Рабочая программа: Добрый мир (1-3 класс).
рабочая программа по теме

Рабочие программы по внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

«______» ______________ 2014 г.

                     

Рабочая программа

кружка  «Добрый мир»

(базовый уровень)

для 1 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

высшая квалификационной категории

г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Добрый мир» разработана для занятий с учащимися 1 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 1 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает  ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.

Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и пособие для учителя по  «Народной культуре» О.В. Фликовой, М.В.Макаровой, Е.Н.Чайковской, Э.А.Гогейзель, С.Е.Иванцова.

Принцип построения курса

С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времен года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса в первом классе.

В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления, и складывался своеобразный народный месяцеслов.

             Принципы обучения

- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;

- коллективность творчества;

- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);

- подлинность традиций.

   В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".

   Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.

       Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов – в сопоставлении между собой.

Непосредственно в конкретных трёх программах курса – "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" – обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

  Разделы программы – это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых, как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому говорится не об изучении, а об освоении народной культуры.

       Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.

             Цели курса

     - ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;

     - создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;

     - формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;

     - пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

     - развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

     - привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.

          Задачи курса

  • формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;
  • возрождение старых норм через традиционную культуру;
  • способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
  • формировать целостное восприятие народной культуры.

        Структура курса

Сюжет занятий первого года обучения построен на освоении мировоззренческой проблемы «Единство годового круга жизни природы и человека». Календарно-обрядовая деятельность народа предстанет перед детьми как способ, с помощью которого люди раньше выстраивали свои взаимоотношения с природой, со всем огромным миром, в котором они живут. Дети узнают, как космогонические представления народа выявляют себя через стройную систему загадок, через сюжеты и образы народных сказок; какое место во Вселенной, по народным воззрениям, занимал человек на протяжении своей жизни и после нее; как эти воззрения отражаются в календарных обрядах, в символике народного костюма и жилища.

Специфика данного курса  в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию.

Основное содержание программы

Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает. Осеннее новолетие – новые новины. День Симеона Столпника. Всякому лету – аминь! Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Воздвиженье – третья встреча осени. Праздник Воздвижения Креста Господня. Народный календарь. Детский фольклор. Пестушки, потешки. Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки. Изобразительное прикладное искусство – часть народной культуры. Ноябрь – ворота зимы. Синичкин праздник. Осень – время охоты и рыбалки. Юровая – праздник охотников, рыбаков. Кузьминки – об осени поминки. Живем по народному календарю зимы. Русская народная игрушка. Как учились в старину. Святки – главный зимний праздник. Святки. Обычаи святок. Рождество – семейный праздник. Зимние посиделки. Крещение. Крещенские сказания. Февраль – время посиделок. Зимние забавы детей. Масленица. Весна – утро года. Март – время возвращения птиц. Апрель – снегогон. Апрель – время подготовки к полевым работам. Пасха. Весна – начало посевов. Весна – время выгона скота. Живем по народному календарю лета. Зеленые святки – праздник лета. Июль – макушка лета. Время сбора трав. Июль – страдник. Праздник Ивана Купалы. Петры и Павлы. Жизнь в единении с природой. Спасы.

Формы и методы организации занятий

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а

предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной  для обучающихся форме с целью формирования  устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Формы работы:

  • групповые;
  • индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
  • работа в парах;
  • работа микрогруппах;
  • самостоятельная форма работы.

 Методы:

1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Обучающие методы:

1.Словесные:

убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество

2. Наглядные:

наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;

метод личного примера

3. Практические:

Метод моделирования изделий.

Метод мыслительных экспериментов.

Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза.

Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.

Метод игры.

   Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.

  Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.

Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:

  • коллективности творчества,
  • импровизационность в передаче народного искусства,
  • организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.

При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.

Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:

Качество обучения.

Качество воспитания.

Качество развития.

Блок «Качество обучения»

  • Уровень обученности обучающихся.
  • Стабильность  списочного состава.
  • Мотивация занятий.

Блок «Качество воспитания»

  • Уровень воспитанности учащихся.
  •  Микроклимат на занятиях.
  •  Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.

Блок «Качество развития»

  • Уровень развития познавательных способностей;
  • Самооценка личности (адекватность, динамика);
  • Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные);
  • Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного комуницирования).

Параметры  оценивания:

1

Патриотическое развитие личности ребёнка.

Отношение ребёнка к родной культуре, к семье.

