Главные вкладки

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов
    рабочая программа (1 класс) по теме

    Чупрова Анастасия Константиновна

    Рабочая учебная программа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_psikhomotirike.docx32.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение №5

    Министерство образования Республики Коми

    Государственное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение

    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    « Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №14 VIII вида»

    с. Усть-Цильма

                                                                                      «Утверждаю»

                                                         Приказ №____от «__»_________2011 года

    Директор школы _______________ И.Я. Поздеева

    Рекомендовано методическим                                                         «Согласовано» объединением учителей                                                     Заместитель директора по УВР                                                                        

    начальных классов, русского языка                                   ___________________Сыч И.А.                                                                    

     и литературы

    №1 от «   »_____20___г.                                                                «___»________20__г.

    Руководитель МО

    ________    ______________        

    Рабочая учебная программа

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    (Составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

    Авторы: Э.Я. Удалова, Л.А. Метиева)

    Составитель программы:

                                                                                              учитель  начальных классов

    Чупрова Анастасия

    Константиновна                                                                                                        

    с. Усть-Цильма

    2011 г

    Пояснительная записка.

    Обучение и воспитание в специальном (коррекционном) образовательном учреждении имеет коррекционно-развивающую направленность, что обусловлено недостатками психофизического развития учащихся, нуждающихся в специальных педагогических подходах, и реализацией основной цели деятельности СКОУ VIII вида – достижение социальной адаптации и интеграции обучающихся с отклонениями в развитии. Помимо фронтальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, в базисном учебном плане выделены часы для проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, среди которых выделяются и занятия для развития психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах.

    Основной задачей этих занятий является преодоление психофизических недостатков, препятствующих успешному освоению учебных навыков, в первую очередь, чтения, счёта и письма. Поэтому в начальных классах фронтальная  коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

    Занятия нами проводятся , во второй половине дня, в игровой форме по 215-25 минут. На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за столами. Так же на занятиях должны быть предусмотрены различные виды деятельности: подвижные игры, физминутки, пальчиковые гимнастики, на снятия психического и зрительного напряжения.

     Цель: расширение эмоциональной сферы ребенка, социальных, коммуникативных навыков, развитие творческих способностей.

    Задачи: - обучение социально – культурным нормам в игровой форме;

    -формирование базовых графических умений и навыков;

    -развитие коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся;

    -содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умение сравнивать, обобщать делать вывод;

    -ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения задания;

    -исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий;

    -развитие психических процессов;

    -развитие способностей к осознанию себе и своих возможностей;

    -воспитывать терпение и усидчивости при выполнении заданий;

    -коррекция самооценки;

    Практическая работа по проведению коррекционно-развивающих занятий в начальных классах специальной (коррекционной) школы требует гибкости при составлении рабочих программ (учитывать, имеющиеся различные структуры нарушения, умения не только правильно определить содержание перспективной работы, но и подобрать соответствующие методические приёмы для обеспечения системности коррекционной работы).

    Программой предусмотрено в 1 классе 34 занятия, одно занятие в неделю.

    I четверть – 9 ч.; II четверть – 8ч.; III четверть – 9ч.; IV четверть – 8 ч.

    Курс предусматривает изучение следующих разделов:

     — развитие моторики, графомоторных навыков;

    — кинестетическое и кинетическое развитие;

     — восприятие формы, величины, цвета;

     — развитие зрительного восприятия;

     — восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

     — развитие слухового восприятия;

     — восприятие пространства;

    Раздел «Развитие моторики, графомоторных навыков» решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает также работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев.

    Раздел «Кинестетическое и кинетическое развитие» предполагает формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве.

          Кинестетические ощущения (кожная, вибрационная чувствительность, т.е. поверхностная чувствительность) — чрезвычайно важный вид чувствительности, так как без них невозможно поддержание вертикального положения тела, выполнение сложно координированных движений.      Кинетический фактор, или моторная составляющая (мышечно-суставная чувствительность, т. е. глубокая чувствительность), является ведущим при осуществлении зрительно-моторных, слухо-моторных, координационно-моторных факторов. Умение сосредоточивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, сформированные зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации также служат основой формирования познавательной деятельности ученика. Отклонения в развитии моторики сказываются на динамике не только двигательных навыков, но и мыслительных процессов, формировании речи, письма и др.

          Основной задачей раздела «Восприятие формы, величины, цвета» является пополнение и уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах (формы, величины, цвета), и  умение группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3), составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения.

          Введение в программу раздела «Развитие зрительного восприятия» обусловлено рядом своеобразных особенностей зрительного восприятия школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые значительно затрудняют ознакомление с окружающим миром. К ним относятся: замедленность, узость восприятия, недостаточная дифференцированность, снижение остроты зрения, что особенно мешает восприятию мелких объектов или составляющих их частей. При этом отдаленные предметы могут выпадать из поля зрения, а близко расположенные друг к другу предметы — восприниматься как один большой. Узость восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой местности, в непривычной ситуации, может вызвать дезориентировку в окружающем.

