Метод проектов в начальной школе.
статья по теме

Обобщение педагогического опыта по теме "Метод проектов в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_na_sayt.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Я работаю учителем начальных классов в МОБУ СОШ № 26. С 2009 года обучение веду по Образовательной программе «Планета Знаний». Анализируя свою деятельность, столкнулась с рядом проблем, затрудняющий переход обучающихся на следующую ступень образования:

  • Низкий уровень самостоятельности в учебном процессе;
  • Неумение следовать прочитанной инструкции, выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить в нем последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • Разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью обучающихся и практическими упражнениями, в ходе которых раскрываются навыки;
  • Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;

          В связи с этим, я пришла к выводу, что урочную систему необходимо дополнить новой формой деятельности обучающихся, где они могли бы погрузиться в атмосферу, требующую думать, рассуждать, т.е. могли бы применять имеющиеся у них знания на практике. Для этого необходимо применять такие методы, которые:

  • Формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся;
  • Развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • Формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • Были бы направлены на развитие познавательного интереса обучающихся;
  • Реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;

         Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
         В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности: 

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; 
  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; 
  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; 
  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

         Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться оформленным практическим результатом. Данный метод целесообразно применять, если: существует значимая проблема, есть значимость результата и предполагается самостоятельная деятельность обучающихся. Проектный метод направлен на развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией, умение работать в коллективе.
        Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности младших школьников, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного образования.

        История возникновения метода проектов восходит ко второй половине 19 века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания» (Дж. И Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Отсюда важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

          Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что обучающиеся познают теоретически, они должны уметь применить практически для решения проблем, касающихся их жизни. Они должны знать, где и как смогут применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.

        Метод проектов привлёк внимание русских педагогов ещё в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли  в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы данного метода не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию обучающихся при таком обучении, школа не обепечивала обучающихся необходимым объемом систематических знаний.

        Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее:

        1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: а) через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

        2. Развивать у обучающихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

        3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

        Метод проектов – способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности обучающегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой – либо интересующей его проблемы.        

        Теоретические позиции проектного обучения по Т.И.Шамовой и др., позволяющие выявить существенные отличия от традиционного обучения, роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом:

  1. образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
  2. комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных функций ученика, освоению им необходимых типов деятельности;
  3. глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их использования в разных ситуациях;
  4. гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

        Автор, кроме того, формулирует правила успешности проектной деятельности:

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  2. Команды не соревнуются.
  3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».
  6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие  проектное задание.

        К списку правил работы внутри группы при системном использовании педагогом проектного метода хотелось бы добавить важность  ротации – перемещения членов команды по разным позициям в процессе получения результатов по проектам. Например, освоение позиции докладчика во время презентации проекта, главного оформителя проектной документации, аналитика собранных материалов, составителя портфолио-папки  документов, сопровождающих проект и др. Это обусловлено тем, что дети не знают до конца собственных возможностей, не верят в свои потенциальные резервы: быть успешными в разнообразных видах деятельности, сопутствующих проекту. Причём это касается различных его этапов: от формулирования замысла, идеи, детального плана проекта до реализации, осуществления проектной деятельности и рефлексии как полученных результатов, так и собственной деятельности.

        Е.С.Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

        1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для её решения.

        2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих  на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т.д.).

        3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

        4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

        5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

        - определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования;

        - выдвижение гипотезы их решения;

        - обсуждение методов исследования;

        - оформление конечных результатов;

        - анализ полученных данных;

        - подведение итогов;

        - корректировка;

        - получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчётов, защиты проектов и т.д.).

        Отсюда могут быть определены и структурные элементы проектной технологии:

  1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
  2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
  3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждение  возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
  4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
  5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
  6. Выдвижение новых проблем.

        Сопоставляя представленные позиции с элементами таблицы, рассмотренными ранее, можно увидеть детализацию отдельных положений таблицы №1. Таким образом, учёные-разработчики идут по линии конкретизации технологического обеспечения проектной деятельности.

