«Обучение работе с АПК для незрячих детей» 3-ый год обучения. (Брайлевский дисплей Focus 40).
рабочая программа по теме

Шаляпина Екатерина Юрьевна


      Программа предназначена для изучения курса «Обучение работе с АПК для незрячих детей» 3-ый год обучения. Возростная категория детей по данному курсу от 10 до 17 лет.
     Специфика курса состоит в том, что: 1. Создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»; 2.Основой курса является использование современных информационных технологий;  3.Данный курс является дополнительным и используется для  обучение работе с АПК незрячих детей.
       В программах информатизации, которые в настоящее время разрабатываются во всех регионах России, большое внимание уделяется подготовке молодежи к работе с различными компьютерными системами и их сетями. В связи с этим возникает необходимость ознакомления с современным развитием компьютерных технологий такой группы населения, как инвалиды по зрению. Современный уровень компьютерной техники и программного обеспечения позволяет привлечь лиц с ограничениями по зрению к процессу всеобщего компьютерного обучения. Овладение навыками пользования компьютером и  использование компьютера поможет более успешно решить проблему интеграции инвалидов по зрению в современном обществе с одной стороны, а с другой - создаст благоприятные условия для осуществления эффективного сотрудничества между незрячими и зрячими специалистами. Одна из принципиальных установок данного курса состоит в том, что компьютер для обучающегося является не только современным рабочим инструментом, но и средством перевода информации в доступную для незрячего человека форму без каких-либо посредников.

    Программа рассчитана на обучение пользованию персональным компьютером инвалидов по зрению. В зависимости от состояния зрения учащегося обучение проводится либо с использованием синтезатора речи и тактильного дисплея для лиц без остаточного зрения, либо с использованием программ увеличения изображения на экране - для лиц с остаточным зрением.
Речевой вывод текста с помощью программы Jaws не лишен определенных недостатков, поэтому, можно сказать, что для незрячих пользователей наличие брайлевского дисплея крайне желательно в любом случае. Единственное исключение является ситуация, когда пользователь не владеет шрифтом Брайля и не собирается развивать такое умение.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение Тульской области

«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Центр дистанционного образования

Утверждена        

На заседании

 педагогического   совета

протокол №  ______________

                                                     

«Утверждаю»

Директор школы:

_______________ О. Д. Буриличев

Приказ от _________2013г. № ____________

Рабочая программа

 дополнительного образования

по курсу

«Обучение работе с АПК для незрячих детей»

 3-ый год обучения.

(Брайлевский дисплей Focus 40)

на 2013-2014 учебный год

(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)

                                                           

                                                              Учитель:   Шаляпина Екатерина Юрьевна

Рассмотрена на заседании

ШМО учителей ЦДО

 протокол № __ от  _______2013г.

Рассмотрена на    

 методическом совете                                                                                        протокол № 1  от _______2013г.

Заместитель директора

по УВР: _________ /Буриличева Н. О./

Заместитель директора                                                                                                        по УВР: ______   /Раецкая А.П./

г. Тула, 2013

Пояснительная записка

       

        Программа предназначена для изучения курса «Обучение работе с АПК для незрячих детей» 3-ый год обучения. Возростная категория детей по данному курсу от 10 до 17 лет.

          Специфика курса состоит в том, что: 1. Создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями»; 2.Основой курса является использование современных информационных технологий;  3.Данный курс является дополнительным и используется для  обучение работе с АПК незрячих детей.

         В программах информатизации, которые в настоящее время разрабатываются во всех регионах России, большое внимание уделяется подготовке молодежи к работе с различными компьютерными системами и их сетями. В связи с этим возникает необходимость ознакомления с современным развитием компьютерных технологий такой группы населения, как инвалиды по зрению. Современный уровень компьютерной техники и программного обеспечения позволяет привлечь лиц с ограничениями по зрению к процессу всеобщего компьютерного обучения. Овладение навыками пользования компьютером и  использование компьютера поможет более успешно решить проблему интеграции инвалидов по зрению в современном обществе с одной стороны, а с другой - создаст благоприятные условия для осуществления эффективного сотрудничества между незрячими и зрячими специалистами. Одна из принципиальных установок данного курса состоит в том, что компьютер для обучающегося является не только современным рабочим инструментом, но и средством перевода информации в доступную для незрячего человека форму без каких-либо посредников.