2

Нравственное развитие личности ребёнка

Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка.

3

Эстетическое развитие личности ребёнка

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

4

Освоение материала

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

5

Степень погружения

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

 режим и место проведения занятий

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению   «Добрый мир» предназначена для обучающихся 1 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

 К концу 1 года обучения  по курсу «Добрый мир» дети должны знать и уметь различать  малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изображению изделий некоторых промыслов, получить представления о народных традициях и праздниках, получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.

По окончании  учебного факультативного курса учащиеся должны:

- знать основные народные традиции;

- владеть основами народного календаря;

- иметь представление о своей малой  родине;

- уважать и чтить родителей и память предков;

- уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;

- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

           

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Добрый мир»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

Познавательные 

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно - следственных связей;

Регулятивные

  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. –  М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

 Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е.  Конспекты уроков по народной культуре 1 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

 Шевченко Л.Л. Учебник 1 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.

Перечень материально-технического обеспечения

I. Книгопечатная продукция:

 Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. –  М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.

 2. Учебники:

Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Шевченко Л.Л. Учебник 1 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

            3. Рабочие тетради:

Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

            4. Методические пособия:

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е.  Конспекты уроков по народной культуре 1 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003г.

Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

II. Печатные пособия:

            1. Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

 III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

9. DVD диск «Русский фольклор».

10. DVD диск «Русские обряды и суеверия».

11. DVD диск «Русская изба».

         IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи


Календарно - тематический план

кружка «Добрый мир» 1 класс

(наименование учебного предмета)

на 2014 – 2015 учебный год.

Номера уроков

по порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

1.

1

«Сентябрь красно лето провожает, осень золотую встречает». Рисование корзины с осенними дарами.

03.09.14г.

2.

2

«Осеннее новолетие – новые новины». День Симеона Столпника. Рисование одной из новинок.

10.09.

3.

3

«Всякому лету – аминь!» Праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Рисование пшеничной куклы.

17.09.

4.

4

«Воздвиженье – третья встреча осени». Праздник Воздвижения Креста Господня. Рисование капусты.

24.09.

5.

5

Народный календарь. Рисование осенних листьев.

01.10.14г.

6.

6

Детский фольклор. Пестушки, потешки. Рисование свеклы.

08.10.

7.

7

Музыкальный фольклор. Колыбельные песенки. Рисование любимой игрушки.

15.10.

8.

8

Изобразительное прикладное искусство – часть народной культуры. Роспись прялки.

22.10.

9.

9

Ноябрь – ворота зимы. Синичкин праздник. Рисование синички.

29.10.

10.

10

Осень – время охоты и рыбалки. Юровая – праздник охотников, рыбаков. Рисование рыбки.

12.11.14г.

11.

11

Кузьминки – об осени поминки. Рисование салфетки с бахромой.

19.11.

12.

12

Живем по народному календарю зимы. Русская народная игрушка. Роспись дымковской игрушки.

26.11.

13.

13

Как учились в старину. Рисование закладки.

03.12.14г.

14.

14

Святки – главный зимний праздник. Рисунок «Красавица зима».

10.12.

15.

15

Святки. Обычаи святок. Рисование маски.

17.12.

16.

16

Рождество – семейный праздник. Рисование рождественской звезды.

24.12.

17.

17

Зимние посиделки. Рисование платка.

14.01.15г.

18.

18

Крещение. Крещенские сказания. Рисование сказочного домика.

21.01.

19.

      19

Февраль – время посиделок. Рисование снегиря.

28.01.

20.

20

Зимние забавы детей. Рисование снегиря.

04.02.15г.

21.

21

Масленица. Рисование блинов.

11.02.

22.

22

Весна – утро года. Рисование игрушки – свистульки.

25.02.

23.

23

Март – время возвращения птиц. Рисование грача.

04.03.15г.

24.

24

Апрель – снегогон. Апрель – время подготовки к полевым работам. Рисование скворечника.

11.03.

25.

25

Пасха. Роспись пасхального яйца.

18.03.

26.

26

Весна – начало посевов. Рисование моркови и лука.

01.04.15г.

27.

27

Весна – время выгона скота. Рисование фигурного печенья.

08.04.

28.

28

Живем по народному календарю лета. Зеленые святки – праздник лета. Рисование березы.

15.04.

29.

29

Июль – макушка лета. Время сбора трав. Рисование букета полевых цветов.

22.04.

30.

30

Июль – страдник. Праздник Ивана Купалы. Рисование костра.

