Программа ВД "Школа развития речи"
материал по теме

Программа ВД "Школа развития речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_razvitiya_rechi.docx65.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д.КОЧКИНО

ВЕРХНЕКАМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений

Школа  развития  речи

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: общеинтеллектуальное

                                    Автор: Орлова Г.Н.,

                                               учитель начальных классов

                                                   

                                      д.Кочкино

                                             2012

Содержание

Пояснительная записка

1. Учебно-тематический план

1.1. Первый год обучения

1.2. Второй год обучения

1.3. Третий год обучения

1.4. Четвёртый год обучения

2. Содержание программы

2.1. Первый год обучения

2.2. Второй год обучения

2.3. Третий год обучения

2.4. Четвёртый год обучения

Библиографический список

Приложения

                                 Пояснительная записка

                                                                                                                                                                                                                                                                Актуальность программы:

      Одним из показателей уровня культуры человека является его речь. Считается, что речь – это канал развития интеллекта. Речь шлифует и совершенствует мысль. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Речевое развитие определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

      Количество учащихся, у которых речевое развитие не соответствует возрасту, увеличивается ежегодно. Нарушение компонентов языковой системы у школьников характеризуется следующими проявлениями:

        - нарушением структуры речи с преобладанием ошибок фонематического типа;

         - ограниченным словарным запасом;

         - бедностью и стереотипностью синтаксического оформления речи;

        - неразвитостью связной речи.

У детей слабо сформированы психические процессы (как вторичные проявления речевого отставания).

В программе начальной школы недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся.

Появилась необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

Программа «Школа развития речи» направлена на решение данной проблемы. Программа составлена на основе программы курса «Речь» (авторы: Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова).

Новизна программы

  Содержание программы «Школа развития речи» отличается личностной ориентацией и концентрическим расширением объема материала от класса к классу. На материале программы формируются ведущие компетенции личности: коммуникативная, социальная, информационная.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Программа составлена в соответствии с нормативными актами федерального уровня:

  • Законом «Об образовании»
  • Письмом Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. №03-296
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011г. №2357 «Об изменениях, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009г. №373»                    

При составлении программы учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

На уровне школы нормативными документами, определяющими правовое поле для организации внеурочной деятельности для учащихся школы, кроме перечисленных, являются: Закон «Об образовании Кировской области», Типовое положение об образовательном учреждении, Устав школы, приказы директора, локальные акты школы.

Цель программы: 

     Повышать уровень языкового развития школьников.

Задачи программы:

             - содействовать усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических норм, синтаксических конструкций;

            - способствовать формированию речевых интересов и потребностей младших школьников;

            - решать проблемы интеллектуального развития детей.

       

Основные принципы содержания программы:

  • Принцип сознательности и активности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к деятельности.
  • Принцип доступности и индивидуализации. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
  • Принцип повторения. В результате повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип активного обучения заключается в использовании активных форм и методов обучения.

Аудитория: программа рассчитана для работы с учащимися 1-4 классов в возрасте от 7 до 11 лет.

Срок реализации программы: программа рассчитана на 4 года.

Формы проведения:  

  1. Занятия по рабочей тетради Т.Н.Соколовой «Школа развития речи».
  2. Ролевые игры.
  3. Конкурсы, викторины.
  4. Защита проектов.
  5. Диагностики и проверочные работы.

           На изучение курса «Школа развития речи» в каждом классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 часов: 1 класс- 33 часа, 2-4 классы – по 34 часа.

       Материал представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Речь. Техника и выразительность речи.
  • Слово
  • Предложение и словосочетание
  • Текст
  • Культура общения

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса и

построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового характера. Речевое творчество.
  3. Занимательные задания (языковые игры и др.).

Ожидаемые результаты

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

Коммуникативные

Учащиеся  научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);            

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

 - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные

Учащиеся  научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение);

- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

- пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

  - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Личностные

У учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств  для  выражения мыслей и чувств;

- внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивая учебно-познавательная  мотивация учения, интерес  к изучению курса;

     - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи.

Виды контроля:

  1. Диагностики.
  2. Проверочные работы.
  3. Защита проектов.
  4. Исследовательская работа.