        Программа рассчитана на обучение пользованию персональным компьютером инвалидов по зрению. В зависимости от состояния зрения учащегося обучение проводится либо с использованием синтезатора речи и тактильного дисплея для лиц без остаточного зрения, либо с использованием программ увеличения изображения на экране - для лиц с остаточным зрением.

Речевой вывод текста с помощью программы Jaws не лишен определенных недостатков, поэтому, можно сказать, что для незрячих пользователей наличие брайлевского дисплея крайне желательно в любом случае. Единственное исключение является ситуация, когда пользователь не владеет шрифтом Брайля и не собирается развивать такое умение.

Краткое описание работы по курсу «Обучение работе с АПК для незрячих детей» (брайлевский дисплей).

1. Пользователю компьютера объясняются правила техники безопасности, связанные с подключением и отключением внешних устройств к ПК. Основные блоки: системный блок, клавиатура, монитор. Дополнительные устройства: принтер, манипулятор мышь, сканер, модем, брайлевский дисплей.  Операционная система - это пакет программ, который загружается при включении компьютера, осуществляет управление компьютером и диалог с пользователем.  Архитектура ПК. Начальные сведения о ОС. Файлофая система DOS.

2. Тактильный дисплей позволяет незрячему пользователю читать по Брайлю информацию, выводимую на видеодисплей, при помощи строки, состоящей из 40 восьмиточечных моделей, а также (для некоторых моделей) вводить информацию с восьмиклавишной клавиатуры. С помощью специальных клавиш управления на приборе можно перемещать 40-символьное окно Брайлевского дисплея в любое место экрана видеодисплея и управлять перемещением стандартного курсора.  Восьмиточечный модуль позволяет изобразить по Брайлю любой из 256 символов таблицы ASCII. Так как нет однозначного соответствия между символами и их изображением в системе Брайля (нередко один плоскопечатный символ изображается двумя символами по Брайлю), то приходится вводить так называемый компьютерный Брайль. Программное обеспечение для Брайлевских дисплеев позволяет создавать и при необходимости менять таблицы компьютерного Брайля в соответствии с национальными алфавитами. Знаки препинания и спец. символы в компьютерном Брайле. Клавиши управления тактильным дисплеем. Работа с атрибутами.

3. Используется пакет прикладных программ EPARD, предназначенный для организации речевого доступа к информации, выводимой на экран персонального IBM-совместимого компьютера и вводимой с его клавиатуры. Доступ осуществляется путем компьютерного синтеза речи и вывода ее на какое-либо звуковое устройство типа динамика с усилителем или Soundblaster’a. Это дает незрячему пользователю возможность работы с широким кругом программ различного назначения, использующих текстовый режим дисплея, включая текстовые редакторы, табличные процессоры, системы программирования и т.д. EPARD работает в двух режимах: основном и режиме чтения. После запуска резидентная программа HAL (составная часть EPARD`a) находится в своем основном режиме, при котором она «перехватывает» свои команды с клавиатуры и выполняет их. Остальные команды игнорируются и воспринимаются программой, выполняемой в текущий момент времени. Режим чтения позволяет незрячему пользователю подробно «просмотреть» весь экран дисплея. Настройка многочисленных параметров дает возможность отрегулировать скорость чтения, размер и местоположение на экране читаемой области и др, а также запомнить выбранную конфигурацию в файле, чтобы  позднее восстановить её.  Синтезатор речи под DOS. Запуск EPARD’a. Чтение текста на экране. Shift-команды. Alt-команды основного режима. Режим чтения. Команды управления курсором в режиме чтения. Окна. Озвучивание областей экрана. Ограничения по атрибутам. Настройка на чтение главного текста. Загрузка и сохранение конфигурации. Настройка параметров речевых драйверов. Меню изменения параметров EPARD’a. Настройка EPARD’a для работы в NC. Настройка EPARD’a для работы в Лексиконе. Обзор других синтезаторов речи.

