Метапредметное занятие по формированию регулятивных УУД. Тема занятия "Что значит учиться? Что такое учебная деятельность?"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МЕТАПРЕДМЕТНОГО ЗАНЯТИЯ
Учитель | Шумейко Марина Александровна |
ОУ | МОУ Кипчаковская СОШ Кораблинского района |
Вид УУД | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД |
Класс: | 1 |
Тема занятия | Что значит учиться? Что такое учебная деятельность? |
Цели учителя | 1.Создать условия для формирования представлений об учебной деятельности. 2. Организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности. |
Цели учебной деятельности (цели ученика) | Узнать, что значит учиться. Научиться отличать учебную деятельность от других видов деятельности.
|
Средства контроля достижения целей учебной деятельности | Вопрос: «Что значит учиться?»
Вопрос: «Чем отличается учебная деятельность от других видов деятельности?» |
Опорные знания |
|
Новые знания | Основные части учебной деятельности: вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения, и сделать то, что раньше не получалось. Результат учебной деятельности - новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог.
|
Задачи занятия | Организовать мотивацию к усвоению нового знания Организовать актуализацию знаний учащихся и фиксацию затруднения при ответе на вопрос: «Что значит учиться?» Организовать деятельность учащихся по выявлению причин затруднения Организовать проблемное объяснение нового знания Организовать первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи Организовать самостоятельную работу учащихся Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
Оборудование | Детали поделки. Образец сувенира |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта метапредметного занятия по формированию регулятивных УУД
Тема: Что значит учиться? Что такое учебная деятельность?
Цели учителя: создать условия для формирования представлений об учебной деятельности; организовать выделение и фиксацию личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельности
Цель ученика | Уровни усвоения знания | Внешне наблюдаемые действия | Средства контроля достижения цели | Критерии и шкала оценки |
Узнать, что значит учиться | знакомство | Правильно отвечают на вопрос: «Что значит учиться?» | Вопрос: «Что значит учиться?» | Ответ считается полным, если в тексте ответа содержится формулировка двух существенных компонентов процесса учения: «Учиться – это значит, когда сам что-то пытаешься сделать, и это не получается по причине что еще чего-то не знаешь или не умеешь, во-первых, выяснить чему тебе надо научиться, а во-вторых, самому (как условие) приобрести нужные знания и умения, и потом успешно сделать то, что раньше не получалось». – 2 балла. Ответ считается неполным, если пропущен один из двух выделенных существенных компонентов процесса учения и/или не указаны необходимые условия для его возникновения, начала и завершения, содержащиеся в полном ответе. − 1 балл. Отсутствует ответ, если нет указаний на существенные компоненты процесса учения и необходимые условия для его возникновения и завершения – 0 баллов. |
Опорные знания | Новые знания |
Основные части учебной деятельности: вначале, когда сам что-то делаешь и не получается, надо понять, почему не получается и чему надо научиться; потом надо самому найти нужные знания и умения, и сделать то, что раньше не получалось. Результат учебной деятельности - новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я (ученик) раньше делать не мог. |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивация | Организует беседу с учащимися. -Сегодня мы отправимся в путешествие по стране знаний вместе с Мишей и Леной. Познакомимся с ними поближе. Лена, как и вы, только поступила в 1 класс. Миша учится уже в 4 классе и помогает сестре. Открывает слайд с изображением Лены и Миши. -Лена задала брату вопрос: «Для чего нужно каждый день ходить в школу, сидеть на уроках, выполнять домашние задания?» -Как бы вы, ребята, ответили на вопрос Лены? Зачем вы пришли в школу? - Да, вы, действительно, пришли в школу, чтобы учиться. - Теперь познакомимся с родителями Лены и Миши. Открывает слайд с изображением семьи. - Догадайтесь, кем они работают. Чем приходится им заниматься? - Родители каждый день ходят на работу, а вы в школу, можем ли мы сказать, что учеба – это особая деятельность? -Действительно, учиться – это особая работа. Теперь у вас тоже есть такая работа – УЧИТЬСЯ. | Дают разные варианты ответов. - Все ходят в школу, и я хожу. - Так хотят мои родители. - Чтобы стать умнее. - Учиться, получать оценки. -Учиться и получать знания. Высказывают свои предположения. - Да, можем. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения | Демонстрирует слайд. -Лена в недоумении: «Что значит «учиться»?» -Кто точно знает и может объяснить, что значит учиться? Расскажите, что значит, на ваш взгляд учиться. -У кого другое мнение? -У кого нет варианта ответа? -Видите, у каждого из вас свой ответ или нет ответа вовсе. А надо найти один общий на всех ответ, ведь в классе учатся вместе! -На какой вопрос вы не смогли найти общий ответ? | Высказывают свои мнения. -Узнавать новое. -Становиться умнее. -Уметь все делать без чьей-либо помощи. - На вопрос «Что значит учиться?» |
3. Выявление причины затруднения | -Почему мы не смогли дать Лене конкретный ответ? -Какую цель можно поставить перед собой. | - Мы не знаем, что значит учиться. -Узнать, что значит учиться. |
