Внеурочное занятие в 1 классе "Информатика, логика, математика"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Внеурочное занятие "Информатика, логика, математика" по программе О.А. Холодовой "Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ «ИНФОРМАТИКА, ЛОГИКА, МАТЕМАТИКА»

1 «А» класс    учитель Муратова О.В.

Тема

Формирование метапредметных УУД на внеурочном занятии «Информатика, логика, математика»

Цели

Познавательная: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование учебных умений и навыков (умения работать с рабочей тетрадью в заданном темпе, контролировать и оценивать свою работу).

Развивающая: развитие речи, мышления в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, выделение главного); развитие сенсорной сферы (глазомер, мелкие мышцы кистей рук); развитие двигательной сферы.

Воспитывающая: воспитание нравственных межличностных отношений

Основное содержание темы

Система упражнений на комплексное развитие различных видов памяти, внимания, наблюдения, воображения, быстроты реакции, нестандартного мышления

Планируемый результат

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

Личностные: осознание себя и предметов в пространстве, освоение роли ученика, формирование интереса (мотивации) к познавательной деятельности, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога; выбор поступков, опираясь на этические нормы; самооценка своей деятельности на уроке;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:

Регулятивные: мобилизация сил и настрой на активную познавательную деятельность на занятии; целеполагание при выполнении заданий; организация своего рабочего места под руководством учителя; умение высказать свои предположения; работа по предложенному педагогом плану; отличие верно выполненного задания от неверного;

Познавательные: ориентация в рабочей тетради; добыча новых знаний через поиск ответов на поставленные вопросы учителя, используя свой жизненный опыт и полученную на занятии информацию; осознанное построение высказывания; сравнение предметов, поиск общего и различного; группировка предметов на основе существенных признаков; ориентация в своей системе знаний: отличие нового от уже известного с помощью педагога;

Коммуникативные: участие в диалоге на уроке; выражение своих мыслей; объяснение своего согласия или несогласия; ответы на вопросы учителя, одноклассников; соблюдение простых норм этикета; слушание и понимание речи других; овладевание навыками сотрудничества в группе и паре в совместном решении учебной задачи.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика, окружающий мир, литературное чтение, русский язык, изо (умение устанавливать логические связи между предметами, умение осознанного чтения под руководством учителя; умение записывать слова, умение различать цвета и раскрашивать)

Фронтальная, индивидуальная, коллективная,

работа в паре

и в группе.

  • Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» 1 часть / О.А. Холодова. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательство РОСТ. – 56 с.
  • Юным умникам и умницам. Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» / Методическое пособие, 1 класс +  Программа курса «РПС» / О.А. Холодова. – 3-е изд., перераб. – Росткнига, 2009. 270с.
  • Компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к занятию.
  • Цветные карандаши.

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Целеполагание

Этапы организации учебного занятия

Деятельность учащихся

Ожидаемый результат

  1. МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ЭТАП

Цель: мотивировать учащихся к продуктивной познавательной деятельности на занятии

- Внимание, девочки, внимание, мальчики!

Поднимите руку, кто с удовольствием пришёл сегодня на занятие?

Сегодня у нас гости. Давайте покажем, чем мы занимаемся на кружке, и почему вам так нравится этим заниматься.

Индивидуальная – осознанная заинтересованность к участию в занятии

Развитие личностных УД – заинтересованность в познавательной деятельности

Цель: самостоятельное формулирование цели и задач занятия

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

- Помогите мне определить задачи нашего занятия. Чем нам предстоит сегодня заниматься?    (карточка со словами - на доску)

(будем развивать мышление, воображение, логику, будем выполнять графический диктант и оценивать свою работу)

Устно

Фронтальная – ответы на вопросы учителя

Развитие и регулятивных  УД – определение целей занятия и его планирование

  1. РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ

Цель: создание положительного эмоционального фона, включение в работу, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

РАЗМИНКА

Закончите предложения:

- Самолётом правит … (лётчик)

- Трактор водит … (тракторист)

- Электричку  - … (машинист)

- Стены выкрасил … (маляр)

- Доску выстругал … (столяр)

- В доме свет провёл … (монтёр)

- В шахте трудится … (шахтёр)

- В жаркой кузнице … (кузнец)

- Кто всё знает … (Молодец!)

- Вот и покажем, какие вы молодцы у меня.

Устно

Индивидуальная – слушание, осознание услышанных предложений

Коллективная - хоровые ответы учащихся

Развитие познавательных (общеучебных) УД – осознанное построение речевого высказывания;

регулятивных УД – мобилизация сил и настрой на активную познавательную деятельность на занятии

Цель: развитие внимания, наблюдательности на основе сравнения предметов; поиск общего и различного; группировка предметов на основе существенных признаков;

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

- Начнём с развития мышления. Задание № 1 стр. 22 (интерактивная доска)

- Рассмотрите каждую строчку. Найдите и раскрасьте лишний предмет. Объясните, почему он лишний.