          Общеизвестно, что зрение более чем какой-либо другой анализатор позволяет получать широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Примерно 90% всей информации человек получает с помощью зрения. Специфическая черта зрительного восприятия — возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях. Зрительные образы играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. Точность и действенность зрительного восприятия, сохранение зрительного образа в памяти определяют в конечном счете эффективность формирования навыков письма и чтения у учащихся.

          Решение задач раздела «Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств» способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов.

          Особое значение придается развитию осязания, так как недостатки его развития отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления и в дальнейшем на оперировании образами. С помощью осязания уточняется, расширяется и углубляется информация, полученная другими анализаторами, а взаимодействие зрения и осязания дает более высокие результаты в познании. Органом осязания служат руки. Осязание осуществляется целой сенсорной системой анализаторов: кожно-тактильного, двигательного (кинестетический, кинетический), зрительного. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями не могут дать полные представления об исследуемом объекте; для них характерна ориентировка на отдельные, часто несущественные признаки объекта.

          Значительные отклонения, наблюдаемые в речевой регуляции деятельности ребенка с интеллектуальными нарушениями, имеют в своей основе недостатки слухового восприятия вследствие их малой дифференцированности. Дети обычно рано и правильно реагируют на интонацию обращающегося к ним взрослого, но поздно начинают понимать обращенную к ним речь. Причина — в задержанном созревании фонематического слуха — основы для восприятия речи окружающих. Определенную роль играют и характерная общая инактивность познавательной деятельности, неустойчивость внимания, моторное недоразвитие. У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует должное соответствие между словом, обозначающим предмет, и конкретным образом. Недостаточно воспринимая и осмысливая предметы и явления окружающей действительности, учащиеся не испытывают потребности в их точном обозначении. Накопление слов, обозначающих свойства и качества объектов и явлений, осуществляется значительно медленнее, чем у сверстников с нормальным развитием. Для решения указанных недостатков в программу включен раздел «Развитие слухового восприятия».

    Развитый фонематический слух является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой, что особенно актуально для учащихся.

                  Работа над разделом «Восприятие пространства» имеет принципиальное значение для организации учебного процесса в целом. Затрудненности пространственной ориентировки проявляются не только на всех уроках без исключения (в первую очередь на уроках русского языка, математики, ручного труда, физкультуры), но и во внеурочное время, когда остро встает вопрос ориентировки в школьном здании, на пришкольной территории, близлежащих улицах. Пространственные нарушения оцениваются многими исследователями как один из наиболее распространенных и ярко выраженных дефектов, встречающихся при интеллектуальных нарушениях.

    В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся должны:

          — узнавать предметы по заданным признакам;

          — сравнивать предметы по внешним признакам;

          — классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;

          — составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

          — практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

          — давать полное описание объектов и явлений;

          — различать противоположно направленные действия и явления;

          — видеть временные рамки своей деятельности;

          — определять последовательность событий;

          — ориентироваться в пространстве;

          — целенаправленно выполнять действия по инструкции;

          — самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

          — опосредовать свою деятельность речью.

          Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.

    Тематический план

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

    1 класс

    Тема

    Кол.часов

    Коррекционно – развивающая работа

    Содержание деятельности на занятии

      Упражнение с        

    шаблоном.

    1

    Развитие мелкой моторики, воображения, речи.

    Т.Б. с ножницами, пальчиковая гимнастика. Обогащение словарного запаса(штриховка: вертикальная, горизонтальная; резать, вырезать, составление небольшого рассказа). Сочетание цветов.

    Упражнение с соленым тестом.

    2

    Развитие мелкой моторики, мышления, наглядно – образной памяти, речи

    Свойства теста, буквы гласные и согласные, раскрашивание букв, работа с красками. Составление слогов, слов с данными буквами. Игра «Угадай букву».

    Упражнение на восприятия (объединение общего по существенным признакам)

    1

    Развитие мелкой моторики,

    мышления,  речи, внимания. Умения сравнивать предметы, обобщать

    Составление картины по частям. Составления по картине небольшой рассказ. Т.Б. с ножницами и клеем.

    Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные).

    1

    Развитие логического мышления, внимания, математической речи, мелкой моторики. Закрепление знаний о геометрических формах.

    Различать основные геометрические фигуры. Группировать предметы и их изображения по форме.

    Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

    1

    Развитие логического мышления, внимания, математической речи, мелкой моторики.

    Подбирать к геометрическим фигурам  предметы, похожие по форме

    Дидактическая игра «Определи по запаху и вкусу».

    1

    Развитие внимания, речи, памяти.

    Различать запахи, вкусовые ощущения и обозначать их словом.

    Выделение и различение звуков окружающей среды.

    1

    Развитие внимания,  устной речи, памяти, мышления, слуха.

    Различать звуки (стон, звон, гудение, жужжание) окружающей среды и обозначать их словом.

    Дидактическая игра «Узнай на слух».

    Дидактическая игра «Кто и как голос подаёт» (имитация крика животных).

    1

    Развитие внимания,  устной речи, памяти, мышления, слуха.

    Различать звуки окружающей среды. Соотносить звук с животным  по иллюстрации. Имитировать крики животных и обозначать их словом.

    Упражнения с печатными буквами.