Способы определения достижения результатов

1 класс: проекты: «Пословицы», «Сказочная страница» (по выбору).

2 класс: декабрь – проекты: «Фразеологизмы»,  «Пословицы», «Загадки» (по выбору), май – проект «И в шутку и всерьез».

3 класс: декабрь – проект «Рассказ о слове», май – проект «Словари».

4 класс: проект «Классная стенгазета», исследовательская работа «Говорите правильно».

                             1. Учебно-тематический план

                       1.1.Первый год обучения

№ занятия

                                 Тема

 Количество часов

теория

практика

 1-2

Входные диагностики

   2

 3-4

Речь. Выразительность речи

   0,5

   1,5

   5

Слово, его значение

   0,5

   0,5

   6

Озорные буквы

   0,5

   0,5

   7

Прямое и переносное значение слова

   0,5

   0,5

   8

Многозначные слова

   0,5

   0,5

   9

Омонимы

   0,5

   0,5

  10

Точность речи. Синонимы.

   0,5

   0,5

  11

Точность речи. Антонимы

   0,5

   0,5

  12

Тематические группы слов

   0,5

   0,5

  13

Наш цветной мир

   1

  14

Что на что похоже

   1

  15

Проверочная работа

   1

 16

Загадки

   1

  17

Культура речи. Вежливые слова.

   

   1

  18

Пословицы

   1

  19

Учимся рассуждать

   1

  20

Текст

   1

  21

Тема текста

   1

  22

Заглавие текста

   1

  23

Опорные слова

   1

 24-25

Мы строим текст

   2

 26-27

План текста

   2

 28-29

Подготовка и защита проектов: «Сказочная страница», «Пословицы» (по выбору)

   2

  30

Конкурс эрудитов

   1

  31

Проверочная работа

   1

  32

Диагностики

   1

  33

Резерв

   1

Итого

  4,5

  28,5

                                      1.2.Второй год обучения

№ занятия

                    Тема

      Количество часов

теория

практика

   1-2

Входные диагностики

   2

   3

Слово. Значение слова. Многозначные слова.

   1

   4

Омофоны, омоформы

  0,5

  0,5

   5

Синонимы, антонимы

   1

  6-8

Фразеологизмы

  0,5

 2,5

  9

Пословицы

   1

  10

Изобразительные средства языка. Сравнение.

   0,5

  0,5

  11

Олицетворение

  0,5

  0,5

 12-13

Подготовка и защита проектов: «Фразеологизмы», «Пословицы», «Загадки» (по выбору)

   2

  14

Проверочная работа

   1

  15

Текст. Тема текста. Заглавие.

   1

  16

Текст. Опорные слова.

   1

  17

План

   1

  18

Виды планов

   1

  19

Связь между предложениями в тексте

   1

  20

Связь между частями текста

   1

  21

Работа с деформированным текстом

   1

  22

Редактирование текста

   1

 23-24

Типы текста. Описание.

  0,5

  1,5

  25

Текст - сравнительное описание

   1

  26

Типы текстов. Повествование.

   1

  27-28

Типы текстов. Рассуждение.

  0,5

  1,5

  29

Сочинение на тему «Мой выходной день»

   1

  30

Редактирование текста

   1

  31

Повторение пройденного

   1

  32

Защита проектов  «И в шутку и всерьез»

   1

 33

Диагностика

   1

  34

Конкурс эрудитов

   1

Итого

   3

  31

                 1.3. Третий год обучения

№ занятия

                     Тема

 Количество часов

теория

практика

   1

Диагностики

   1

   2

Многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны.

   1

   3

Фразеологизмы

   1

   4

Сравнения

   1

   5

Олицетворение

   1

   6

Эпитеты

  0,5

  0,5

   7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные

  0,5

  0,5

   8

Заимствованные слова

  0,5

  0,5

   9

Этимология

  0,5

  0,5

  10-11

Имена. Отчества.

  0,5

 1,5

  12

Топонимы

  0,5

  0,5

  13

Устаревшие слова

  0,5

  0,5

 14-15

Подготовка и защита проекта «Рассказ о слове»

   2

  16

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

   1

 17-18

Типы текстов. Тема текста. Опорные слова.