29.04.

31.

31

Петры и Павлы. Рисование земляники.

06.5.15г.

32.

32

Жизнь в единении с природой. Рисование летнего пейзажа.

13.05.

33.

33

Спасы. Рисование бочонка с медом, яблок, орехов.

20.05.

34.

34

Резерв.

27.05.

Итого

часов

по программе

34

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014 г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

«______» ______________ 2014 г.

                     

Рабочая программа

кружка  «Добрый мир»

(базовый уровень)

для 2 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

высшая квалификационной категории

г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Добрый мир» разработана для занятий с учащимися 2 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана во 2 классе — 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает  ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.

Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и пособие для учителя по «Народной культуре» О.В. Фликовой, М.В.Макаровой, Е.Н.Чайковской, Э.А.Гогейзель, С.Е.Иванцова.

Принцип построения курса

С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времен года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса в первом классе.

В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления, и складывался своеобразный народный месяцеслов.

             Принципы обучения

- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;

- коллективность творчества;

- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);

- подлинность традиций.

   В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно - практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".

   Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.

       Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов – в сопоставлении между собой.

Непосредственно в конкретных трёх программах курса – "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" – обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

  Разделы программы – это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых, как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому говорится не об изучении, а об освоении народной культуры.

       Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.

             Цели курса

     - ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;

     - создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;

     - формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;

     - пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

     - развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

     - привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.

          Задачи курса

  • формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;
  • возрождение старых норм через традиционную культуру;
  • способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
  • формировать целостное восприятие народной культуры.

        Структура курса

Сюжет занятий второго года обучения построен на освоении философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно – бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. Природная среда и жизнь крестьянской семьи, с идеализированным образом которых дети знакомятся в первой программе, предстает уже теперь двояко. Дети познакомятся с реальными историческими типами организации культурного пространства, с архитектурными особенностями традиционного жилища и одновременно – с народными воззрениями на их внутренний символический смысл.

Специфика данного курса  в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию.

Основное содержание программы

Что у нас общее и чем мы различаемся. Познание самого себя. Могучие богатыри разных народов мира. Богатырский эпос, осмысляющий историю народа. Октябрь – зазимник. Знакомство со сказкой «Коза с орехами». Хозяйка мира. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Страна, город, род. Крестьянская семья. Традиции и обычаи. Рождение ребенка. Традиции и обычаи. Как тебя зовут. Жизнь ребенка до года. Традиции и обычаи. Роль матери в воспитании ребенка на первом году его жизни. Воспитание детей в семье от 1-го года до 3-х лет. Воспитание детей от 3-х до 7-ми лет. Жизнь детей от 7-ми до 14-ти лет. Хороводный возраст. Обобщающий урок. Жизнь крестьянина осенью. Жизнь крестьянина зимой. Традиции русского гостеприимства. Старинные женские головные уборы. Старинная женская одежда. Старинная мужская одежда. Верхняя одежда. Одежда сибиряков. Строительство дома – семейное дело. Помочи. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома.

Интерьер крестьянского дома. Красный угол, его место и роль в жизни семьи. Крестьянский двор.

Все о русской печке. Свадьба – семейное дело. Свадебные обряды. Сватовство. Девичник. Свадьба. Радоница – традиция поминовения. Успение.

Формы и методы организации занятий.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а

предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной  для обучающихся форме с целью формирования  устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Формы работы:

            -    групповые;

  • индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
  • работа в парах;
  • работа микрогруппах;
  • самостоятельная форма работы.

 Методы:

1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Обучающие методы:

1.Словесные:

убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество

2. Наглядные:

наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;

метод личного примера

3. Практические:

Метод моделирования изделий.

Метод мыслительных экспериментов.

Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза.

Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.

Метод игры.

   Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.

  Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.

Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:

  • коллективности творчества,
  • импровизационность в передаче народного искусства,
  • организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.

При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.

Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:

Качество обучения.

Качество воспитания.

Качество развития.

Блок «Качество обучения»

  • Уровень обученности обучающихся.
  • Стабильность  списочного состава.
  • Мотивация занятий.

Блок «Качество воспитания»

  • Уровень воспитанности учащихся.
  •  Микроклимат на занятиях.
  •  Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.

Блок «Качество развития»

  • Уровень развития познавательных способностей;
  • Самооценка личности (адекватность, динамика);
  • Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные);
  • Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного комуницирования).

