Исследовательская деятельность в начальной школе
статья (1 класс) по теме

Чернухина Людмила Георгиевна

Статья посвященная исследовательской деятельности в начальной школе. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность в начальной школе.

        В современном мире сложилось представление о школе как о плацдарме для создания дальнейших успехов в познании и социализации. Начальная школа в этом отношении представляет собой «плацдарм для плацдарма», или, иначе говоря, начальную ступень образования, на которой базируются остальные навыки и компетенции, получаемые школьниками в процессе обучения. При таком подходе к образованию школьники в целом получают большое количество знаний, но лишь единицы способны создавать что-то новое, что представляется особенно важным в современной инновационной экономике, основанной на прозорливости и креативных способностях.

        В изменяющихся условиях современного мира очевидно, что с самого начала школьных лет учащиеся должны получать такой навык, как умение создавать что-то новое. И тогда задачей начальной школы становится воспитание такого навыка. Прививать интерес к созданию нового и умение мыслить нешаблонно, способность применять знания, а не транслировать их – все перечисленное здесь теперь являются не экстраординарными, а нормальными компетенциями для школьников.

        Стоит вопрос, как развивать исследовательскую деятельность в начальной школе. Очевидно, что в таком возрасте дети не могут провести полноценное исследование, соответствующее всем научным канонам. Впрочем, основу должна составлять именно практика исследований в науке. Так, можно попробовать действовать по следующему алгоритму:

1. Выбор темы. Спросить учащегося, что ему интересно, что нового он хотел бы узнать. Также необходимо сформулировать актуальность темы исследования – почему данная тема представляется важной для изучения? На этом же этапе необходимо вывести цели и задачи исследования, показав различие между целью и задачей и, таким образом, дать школьникам основу для дальнейшего самостоятельного целеполагания.

2. Формулировка гипотез. Какие утверждения на выбранную тему хочется доказать или опровергнуть?

3. Подбор литературы. Вместе с преподавателем учащийся выбирает те тексты, которые необходимо изучить для верификации поставленных гипотез.

4. Сбор информации. Помимо чтения информации по теме, школьники могут самостоятельно проводить исследования, «выходя в поле». Здесь могут помочь широко распространенные социологические методы: опросы, интервью.

5. Анализ полученной информации. Полученный в процессе исследования материал необходимо обработать и проанализировать. Например, для опроса можно посчитать процентаж людей, поддерживающих ту или иную точку зрения и предположить, почему существует разделение (или единодушие).

6. Представление результатов исследования. Может быть проведено в формате конференции среди учеников класса; учитель играет роль оппонента и модератора.

        В случае, если исследование не является слишком простым или сложным для ученика, данная структура может быть полезна.

        Надо понимать, что в исследовательской работе самое главное – развитие навыков учащегося самим учащимся. То есть учитель не должен давать ученику готовые решения. Наоборот, учителю следует выполнять совещательную функцию. Например, учителю не следует предлагать учащемуся тему исследования – необходимо, чтобы он пришел к ней самостоятельно.

        Очевидно, что учителю для реализации подобного подхода к образованию необходимо обладать нестандартными для современной российской школы навыками и установками. Учитель должен быть сам открыт к новому и нетривиальному, понимать, что его точка зрения не является единственно верной и единственно возможной.

        Предложенный подход к образованию в начальной школе может помочь ученикам обрести самосознание в эпистемологическом отношении, сформировать идентичность ученика и предмета исследования, расширить его кругозор и привить необходимые в современном обществе навыки. В современной российской школе исследовательская деятельность в начальных классах является скорее исключением, чем правилом, но при реализации этого подхода эффективность школы как социального института повысится, поскольку «на выходе» из школьников будут получаться самостоятельные, квалифицированные люди со способностью открывать новое и отсутствием боязни перед высказыванием неразделяемого большинством мнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

статья для учителей начальных классов "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе"

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Большие возможности в этом направлении п...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...

Выступление на тему «Эффективность использования системы ТРИЗ и проектно-исследовательской деятельности в начальной школе» на секции учителей начальных классов

Разнообразить и активизировать работу над проектами мне помогает система ТРИЗ. Цель ТРИЗ – педагогики – развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи эффективными ...