук.

      Дистанционное обучение позволяет учителю разнообразить виды контроля, создает условия для реализации личностно- ориентированного подхода к ребенку, расширяет способы передачи учебной информации.

Несомненным преимуществом является и модульный принцип, который положен в основу дистанционного обучения. Урок,  разбитый на модули, позволяет делать паузы на любом шаге урока, и ,возвращаясь к уроку, начинать его с учетом возможностей ребенка с любого шага, позволяет вернуться к любому модулю с целью повторения и закрепления.

     Однако, использование дистанционных образовательных технологий в школе  развивается недостаточно активно по нескольким причинам:

  • Нет единой методической базы
  • Неготовность учителей к использованию этих технологий
  • Не готовы дети к переходу на использование дистанционных технологий, у многих плохо развит  навык самостоятельной работы
  • Настороженность и порой недоверие родителей  к новой технологии обучения

      Только совместная работа учителей, психологов, педагогов, врачей, родителей, служб социальной защиты и правительства, даст возможность организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы наиболее эффективно, безопасно для ребенка построить процесс обучения, воспитания и развития.

      Использование  дистанционных образовательных технологий в школьном образовании становится требованием времени.

Используемый в подготовке материал:

zdd.1september.ru2005/04/5.htm

nsportal.ruШколаОбщепедагогические технологии…-v-uchebnom-processe

do.rcokoit.rufile.php/1/teacher.pdf

nsportal.ruШкола›… innovacionnogo-razvitiya

nsportal.ruШколаМатериалы МОdistantsionnoe-obuchenie

www.prodlenka.org/

www.lokos.net/‎

ru.wikipedia.orgДистанционное обучение

pedsovet.suСтатьиОбразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Многие считают, что дистанционное образование – это обновленная форма классического заочного обучения. Это в корне ошибочное мнение. В отличие от поточного заочного обучения, когда все обучаются по од...

Технология дистанционного обучения "Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения эффективности и доступности образования"

Материал для работы МО по теме:"Использование дистанционно обучающей технологии как средства повышения  эффективности и доступности образования". В работе представлены материалы, которы...

Дистанционное обучение в системе школьного образования

Дистанционное обучение в системе школьного образования...

Дистанционное обучение. 4 класс. О времени и о часах.

Задание 1." Будь внимателен". Возьми только те буквы, которые в данной строке не повторяются. Задание 2. " Найди синонимы". У слова "время" есть синонимы. Попробуй пр...

Дистанционное обучение. 4 класс. Еще раз о времени.

Задание 1. " Говорящие часы". Перед тобой циферблат механических часов, но вместо чисел в нем -буквы. Расшифруй слова, записанные в виде чисел. Зашифруй в том же ключе слова. ...

Урок русского языка в 3 классе для дистанционного обучения Тема: Род глаголов в прошедшем времени.

Урок русского языка в 3 классе для дистанционного обученияТема: Род глаголов в прошедшем времени.Цель: формирование представления у учащихся о глаголах прошедшего времени, суффиксом–л -, изменен...

«Дистанционное обучение как средство повышения качества и доступности общего образования на примере обучения детей с ОВЗ»

Краткая характеристика 5 сервисов для повышения качества процесса образования и воспитания детей с ОВЗ....