        Нелегко даётся смена образовательной парадигмы, смена концептуальных оснований профессионального мышления педагогов, переориентация их от репродуктивного (традиционного) типа деятельности к продуктивному (инновационному).

        Поэтому начинать следует с «ликбеза», т.е. простого обучения всех педагогов общему методу и алгоритмам проектирования. При этом достигаются две цели. Педагогический коллектив перестаёт быть пассивным участником преобразований, а, кроме того, педагоги начинают внедрять метод проектов и в образовательную деятельность учащихся.

        Самый сложный момент при введении учебных проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Важно выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых примерных тем на класс, работа по которым потребует усвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого творческого опыта.

        Главное помнить, что одной из ведущих педагогических целей метода проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот нужно организовывать, моделировать так, чтобы учащиеся научились:

  1. намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;
  2. искать пути их решения, выбирая оптимальный путь при наличии альтернативы;
  3. осуществлять и аргументировать выбор;
  4. предусматривать последствия выбора;
  5. действовать самостоятельно (без подсказки);
  6. сравнивать полученное с требуемым;
  7. корректировать деятельность с учётом промежуточных результатов;
  8. объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

        По мнению ряда исследователей, и что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или пояснение). В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И ещё важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

        Проектный метод обучения кардинально отличается от классических: обучающиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ необходимой им информации (учитель может выступать в роли консультанта).

        Основные цели метода проектного обучения:

  1. научить учащихся самостоятельно достигать намеченные цели;
  2. научить учащихся предвидеть мини-проблемы, которые могут возникнуть на пути достижения цели;
  3. сформировать у учащихся  умение работать с информацией (поиск источников, технология работы с информацией);
  4. сформировать у учащихся навыки проведения исследований, передачи и презентации полученных знаний и опыта; навыки работы и делового общения в группе.

        Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа:

  1. планирование;
  2. аналитический этап;
  3. этап обобщения информации;
  4. этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).

        Для более успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю рекомендуется:

  1. продумать учебные цели, которые будет преследовать проект, и возможности его методического и дидактического обеспечения;
  2. определить число участников проекта (группа учащихся, класс, параллель и т.д.);
  3. решить, будет ли данный проект осуществляться в рамках одного предмета или потребует интеграции нескольких предметных областей;

4) решить, будет ли данный проект курировать один учитель или группа              учителей;

  1. определить сроки работы над проектом;
  2. продумать все возможные источники информации (библиотека, консультации, лекции, анкеты, опросы, наблюдения, телевидение, Интернет, специальная литература, образовательные и другие учреждения и т.д.).

1. Планирование.

        Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это прежде всего обмен мнениями и согласование интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешение спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносятся на обсуждение.

        Цели первичного обмена мнениями:

        1. Стимулирование потока идей.

        Для стимулирования потока идей оптимален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздерживаться от комментариев, записывать идеи, направления работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

        Для наиболее успешной организации обсуждения учителю рекомендуется:

        - продумать ситуацию, которая могла бы дать толчок дискуссии, определяющей направление исследований;

        - продумать возможные способы мотивирования учащихся к исследовательской деятельности;

        - продумать средства наглядности во время дискуссии;

        - продумать вопросы, стимулирующие учащихся к выдвижению интересных, но реально осуществимых и связанных с учебной деятельностью проектов.

        Когда высказано значительное число предложений, учитель предлагает учащимся перейти к их обобщению, помогает сформулировать и классифицировать данные направления выдвинутых идей, исходя из темы проекта.

        На данном этапе учителю рекомендуется:

        - акцентировать внимание учащихся на общей теме проекта, на подтемах, на их взаимосвязи и сроках выполнения работы над проектом;

        - подвести учащихся к проблеме или «втянуть в ситуацию», стимулирующую стремление к самостоятельному исследованию;

        - выявить склонности, интересы, возможности учащихся;

        - проявлять внимание к высказанным учениками идеям, воздерживаясь, по возможности, от собственных комментариев;

        - сгруппировать и обобщить вместе с учащимися высказанные идеи в наиболее наглядной и понятной для них форме.