(1 – дом – не мебель; кресло – с использованием ткани; 2 – птица – не насекомое; 3 – Карлсон – летает; Красная шапочка – ж.р., все остальные м.р.)

Вывод: неплохо умеете выделять главные и отличительные признаки у предметов.

Устно

Индивидуальная – осмысление общих признаков предметов и их группировка

Фронтальная – участие в беседе

Развитие познавательных (логических) УД - анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков

Цель: развитие внимания, логического мышления, понятий ближе-дальше

- Попробуем ещё одно задание рассмотреть. Задание № 2 стр. 22  (интерактивная доска)

- Рассмотрите рисунок. Прочитайте задачу. Ответьте на вопрос.

(Света жила дальше от школы)

- Подпишите имена девочек. К доске пойдёт …

Вывод: Молодцы, с логическими заданиями справились хорошо. Горжусь вами, вы у меня умницы.

Фронтальная – рассуждения

Индивидуальная – рассматривание рисунка, осмысление, запись имён девочек на доске и в тетрадях

Развитие познавательных (логических) УД - установление причинно-следственных связей

Цель: развитие внимания, наблюдательности, воображения

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ  

- Поработаем над воображением. Задание № 5 стр. 20 (интерактивная доска)

- Каждый мальчик занят каким-либо делом, а догадаться надо по движению рук, ног и позе тела. Инструменты, которые расположены в середине рисунка помогут дать верный ответ.

К доске пойдёт расставить номера …

1 - играет на гитаре                2 - пилит доску                     3 - шьёт

4 - колет топором                   5 – катается на коньках        6 – копает

7 – идёт на лыжах

Фронтальная устная – рассматривание рисунков, участие в рассуждениях.

Индивидуальная – соотношение № фигуры и предмета у доски и в тетрадях

Развитие познавательных УД - получат возможность развить своё воображение, опираясь на собственный опыт, расширят свои знания о спортивных событиях страны, зимних олимпийских видах спорта

Развитие общеучебных УД - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Развитие личностных УД – ощущение себя частью страны и гордость за свою страну

Цель: расширение знаний детей о зимних видах спорта, об Олимпиаде

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Зимние олимпийские виды спорта»

- Как вы думаете, кто из данных ребят мог бы участвовать в Сочинской олимпиаде? (лыжник и конькобежец)

- В каких зимних видах спорта они могли бы участвовать?

(конькобежный фигурное катание, лыжные гонки)

- По международной классификации существует 7 зимних видов спорта (лыжный спорт; конькобежный спорт; бобслей; хоккей на льду; биатлон; керлинг; санный спорт), 3 из которых (лыжный, конькобежный спорт и бобслей) делятся на дисциплины (подвиды). Всего их 15.

- Как вы думаете, почему я сегодня завела разговор на эту тему? (7 февраля – открытие XXII зимних Олимпийских игр в Сочи)

Вывод: Кто из вас хотел бы в будущем поучаствовать в олимпиаде? Хвалю вас за целеустремлённость. Помните, что мечты сбываются! Как знать, может быть, кто-нибудь из вас станет олимпийцем, а мы будем гордиться, что учились с ним в одном классе.

Индивидуальная – мыслительная деятельность, восприятие рассказа учителя, ответ на вопрос

  1. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА

Цель: развитие двигательной сферы учащихся, умения одновременно выполнять несколько различных движений

- Для любого спортсмена очень важно ловко двигаться. Предлагаю испытать свои двигательные умения в весёлой физминутке.

- Руками массируйте уши по часовой стрелке, одновременно делая носками круговые движения против часовой стрелки.

Вывод: у кого получилось? Молодцы, значит, у вас есть хорошая предрасположенность к занятию спортом.

Коллективная – одновременное выполнение различных движений

Развитие регулятивных УД – «я могу это выполнить»

  1. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Цель: тренировка в чтении, развитие наблюдательности, образование новых слов с помощью удаления одной буквы из слова

А) ГРУППОВАЯ И ПАРНАЯ РАБОТА

- Любая спортивная Олимпиада предполагает не только индивидуальное, но и групповое участие.

Сейчас нам предстоят логически-поисковые задания, выполнение которых потребует от нас умения работать  в паре и в группе.

Задание по карточкам (№ 6 стр. 23)

У доски парами пойдут работать …, все остальные разобьются на 4 группы по цвету прикреплённых стикеров: зелёные, розовые, лимонные, оранжевые.

Распределим роли в паре: решение принимается сообща, слова записываете на доске по очереди.

Распределим роли в группе: 1-руководит – принимает окончательное решение, 2-читает, 3-записывает ответ, остальные участвуют в обдумывании, предлагают свои варианты ответов.

- В каждом слове зачеркни одну букву, чтобы получилось новое слово. Карточка:

1 группа

2 группа

Коля-Оля

Ваня-Аня

игра-Ира

гроза-роза

шарф-шар

крот-рот

смех-мех

лампа-лапа

огород-город

лента-Лена

верба-вера

крошка-кошка

- Проверим групповую работу с выполненной в парах на доске.