Параметры  оценивания:

1

Патриотическое развитие личности ребёнка.

Отношение ребёнка к родной культуре, к семье.

2

Нравственное развитие личности ребёнка

Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка.

3

Эстетическое развитие личности ребёнка

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

4

Освоение материала

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

5

Степень погружения

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

 режим и место проведения занятий

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению   «Добрый мир» предназначена для обучающихся 2 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 25 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу второго года обучения дети должны знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и традиции; легенды, предания старины;  традиционные занятия детей, игрушки, игры; научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни.

         По окончании  учебного факультативного курса учащиеся должны:

- знать основные народные традиции;

- владеть основами народного календаря;

- иметь представление о своей малой  родине;

- уважать и чтить родителей и память предков;

- уметь  пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;

- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;

- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.

         

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Добрый мир»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

Познавательные 

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. –  М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

 Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е.  Конспекты уроков по народной культуре 2 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.

Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

 Шевченко Л.Л. Учебник 2 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.

Перечень материально-технического обеспечения:

I. Книгопечатная продукция:

 Волков В.М. Русская деревня. – М.,2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. –  М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.

 2. Учебники:

Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Шевченко Л.Л. Учебник 2 класс «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

            3. Рабочие тетради:

Новицкая М. Ю. Учебник – тетрадь «Родная земля» 1 – 2 класс в 4-х ч. М.: Дрофа, 1997г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

            4. Методические пособия:

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 1—2 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2001г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е.  Конспекты уроков по народной культуре 2 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004г.

Шевченко Л.Л. Методическое пособие «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

II. Печатные пособия:

            1. Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

 III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

9. DVD диск «Русский фольклор».

10. DVD диск «Русские обряды и суеверия».

11. DVD диск «Русская изба».

         IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи


Календарно - тематический план

Кружка «Добрый мир» 2 класс

(наименование учебного предмета)

на 2014 – 2015 учебный год.

Номера уроков

по

порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала          

1.

1

Что у нас общее и чем мы различаемся. Познание самого себя. Рисунок «Родная земля».

04.09.14г.

2.

2    

 

Могучие богатыри разных народов мира. Богатырский эпос, осмысляющий историю народа. Рисование богатырского снаряжения.

11.09.

3.

3    

Октябрь – зазимник. Чтение сказки «Коза с орехами». Иллюстрирование сказки.

18.09.

4.

4

Хозяйка мира. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Рисование женщины – защитницы.

25.09.

5.

5

Страна, город, род. Рисунок «Город».

02.10.14г.

6.

6

Крестьянская семья. Традиции и обычаи. Роспись скатерти.

09.10.

7.

7

Рождение ребенка. Традиции и обычаи. Роспись детского одеяла.

16.10.

8.

8

Как тебя зовут? Роспись открытки для именинника.

23.10.

9.

9

Жизнь ребенка до года. Традиции и обычаи. Выполнение узора для колыбели в стиле городецкой росписи.

       30.10.

10.

10

Роль матери в воспитании ребенка на первом году его жизни. Рисование портрета мамы.

13.11.14г.

11.

11

Воспитание детей в семье от 1-го года до 3-х лет. Рисунок «Вылупившийся из яйца цыпленок».

20.11.

12.

12

Воспитание детей от 3-х до 7-ми лет. Рисование любимой игрушки.

27.11.

13.

13

Жизнь детей от 7-ми до 14-ти лет. Рисунок «Грибы».

04.12.14г.

14.

14

Хороводный возраст. Рисунок «Кустарники».

11.12.

15.

15

Обобщающий урок. Рисунок «Хоровод друзей».

18.12.

16.

16

Жизнь крестьянина осенью. Рисование натюрморта из овощей.

25.12.

17.

17

Жизнь крестьянина зимой. Рисунок «Ангел».

15.01.15г.

18.

18

Традиции русского гостеприимства. Роспись гостевой карточки.

22.01.

19.

19

Старинные женские головные уборы. Роспись кокошника.

29.01.

20.

20

Старинная женская одежда. Рисование орнамента в полосе из геометрических фигур.

05.02.15г.

21.

21

Старинная мужская одежда. Рисование мужской рубахи.

12.02.

22.

22

Верхняя одежда. Одежда сибиряков. Рисование узора в полосе.

19.02.

23.

23

Строительство дома – семейное дело. Помочи. Рисунок «Зима в лесу».

26.02.

24.

