"Цена ломтика".
классный час на тему

Сидорова Татьяна Николаевна

Хлеб - всему голова. Моей целью было воспитать бережное отношение детей к хлебу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsena_lomtika.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС.

ТЕМА: «ЦЕНА ЛОМТИКА».

КЛ.РУКОВОДИТЕЛЬ: СИДОРОВА Т.Н.

ЦЕНА ЛОМТИКА.

Цели: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба; воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу.

Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей или иллюстрации;  разные виды хлеба (по возможности): булочки, белый хлеб, ржаные изделия, пряники и т.д.

Ход классного часа.

С целью подготовки детей к восприятию материала целесообразно начать классный час с чтения стихотворений или предложить детям отгадать загадки.

  1. Вступительная часть.
  •  Отгадайте:

Широко, а не море,

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра – на столе.

                                    (Хлеб).

Слово учителя. Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок.  Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека.  Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы – «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.

Дети читают поочередно стихотворения о хлебе.

В нем – здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,

Ветер песню им поет,

Капитаны-комбайнеры

Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот ее берут,

В порошок ее сотрут!

На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

  1. Рассказ учителя.

Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь еще в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: «Будете добывать хлеб в поте лица своего». На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба: белый и черный.

  • Почему один хлеб черный, другой – белый? (Пшеничная и ржаная мука).
  • Из чего готовят отрубной хлеб?

Мельничные жернова перетирают зерно на муку, мука просеивается сквозь сито, остаются отходы – оболочка зерна. Это – отруби, прекрасное лечебное средство. Отруби добавляют в некоторые сорта хлебобулочных изделий, кормят животных.

Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: «Мир народам, хлеб – голодным». Паек в блокадном Ленинграде был таков: служащему – 125г хлеба, рабочему – 200г (показать кусочек в 125г) и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. Ведь нужно было работать.

Читает ученик.

       ВОЕННЫЙ ХЛЕБ.

Я помню хлеб, военный, горький,

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой крошке,

В каждой корке

Был горький вкус людской беды.

На той беде замешан круто

Нелегкий хлеб нелегких дней,

Но как сладка была минута,

Когда кусок в руке моей

Посыпан был щепоткой соли,

Приправлен маминой слезой.

Я есть хотел, а мама  с болью

Взгляд отводила стороной.

Как горе было гостем частым

(Им были детства дни полны).

Особо помню я, что счастью

Был равен горький хлеб войны.

                                              А.Морозов.

  • А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
  • Если хлеб остался, что с ним можно сделать? (Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлькой с водой. Посушить сухарики, сделать гренки.)

  1. Викторина «Мозговой штурм».

Вопросы викторины:

  1. В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму.)
  2. Куда зерно везут после уборки? (На элеватор – хранилище для зерна.)
  3. Где зерно превращают в муку? (На мельнице.)
  4. Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто.)
  5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара.)

  1. Рассказ учителя (продолжение).
  • Какие  вы знаете правила пользования хлебом? (Ответы детей.)

Учитель. Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила:

  • Бери хлеба столько, сколько съешь.
  • Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.
  • Знаете ли вы, что из одного зернышка получается около 20 млг муки? Это значит, что для выпечки одного батона требуется мука от помола 10 тыс.зерен.

  1. Работа с пословицами.

Учитель. Вспомним народную мудрость о хлебе – пословицы. (Ответы детей.)

Задание: доскажите вторую часть пословицы.

  •  Не шуба греет, а … (хлеб).
  •  В дороге хлеб не … (помеха).
  •  Не будет хлеба, … (не будет и обеда).
  •  Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).
  •  У кого хлебушко, у того и … (счастье).
  •  Хлеб всему … (голова).
  •  Без печки холодно – без хлеба … (голодно).

  1. Заключительная часть.

Слово учителя. И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба!».

Придержимся русской традиции гостеприимства.

На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.

Дидактический материал.

              О ХЛЕБЕ

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!»

Не мечтам мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб вы, люди,

научитесь хлеб беречь!»

                                 Н.Тихонов.

       РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут,

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно!

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного,

И если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду,

И колосом стану,

И к людям приду».

                                              Я. Дегутите.

КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИХОДИТ

Есть пословица в народе –

«Хлеб – на стол,

         и стол расцвел».

Ну а все же как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

Он рождается в бороздках.

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля –

              земля не просто,      

А кормилица-земля!

Зеленеют дружно всходы.

Присмотрись:

                       увидишь тут

Самый главный труд народа,

Самый нужный в мире труд.

Хлеб созрел.

В полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят хлеборобы

Полевые корабли.

Из машин рекой струится

На совхозное гумно

Наше золото – пшеница,

Золотистое зерно.

Стал ветряк уже не годен –

Староват и маловат.

Заменил его сегодня

Мукомольный комбинат.

По цехам пройдешь – порядок:

Закрома полны муки,

Зерна мелют автоматы –

Очень умные станки.

Автомат замесит тесто,

Автомат развесит тесто,

Автомат нарежет тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе:

«Хлеб – на стол,

         и стол расцвел».

Хлеб нелегкий путь проходит,

Чтоб попасть к тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда.

                                           И.В.Персидская.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цена ломтика.

Внеклассное мепоприятие (классный час) о пользе хлеба, о его ценности. Воспитание бережливого отношения к хлебу.Есть пословица в народе-"Хлеб на стол - и стол расцвел".Ну а все же как  приходитЭт...

Беседа на тему "Цена ломтика хлеба"

Беседа в рамках кружка "Основы здорового питания" на тему "Цена ломтика хлеба" (4 класс)...

"Цена ломтика"

Углубить и  расширить знания о  хлебе, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба...

Классный час "Цена ломтика". 3 класс.

Этот классный час можно провести и как отдельное внеклассное мероприятие.Цели: - расширить знания о пользе хлеба, его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;- воспитывать чувство бережливого отношения к ...

Классный час "Цена ломтика"

Цель урока: Раскрыть значение хлеба, важность труда земледельца.Задачи урока:1. Воспитывать чувство бережного отношения к хлебу.2. Воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба.3. Сп...

Цена ломтика.

Конспект занятия в группе продлённого дня....

Классный час "Цена ломтика"

познакомить детей с заповедями русского народа о хлебе;показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека;воспитывать бережное отношение к хлебу....