доклад
материал по теме

Ахмадиева Луиза Александровна

Формы и способы детской одаренности.
Портфолио ученика как инструмент повышения качества учения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.rar692.54 КБ

Предварительный просмотр:

на производственном совещании по теме:

                                                             

Арск, 2014

Слайд 1 «Формы и способы детской одаренности.
Портфолио ученика как инструмент повышения качества учения».

Слайд 2 «В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения»                                                          

                    Имануил Кант

Что такое одаренность, как выявить одарённых детей, какого ребёнка считать одарённым такие вопросы возникают у каждого учителя начальных классов.

Слайд 3 Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Существует несколько типов одаренности.

Первый тип – это так называемые особо одаренные дети. У них чрезвычайный интерес к познанию, для них оно важнее, чем общение. Таких детей можно определить сразу. Часто они имеют трудности в общении. У них настолько велика страсть к познанию, что общение отходит на второй план.

Второй тип - это обыкновенные дети, которых воспитывали родители, давая им самое главное: любовь, внимание и достаточное количество требовательности. Такие дети тоже будут одаренными, то есть их способности будут существенно выше средней нормы. Поэтому когда мы говорим, что каждый ребенок одарен, имеется в виду, что многое зависит от воспитания.

Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Она состоит в том, что каждый может быть одарен по-разному. У каждого ребенка своя специфика одаренности.

Учитель должен верить, что каждый его ученик одарен, но по-своему. Способности и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а

предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.

Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом создавать условия для их развития.

 Слайд 4 Выделяют различные виды одаренности.

Интеллектуальная одаренность: повышенная любознательность ребенка, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.

Академическая одаренность (избирательности интересов ребенка):

успешное обучение отдельным учебным предметам;

Творческая одаренность: легкость генерирования идей, способность

предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.

Художественно-эстетическая одаренность: литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная, хореографическая, актерская (сценическая);

Социальная или лидерская одаренность: легкость установления контактов и высокое качество межличностных отношений;

Психомоторная (т.е. спортивная) одаренность: контроль своих движений и управление ими (моторные, сенсорные и когнитивные способности).

Слайд 5 По форме проявления одаренность может быть явной, проявляющейся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, и скрытой, то есть одаренность есть, но остается незамеченной окружающими.

Слайд 6 К большому сожалению, далеко не каждый человек имеет возможность реализовать свои способности. Задача учителя состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ученика, развить их, поддержать ребёнка, сохранить его неповторимость, подготовить к тому, чтобы его таланты и способности были реализованы.

                  В настоящее время в  начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. 
         Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости начинаем уже в начальный период обучения на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями, с анализа диагностических карт детского сада.             

Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Так же педагогу следует опираться на исследования школьного психолога, использующего методики для определения уровня интеллектуального развития, творческих наклонностей школьников. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся,  во многом зависит успешность работы с ними.  

Слайд 7  Основные направления деятельности педагога в работе  с интеллектуально одаренными детьми.

Слайд 8 Формы  работы  с  одаренными детьми в  школе.

  1. Урочная деятельность
  2. Предметные декады
  3. Проектно-исследовательская деятельность
  4. Олимпиады
  5. Конкурсы
  6. Создание портфолио

Слайд 9 На уроках:

  • Проблемно - развивающее  обучение, дискуссии, приёмы критического мышления
  •   Работа в малых группах и парах.
  •   Игровые технологии, деловые игры.
  •   Информационно-коммуникативные технологии.
  •   Творческие и нестандартные задания.
  •   Проектно-исследовательская деятельность

Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. 
         Применение дидактических игр предоставляет возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память, развивает смекалку, находчивость, сообразительность. 
         В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся используются творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи по математике, окружающему миру, русскому языку, литературе. Проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.

  Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах и олимпиадах. Олимпиады проводятся с 1 класса и к 4 классу в классах уже определяется группа детей, проявляющая способности при изучении отдельных предметов.

Это хорошо просматривается в портфолио – участие и места в олимпиадах прошлых лет.  

В нашей школе мы выбрали такие формы работы с одарёнными детьми, чтобы во время  обучения в начальной школе ребята имели возможность попробовать свои силы в любых направлениях учебной, творческой, спортивной деятельности. Они принимают самое активное участие в международных олимпиадах  по языкознанию «Русский медвежонок», «Конкурсе ЭМУ», «Кит», «ЧИП».      

 Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается  формирование интеллектуальных способностей. Важным условием  является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя.        

  Как бы ни был одарён ребёнок его необходимо учить. Приучить к усидчивости, научить трудиться, без помощи других принимать решения, приобщать к творчеству. Активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Для этого на уроках и во внеурочное время  использую метод проектов, исследовательский метод, ребятам предлагаю индивидуальные творческие задания, что позволяет расширить их знания.

Естественно,  каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика.      Для создания мотивации использую  портфолио - как средство саморазвития личности

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников. Этот способ ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Портфолио помогает решать важнейшие педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать  навыки рефлексивной и оценочной деятельности. Как результат - портфолио способствует повышению качества образования в целом.

Цель портфолио - представить отчет по процессу образования, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания.

Ученику портфолио позволяет эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения, а учителю – проследить индивидуальный прогресс ученика в течение длительного времени, оценить образовательные достижения, учесть достижения, полученные учеником в образовательном пространстве

   Основной замысел сбора материалов портфолио заключается в том, чтобы помочь ученику осознать необходимость получения разнообразной и разносторонней информации. Главное – продемонстрировать свои возможности и достижения с различных сторон. В конце каждой четверти обучения,  просматривая портфолио,  делаю выводы, где, в какой области проявил себя тот или иной ученик, у кого успехи незначительные, кому нужно помочь.      

У детей очень разные интересы, но понятно одно – портфолио они воспринимают уже как неотьемлимую часть своей жизни, постоянно следят за материалом в портфолио, стараются принимать участие в мероприятиях, чтобы его  пополнить, интересуются мнением других и наблюдают за успехами своих товарищей.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.

По мнению главы Минобразования Андрея Фурсенко, важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение задачи развития способностей каждого ребенка - это введение новых государственных образовательных стандартов.

Согласно ФГОС второго поколения учебно-воспитательный процесс

необходимо направить на создание условий для развития личности каждого ребенка. Несколько меняется и роль учителя: учитель одновременно и учитель, и психолог (создает каждому ребенку ситуацию успеха на уроке и дает ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя).

На личностно-развивающих уроках предполагается разнообразие учебных заданий, учебных действий, многоаспектный анализ материала, проблемные вопросы, необходимость выбора решений, переключение с одного аспекта рассмотрения на другие, установление связей и зависимостей и т.д.

Применение системы разноуровневых заданий способствует ускорению    процесса  проявления   детьми   своих   скрытых  способностей.

Структура   личностно-развивающего    урока    определяется   внутренней

логикой учебного  материала  и   движением    мысли     детей    в     учебном

сотрудничестве  между собой при направляющем участии и помощи учителя.

Таким образом, необходимо научить детей эффективному труду, который будет не только развивать, но и приносить радость от самого творческого процесса.

Слайд 10 «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод» - так сказал  Василий Александрович Сухомлинский и я полностью с ним согласна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"

Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....

доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»

Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...

конспекты уроков, доклады на темы самообразования

Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...

Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».

                                           Семья - один из шедевров природы                                                                           (Дж. Сантаяна,  философ)Семья - основанная на брак...

Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.

Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся  к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....

Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу

Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....