Рабочая программа по растениеводству
рабочая программа по теме

Медведева Наталья Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rastenievodstvu.docx41.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

социального направления

Растениеводство

«САД  И  ОГОРОД

СВОИМИ РУКАМИ»

для учащихся 2 – 4 классов

1. Пояснительная записка

     Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

     Трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение жизни, начиная с детства.  Школьник приобщается к труду через самообслуживание, бытовой и учебный труд и общественно – полезный труд.  Активное участие детей в общественно – полезной деятельности имеет глубокий смысл. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаётся как общественно полезная.

    Общественно – полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Цели.

 Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов учащихся 1-4 классов в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и основного общего образования МБОУ Тамбовская СОШ

  • приобрести общественно – организаторские умения, почувствовать

ответственность не только за свою, но и за общую работу;

  • создание привлекательного пришкольного участка;
  • реализация общественно – значимых инициатив.

          Занятия внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей школьника, ориентируют на приобретение образовательных результатов и направлены на решение следующих задач:

          — воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

              свободам и обязанностям человека.

          — воспитание нравственных чувств и этического сознания.

          — воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

          — формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

          — воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

             (экологическое воспитание).

        —  воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование

             представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

  • привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
  • учить детей навыкам общественной работы;
  • воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива.

      Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей учащихся путем предоставления    выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей.

  • развивать организационные и коммуникативные компетенции;
  • создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
  • сделать территорию школы комфортной для учебы и отдыха.

        
.Возраст детей, на которых ориентирована данная программа

            Программа предназначена для детей младшего школьного возраста 7 – 11 лет  (2-4 классы)

Определение места и роли учебного курса (предмета).

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение  растениеводства в начальной школе  выделяется 102  часа  по 34 часа во 2- 4 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

 

    Место реализации - пространство школы и пространство социума: школьные кабинеты, школьный участок, библиотека, столовая, парки, скверы, улицы города, выставки.

Виды деятельности: познавательная, трудовая, социальное творчество
(социально-преобразовательная деятельность), художественно – творческая. 

Формы проведений занятий. 

Теоретические занятия проходят в тесном соответствии с практическими занятиями. Проведение занятий с детьми на разные темы расширяют кругозор и представляют широкий диапазон для развития личности ребёнка.

Занятия с детьми проводятся в индивидуальной, групповой и коллективной форме. При выполнении практического задания в группах на заданную тему присутствует сотрудничество-

 право выбора учащимися себе партнёров по выполняемому делу. 

В работе используются различные
 формы и методы обучения: 

  1. Организация экскурсий;
  2. Выставка рисунков, поделок;
  3. Беседы, викторины;
  4. Проектная деятельность;
  5. Групповая форма;
  6. Социальная практика. 
  7. Библиотечные уроки 

       Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.

В результате освоения содержания курса у детей формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные

Форма  подведения итогов

Выставки творческих работ, клумб, саженцев, оформление тематических папок и стендов, исследовательские работы и творческие проекты, презентации проектов, конкурсы, выставка альбомов.

    Ожидаемый результат: обеспечение занятости детей во внеурочное время, удовлетворение потребностей по интересам и самовыражении. Учащиеся  знакомятся с правилами ухода за растениями, овощными культурами, работают на пришкольном участке. Наблюдают за растениями, проводят опыты, занимаются дизайном класса и школы. Вкладывают творчество в изготовление поделок. 

Рабочая программа:

         На основе  Положения разработанного в соответствии со ст. 34 п.2.  Федерального закона Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 18197 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Тамбовская СОШ                                                            

5 Определение места и роли учебного курса (предмета).

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение  растениеводства в начальной школе  выделяется 102  часа ,  по 34 часа во 2- 4 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)

   

Значение   цветоводства, овощеводства :

– цветоводство,  овощеводство  как отрасль сельского хозяйства и научная дисциплина;

- история развития;

- классификация основных культур.        

Составление таблицы известных культур

Составление опорной схемы .Биология и агротехника.

Лекарственное использование овощей.        

Презентация блюд.        

Проверка усвоенных знаний учащихся.        

Выступления учащихся.

7.Содержание рабочей программы

2 класс

    Работа во втором классе ведется в рамках проектов: «Добрые дела для моего класса»,  «Наши руки не знают скуки»,  «Цветы для школьного двора».

    Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую, задачу общего труда. В течение всего учебного года ведётся опытная работа, приобретаются в процессе труда первоначальные знания и умения, необходимые для успешной работы по выращиванию растений. Зимой идёт подготовка к весенним работам. Дети знакомятся с семенами цветов, проверяют семена на всхожесть, выбирают необходимые сорта, проводят опыты: «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»,  «Влияние пикирования на развитие растения».

    Трудовые навыки, приобретённые во время работы над проектами, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставят серьёзно относиться к любому труду.

Цветоводство

 3класс

        Цветоводство, как отрасль растениеводства, работает над выращиванием цветочно-декоративных растений. Практически невозможно, точно сказать, когда именно зародилось цветоводство у людей. Радоваться прекрасному, человек научился с незапамятных времен, постепенно культивируя прекрасные растения, совершенствуя способы украшение жилища и цветочного хозяйства в целом.

            Еще в древности, цветы стали востребованным товаром и хорошим видом бизнеса. К примеру, Индокитай стал снабжать мир цитрусовыми растениями, а орхидеи привозились из Америки. Люди стремились привозить на Родину диковинные цветы и растения, которые не росли в их регионе. Так, постепенно, люди научились выращивать дикорастущие растения в комнатных условиях.

   Сейчас никого не удивляет флористика – искусство составления букетов, ландшафтный дизайн – украшение участков вокруг зданий, цветы в горшках на подоконниках в домах или в напольных клумбах, в помещениях. Мы не задумываемся о том, как именно все это входило в культуру человека.

      Раньше только самые богатые купцы могли позволить себе привезти из дальней поездки экзотические цветы. Впоследствии дарение цветов стало культурным атрибутом любого человека. Раньше люди стремились найти различные способы выращивания заморских цветов на родных землях. Сейчас теплицы уже никого не удивляют.

 По мнению историков, еще в древнем Египте цветы выращивались в специальных поддонах и горшках. Египтяне занимались разведением и выращиванием цветов в домашних условиях. А в Древнем Риме была милая традиция – украшать внутренние дворы цветами в горшках.

  В современном мире такое понятие как «оранжерея» у всех ассоциируется с теплицей и огромным количеством цветов. А откуда произошло это слово? Когда возникла необходимость ублажить императора, было принято решение завести заморские растения с практической целью – они должны были быть съедобными. Таким образом, европейцы решили создать специальное помещение, где будут выращиваться апельсиновые деревья, плоды которых будут употребляться в пищу императором. Эти помещения и стали называться оранжереями.

  Через некоторое время люди стали разрабатывать способы хранения и перевозки цветов, изучали свойства растений. Ботаники занимались изучением подходящей почвы и грунта для того или иного вида растения.

      Люди пытаются узнать тайны природы, заложенные в каждом растении. Современные советы правильного выращивания растений имеют трудный исторический опыт. Например, о том, что луковицу тюльпана нужно сажать и выкапывать каждый год, чтобы не потерять особенности сорта цветка, потребовало многие длительные годы. Познать науку о растениях можно только путем проб и ошибок.  

   Современные ботаники уже пытаются кардинально видоизменять цветы, и им, с успехом, это удается. Возможно, со временем, современные способы также войдут в историю, где будет указано, что несколько веков назад, методом проб и ошибок, селекционерам удалось-таки вырастить пион необыкновенного голубого цвета.

 « Школа  юного овощевода»

Программа учебного курса.

 4 класс

Содержание курса

 «Овощи – знакомые незнакомцы»

Пояснительная записка.

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 4-х классов посвящен одной из тем ботаники –  овощеводству . Овощи, выращивание и хранение овощей .Для того, чтобы поддержать интерес учащихся к изучению  и выращивания малораспространенных овощных культур. Ознакомление с отдельными сортами овощных культур, с правилами подготовки грунта,  ухода за растениями, правилами хранения полученного урожая.

 Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель – создать целостное представление о значении  овощеводства , малоизвестных и лечебных культурах, культивации и хранении овощей. В тематике курса изложены вопросы значения  биологии и агротехники практически  овощных культур, возделываемых в стране.

На занятиях ведется изложение   материала по новым и лечебным овощным растениям, а в практических занятиях способы  и приготовления овощных блюд. При направляющей роли учителя учащиеся смогут самостоятельно поэкспериментировать с приготовлением салатов и горячих блюд из овощей, а также, получить навыки в презентации своих изделий.