   2

 19-20

Цепная связь предложений в тексте

  0,5

 1,5

  21

Параллельная связь предложений в тексте

  0,5

  0,5

 22-23

Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание»

   2

 24-26

Единый временной план текста

  0,5

  2,5

27-28

Стили речи

  0,5

  1,5

  29

Культура общения

   1

  30

Научный стиль

  0,5

  0,5

  31

Проверочная работа

   1

 32-33

Защита проектов «Словари»

   2

  34

Диагностика

   1

Итого

   6

  28

                     1.4. Четвертый год обучения

№ занятия

                     Тема

 Количество часов

теория

практика

   1

Диагностики

   1

   2

Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

  0,5

0,5

  3-4

Фразеологизмы

   2

   5

Диалектизмы

  0,5

  0,5

   6

Сравнение, эпитеты, олицетворение

   1

   7

Метафора

  0,5

  0,5

   8

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

  0,5

  0,5

  9-10

Сочинение по пословице

   2

  11

Художественный стиль

  0,5

  0,5

  12

Сочинение – пейзажная зарисовка

   1

  13

Рифма

  0,5

   0,5

  14

Диалог и монолог

   1

 15-16

Драматические импровизации

  0,5

   1,5

 17-18

Композиция текста. Основные элементы композиции.

  0,5

   1,5

  19

Сочинение по необычному началу «Если вдруг…»

   1

  20

Сочинение-миниатюра в художественном стиле

   1

  21

Сочинение сказки по опоре

   1

  22

Публицистический стиль

  0,5

  0,5

  23

Газетно-публицистический стиль

  0,5

  0,5

 24-25

Проект «Классная стенгазета»

   2

  26

Официально-деловой стиль

   1

 27-28

Тезисы. Конспект.

   2

  29

Аннотация

   1

  30

Эпистолярный жанр

   1

  31

Проверочная работа  

   1

  32

Защита исследовательской работы «Говорите правильно»

   1

  33

Диагностика

   1

   34

Резерв

   1

Итого

  10

  24

                          2. Содержание программы

                                    2.1.Первый год обучения

№ занятия

          Тема

 Количество часов

        Содержание

теория

практика

 1-2

Входные диагностики

   2

Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки

 3-4

Речь. Выразительность речи

   0,5

   1,5

Устная и письменная речь. Требования к дыханию и голосу. Дикция. Скороговорки.

   5

Слово, его значение

   0,5

   0,5

Значение слова. Толковый словарь

   6

Озорные буквы

   0,5

   0,5

Важность сохранения позиции каждой буквы в слове.  Анаграммы. Шарады

   7

Прямое и переносное значение слова

   0,5

   0,5

Понятие о прямом и переносном значении слов. Загадки.

   8

Многозначные слова

   0,5

   0,5

Определение значений многозначных слов. Конструирование образных выражений

   9

Омонимы

   0,5

   0,5

Нахождение омонимов в текстах и определение их значений. Языковые игры с омонимами

  10

Точность речи. Синонимы.

   0,5

   0,5

Значение синонимов в речи. Подбор синонимов. Редактирование текста.

  11

Точность речи. Антонимы

   0,5

   0,5

Антонимы в поговорках, пословицах, загадках, сказках. Подбор антонимов к словам.

  12

Тематические группы слов

   0,5

   0,5

Объединение слов в группы по темам.

  13

Наш цветной мир

   1

Представление об образности.

  14

Что на что похоже

   1

Сравнение. Загадки. Языковые игры

  15

Проверочная работа

   1

См. тетрадь «Школа развития речи» ч.1 стр.57

 16

Загадки

   1

Отгадывание загадок. Омонимы, синонимы, антонимы в загадках. Шарады

  17

Культура речи. Вежливые слова.

   

   1

Слова приветствия, прощания, благодарности.

Ролевые игры

  18

Пословицы

   1

Образные выражения в речи. Объяснение и составление пословиц.

  19

Учимся рассуждать

   1

Редактирование предложений.

Определение порядка расположения предложений.

  20

Текст

   1

Найти текст среди записей.

Разделить текст на предложения. Составить текст из данных предложений.

  21

Тема текста

   1

Сравнение текстов. Определение темы текстов. Составление текстов на определенную тему.