        2. Определение общего направления исследовательской работы.

        Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать своё отношение к каждому. Затем учитель выделяет наиболее удачные; определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов; помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем; продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект. Участник проекта выбирает подтему для исследования. Таким образом формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе – проследить, чтобы в каждой работающей группе работали учащиеся с разным уровнем знаний, творческим потенциалом, разными склонностями и интересами. Учителю следует построить работу так, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание окружающих. Можно также выбрать консультантов, т.н. ребят, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач на тех или иных этапах работы.

        На этой стадии работы учителю предлагается:

        - изложить учащимся условия, необходимые для реализации проекта (максимальное количество человек, разрабатывающих одну тему, сроки выполнения отдельных задач и т.д.);

        - выделить несколько возможных направлений работы (особенно при большом количестве участников);

        - определить поле деятельности для каждой группы и помочь найти необходимую информацию;

        - завести журнал проекта (туда записываются  мероприятия, сроки, возникшие трудности, примечания и т.д.);

        - подвести итоги первого этапа;

        - на протяжении всей работы на этапе планирования предоставлять инициативу учащимся, выполняя роль консультанта и помощника, но не диктатора условий.

2. Аналитический этап.

        Это этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации, во время которого каждый ученик уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи своей группы в частности; ищет и собирает информацию, учитывая собственный опыт, результаты обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д., сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.; анализирует и интерпретирует полученные данные.

        На этом же этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта. Это поможет учителю (да и самому ученику) оценить индивидуальный вклад каждого в работу над проектом, а также облегчит контроль. Введение индивидуального журнала для ученика, на наш взгляд, зависит от конкретной ситуации и не является обязательным.

         Последовательность работы. Уточнение и формулировка задач.

        Правильная формулировка задачи проекта предопределяет результативность работы группы. Здесь необходима помощь учителя. Сначала члены каждой группы обмениваются уже имеющимися знаниями по выбранному ими направлению работы, а также соображениями о том, что ещё, на их взгляд, необходимо узнать, исследовать, понять. Затем учитель при помощи проблемных вопросов подводит учащихся к формулировке задачи. Если учащиеся априорно знают решение поставленной проблемы и легко отвечают на вопросы учителя, задача для группы поставлена неправильно, так как не отвечает основной цели проекта – обучению навыкам самостоятельной работы и исследовательской деятельности.

        Во время работы над проектом необходимо, чтобы каждая группа и каждый её член чётко понимали свою собственную задачу, поэтому рекомендуется оформить стенд, на котором были бы вывешены: общая тема проекта, задачи каждой группы, списки членов групп, консультантов, ответственных и т.д. Такой стенд способствует также осознанию каждым учащимся ответственности за выполняемую работу перед остальными участниками проекта.

        Поиск и сбор информации.

        Прежде всего учащимся необходимо определить, где и какие данные им предстоит найти. Затем начинаются непосредственно сбор данных и отбор необходимой информации. Этот процесс может осуществляться различными способами, выбор которых зависит от времени, отведённого на данный этап, материальной базы и наличия консультантов.

        Учащиеся (с помощью учителя) выбирают способ сбора информации: наблюдение, анкетирование, социологический опрос, интервьюирование, проведение экспериментов, работа со средствами массовой информации, с литературой. Задача учителя – обеспечить, по мере необходимости, консультации по методике проведения такого вида работы. Здесь необходимо уделить особое внимание обучению учащихся навыкам конспектирования.

        На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации, её сравнения, классификации; установление связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в группе, координации разных точек зрения посредством личных наблюдений и экспериментирования, общения с другими  людьми (встречи, интервьюирование, опросы), работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).

        Учитель играет роль активного наблюдателя: следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам проекта; оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности отдельных участников; корректирует деятельность групп и отдельных участников; обобщает промежуточные результаты исследования для подведения итогов на конечном этапе.

        Обработка полученной информации.

        Необходимое условие успешной работы с информацией – ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя – помочь группе определить эти критерии.

