Полезные и интересные материалы для уроков литературы 6 класс
методическая разработка на тему

Кузина Екатерина Александровна

В этом разделе публикуется все, что может быть полезно и интересно для учителя литературы и его уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра-викторина «Путешествие в страну сказок».

Конкурс №1.

«Кто есть кто»

Вставьте пропущенные «имена» персонажей в сказки К. Чуковского.

  1. Но вдруг из-за Нила . . . . . . . . идет,

…………. идет, крокодила ведет.

  1. Таня, Ваня задрожали –

………… увидали:

Он по Африке идет,

На всю Африку орет.

  1. Но злодей …………… хватает

 И в костер………. … бросает

  1. Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает ……………

И качает головой

  1. А за ними вдоль забора

Скачет …………..

 - Ой-ой-ой, ой-ой-ой

Воротитеся домой.

  1. А на нем, а на нем,

Как на лошади верхом,

 …………… , сидит

И товарищам кричит.

  1. И пришла к …  лиса:

Ой, меня укусила оса!

  1. Звери задрожали,

В обморок упали

………….. от испуга,

скушали друг друга

  1. Ехали ………….

На велосипеде,

А за ними - ……………

Задом наперед,

А за ними …………….

На хромой собаке.

………….… на кобыле,

…………….. в автомобиле,

…………..… - в трамвайчике,

……..… - на метле!

  1. А недавно две …………….

Позвонили и запели:

- Неужели, в самом деле,

 Все качели погорели?

Конкурс №2.

«Конкурс детских библиотекарей»

Библиотекарь должен уметь кратко рассказать читателю о книге, то есть дать аннотацию. Подпишите названия произведений по данным аннотациям.

  1. Герой сказки, желая восстановить общественную справедливость, убеждает своих врагов в неприятном вкусе и запахе одного из известных овощей.
  2. В сказке поднимается проблема воспитания подрастающего поколения и делается вывод, что лучшие няни не родители, а улетающие с первым порывом ветра гувернантки.
  3. Сказка доказывает, что мужчины в полном расцвете си тоже могут лазать по крышам и любить булочки.
  4. В сказке говорится о том , как важно своевременно истреблять в своей квартире мелких грызунов, иначе есть опасность самому превратиться в прибор для колки орехов.
  5. Сказка, наглядно иллюстрирующая следующее правило: если ребенок в детстве уродлив, то потом он станет красавцем.
  6. В произведении рассказывается о том, как герой разочаровался в индивидуальном труде, и о том дружном коллективе, который сумел выполнить эту тяжелую работу.
  7. Веселый, озорной, ловкий герой этого произведения одерживает множество побед над глупыми простофилями, но, привыкнув к своим успеха, теряет бдительность и попадает в беду.

Конкурс №3.

«Путаница»

В сказке Корнея Чуковского «путаница» звери стали говорить не своими голосами – здесь перепутались названия известных вам произведении русских и зарубежных писателей.

Восстановите правильные названия:

«Старик Айболит», «Дети Тома Сойера»,  «последний из амфибии», «Приключения капитана Гранта», «Человек из могикана», «доктор Хоттабыч».

Конкурс №4.

«Конкурс перевертышей»

В известных цитатах из произведений детской литературы все слова заменяются по возможности противоположными по смыслу. Например: «Живет моя отрада в высоком терему» - «Умирает горе в низком подвале».

  1. Ах, я милый, ах, я чистый, как облизанный котенок.
  2. Взрослые родители! Обязательно, во что бы то ни стало, приезжайте в Антарктиду работать.
  3. Сестры выкопали рожь и увозили из провинции.
  4. Подняли зайца с потолка, пришили зайцу ухо.
  5. Пластмассового Петю продали на рынке,

Пластмассового Петю унесли в рюкзаке.

  1. Мужик сам себя одел, один раз сплюнул, прыг из тарелки – и здесь остыл.
  2. Лежит корова неподвижно и лежа смеется.
  3. Громче Ваня порыдай – сгорит в огне твоя скакалка.
  4. Ах, прилягте вы подальше – я мышонок, а не лев.
  5. Поужинал ты напоследок на свободе у мышки.
  6. Ах, не трудный это отдых – в речку загонять крокодила.
  7. Зверь лежит на земле, руки бросает в седло – это тетя Маша сидит в переулке под лошадью

Конкурс №5.

«Свой среди чужих, чужой среди своих»

В известную сказку случайно попали «чужие» - герои из других сказок. Найдите «лазутчиков» и отправьте их домой.

  1. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города»:

Элли, Вишенка, принц Лимон, Гудвин, Карабас-Барабас, Урфин Джус, Артемон, сеньор Помидор.

  1. А. Толстой. «Золотой ключик, или приключения Буратино»:

Мальвина, Тотошка, Тортилла, Бастинда, говорящий сверчок, смелый лев, Буратино, Джузеппе, Тыква, лиса Алиса, Горох.