  22

Заглавие текста

   1

Определение основной мысли текста. Озаглавливание текстов. Определение содержания текста по заглавию.

  23

Опорные слова

   1

Выделение опорных слов в тексте. Составление текста по опорным словам.

 24-25

Мы строим текст

   2

Коллективное и самостоятельное составление текста по опорным словам, по началу текста. Определение порядка частей текста.

 26-27

План текста

   2

Определение порядка частей текста. Нахождение в тексте начала, середины, конца. Составление плана. Пересказ текста по плану.

 28-29

Подготовка и защита проектов: «Сказочная страница», «Пословицы» (по выбору)

   2

Индивидуальная работа под руководством учителя и родителей.

  30

Конкурс эрудитов

   1

  31

Проверочная работа

   1

См. тетрадь «Школа развития речи» ч.2 стр.48

  32

Диагностики

   1

Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, умения читать и различать звуки

  33

Резерв

   1

Итого

  4,5

  28,5

     

                           

                                                   1.2.Второй год обучения

№ занятия

          Тема

 Количество часов

        Содержание

теория

практика

   1-2

Входные диагностики

   2

Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, навыка чтения.

   3

Слово. Значение слова. Многозначные слова.

   1

Ненормативная лексика. Метаграммы. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

   4

Омофоны, омоформы

  0,5

  0,5

Омонимы и их разновидности. Составление предложений с омофонами и загадок с омоформами.

   5

Синонимы, антонимы

   1

Нахождение синонимов и антонимов в сказках. Подбор синонимов и антонимов к данным словам

  6-8

Фразеологизмы

  0,5

 2,5

Словарь фразеологизмов. Объяснение значений фразеологизмов. Дополнение фразеологизмов недостающими словами. Замена иноязычных фразеологизмов русскими. Составление рисунка по фразеологизму и фразеологизма по рисунку.

  9

Пословицы

   1

Антонимы в пословицах. Объяснение пословиц. Замена иноязычных пословиц русскими.

  10

Изобразительные средства языка. Сравнение.

   0,5

  0,5

Сравнения в стихах, загадках. Составление загадок.

  11

Олицетворение

  0,5

  0,5

Олицетворение в стихах, загадках, сказках. Игра «Оживи предметы».

 12-13

Подготовка и защита проектов: «Фразеологизмы», «Пословицы», «Загадки» (по выбору)

   2

Индивидуальная работа под руководством учителя и родителей

  14

Проверочная работа

   1

См. тетрадь «Школа развития речи» ч.1 стр.54

  15

Текст. Тема текста. Заглавие.

   1

Признаки текста. Определение темы текста.

  16

Текст. Опорные слова.

   1

Выделение опорных слов в тексте. Составление текста по опорным словам.

  17

План

   1

Деление текста на части. Составление плана.

  18

Виды планов

   1

Составление картинного и цитатного плана.

  19

Связь между предложениями в тексте

   1

Работа с деформированным текстом

  20

Связь между частями текста

   1

Параллельная связь между частями  текста. Составление текста по его началу.

  21

Работа с деформированным текстом

   1

Установление связи событий в тексте.

  22

Редактирование текста

   1

Установление связи событий и дополнение текста образными выражениями.

 23-24

Типы текста. Описание.

  0,5

  1,5

Особенности текста-описания. Составление текста-описания по картине.

  25

Текст - сравнительное описание

   1

Дополнение описаний – сравнений двух предметов.

  26

Типы текстов. Повествование.

   1

Составление рассказа по опорным словам. Составление рассказа по плану.

  27-28

Типы текстов. Рассуждение.

  0,5

  1,5

Составление текстов –рассуждений. Сравнение типов текстов.

  29

Сочинение на тему «Мой выходной день»

   1

Составление и письмо сочинения

  30

Редактирование текста

   1

Редактирование текста. Исправление речевых и орфографических ошибок.

  31

Повторение пройденного

   1

Повторить основные понятия, с которыми познакомились в течение учебного года

  32

Защита проектов  «И в шутку и всерьез»

   1

Индивидуальная работа под руководством родителей

 33

Диагностика

   1

  34

Конкурс эрудитов

   1

См. тетрадь «Школа развития речи» ч.2 стр. 42

Итого

   3

  31

                                                   1.3.Третий год обучения

№ занятия

          Тема

 Количество часов

        Содержание

теория

практика

   1

Диагностики

   1

Изучение словарного запаса, уровня развития связной речи, навыка чтения.