24

Обряды и обычаи, связанные со строительством дома. Иллюстрирование сказки.

05.03.15г.

25.

25

Интерьер крестьянского дома. Составление узора для наличников.

12.03.

26.

26

Красный угол, его место и роль в жизни семьи. Рисунок «Птица счастья».

19.03.

27.

27

Крестьянский двор. Рисунок «Крестьянский двор».

02.04.15г.

28.

28

Все о русской печке. Рисование русской печки.

09.04.

29.

29

Свадьба – семейное дело. Рисование пуговиц.

16.04.

30.

30

Свадебные обряды. Сватовство. Рисование павло – посадской шали.

23.04.

31.

31

Девичник. Свадьба. Роспись праздничной открытки к свадьбе.

30.04

32.

32

Свадьба. Рисунок «Горшок с кашей».

07.05.15г.

33.

33

Радоница – традиция поминовения. Рисование бабочки.

14.05.

34.

34

Успение. Рисунок «Урожай».

21.05.

35.

35

Резерв.

28.05.

Итого

часов

по программе

35

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./

«______» ______________ 2014 г.

                     

Рабочая программа

кружка  «Добрый мир»

(базовый уровень)

для 3 класса

Составитель

Фёдорова Е.В., учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа «Добрый мир» разработана для занятий с учащимися 3 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общеобразовательного среднего образования второго поколения и рассчитана в 3 классе — 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Изучение данного курса, направленного на формирование у детей основ народной культуры предполагает  ознакомление с символикой и атрибутикой обряда, работу по осмыслению народных традиций, способствующую пониманию специфики менталитета россиян.

Основой содержания данного курса стал факультативный курс М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и пособие для учителя по «Народной культуре» О.В. Фликовой, М.В.Макаровой, Е.Н.Чайковской, Э.А.Гогейзель, С.Е.Иванцова.

Принцип построения курса

С народного календаря начинается знакомство ребёнка с миром, в котором он живёт. Вековое восприятие времен года русским народом-землепашцем представляет главную идею курса в первом классе.

В ходе работы над освоением народного календаря происходит знакомство с важнейшими годовыми христианскими праздниками, с их глубоким духовным смыслом и с тем, как менялись под их влиянием устойчивые дохристианские представления, и складывался своеобразный народный месяцеслов.

             Принципы обучения

- функционирование традиций в системе календарно-обрядового цикла;

- коллективность творчества;

- синкретизм традиционного искусства (взаимосвязь различных видов искусства);

- подлинность традиций.

   В ходе работы перед детьми раскроется система миропонимания, выработанная нашими предками по трём основным вечным вопросам человеческой жизни. Они хозяйственно-практически, духовно, нравственно и эстетически являются стержневыми для любого народа и для любой эпохи, в том числе и для современной: "Человек и его взаимоотношения с природой"; "Человек и его семья"; "Человек и история его народа".

   Соответственно этим трём проблемам, которые по-своему решает каждая эпоха, каждый народ и каждый человек, распределится на основной материал курса. Он представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы. Это – календарно-обрядовая культура; семейно-обрядовая культура; культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.

       Уже формулировка мировоззренческих проблем курса говорит о том, что разрешать их учитель может, используя материал культуры любого народа или нескольких народов – в сопоставлении между собой.

Непосредственно в конкретных трёх программах курса – "Человек и природа в народной культуре"; "Человек и семья в народной культуре"; "Человек и родная земля в народной культуре" – обозначенные в названиях проблемы разработаны на материале традиционной русской культуры.

  Разделы программы – это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей и взрослых, как нравственных и эстетических ценностей. Именно поэтому говорится не об изучении, а об освоении народной культуры.

       Планирование курса используется в соответствии с временами года, время празднования праздника по календарю по усмотрению учителя занятия можно менять местами.

             Цели курса

     - ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре и национальным традициям России;

     - создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;

     - формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;

     - пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

     - развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших образцах народного творчества;

     - привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.

          Задачи курса

  • формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;
  • возрождение старых норм через традиционную культуру;
  • способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
  • формировать целостное восприятие народной культуры.