        Обработка полученной информации – это прежде всего её понимание, сравнение, отбор наиболее значимой для выполнения поставленной задачи. Учащимся потребуются умения интерпретировать факты, делать выводы, формировать собственные суждения. Именно этот этап наиболее труден для учащихся, особенно если они привыкли находить в книгах готовые ответы на все вопросы учителя.

        Для наиболее успешной организации аналитического этапа учителю предлагается:

        - составить перечень возможных способов сбора и обработки информации в соответствии с темой и особенностями проекта;

        - дать учащимся (если необходимо) алгоритмы способов работы с информацией (например, алгоритм проведения анкетирования, социологического опроса, эксперимента, алгоритм поиска литературы в библиотеке, информации в сети Интернет и т.д.);

        - составить список возможных источников информации, учитывая предоставленное учащимся время, материальные возможности и особенности проекта;

        - предложить учащимся план работы с информацией;

        - добиться того, чтобы каждая группа пришла к полному согласию относительно формулировки стоящей перед ней задачи и распределения работы между членами группы;

        - акцентировать внимание учащихся на задачах каждой группы с тем, чтобы они могли осознанно обмениваться  полученной информацией;

        - помочь учащимся оценить достоверность и необходимость найденной информации;

        - постоянно напоминать учащимся о целях сбора и необходимости анализа информации;

        - проводить, по мере необходимости, общее обсуждение полученных результатов;

        - проводить подведение итогов аналитического этапа в присутствии всех участников проекта.

3. Этап обобщения информации.

        На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграция полученных знаний, умений, навыков. Учащиеся систематизируют полученные данные; объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию; выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов.

        Учителю необходимо проследить, чтобы учащиеся обменивались знаниями и умениями, полученными в процессе различных видов работы с информацией (анкетирование и обработка полученных данных, проведение социологического опроса, интервьюирование, экспериментальная работа и т.д.). С этой целью целесообразно организовать конференцию, где дети могли бы рассказать о возникших в ходе работы проблемах, обменяться опытом.

        Все проводимые мероприятия данного этапа должны быть направлены на обобщение информации, выводов и идей каждой группы. Учащиеся должны знать порядок, формы и общепринятые нормы представления полученной информации. И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность в выборе норм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал.

Процесс обобщения информации важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

  1. Представление полученных результатов работы (презентация).

        На этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата; обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом (в школе, округе, городе и т.д.). Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приёмы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретённые знания; рассказывают о проблемах, с которыми им пришлось столкнуться в работе над проектом. Задача учителя – объяснить учащимся основные правила ведения дискуссии и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы.

        Работая над проектом, учителю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретённых навыков.

        Для наиболее успешной организации презентации готового проекта учителю предлагается:

        - заранее продумать, как лучше применить индивидуальные способности (интеллектуальные, коммуникативные и т.д.) каждого участника проекта;

        - заранее определить время для подготовки и проведения презентации;

        - определить, сколько времени потребуется на проведение мероприятия в зависимости от объёма информации и количества участников;

        - подготовить сценарий презентации;

        - оказать помощь учащимся в выборе формы презентации проекта;

        - помочь учащимся применить вновь приобретённые знания и умения;

        - помочь учащимся определить собственные достижения и выявить нерешённые проблемы;

        - обсудить с учащимися перспективы работы над следующим проектом и оговорить предварительные сроки;

        - продумать форму заключительного мероприятия (чаепитие, «круглый стол» и т.д.).

        Неформальная обстановка способствует живому обмену мнениями и впечатлениями от работы над проектом.

        Таким образом, любой проект должен способствовать мотивации учащихся к проведению исследований; выработке навыков и умений групповой работы; выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы; мотивации учащихся к самостоятельному изучению и анализу отдельных тем, фактов, явлений.