Вывод: молодцы, неплохо получилась групповая работа и в парах.

Индивидуальная – чтение слов, обдумывание и запись новых слов

Фронтальная – обсуждение ответов учащихся

Групповая работа – по карточкам.

Работа в паре у доски по карточкам

Развитие коммуникативных УД - инициативное сотрудничество, участие в продуктивном диалоге, проявление личных качеств в работе парой и в группе

Цель: обучение распределению по цветам

Б) - А сейчас нам понадобятся цветные карандаши, а какие, вы скажите после самостоятельного прочтения задания.

Задание № 7 стр. 23 – на доске            

- Распределим цветные карандаши (красный, жёлтый, синий) так, чтобы в каждой строке карандаши были разными и одинаковых строк не было.

Вывод: мы уже не раз занимались таким заданием на комбинаторику, и мне остаётся сказать, что вы умницы.

Фронтальная – распределение карандашей по цветам на доске

Индивидуальная – самостоятельное чтение задания, раскрашивание карандашей в тетрадях

Развитие познавательных УД – моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи

5. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Цель: снятие зрительного напряжения, физиологического утомления

- Дадим отдых глазкам.

Динамическая физкультминутка

Коллективная – выполнение динамической физкультминутки

Развитие познавательных УД - приобретение знания по снятию зрительного напряжения; личностных УД – «В здоровом теле – здоровый дух»

6. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Цель: разработка мелких мышц рук, развитие речи: формирование зрительной памяти, глазомера

- Глядя на озвученные задачи в начале урока, вижу, что остался графический диктант. Отгадайте загадку:

Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят ... (санки)

1 ученик у доски выполняет

Диктант выполним на клетчатых листах: 1 клетка вниз; 9 клеток вправо; 2 клетки вверх; 2 клетки вниз влево на уголок; 3 клетки вправо; 1 вниз; 2 влево; 1 вниз вправо на уголок; 9 клеток влево; 1 вверх вправо на уголок; 7 клеток вправо; 8 влево (по написанному)

- 1 вверх влево на уголок; 1 вверх вправо и соединить с начальной точкой.

Вывод: - Что получилось у вас? (санки)

- Пусть эти санки понесут нас по морю знаний дальше и дальше.

Коллективная – отгадывание загадки

Индивидуальная – выполнение графического диктанта; самопроверка с доски

Развитие познавательных УД - учащиеся получат возможность развить свой глазомер, мелкие мышцы рук, закрепят пространственные понятия вправо-влево

7. РЕФЛЕКСИЯ

Цель: самооценка своей выполненной работы

- Подошло к концу наше занятие. Оцените свою работу и раскрасьте треугольный флажок внизу страницы соответствующим цветом. Карточка с флажками – на доску.

- Прошу всех, кто отлично оценил свою работу (красный флажок), подойти и взять себе знак умницы «У».

- Прошу подойти тех, кто всё сделал хорошо (жёлтый флажок).

- У кого зелёный флажок, т.е. только часть заданий выполнена так, как хотелось? Думаю, что вы тоже заслуживаете знака умница – «У».

- И даже ребята с синим флажком, которые считают, что у них не получилось так, как хотелось, тоже умницы.

- Каждый, кто сегодня трудился на уроке умница, потому что преодолевал себя и пополнял свои знания.

- Спасибо всем за работу. Желаю всем сегодня вечером насладиться просмотром открытия XXII зимних Олимпийских игр.

Индивидуальная – самооценка своей работы

Развитие регулятивных УД – осознание качества выполнения заданий, оценка результатов своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеурочное занятие по курсу "Занимательная математика"

Данное занятие проводилось в конце учебного года для 1 классах по курсу "Занимательная математика". Форма открытого занятия - соревнование между двумя косандами из двух классов....

Открытое внеурочное занятие по курсу "Занимательная математика"

Данное занятие проводилось в конце учебного года для 1 классах по курсу "Занимательная математика". Форма открытого занятия - соревнование между двумя косандами из двух классов....

Сценарий внеурочного занятия по логике "Развитие логического мышления"

Данный сценарий расчитан для учащихся 1 класса. В процессе работы дети встречаются со сказочными персонажами, которые предлагают им выполнить разные задания....

3 класс. Внеурочное занятие на тему: "Занимательная Математика"

Цели:Образовательная: Скорректировать знания по предмету «Математика» и выстроить занимательное занятие Развивающая: Обеспечить развитие логического мышленияВоспитывающая: Вызвать интерес к пред...

Методическая разработка внеурочного занятия по курсу «Компьютерная грамотность» для 4 класса по теме: «Элементы логики. Суждение: истинное и ложное»

Данная методическая разработка внеурочного занятия предназначена для учащихся 4 класса, а также для педагогов по внеурочной деятельности преподающих Информатику в начальных классах. Актуальность ...

Внеурочное занятие по общеинтеллектуальному направлению «Логика». "Закономерность", 2 класс.

Логика является важнейшей частью культуры мышления человека. Хорошее логическое мышление развивает способность рассуждать. Устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, ...