        Структура курса

Сюжет занятий третьего года обучения построен на освоении философской проблемы «Смысл круга человеческой жизни от рождения до кончины». Жизнь человека представлена в главных своих этапах и важнейших семейно – бытовых обрядах: свадьба как решающий для судьбы человека узел; кончина как закономерный итог жизни; рождение, пестование и воспитание ребенка как продолжение жизни человека и человечества в вечности. Природная среда и жизнь крестьянской семьи, с идеализированным образом которых дети знакомятся в первой программе, предстает уже теперь двояко. Дети познакомятся с реальными историческими типами организации культурного пространства, с архитектурными особенностями традиционного жилища и одновременно – с народными воззрениями на их внутренний символический смысл.

Специфика данного курса  в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать народные мировоззрение и психологию.

Основное содержание программы

Представление древних о земном устроении и происхождении человека. Рисуем человека. Здоровью цены нет. Рисование испытанных народных средств. Мировое древо. Рисуем чудо - дерево. Мать – Земля и Отец – Небо. Рисование узора в полосе. Хлеб насущный. Рисование хлеба. Синее море. Рисование кувшина. Солнце. Молния. Огонь. Рисование природных явлений. Молния. Рисуем символ Перуна. Огонь. Рисование петуха. Лес и Леший. Рисование сказочного леса. Добрые и злые травы. Рисование трав по выбору. Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Осень пришла». Домашние животные. Кошка и собака, их образы в русских сказках. Рисование кошки по представлению. Домашние животные. Конь и его образ в русском фольклоре. Рисование дымковской игрушки – коня. Дикие животные и их образы в русских сказках. Рисование иллюстрации к сказке «Иван – царевич и серый волк». Образ медведя в русских сказках. Рисование медведя. Птицы и их образы в русских сказках. Рисование сказочной птицы. Царство рыб. Волшебная щука. Рисование иллюстрации к сказке «По щучьему веленью». Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Зима в лесу». Образ Бабы – Яги в русских сказках. Рисование Бабы – Яги. Образ Змея - Горыныча в русских сказках. Рисование  змея. Символика числа. Иллюстрирование сказки «Три медведя». Типы сказок. Рисование сказочного ковра. Музыкальные инструменты. Роспись ложки хохломским узором. Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Весна идёт». Труд людей. Прядение, ткачество. Рисование швейных принадлежностей. Труд людей. Охота, рыбалка. Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке». Труд людей. Земледелие и скотоводство. Рисование посуды. Воин – защитник. Рисование щита воина. Былинные богатыри – воплощение характера русского народа. Рисование русского богатыря. Корми деда на печи, сам там будешь. Рисование старика. Сколько цвету не цвесть, а быть опадать. Рисование веника. Повторительно – обобщающий урок. Рисование первоцветов.

Формы и методы организации занятий.

Освоение народной культуры не сводится к сумме разученных произведений, а

предполагает создание такой атмосферы, в которой эти произведения могут возникать и существовать, когда народная мудрость глубоко проникает в сознание, привычки человека и становится частью его жизни.

При выборе формы организации занятий стоит задача подать материал в привлекательной  для обучающихся форме с целью формирования  устойчивого интереса к предлагаемому виду деятельности.

Формы работы:

-    групповые;

  • индивидуальные – с наиболее одаренными заинтересованными детьми;
  • работа в парах;
  • работа микрогруппах;
  • самостоятельная форма работы.

 Методы:

1. Формирования сознания личности: словесные, метод примера;

2. Организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: метод приучения, упражнения, создания воспитывающих ситуаций;

3. Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрения, наказания, метод создания ситуации успеха;

4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки: метод педагогического наблюдения, опросы, беседы, метод анализа результатов деятельности, метод создания ситуации для изучения поведения.

Обучающие методы:

1.Словесные:

убеждение, беседа, рассказ, устное народное творчество

2. Наглядные:

наблюдение, использование в работе наглядных пособии и методических пособий с профессиональными сокращениями и знаками, терминами, использование видеофильмов, слайдов и пр.;

метод личного примера

3. Практические:

Метод моделирования изделий.

Метод мыслительных экспериментов.

Метод выявления смыслового контраста и обобщения, анализа и синтеза.

Игровой метод сценическое движение, показ песен и танцев, ролей народного театра, праздники, посиделки, вечёрки.

Метод игры.

   Вместе с тем каждый раздел программы предполагает наличие специфических принципов и методов и форм организации образовательного процесса.

  Включение в непрерывный процесс обучения основам народной традиционной культуры, несомненно очень важно для изучения и стремления к пониманию ее нравственных, художественных и эстетических начали качеств.

Для глубокого и эффективного обучения используются принципы:

  • коллективности творчества,
  • импровизационность в передаче народного искусства,
  • организация обучения вокруг календарно-обрядового круга.