4. Проблемное объяснение нового знания | -Вспомните случай, когда вам приходилось много раз повторять одно и то же, одни и те же действия, чтобы научиться чему-то. - Почему у вас сразу не получалось? В чем было ваше затруднение? - Что вы стали делать, когда не получилось? - После того как разобрались, что было не так, и как надо было действовать, что вы сделали, чтобы научиться? - Так что же сначала важно понять, когда учишься? - А как можно понять, что я не знаю и не умею? -Итак, «учиться» - это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось. На слайде постепенно получается схема: -Сегодня мы с вами говорили, что учиться – это особая работа, особая деятельность. А как бы вы назвали эту деятельность? -Из каких же частей состоит учебная деятельность? -Как вы считаете, а что является результатом учения? -Что меняется в ученике, когда он учится? - А кому и для чего нужны результаты твоей учебной деятельности? - Правильно, ребята. Ведь если не учиться, вот, что может получиться. Демонстрирует картинки на слайдах. -Взялся бы неуч дом строить - стена бы завалилась. Пошел бы в моряки – корабль на мель посадил. Решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав – на спине, воротник – на животе. И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить большегрузные машины или самолеты в голубом небе, – прежде всего, надо учиться. Школа – начало пути к любой профессии. На слайдах появляются слова: активность, застенчивость, смелость, старательность, честность, серьезность, начитанность, бережливость, трудолюбие, любознательность, нахальство, находчивость, усидчивость, упорство, рассеянность. Просит прочитать слова читающих детей (или читает сам). -Выберите те качества, которые, помогут вам учиться. -Можете ли вы дополнить список таких качеств? | Приводят свои примеры. Называют варианты ответов. - Стали разбираться, что сделали не так, как надо было действовать. - Повторили заново то, что раньше не получалось. - Понять, чего я не знаю и не умею. - Надо попробовать самому сделать. - Попробовать выполнить действие, выяснить, что не знаем и не умеем. - Учеба, учебная деятельность. - При выполнении пробного действия (1), понять чего я не знаю и не умею (2), самостоятельно найти способ и применить его (3), т. е. приобрести умения. - Новые знания и новые умения, которые позволят мне (ученику) сделать то, что я раньше делать не мог. - Изменяются знания и умения: вначале у меня (него) были одни знания и умения, а в ходе учебной деятельности появились другие знания и умения. -Знания и умения нужны мне для последующей учебы, успешной работы и жизни. Выбирают и озвучивают слова, обозначающие качества, которые, по их мнению, помогут в учении. По возможности дополняют этот список. |
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -А теперь давайте еще раз для Лены повторим, что значит - «я учусь»? - Вы поняли, что значит учиться? – Молодцы! А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно. | Повторяют хором. -Это значит, когда я что-то делаю… (сам и не получается), я, во-первых, |
6. Самостоятельная работа | -Из деталей, лежащих у вас на партах, нужно изготовить сувенир для Лены и Миши. Показывает образец. -Вы когда-нибудь раньше мастерили такую поделку? -Хотите научиться ее делать? - Расскажите, как вы будете действовать? Посмотрите на экран, картинки на слайде помогут вам. -Назовите, чему вы должны научиться, что вы пока -Что будете делать дальше? - У всех ли получился сувенир? -Я думаю, что наши новые друзья будут довольны. | -Нет. -Хотим. -Мы будем делать поделку сами. -Мы пока не знаем, как из этих деталей сделать поделку. - Надо узнать, найти способ, как ее сделать правильно. Дети выполняют поделку. Сравнивают с образцом. Проводят самооценку выполнения задания. |
7. Рефлексия | -Вспомните, что же вы узнали на этом занятии? -Что значит «учиться»? Кто понял, что такое учиться? -Кто сам научился мастерить поделку? Молодцы! -Пригодится это вам в дальнейшем? Где? - Но вы только начинаете учиться. Как это | -Мы узнали, что значит учиться. -Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, чего не знаешь, а во-вторых, самому найти способ и сделать то, что раньше не получалось. Высказывают свои мнения. |
Используемая литература
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.
- Освоение метапредметного содержания в процессе перехода к новым стандартам общего образования : учеб.-методич. пособие / Ю. В. Агапов, Т. В. Васильченкова, Л. В. Мишакова ; под научной ред. Ю. В. Агапова ; Мин-во образования Ряз. обл., обл. гос. бюдж. образоват. учр-е доп. профессион. образ-я «Ряз. ин-т развития образования». – Рязань, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-234832-1364977344.jpg)
Выступление на видеоконференции на тему "Реализация метапредметного подхода при формировании универсальных учебных действий школьников на уроках математики"
Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Поэтому задачами своей работы на урока...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/26/picture-209868-1393433917.jpg)
Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"
Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-392116-1390834375.jpg)
формирование регулятивныхУУД при обучении решению текстовых задач
В статье рассматривается понятие регулятивные универсальные действия; приемы формирования регулятивных УУД при решении текстовых задач....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/08/picture-137029-1591597279.jpg)
Мастер - класс на тему "Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических представлений
данный материал рассказывает о том, как можно организовать работу для формирования предпосылок познавательных УУД для детей 6-7 лет на занятиях по формированию элементарных математических предст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/14/picture-865322-1481740995.jpg)
Занятие кружка «Юный математик» Тема : «Выражения с буквой, сравнение таких выражений».
Занятие кружка «Юный математик» 2класс «А»Тема : «Выражения с буквой, сравнение таких выражений».Дидактическая цель: создание условий для усвоения обучающимися представлений о буквенных вы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/18/picture-770947-1487420401.jpg)
Метапредметное занятие по формирование способности понимания
Роль лекарственных растений в жизни человека....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538584-1416919958.jpg)
Метапредметное занятие «Метод Fishbone» - один из способов формирования критического мышления. Урок русского языка "Второстепенные члены предложения"
Тип урока – изучение нового материала.Компетенции: Учебно –познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности....