Доклад
статья по теме

Фархуллина Гульнара Залиловна

 

Доклад на тему:

«Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов на основе требований государственных образовательных стандартов второго поколения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_farkhullinoy_g.z.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тюлячинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Доклад на тему:

«Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов на основе требований государственных образовательных стандартов второго поколения».

Фархуллина Г.З.

Учитель начальных классов

 2 квалификационной категории

Тюлячи, 2010

ФГОС НОО представляет собой ряд требований и к профессиональной готовности педагогических работников:

  • Компетентность, обусловленная требованиями к результатам освоения основных образовательных программ;
  • Компетентность, обусловленная требованиями к структуре основной образовательной программы;
  • Компетентность, обусловленная требованиями к условиям реализации основных образовательных программ.

Формирование профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности учителя, формирование готовности к принятию нового, развитие и восприимчивости к педагогическим инновациям.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий» (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. То есть мы должны начать с себя. Прежде всего, учитель в современном уроке должен выступать в роли консультанта, взрослого помощника.

Я думаю, что реализация поставленной задачи  заключается в том, чтобы учитель использовал не одни и те же формы учебной деятельности учащихся, а самые разнообразные. Одной из таких форм является работа в парах, где каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, знакомится с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени.

Начать с себя…. То есть мы должны, прежде всего, ознакомиться с требованиями стандарта к результатам   обучающихся, освоивших основную образовательную программу НОО: личностным, метапредметным, предметным. То есть, какими должны быть результаты освоения программы НОО выпускника начальной школы.

Личностные результаты освоения программы включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, мы должны сформировать мотивацию к обучению, т.е. научить учиться. К этому же результату относится формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Так же мы должны формировать уважительное отношение к другому мнению, к истории и культуре другого народа, научить адаптироваться в постоянно развивающемся мире, развить самостоятельность и ответственность за свои поступки, научить понимать и сопереживать чувствам других людей, научить сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, должны сформировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, научить работать творчески и на результат, научить бережно относиться к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения программы отражают способность обучающегося находить применение и применять полученные знания. То есть обучающийся должен овладеть универсальными учебными действиями, с помощью которых овладеет ключевыми знаниями, которые составят основу умения учиться.

Предметные результаты предполагают новые знания, освоенные в ходе изучения учебного предмета.

Иными словами, необходимо формировать базовую компетентность современного человека: информационную (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативную (умение сотрудничать с другими людьми); самоорганизацию (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразование ( готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Я считаю, что для реализации поставленных требований необходимо ознакомиться и с требованиями  стандарта к структуре основной образовательной программы НОО, которая подразумевает знание учителя  того, что основная образовательная программа НОО содержит обязательную часть ( 80%) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20%); знание того, что образовательная программа НОО в образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы НОО и на основе этой программы учитель строит свою работу по достижению планируемых результатов.

Какие же требования к условиям реализации основных образовательных программ НОО предоставляет стандарт?

Прежде всего, для обучающихся должна быть создана комфортная развивающая среда: высокое качество образования, чего достичь можно, считаю, при непрерывном профессиональном развитии, охрана и укрепление здоровья. Для участников образовательного процесса должны создаться условия, которые обеспечат возможность  достичь планируемых результатов освоения программы НОО, выявить и развивать способности обучающихся, работать с одарёнными детьми, эффективно использовать время, отведённое на внеурочную деятельность, в соответствии с запросами обучающихся и родителей. Школа должна быть оснащена материально-технической и информационной базой, должно быть соответствующее кадровое обеспечение.

 Я думаю, что требования стандарта актуальны и востребованы современной образовательной системой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....