«Зимующие птицы»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Подвейкина Ольга Николаевна

Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimuyushchie_ptitsy.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Белгородской области

Областное государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Белгородский институт развития образования»

Разработка внеурочного мероприятия

                                   по теме : « Зимующие птицы»

   

 Выполнила учитель начальных классов

                                                          МОУ « Краснооктябрьская СОШ»

                                                        Белгородского района Белгородской области

                                                    Подвейкина Ольга Николаевна

Белгород 2013

     Тема занятия: « Зимующие птицы»

Цель: создание условий для обобщения знаний о зимующих птицах.

Межпредметные задачи:  способствовать формированию универсальных учебных действий:

Регулятивных –умение управлять своей деятельностью, контролировать и корректировать её, проявлять инициативу и самостоятельность;

Познавательных – познакомить учащихся с различными зимующими птицами и их отличительных признаками

Коммуникативных – умение интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие, готовность слушать собеседника, излагать своё мнение.

Личностные УУД: развивать речевой аппарат ,работать над интонацией, учить проявлять заботу о пернатых друзьях.

Оборудование: картинки с изображением птиц, картина зимнего леса, разрезные картинки с изображение птиц, игра « лото»,запись голосов птиц, снежинки белого и синего цвета.

Ход занятия

I Организационный момент.

- Я рада приветствовать вас на нашем занятии и надеюсь, что на протяжении всего времени у вас будет хорошее настроение.

Речевая разминка.

Чтобы мы четко и правильно говорили на занятии, проведем речевую разминку.

В парке мы зимой гуляем,

За природой наблюдаем.

Белка на сосне сидит,

Снег под санками хрустит,

Птицы весело поют,

В гости нас к себе зовут.

-Молодцы, подготовили язычки к работе.

II Основная часть.

(На доске  картина с изображением  зимнего  парка)

-Ребята, давайте сегодня на занятии пойдем в парк.

(Стук в дверь)

-Кто это?   Все гости к нам уже пришли.  Сидите на местах, я открою дверь.

(Голос за дверью: - Вам письмо.)

-Sos! Sos!  Sos!  Спасите ! На помощь!  Погибаем! Ребята, это сигнал бедствия. Кто же ждет нашей помощи?

Работа с разрезной картинкой.

-Это мы сможем узнать после того, как вы сложите разрезные картинки.

( Дети складывают разрезные картинки с изображением зимующих птиц.)

- Кто получился у вас на картинках? (снегирь, свиристель, клест)

-Ребята, одним словом, кто  получился? (птицы)

-Какие это птицы? (зимующие)

-Почему мы их называем зимующими птицами? (прилетают зимовать в наши леса)

Учитель читает стихотворение:

Многие птицы на юг улетают,

Многие зиму у нас коротают,

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомним скорей!

Как вы думаете какая тема нашего занятия?  ( Зимующие птицы) 

Правильно. Мы с вами будим говорить о зимующих птицах.

Вспомните, каких вы птиц знаете.

Вот сегодня мы попытаемся выделить только тех, которые не покидают родные места зимой. ( то есть зимующих)

-Каких птиц вы видели зимой  в парке. Около дома или школы? ( ответы детей)

-Ребята, посмотрите, здесь еще один конверт. А в нем зимующие птицы, которые просят нас о помощи.

(учитель на стол кладет  изображения зимующих птиц: снегиря, клеста, синицу, свиристеля, воробья, ворону )

Беседа о зимующих птицах.

- Ребята давайте рассадим наших птиц на наше дерево и накормим их.

-  Изображение какой птицы вы видите?  (клеста)  Найди   такую же картинку на столе и покажи её нам.

- В каких лесах обитают клесты?

- Как выглядят клесты? ( У клеста крестовидный клюв, короткий хвост, малиновое оперенье)

-Чем питаются клесты? (семенами шишек)

- Как называют самку клеста?

-А как называют птенцов клеста?

-Что происходит в феврале у клестов? (высиживают птенцов)

- На какое дерево в парке посадим клеста? Почему?

- Кто расскажет стихотворение  о клесте?

      Ученик:

Клюв, как клещи у клеста.

Вот так клюв! Вот это да!

Шишки запросто лущит

Птица грозная на вид.

2 картинка  -  снегирь

- Ребята, почему эту птицу назвали снегирь?

-В каких лесах обитает снегирь? ( Снегири живут в смешанных лесах)

-Как он выглядит?  ( У снегиря красная грудка, длинный хвост,  короткий клюв, черная голова, серая спинка)

- Чем питается снегирь? ( Снегирь питается  ягодами калины, рябины, почками растений, семенами сирени, семенами арбуза, дыни.

-На какое дерево в парке посадим снегиря? Почему?

-Кто знает стихотворение о снегире?

 Ученик:

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

    3картинка -  свиристель

- В каких лесах обитают свиристели? ( Свиристели обитают в смешанных лесах.)

- Как выглядят свиристели? ( У него красноватая голова, большой хохолок на голове, короткий клюв, короткий хвост, длинные крылья, сильные лапы)

- Чем питаются свиристели? (ягодами рябины, калины, шиповника)

Какую пользу приносят свиристели?

-На какое дерево в парке посадим  свиристеля? Почему?

-Кто  расскажет нам стихотворение о свиристеле?

Ученик:

В день, когда мела метель,

Прилетел к нам свиристель.

Мы ему насыплем крошек.

Свиристель такой хороший.

 4 картинка - синица

-В каких лесах обитает синица?

- Как она выглядит? ( У синицы черная голова,  тонкий клюв, белые щеки, желтая грудка, короткий хвост, сильные ноги)

- Чем питается синица? ( Питается синица ягодами рябины, калины, личинками вредных насекомых, семенами, салом).