Цели: 

  • овладение приёмами работы на брайлевском дисплее, необходимыми для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об методах работы с помощью брайлевского дисплея;

Задачи курса:

         1. Овладение брайлевским дисплеем.

        2. Изучение операционной системы ПК.

       3. Умение использовать пакеты прикладных программ, производить их установку и настройку.

   4. Умение использовать стандартное программное обеспечение совместно с тифлоустройствами и специальным программным обеспечением.

Курс «Обучение работе с АПК для незрячих детей» 3-ый год обучения. предназначена для детей с глубоким нарушением зрения и рассчитана на 35 часов в год (1 ч в неделю).

Тематика занятий во многом определяется правильностью использования брайлевского дисплея  для обучения и развития детей с глубоким нарушением зрения..

Каждое занятие состоит из двух частей:

Первая, из которых имеет целью формирование у детей представлений и  понятий о брайлевском дисплее, а также коррекция полученных знаний.

Вторая, вносит элемент практики, повышая активность и самостоятельность ребенка - это  закрепление пройденного материала по данной теме.

 Один из важнейших принципов организации работы курса  «Обучение работе с АПК для незрячих детей». — познавательный, реализация которого дает возможность детям с глубоким нарушением зрения  более полно и подробно изучить дополнительные тифлоустройства для компьютера.

 Таким образом, основным методом познавательной работы школьников, будет являться получение интересной и полной информации по данной теме.

Базовые знания и умения по курсу.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны освоить:  

  1.  принципы построения вычислительных систем ЭВМ.
  2. принципы построения брайлевского дисплея.
  3. принципы работы брайлевского дисплея.
  4.  набор компьютерных тифлосредств.
  5.  правила использования тактильного дисплея;.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны применять:  

1.          знания о компьютерных тифлосредствах.

2.          полученные знания по набору компьютерных тифлосредств при обучении.

  1. полученные знания при работе с тактильным дисплеем.

Распределение  занятий по четвертям.

Курс

Количество часов в неделю

Количество часов по четвертям

Количество часов за год

Первая четверть

Вторая четверть

Третья четверть

Четвертая четверть

Всего

Обучение работе с АПК для незрячих детей

1

8

8

10

9

35

Содержание курса

Знакомство с персональным компьютером и операционной системой (3 ч.)

Введение. Первое тактильное знакомство с брайлевским дисплем Focus 40. Правила техники безопасности. Выполнение упражнений для улучшения тактильности пальцев рук. Ознакомление с последовательностью подключения устройства Брайлевский дисплей Focus 40.

Брайлевский дисплей и  синтезатор речи под DOS Jaws (32 ч.) 

Тактильное исследование внешнего вида брайлевского дисплея Focus 40 сбоку. Тактильное исследование внешнего вида брайлевского дисплея Focus 40 сверху. Тактильное изучение внешнего вида и функций кнопок Брайлевского дисплея Focus 40 спереди. Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее клавиши NAV Rockers и кнопки режима. Определение их функций. Упражнения с использованием клавиши NAV Rockers и кнопки режима при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее кнопки параномирования. Определение их функций. Упражнения с использованием кнопки параномирования при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее кнопки — качельки. Определение их функций. Упражнения в использовании кнопки — качельки при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее кнопки выбора и перемещения курсора. Определение их функций. Упражнения с использованием кнопки выбора и перемещения курсора (авто перемещение) при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций комбинированных команд при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием функций комбинированных команд при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций клавиш — модификаторов при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием клавиш — модификаторов при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций специальных клавиш  при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием функциональных клавиш при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций специальных клавиш  при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций команды навигации при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием  команды навигации при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Команды навигации. Изучение функций команды быстрой навигации Microsoft Word, при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций  команды выделения текста при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием  команды выделения текста при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения для выделения текста  при помощи кнопок перемещения курсора. Изучение функций  команды Брайля при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием  команды Брайля при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций  команды Windows при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием  команды Windows при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Изучение функций  команды Jaws при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием  команды Jaws при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Упражнения с использованием   пройденного материала при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

Тематическое планирование

«Обучение работе с АПК для незрячих детей»

(Брайлевский дисплей)

п/п

Дата

Раздел, тема

Всего

часов

Творческое задание

Знакомство с персональным компьютером  (3 ч.)

1

Введение. Первое тактильное знакомство с брайлевским дисплем Focus 40.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

2

Правила техники безопасности. Выполнение упражнений для улучшения тактильности пальцев рук

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

3

Ознакомление с последовательностью подключения устройства Брайлевский дисплей Focus 40.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

Брайлевский дисплей и  синтезатор речи под DOS Jaws (32 ч.) 

4

Тактильное исследование внешнего вида брайлевского дисплея Focus 40 сбоку.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

5

Тактильное исследование внешнего вида брайлевского дисплея Focus 40 сверху.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

6

Тактильное изучение внешнего вида и функций кнопок Брайлевского дисплея Focus 40 спереди.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

7

Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее клавиши NAV Rockers и кнопки режима. Определение их функций.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

8

Упражнения с использованием клавиши NAV Rockers и кнопки режима при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

9

Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее кнопки параномирования. Определение их функций.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

10

 Упражнения с использованием кнопки параномирования при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

11

Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее кнопки — качельки. Определение их функций.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

12

 Упражнения в использовании кнопки — качельки при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

13

Тактильное изучение нахождения на брайлевском дисплее кнопки выбора и перемещения курсора. Определение их функций.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

14

Упражнения с использованием кнопки выбора и перемещения курсора (авто перемещение) при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

15

Изучение функций комбинированных команд при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

16

Упражнения с использованием функций комбинированных команд при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

17

Изучение функций клавиш — модификаторов при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

18

Упражнения с использованием клавиш — модификаторов при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

19

Изучение функций функциональных клавиш при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

20

Упражнения с использованием функциональных клавиш при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

21

Изучение функций специальных клавиш  при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

        Упражнения для закрепления полученных знаний

22

Упражнения с использованием специальных клавиш при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

23

Изучение функций команды навигации при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

24

Упражнения с использованием  команды навигации при исследовании Word документа с помощью программы Jaws. Команды навигации .

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

25

Изучение функций команды быстрой навигации Microsoft Word, при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

26

Изучение функций  команды выделения текста при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

27

Упражнения с использованием  команды выделения текста при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

28

Упражнения для выделения текста  при помощи кнопок перемещения курсора.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

29

Изучение функций  команды Брайля при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

30

Упражнения с использованием  команды Брайля при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

31

Изучение функций  команды Windows при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

32

Упражнения с использованием  команды Windows при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

33

Изучение функций  команды Jaws при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

34

Упражнения с использованием  команды Jaws при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

35

Упражнения с использованием   пройденного материала при исследовании Word документа с помощью программы Jaws.

1

Упражнения для закрепления полученных знаний

           

               Итоги работы подводятся после каждого тематического изучения, которые принято заканчивать обобщением полученных знаний.

               Успех работы в значительной степени будет зависеть от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников   Звуковым учебником для начинающих незрячих пользователей компьютера. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость и звуковое озвучивание любого материала - вот необходимые условия проведения кружковой работы с младшими школьниками.

Оборудование:

           1.   Компьютер

  1. Микрофон
  2. Брайлевская строка
  3. Брайлевский дисплей
  4. Система Jaws
  5. Наушники
  6. Колонки

Дополнительное оборудование: 

В процессе обучения используется как стандартное оборудование ПК (сканер, модем, аккустическая система, мышь и др.), так и специальное тифлотехническое оборудование: брайлевский дисплей, четырехдорожечный магнитофон) и специализированные программы.

Учебно — методическое обеспечение.

  1. Ахметов К. Windows 95 для всех, М., ТОО «КомпьютерПресс», 1997г.
  2. Визе Манс. Word 6.0 для Windows, М., БИНОМ, 1996г.
  1. Документация к программам
  2. Консультации для незрячих математиков, сб. ВОС.
  1. Программирование, СПб., «Чтение» ВОС.
  2. Компьютерные технологии, СПб., «Чтение» ВОС.
  1. Руководство по эксплуатации АРМ, Документация РЦКТ ВОС.
  2. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя, М., ИНФРА, 1995г.
  1. Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98, Питер ком, 1999 г.
  2. Звуковой учебник для начинающих незрячих пользователей компьютера. http://www.proshkolu.ru/club/tiflolog/list/1-11112-28248/

Рецензия

на рабочую программу обязательного занятия по выбору

«Обучение работе с АПК III – IV вида» 3-й год обучения

Учителя Шаляпиной Е.Ю.

Программа составлена методически верно, включает в себя все необходимые разделы. Педагог рационально распределил учебный материал по часам — 1 час в неделю, 35 часов в год.

Специфика курса состоит в том, что: создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно – образовательной среды для детей с особыми потребностями».

Основой курса является использование современных информационных технологий; данный курс является дополнительным и используется для  обучение работе с АПК незрячих детей. Современный уровень компьютерной техники и программного обеспечения позволяет привлечь лиц с ограничениями по зрению к процессу всеобщего компьютерного обучения. Овладение навыками пользования компьютером и  использование компьютера поможет более успешно решить проблему интеграции инвалидов по зрению в современном обществе с одной стороны, а с другой - создаст благоприятные условия для осуществления эффективного сотрудничества между незрячими и зрячими специалистами.

         Программа рассчитана на обучение пользованию персональным компьютером инвалидов по зрению. В зависимости от состояния зрения учащегося обучение проводится либо с использованием синтезатора речи и тактильного дисплея для лиц без остаточного зрения, либо с использованием программ увеличения изображения на экране - для лиц с остаточным зрением.

                                                                Рецензенты:

                                                         Зам. Директора по _________Буриличева Н.О.

                                                         Зам. Директора по УВР ________Ковалёва О.Г.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Кто сказал "Мяу"?" для незрячих детей, 3 класс

  Уровень развития познавательных интересов незрячих детей различен, поэтому в процессе обучения необходимо более частое переключение внимания с одного вида деятельности на другой, с черед...

Обучение работе с АПК для незрячих детей (Брайлевский принтер)

Программа предназначена для изучения курса «Обучение работе с АПК для незрячих детей» 4-ый год обучения. Возростная категория детей по данному курсу от 10 до 17 лет....

«Обучение работе с АПК для незрячих детей» 3-ый год обучения. (Брайлевский принтер).

Программа предназначена для изучения курса «Обучение работе с АПК для незрячих детей» 4-ый год обучения. Возростная категория детей по данному курсу от 10 до 17 лет....

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИГИДНЫХ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л.В. ЗАНКОВА

Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это индивидуальная особенность человека, которую нельзя изменить, но необходимо учитывать в процессе обучения....

Использование и внедрение методов и форм работы по выявлению, обучению, развитию, воспитанию и поддержки одарённых детей (из опыта работы)

Каждый учитель знает, с каким трудом усваивают дети таблицу умножения. Как ускорить и облегчить процесс запоминания? Что сделать, чтобы на нас работал, великий волшебник – интерес? Ведь перед на...

Методическая тема ""Эффективные формы и методы развития навыков и умений самообслуживания у незрячих детей в воспитательной работе"

В данной работе раскрыта тема формирования и дальнейшего развития  навыков самообслуживания у незрячих детей в начальной школе....

"Работа учителя по формированию повышенной мотивации к обучению, подходы и приемы сопровождения мотивированных детей " Из опыта работы

Мы ежедневно стараемся растить способного и талантливого ученика . А нас убеждают , что мы мало работаем с одаренными детьми.  Кто он , Одарённый ребёнок? - это ребёнок, который выделяется яркими...