Теоретическую часть элективного курса можно построить в   нетрадиционной, например, телеинтервью с овощами, презентации новых видов овощей, советы кулинара и т.д. Таким образом, программа курса применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих навыков публичных выступлений и ведения дискуссии, а так же и для активных творческих ребят.

Большое значение имеют практические занятия раскрывающие технологию ухода , обработки овощей, способов консервации и сохранения витаминов и питательных веществ при приготовлении.

Программа содержит 4 блока, связанные единой идеей, в то же время построенных по модульному принципу. В зависимости от желания и уровня подготовленности (осведомленности) учащихся, учитель может использовать все блоки или некоторые из них.

В первом блоке раскрывается значение  овощеводства  как отрасли сельского хозяйства, систематизируются знания учащихся по истории развития  овощеводства , питательной ценности овощей, сортах овощей (целесообразно занести известные сорта в таблицу с оставленными пустыми полями для дальнейшего заполнения), классификации овощных культур.

Второй блок всецело посвящен биологии и агротехнике плодовых и капустных овощей, корнеплодов и многолетних овощных растений.

Цель третьего блока – познакомить учащихся с малораспространенными овощными культурами, зелеными и пряными овощами.

На четвертый блок  – познакомить учащихся со способами консервирования овощей, произрастающих в нашей местности, использование их в приготовлении пищи.

8.Планируемые  результаты реализации программы курса

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

9.Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с ФГОС

 Учащиеся должны знать :

        - Особенности жизнедеятельности растений ( посадка, цветение, уход, борьба с болезнями) .

  Учащиеся должны уметь:

        - определять растения;

        - вести наблюдения за цветковыми  растениями.

 Темы занятий:

        - Вводное занятие;

        - Ознакомление с планом работы, разбивка на звенья и закрепление участков работы;

        - практическая работа;

         -полив , опрыскивание;

         -посадка комнатных растений;

         - подготовка земли;.

        - практические занятия;

        - поиск красивых цветов, их фотографирование;

         - подготовка семян;

         -посадка..

Содержание курса

Общественно – полезная деятельность - социально значимая добровольческая деятельность построена на социальных проектах:

  • проект « Основы естественнонаучных и сельскохозяйственных знаний» - 8 ч. (осенне-зимний период)
  • проект «Цветы для школьного двора» - 9 ч.(весенний период)
  • проект «Наши руки не знают скуки», 17 ч. (летний период, работа на пришкольном участке)

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Проект «Выращивание фасоли в условиях искусственного лета»

Содержание

Дата проведения

1

Вводный урок. Конкурс загадок «Во саду ли, в огороде»

Октябрь - февраль

2

Экскурсия на пришкольный участок. Сбор семян цветочных растений

3

Части растений.

4

Какие бывают растения.

5

Виды культурных растений

6

Бобовые культуры (фасоль, бобы)

Различные сорта, условия роста растений.

7

Закладка опыта «Выращивание фасоли в комнатных условиях»

8

Наблюдение за ростом и развитием фасоли, ведение дневника наблюдений

Проект «Цветы для школьного двора»

Содержание

Дата проведения

1

Растения весной

2

Развитие растения из семени

3

Подготовка почвы для посадки семян

Подготовка семян

Посев семян цветов

4

Уход за посевами (полив, рыхление)

Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.

5

Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

6

Труд людей весной.

8

Подготовка почвы для высадки рассады в грунт

9

Посев семян фасоли в грунт. Закладка опытов:

  • «Влияние густоты посева на урожайность»
  • «Как влияет посев сухими и пророщенными семенами на всхожесть и урожайность фасоли»

Проект «Наши руки не знают скуки»

Содержание

Дата проведения

1

Наблюдение за всходами.

2 ч.

2

Рыхление  и полив почвы.

2 ч.

3

Удаление сорняков.

2 ч.

4

Оформление цветочной клумбы.

2 ч.

5

Уборка территории школьного двора

2 ч.

6

Ведение дневников наблюдений за опытом.

2 ч.

7

Наблюдение за погодой

2 ч.

8

Проведение внеклассных мероприятий

2 ч.

9

Подведение итогов работы

1 ч.

Календарно-тематическое планирование 4 класс

Проект «Основы естественнонаучных и  сельскохозяйственных знаний»

Содержание

Дата проведения

1

«Начало осени» (экскурсия на пришкольный участок) Подведение итогов работы на пришкольном участке летом 2013 года.