При этом особое внимание уделяется детским играм, сценкам, проигрыванию ситуаций, которые положительно взаимодействуя на двигательную, интеллектуальную, эмоциональную и социальную функции ребенка – способствуют всестороннему и гармоничному развитию.

Реализация целей и задач программы отслеживается по 3 блокам:

Качество обучения.

Качество воспитания.

Качество развития.

Блок «Качество обучения»

  • Уровень обученности обучающихся.
  • Стабильность  списочного состава.
  • Мотивация занятий.

Блок «Качество воспитания»

  • Уровень воспитанности учащихся.
  •  Микроклимат на занятиях.
  •  Воспитывающая деятельность: участие детей, в коллективных творческих делах, праздниках, воспитательных мероприятиях.

Блок «Качество развития»

  • Уровень развития познавательных способностей;
  • Самооценка личности (адекватность, динамика);
  • Ценностные ориентации личности (патриотические ценности, семейные, образовательные, общекультурные);
  • Коммуникативные качества личности (лидерские способности, навыки сотрудничества, позитивного комуницирования).

Параметры  оценивания:

1

Патриотическое развитие личности ребёнка.

Отношение ребёнка к родной культуре, к семье.

2

Нравственное развитие личности ребёнка

Формирование основных нравственных качеств. Социальная активность ребёнка.

3

Эстетическое развитие личности ребёнка

Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств.

4

Освоение материала

Развитость познавательных процессов и интересов. Знание основ традиционной культуры.

5

Степень погружения

Умение пользоваться опытом традиционной культуры в разнообразных жизненных ситуациях.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

 режим и место проведения занятий

Программа внеурочной деятельности по оздоровительному направлению   «Добрый мир» предназначена для обучающихся 3 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут.

Занятия проводятся в учебном кабинете, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов.

             Требования к уровню подготовки обучающихся 

 К концу 3 года обучения дети должны знать: 

  • что такое устное народное творчество;
  • исторические основы о древних славянах;
  • труд людей;
  • былинных воинов – защитников и их оружие;
  • домашних и диких животных;
  •  навык самостоятельного изготовления целебного народного средства .

Учащиеся должны уметь:

  • различать народные музыкальные инструменты;
  • исцелять болезни, используя народные средства;
  • отличать различные виды росписи;
  • проводить русские народные игры;
  • давать разъяснение символике числа;
  • понимать смысл народных сказок.

По окончании обучения по данной программе дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов (глиняная игрушка, глиняная посуда, роспись игрушки и посуды, элементы вышивки и т.д.), получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.

       

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
  • принятие образа «хорошего ученика»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • гуманистические и демократические ценности  многонационального российского общества;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Добрый мир»;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

Познавательные 

  • контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
  • соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Волков В.М. Русская деревня. – М., 2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. –  М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 3 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2003г.

 Новицкая М. Ю. Учебник «Родная земля» для 3 класса. М.: Дрофа, 2001г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е.  Конспекты уроков по народной культуре 3 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.

Перечень материально-технического обеспечения:

I. Книгопечатная продукция:

 Волков В.М. Русская деревня. – М., 2004г.

Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. –  М., 2001г.

Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. – М., 1990г.

Латышина Д.И. Живая Русь. – М.,1995г.

Леонович Е.Н. Родная словесность. –М., 1993г.

Науменко Г. Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы. – М., 1980г.

Некрылова А.Ф. «Круглый год». Русский земледельческий календарь. – М.,1991г.

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 3 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2003г.

Пушкина С.И. Мы играем и поем. – М., 2001г.

Соловьев В.М. Русская культура. – М., 2005г.

Лаврова С.А. «Славянские сказания». М.: Белый город, 2009г.

Михеева Л.Н. «Русские народные праздники». М.: Дрофа – плюс, 2007г.

 2. Учебники:

Новицкая М. Ю. Учебник «Родная земля» для 3 класса. М.: Дрофа, 2001г.

            3. Рабочие тетради:

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Праздники, игры и забавы для детей. В 3-х ч. – М., 1998г.

Шевченко Л.Л. Рабочая тетрадь «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

            4. Методические пособия:

Новицкая М. Ю. Программа «Введение в народоведение» (факультативный курс). 3 кл.— М.: Просвещение, Дрофа, 2003г.