    1

    Развитие мелкой моторики,

    мышления,  речи, внимания, наглядно – образной памяти.

    Ощупывание букв. Добавление, удаление букв. Составление слогов, слов с данными буквами. Игра «Угадай букву». Письмо букв по памяти. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

    Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

    1

    Развитие моторики,  речи, внимания, наглядно – образной памяти.

    Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом позы и действия. Дидактическая игра «Море волнуется».

    Ориентировка в помещении.

    Определение расположения предметов в помещении.

    1

    Развитие внимания, наблюдательности. Восприятия в пространстве.

    Ориентироваться в классной комнате.

    Упражнения с пряжей.

    1

    Развитие мелкой моторики, памяти, внимания,  устной речи.

    Работа с пряжей, свойства пряжи, проговаривание техники плетения косы.

    Упражнения с письменными буквами

    1

    Развитие мелкой моторики, памяти, внимания,  устной речи,  мышления.

    Элементы букв, строчные прописные буквы, буква, слог, слово, правило правописания. Составление со словами словосочетаний, предложений, не большого рассказа.

    Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона).

    1

    Развитие  наблюдательности, устной речи. Восприятия в пространстве.

    Ориентироваться на листе бумаги. Проговаривания место расположения предмета на листе.  

    Упражнение с соленым тестом

    2

    Развитие мелкой моторики,  наглядно – образной памяти.

     Изготовление по образцу сувенира «Дед Мороз». Свойства теста, величина, форма. Работа с красками.

    Упражнения на нахождение места звука в слове.

    1

    Развитие речи, зрительной памяти, мышления, внимания, мелкой моторики, слухового анализатора.

    Звук, слог, слово. Начало, середина, конец слова. Звуки гласные и согласные. Письмо слов. Составление предложений.

    Вкусовые ощущения.

    2

    Развитие внимания, речи, памяти.

    Различать вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, солёный), обозначать их словом. Соотносить иллюстрацию или продукт с вкусовым ощущением. Дидактическая игра «Узнай по вкусу».

    Дидактическая игра «Что изменилось?» (3-4 предмета).

    2

    Развитие речи, зрительной памяти, мышления, внимания.

     Умение анализировать предметы. Делать выводы.

    Игровые графические упражнения, рисование замкнутых кривых, дугообразных,  прямых.

    2

    Развитие речи, зрительной памяти, мышления, внимания, мелкой моторики, воображения.

    Линии: замкнутые кривые, дугообразные, прямые. Создания  с данными  линиями предметов.

    Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

    1

    Развитие слухо -зрительных анализаторов.

     Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Гимнастика для глаз с речевым сопровождением. В соответствии с СанПиНам.

    Упражнения с цветной бумагой (изготовление из цветной бумаги весеннего дерева)

    1

    Развитие воображения, мелкой моторики, мышления.

    Изготовление из цветной бумаги весеннего дерева. Свойства бумаги. Аппликация. Т.Б. с ножницами и клеем.

    Определение на ощупь величины предмета.

    2

    Развития мелкой моторики, речи, наглядно – образной  памяти,  внимания.

    Форма, величина  предметов большой-маленький - самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

    Упражнения с печатными и письменными буквами.

    1

    Развитие мышления, памяти, внимания,  устной речи, мелкой моторики, артикуляционного аппарата.

    Гимнастика для рук, глаз артикуляционного аппарата. Письмо по памяти, перевод печатной буквы в письменную. Дидактическая игра «Найди ошибку в букве».

    Вербальные и невербальные средства общения.

    1

    Развитие внимания, устной речи, сенсорно-двигательной памяти, формировать зрительно-моторные и вестибулярно-моторные координации движения.

    Движения и позы головы по показу. Выполнять упражнения по заданию педагога, обозначать словом действия.

    Упражнения на сравнение различных предметов по весу и цвету.

    2

    Развитие мышления, памяти, устной речи,  кожно – тактильных, зрительных анализаторов.

    Сравнивать предметы. Тяжелый -  легкий, одинаковые.  

     Различать по цвету.

    Ориентировка в школьном помещении; понятие «дальше» - «ближе».

    2

    Развитие мышления, памяти, устной речи,  пространственного представления.

    Ориентироваться в школьном помещении.

    Дальше  - ближе.

    Литература:

    1. Э.Я Удалова, Л.А Метиева – Коррекционная педагогика, 3 (9), 2005 г
    2. Новые подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта // методические рекомендации. Авторы составители Уланова С.А., Попова Е. В., и т.д.
    3. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. Аксенова А.К., Якубовская Э.В.
    4. Н.В. Новоторцева. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Дидактические игры и упражнения для развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников" (3 класс)

    Данная работа содержит игры и упражнения, направленных на развитие психомоторных и сенсорных процессов учащихся 3 класса....

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов "Восприятие формы и цвета", 1 класс

    Ребята отправляются в путешествие по страна "Цветоформии". Весь урок построен на развитие психических процессов младших школьников....

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

    Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

    В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

    Занятие в 1 классе по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

    Цели: развивать слуховую память и слуховое восприятие. Задачи:  -  формирование навыков вербального и невербального общения;  -  учить различать крик (голоса), повад...