   2

Многозначные слова. Омонимы, омоформы, омофоны.

   1

Повторение изученного. Нахождение данных слов в текстах, составление загадок, предложений.

   3

Фразеологизмы

   1

Повторение изученного. Нахождение фразеологизмов в текстах. Составление фразеологизмов.

   4

Сравнения

   1

Подбор и употребление сравнений в устной и письменной речи

   5

Олицетворение

   1

Употребление олицетворений в устной и письменной речи

   6

Эпитеты

  0,5

  0,5

Назначение эпитетов. Нахождение эпитетов в текстах. Употребление эпитетов в речи.

   7

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные

  0,5

  0,5

Эмоционально окрашенная лексика. Нахождение эмоционально окрашенных слов в текстах. Замена нейтральных слов эмоционально окрашенными.

   8

Заимствованные слова

  0,5

  0,5

Словарь иностранных слов. Признаки иностранных слов. Нахождение иностранных слов среди предложенных.

   9

Этимология

  0,5

  0,5

Работа по этимологическому словарю

  10-11

Имена. Отчества.

  0,5

 1,5

Происхождение и значение имен, фамилий. Происхождение отчеств.

  12

Топонимы

  0,5

  0,5

Работа по этимологическим и толковым словарям

  13

Устаревшие слова

  0,5

  0,5

Нахождение и объяснение устаревших слов в текстах.

 14-15

Подготовка и защита проекта «Рассказ о слове»

   2

Подбор из разных источников информации о слове. Составление словарной статьи о слове.

  16

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»

   1

Сочинение – описание картины

 17-18

Типы текстов. Тема текста. Опорные слова.

   2

Повторение изученного. Признаки текста. Определение темы текста. Выделение опорных слов. Определение типа текста.

 19-20

Цепная связь предложений в тексте

  0,5

 1,5

Способы цепной связи предложений в тексте. Составление текста с использованием цепной связи предложений.

  21

Параллельная связь предложений в тексте

  0,5

  0,5

Составление текста с параллельной связью предложений.

 22-23

Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание»

   2

Сочинение – описание картины. Определение и употребление связи между предложениями.  Редактирование текста. Работа над речевыми и орфографическими ошибками.

 24-26

Единый временной план текста

  0,5

  2,5

Определение времени глаголов. Анализ временной соотнесенности глаголов в тексте. Редактирование текстов. Коллективное составление текста.

27-28

Стили речи

  0,5

  1,5

Виды стилей речи. Разговорный стиль. Диалог. Монолог.

  29

Культура общения

   1

Правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

  30

Научный стиль

  0,5

  0,5

Особенности научного стиля. Определение стилей речи.

  31

Проверочная работа

   1

См. тетрадь «Школа развития речи» ч.2 стр.44.

 32-33

Защита проектов «Словари»

   2

Виды словарей. Задания для работы со словарями.

  34

Диагностика

   1

Итого

   6

  28

                                              1.4.Четвертый год обучения

№ занятия

          Тема

 Количество часов

        Содержание

теория

практика

   1

Диагностики

   1

Уровень развития  речи

   2

Омонимы, омофоны, омоформы. Каламбуры.

  0,5

0,5

Различие омонимов, омофонов, омоформ. Сочинение каламбуров.

  3-4

Фразеологизмы

   2

Объяснение фразеологизмов с помощью фразеологического словаря. Восстановление фразеологизмов. Составление и редактирование рассказа по фразеологизму.

   5

Диалектизмы

  0,5

  0,5

Сравнение устаревших слов и диалектизмов. Работа по «Словарю современного русского литературного языка»

   6

Сравнение, эпитеты, олицетворение

   1

Нахождение сравнений, эпитетов, олицетворений в тексте. Распространение предложений в тексте эпитетами, сравнениями, олицетворениями. Работа по «Словарю эпитетов русского литературного языка».

   7

Метафора

  0,5

  0,5

Роль метафоры в художественном тексте.

   8

Пословицы и поговорки. Афоризмы.