Фликова О.В., Макарова М.В., Чайковская Е.Н., Гогейзель Э.А., Иванцов С.Е.  Конспекты уроков по народной культуре 3 класс. Пособие для учителя. М.: Гумманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 г.

II. Печатные пособия:

            1. Шевченко Л.Л. Наглядные материалы «Добрый мир». М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012г.

 III.Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2. Наборная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

3. Телевизор.

4. DVDплеер.

5. Аудиоцентр.

6. Мультимедийный проектор.

7. Экспозиционный экран.

8. Компьютер.

9. DVD диск «Русский фольклор».

10. DVD диск «Русские обряды и суеверия».

11. DVD диск «Русская изба».

         IV. Оборудование класса:

1. Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

4. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи


Календарно - тематический план

кружка «Добрый мир» 3 класс

(наименование учебного предмета)

на 2014 – 2015 учебный год.

Номера уроков

по

порядку

№ урока

в разделе, теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала          

1.

1

Представление наших предков об окружающем мире. Рисование на тему «Пусть всегда будет солнце!»

04.09.14г.

2.

2    

 

 Представление древних о земном устроении и происхождении человека. Рисуем человека.

11.09.

3.

3    

Здоровью цены нет. Рисование испытанных народных средств.

18.09.

4.

4

Мировое древо. Рисуем чудо – дерево.

25.09.

5.

5

Мать – Земля и Отец – Небо. Рисование узора в полосе.

02.10.14г.

6.

6

Хлеб насущный. Рисование хлеба.

09.10.

7.

7

Синее море. Рисование кувшина.

16.10.

8.

8

Солнце. Молния. Огонь. Рисование природных явлений.

23.10.

9.

9

Молния. Рисуем символ Перуна.

30.10.

10.

10

Огонь. Рисование петуха.

13.11.14г.

11.

11

Лес и Леший. Рисование сказочного леса.

20.11.

12.

12

Добрые и злые травы. Рисование трав по выбору.

27.11.

13.

13

Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Осень пришла».

04.12.14г.

14.

14

Домашние животные. Кошка и собака, их образы в русских сказках. Рисование кошки по представлению.

11.12.

15.

15

Домашние животные. Конь и его образ в русском фольклоре. Рисование дымковской игрушки – коня.

18.12.

16.

16

Дикие животные и их образы в русских сказках. Рисование иллюстрации к сказке «Иван – царевич и серый волк».

25.12.

17.

17

Образ медведя в русских сказках. Рисование медведя.

15.01.15г.

18.

18

Птицы и их образы в русских сказках. Рисование сказочной птицы.

22.01.

19.

19

Царство рыб. Волшебная щука. Рисование иллюстрации к сказке «По щучьему веленью».

29.01.

20.

20

Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Зима в лесу».

05.02.15г.

21.

21

Образ Бабы – Яги в русских сказках. Рисование Бабы – Яги.

12.02.

22.

22

Образ Змея - Горыныча в русских сказках. Рисование  змея.

19.02.

23.

23

Символика числа. Иллюстрирование сказки «Три медведя».

26.02.

24.

24

Типы сказок. Рисование сказочного ковра.

05.03.15г.

25.

25

Музыкальные инструменты. Роспись ложки хохломским узором.

12.03.

26.

26

Повторительно – обобщающий урок. Рисование на тему «Весна идёт».

19.03.

27.

27

Труд людей. Прядение, ткачество. Рисование швейных принадлежностей.

02.04.15г.

28.

28

Труд людей. Охота, рыбалка. Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке».

09.04.

29.

29

Труд людей. Земледелие и скотоводство. Рисование посуды.

16.04.

30.

30

Воин – защитник. Рисование щита воина.

23.04.

31.

31

Былинные богатыри – воплощение характера русского народа. Рисование русского богатыря.

30.04

32.

32

Корми деда на печи, сам там будешь. Рисование старика.

07.05.15г.

33.

33

Сколько цвету не цвесть, а быть опадать. Рисование веника.

14.05.

34.

34

Повторительно – обобщающий урок. Рисование первоцветов.

21.05.

35.

35

Резерв.

28.05.

Итого

часов

по программе

35

выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/Москотельникова Н.В./

«______» ______________ 2014г.

СОГЛАСОВАНО

 на заседании ШМО (РМО)

протокол № ___ от «___» ________ 2014г.

Руководитель ШМО (РМО)

_____________ /Щербакова С.А./

подпись             расшифровка подписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа "Доброе слово" по дополнительному образованию

Актуальность данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их ж...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....