2

Органы растений. Условия жизни растений летом и осенью.

3

Декоративные растения на пришкольном участке. Сбор семян цветочных растений.

4

Плодовые и овощные культуры.

5

Полевые культуры.

6

Сорняки.

7

Лекарственные растения.

8

Проект «Сорняки – лекарственные растения.

Проект «Цветы для школьного двора»

Содержание

Дата проведения

1

Весенние явления в природе.

2

Редкие и исчезающие растения и их охрана.

3

Подготовка почвы для посадки семян

Подготовка семян

Посев семян цветов

4

Уход за посевами (полив, рыхление)

Пикирование ростков. Пересадка. Опыт.

5

Уход за рассадой. Опыт «Влияние света, тепла, влаги на развитие растений»

6

Проект. «Эскиз цветочной клумбы для пришкольного участка»

8

Экскурсия в музей сельского хозяйства.

«Особенности выращивания полевых культур в Тамбовском районе»

9

Посадка цветочных культур на пришкольном участке в грунт (рассадой и семенами)

Проект «Наши руки не знают скуки»

Содержание

Дата проведения

1

Наблюдение за всходами.

2 ч.

2

Рыхление  и полив почвы.

2 ч.

3

Удаление сорняков.

2 ч.

4

Оформление цветочной клумбы.

2 ч.

5

Уборка территории школьного двора

2 ч.

6

Ведение дневников наблюдений за опытом.

2 ч.

7

Наблюдение за погодой

2 ч.

8

Проведение внеклассных мероприятий

2 ч.

9

Подведение итогов работы

1 ч.

Внеклассные мероприятия (в летний период)

  1. Игра «В гостях у Берендея»
  2. Устный журнал «Волшебная Трава»
  3. Игра «Солнечный лучик»
  4. Устный журнал «Здравствуй, лето красное!»
  5. Праздник цветов
  6. Земля наш общий дом

  1. Материально – техническое обеспечение

(требования к кабинетам)

Кабинет начальных классов.

Учебные таблицы.

ТЕХНОЛОГИЯ (ТРУД)

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.1.

Стандарт начального образования по технологии (труду)

Д

 

 1.2.

Примерная программа по технологии (труду)

Д

 

 1.3.

Учебно-методические комплекты (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и пр.)

К

 

 1.4.

Методические пособия и книги для учителя

Д 

 

 1.5.

Предметные журналы

Д

 

2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Д

 

 2.2.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Д/П

 

3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1.

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету (по возможности)

Д

 

4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1.

Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы)

Д

 

 4.2.

Слайды (диапозитивы) по основным темам курса

Д

 

5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.1.

Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

К

 

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции,

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.);

                                     Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –

М. :Просвещение, 2010.

       2.   Яровая Л. Н., О. Е. Жиренко и другие. Мозаика детского отдыха.. Внеклассные мероприятия . 2 класс М. «Вако» 2007 год

      3. Основы естественнонаучных сельскохозяйственных знаний. Под редакцией Г. Ф. Суворовой. Москва Владос 2001 год

Актуальность программы. Задача школы состоит в том, чтобы воспитать высоко образованного и гармонично развитого человека. Во всестороннем и гармоническом развитии личности важную роль играет труд, представляющий собой решающую часть жизнедеятельности человека. Труд, является условием существования людей, вечной необходимостью. Основы мотивации, включающие интерес к труду, ориентацию на способы добывания знаний и приобретение трудовых умений необходимо закладывать на начальной ступени обучения. Этим обусловлена необходимость разработки программы по трудовой деятельности для детей младшего школьного возраста. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. Она способствует процессу ознакомления детей с окружающим миром, развивает художественный вкус, прививает бережное отношение ко всему живому и формирует трудовые навыки и умения. 

Новизна программы прослеживается в содержании программы. В программу « Маленькая хозяйка большого дома» включены темы, которые направлены на развитие экологического и горного дизайна, на эстетическое оформление класса и школьной территории. Изучение вышеперечисленных тем в начальной школе не изучаются. Трудовая деятельность способствует применению знаний и умений, приобретённых вовремя обучения в практической деятельности, как в школе, так и вне неё


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету прикладной, профильный труд Технологии: «Растениеводство», «Уход за жилым помещением» «Ручное шитье».

      Программа по прикладному, профильному труду рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с расстройствами аутист...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...