  0,5

  0,5

Составление и объяснение значений пословиц. Сравнение афоризмов и пословиц. Придумывание ситуаций по афоризму.

  9-10

Сочинение по пословице

   2

Анализ литературных произведений, созданных на основе пословиц. Письмо сочинения по пословице. Редактирование сочинения.

  11

Художественный стиль

  0,5

  0,5

Сравнение научного и художественного стиля. Составление рассказа в художественном стиле .

  12

Сочинение – пейзажная зарисовка

   1

Анализ готовых сочинений. Письмо сочинения.

  13

Рифма

  0,5

   0,5

Ритм. Рифма. Сочинение стихов по рифме.

  14

Диалог и монолог

   1

Отличие диалога и монолога. Нахождение диалогов в тексте. Составление диалогов.

 15-16

Драматические импровизации

  0,5

   1,5

Пьеса. Инсценировки по отрывкам из литературных произведений.

 17-18

Композиция текста. Основные элементы композиции.

  0,5

   1,5

Составление плана текста. Работа с деформированным текстом. Составление текста по его началу или концу.

  19

Сочинение по необычному началу «Если вдруг…»

   1

Продумать содержание рассказа, его композицию. Составить план. Записать опорные слова. Составить черновой вариант текста и отредактировать его. Записать чистовой вариант текста.

  20

Сочинение-миниатюра в художественном стиле

   1

Продумать содержание рассказа, его композицию. Составить план. Записать опорные слова. Составить черновой вариант текста и отредактировать его. Записать чистовой вариант текста.

  21

Сочинение сказки по опоре

   1

Письмо сказки «наоборот».

  22

Публицистический стиль

  0,5

  0,5

Стили речи(сравнение). Типы текстов(повторение). Сочинение-миниатюра в публицистическом стиле.

  23

Газетно-публицистический стиль

  0,5

  0,5

Термины: газета, корреспонденция, репортаж, интервью, статья, очерк.

 24-25

Проект «Классная стенгазета»

   2

Определить тему. Взять интервью. Написать очерк, статью. Составить репортаж. Верстка газеты.

  26

Официально-деловой стиль

   1

Письмо заявления, объяснительной записки, справки, докладной.

 27-28

Тезисы. Конспект.

   2

Составление конспектов учебных статей. Составление тезисов для устных ответов.

  29

Аннотация

   1

Составление аннотации к любимой книге. Читательский дневник.

  30

Эпистолярный жанр

   1

Письмо поздравлений и писем

  31

Проверочная работа  

   1

Лингвистический турнир

  32

Защита исследовательской работы «Говорите правильно»

   1

Итоги исследования речи взрослых и сверстников

  33

Диагностика

   1

   34

Резерв

   1

Итого

  10

  24

                       Библиографический список

  1. Данилюк А.Я. , Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 1класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 2класс. – М.: ВАКО, 2010.
  4. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3класс. – М.: ВАКО, 2010.
  5. Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 4класс. – М.: ВАКО, 2010.
  6. Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 1класс. – Пенза, 1995.
  7. Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 2класс. – Пенза, 1995.
  8. Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 3класс. – Пенза, 1995.
  9. Мали Л.Д. и др. Речевое развитие младших школьников: Методические рекомендации к работе по программе «Речь». 4класс. – Пенза, 1995.
  10. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 1класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
  11. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
  12. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 3класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
  13. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 4класс. – М.: Издательство РОСТ, 2011.
  14. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  15. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 7-8лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  16. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 8-9лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  17. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 9-10лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  18. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Рабочие тетради для детей 6-7лет: В 2-х частях. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи - 1 класс

Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....

Авторская программа "Художественное слово" (образовательная программа по развитию речи)

В программе отражены цели и задачи работы по развитию речи младших школьников, методы организации образовательного процесса, учебно-тематический ...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Программа по развитию речи "Речь" в начальной школе с тематическим планированием и разработками уроков.

Аннотация к программе развития речи «Речь». За основу программы «Речь»  взяты материалы курса «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных жанров (пов...

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по развитию речи. Класс 3 «В» (с тяжелыми нарушениями речи).

Рабочая программа по предмету «Развитие речи» на 2016-2017 учебный год.Данный тип программы выбран для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом возрастных особенностей детей.. Рабочая пр...