        Для организации проекта необходимо определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские, социо-культурологические и т.д.); определить область исследования, обсудить с учащимися и разбить их на рабочие группы (группы не должны превышать 5-6 человек, возможна индивидуальная работа отдельных учащихся); поставить конкретные задачи перед каждой группой; определить время для выполнения каждой задачи; помочь каждой группе определить источники информации, необходимой для выполнения поставленной задачи; проверить знание учащимися способов анализа, обобщения информации; проконсультировать каждую группу относительно способов оформления результатов исследований (тезисы, доклад, альбом, газета и т.д.); организовать промежуточные общие обсуждения и провести анализ работы каждой группы; откорректировать задачи, поставленные перед группами, с учётом уже полученных результатов; организовать представление конечных результатов работы над проектом (конференция, выступление, альбом, видеофильм и т.д.).

  1. Заключение.

        Анализ передового опыта и результаты исследований данного метода позволяет констатировать, что если применение метода проектов в практике преподавания литературы в старших классах станет спланированной, целенаправленной и постоянной составляющей образовательного процесса, то будут созданы условия для развития у учащихся широкого круга компетенций в области освоения различных способов познавательной деятельности, коммуникативных оргдеятельностных умений и качеств и, тем самым, усилится личностно ориентированная направленность образовательного процесса.

        Метод проектов в настоящее время активно утверждается в школе. Этод метод предполагает организацию совместной или индивидуальной работы учащихся над той или иной проблемой с обязательным предъявлением результатов своей деятельности.

        Работа над учебным проектом включает несколько этапов: предварительный выбор учеником темы с учётом рекомендаций учителя; составление плана, изучение школьником литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и собственные выводы по теме, защита, которая предполагает устное выступление ученика, содержащее краткую характеристику работы, ответы на вопросы по теме работы.

        Какие же интеллектуальные умения можно развить в учебной деятельности, организованной по методу проектов? Во-первых, аналитическое мышление в процессе анализа информации, отбора необходимых фактов, сравнения, сопоставления фактов, явлений. Во-вторых, ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций с ранее изученными, знакомыми фактами, явлениями, установление ассоциаций с новыми качествами предмета, явления и пр. В-третьих, логическое мышление, когда формируется умение выстраивать логику доказательности принимаемого решения, внутреннюю логику решаемой проблемы, логику последовательности действий, предпринимаемых для решения проблемы.

        Кроме того, у ученика формируется умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, а также устанавливать причинно-следственные связи, искать новые решения, переносить знания из разных областей для решения проблемы.

        Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.

        Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.

        Учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой выбранной теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.

        Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, умеющего руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно – помогать в формулировке проблемы проекта с учётом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, спланировав её этапы, помогая распределить задания для каждого участника проекта, проводить консультации, развивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.

Литература

  1. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы (Методика преподавания литературы) Пособие к спецкурсу. МГПИ им. В.И.Ленина. М., 1979.
  2. Интегративно-интенсивное обучение как путь развития сознания: Учебное пособие. Н.Новгород: НГПУ, 1993.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С.Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, Е.В.Петров/ под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.
  4. Балаян Г.В. Метод проектов на уроке истории // Школьные технологии, 1997, №1.
  5. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9.
  7. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, №6.
  8. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. – М., 1996.
  9. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7.
  10. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
  11. Чечель И.Д. Исследовательские проекты  в практике школы // Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М., Сентябрь, 1998.
  12. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996.
  13. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000.
  14. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе - №2,3, - 2000.
  15. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - №4, 1997.
  16. Хуторский А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения. – М., Владос, 2000.
  17. Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы, 1998.
  18. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в начальной школе

Одним из ведущих методов на уроках в школе является–метод проектов. Он широко используется не только в среднем  и старшем звене школы, но и в начальной школе. В основу методов проектов положена и...

Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"

В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....

«Использования метода проектов в начальной школе»

Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...

Метод проектов в начальной школе.

Метод учебного пректа широко используется педагогами, помогая им решать многие профессиональные задачи. В статье подробно рассматриваются этапы работы над проектом, выбор тем детских проектов, формиро...

метод проектов в начальной школе

краткое обобщение педагогического опыта...

Методы проектов в начальной школе

Выступление на городской научно-практической конференции учителей начальных классов....

Современные образовательные технологии: метод проектов в начальной школе (плюсы и минусы в реализации).

С 1сентября 2011-2012 учебного года все школы России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современны...