  1. Дж. Родари. «Приключения Чиполино»:

Гингема, Страшила, Кот Базилио, Виноградинка, Редиска,  Бананито, Лук-Порей, папа Карло, Герцогини Вишенки, Кактус, Железный дровосек.

Конкурс №6.

«Конкурс сказочников»

Напишите новую сказку в которой участвовали бы следующие герои:

  1. Буратино, Чебурашка, Змей Горыныч, доктор Айболит, Снежная королева;
  2. Шапокляк, Герда, Бармалей, Тараканище, Мери Поппис;
  3. Крокодил Гена, Муха-Цокотуха, Карабас-Барабас, Карлсон, Баба Яга;
  4. Чипполино, Мойдодыр, черепаха Тортилла, Дюймовочка, Стойкий оловянный солдатик;
  5. Дуремар, дядя Степа, Маленький принц, Кащей Бессмертный, золотая рыбка;
  6. Чебурашка, Золушка, Конек-Горбунок, Злая Ведьма ( из «белоснежки»), Серый волк.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды чтения на уроках литературы . Методические рекомендации.

Слайд 2

Виды чтения на уроке и дома Чтение всего текста. Чтение, деление на части, составление плана. Чтение, пересказ. Чтение нового текста, заранее подготовленного учеником. Чтение текста с сокращением (подготовка к сжатому пересказу) Чтение вполголоса Чтение-нахождение отрывка по рисунку

Слайд 3

Чтение - увлекательное и интересное занятие Чтение самого красивого места Чтение отрывка, иллюстрирующего пословицу, афоризм Нахождение отрывка, заключающего главную мысль Чтение отрывка, содержащего описание героя Чтение предложений, ставших «крылатыми выражениями»

Слайд 4

Много читать- много знать Чтение и составление сценария Чтение текста и последующий анализ Чтение, рассказ о понравившихся, запомнившихся событиях Чтение, название другого заголовка Чтение по ролям Нахождение отрывка, который нужно прочитать целенаправленно(презрительно, строго, с мольбой, с возмущением, с радостью)

Слайд 5

Книга - твой лучший друг Конкурсное чтение стихотворных и прозаических текстов Нахождение слов по заданию Нахождение самого длинного слова Чтение, пометка непонятных слов Чтение сносок Чтение образцов по цепочке Чтение отрывка по собственному выбору

Слайд 6

Чтение - вот лучшее учение. Чтение и выписывание слов для практического использования Чтение на фоне музыки Чтение текста: учитель-ученик-учитель-ученик Чтение-продолжение начатого учителем отрывка

Слайд 7

Виды чтения при изучении в 5 классе «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

Слайд 8

Чтение предложений для описания героев.

Слайд 9

Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать: 1. портрет и характер царицы 2.портрет и характер царевны ЦАРИЦА ЦАРЕВНА

Слайд 10

Выпишите из текста ключевые слова, с помощью которых вы могли бы воссоздать: 1. портрет и характер царицы 2.портрет и характер царевны ЦАРИЦА высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, горда, ломлива, своенравна и ревнива завистливая, злая, грубая баба гневная одинокая добродушна, весела только с зеркальцем, т.к. видит в нём своё отражение злая мачеха ЦАРЕВНА Белолица, черноброва,нраву кроткого такого Трудолюбивая, скромная, приветливая, добрая, верная её любят, помогают Автор называет её «…моя душа», ?

Слайд 11

Найдите и прочитайте описание горницы в тереме богатырей

Слайд 12

Найдите отрывок, который нужно прочитать целенаправленно(с мольбой)

Слайд 13

Чтение стихотворения, расстановка пауз. Прочитайте отрывок по рисунку.

Слайд 14

Составление сценария Составьте сценарий, используя слайды №15,16,17,18,19.

Слайд 20

чтение,название другого заголовка Прочитайте отрывок по рисунку, придумайте другое название сказки.

Слайд 21

Выразительное чтение наизусть Выучите и прочитайте наизусть отрывок.

Слайд 22

Чтение будет интересным и увлекательным, полезным и радующим, если учитель творчески подойдёт к организации этого важного вида работы на уроках литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Очень полезные и интересные ссылки

Эти ссылки сделают учебу младших школьников занимательной и интересной....

Полезные и интересные сайты

1 сентября. Начальная школа http://nsc.1september.ru/Электронная версия газеты Теория и практика раннего обучения английскому языку http://kinder-english.narod.ru/forteachers/theo...

Электронные материалы к урокам. 1 класс УМК "Гармония"

Электронное сопровождение к уроку "Состав числа 8" 1 класс УМК "Гармония" с использованием интерактивной доски....

Интересная часть речи (урок, 4 класс)

Урок - обобщение, который помогает систематизировать знания учащихся о глаголе, развивать умение правильно употреблять их в речи....