- Каким салом можно кормить синицу? ( несоленым салом)

- Какую пользу приносят синицы зимой? (Поедают личинки вредных насекомых из коры деревьев)

- На какое дерево посадим в парке синицу?

Кто знает стихотворение о синице?

     Ученик:

В желтой футболке и черной жилетке

Птица-синица расселась на ветке.

Тенькает звонко птица-синица,

Лютых морозов она не боится.

-Ну вот, всех птиц мы перенесли в парк, разместили по  нужным деревьям.

- А теперь давайте поиграем.

Игра « ЛОТО». Вы уже знаете наше волшебное учебное лото и правила игры.

У каждого на парте игровое поле.

На игровом поле изображены перелетные и зимующие птицы. Ранее мы познакомились с перелетными птицами.

    Задание №1. Закрыть фишками перелетных птиц. Учащиеся выполняют       задание. После называют птиц, которых закрыли карточками.

Молодцы. У нас остались птицы зимующие. Многих из них вы знаете.

    Задание №2. Разложить карточки с названиями зимующих птиц соответственно с картинкой на игровом поле.

Многих птиц вы узнали, но названия некоторых вам не знакомы (вижу, что есть ошибки). Давайте повторим выполнение этого задания. Только теперь я вам буду читать рассказ, в котором есть описание отличительных черт птиц.

Слушайте внимательно. По ходу рассказа раскладывайте карточки с названием.

Учитель читает рассказ “Почему птицы зимой перебираются ближе к жилью человека” Г.Скребицкий, А.Клыков и “Зимние гости” Н. Плавильщиков, Г.Скребицкий.

Давайте проверим, что у нас получилось. Дети называют птиц справа– налево начиная с первого ряда в карточке.

Молодцы.

Игра «Покормите птиц зимой» ( упражнение на самостоятельное составление вопросов)

- Очень часто птицы голодают. Особенно им трудно во время метели, снегопада, сильного мороза.

Стужа, на дворе мороз.

Прилетел к кормушке клест.

Семя  шишек  поклевал

Снегирей к себе позвал.

Тут синички появились

Свиристели закружились.

Надо им помочь, детишки,

Так написано и в книжке.

Птичек надо покормить,

Веселей им будет жить.

- Ребята, нужно взять корм. Определить, что это за корм, и задать вопрос классу  о том, кто питается этим кормом.

(дети с закрытыми глазами  из тарелки достают  корм: семена, ягоды, сало, орехи  и т.д.)

-Молодцы, справились с этим заданием. Каждой птице дали нужный корм и накормили голодных пташек.

Физкультминутка.

Мы выходим на крыльцо,

Ветер дует нам в лицо,

На дворе стоит мороз,

Мерзнут щеки, мерзнет нос.

На кормушку посмотри,

Прилетели снегири.

Черным клювом тук-тук-тук

Ягодки они клюют.

Скачут ловкие синицы,

Им без дела не сидится,

Над кормушкою шумят,

Зернышек они  хотят.

«Пение птиц»- развитие фонематического слуха)  -  развитие фонематического слуха.

- Когда птицы сыты, то даже среди зимы могут петь песни.

Давайте послушаем, о  чём говорят птицы.

Звучит запись «Голоса птиц».На экране появляется дятел.

Учитель: Посмотрите на эту птицу. Она очень красивая: перья красные, жёлтые, чёрные и белые. Клюв у птицы прямой, гранёный и очень красивый.

Кто это? Послушайте стихотворение.

(Ребёнок читает стих)

     Хоть я не молоток –

По дереву стучу;

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

Так кто же это? (дятел)

Как в народе называют дятла? ( Лучший друг леса)

А что интересного вы знаете о дятле ?  (Они - санитары леса. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает её клювом. Вокруг пня всегда остаётся много шишек )

Дятел- зимующая или перелётная птица? (зимующая)

     Ребята , посмотрите на экран. А это кто так бойко перелетает с ветки на    ветку. ( синица)

Звучит запись «Голоса птиц» - голос синички. На экране появляется синица.

Дети:  Это синица. Она маленькая. У неё черненькая шапочка на голове, грудка жёлтенькая, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Она охотно селится в старых хвойных местах. Место для гнезда выбирает в гнилом пне или занимает пустые гнёзда. Зимой охотно поедает семена ели, сосны, и кусочки сала. Она встречается чаще  других зимующих птиц . Зимой они перекочёвывают ближе к селениям и городам в поисках пищи. Им люди устраивают птичьи «столовые».

-Ребята , а теперь отгадайте загадки  и ответы покажите карточками.

( карточки  с изображение птиц)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки румяные весело снуют

Гусениц мороженых, яблоки клюют.  ( синица)

Маленький мальчишка в сереньком пальтишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

Что я за птица, на месте не сидится? (Воробей)

Он щебечет  «Чик – чирик!»

Серый, ростом невелик.

Скачет по дорожке,

Ищет зёрнышки и крошки.

Что с опаскою глядишь?

Что на крышу не летишь?

Я не трону, не робей.

Эй,  пугливый… (воробей).

«Тук-тук-тук!» - поутру

Носом долбит он кору.

Сколько пользы этот нос

Нашим яблоням принёс!

Эта птица -  молодчина:

Выбирает всех личинок,

Ну, а чтоб жилось тепло,

Мастерит себе дупло.

Много времени потратил

На своё жилище … (дятел).

Вот опять гнездо себе

Мастерит в печной трубе.

И туда, на крышу дома,

Тащит ветки и солому.

Натаскает ваты, пуха –

Хорошо птенцам и сухо.

Вот смекалка так смекалка!

Это что за птица? … (Галка).

Ей на месте не сидится:

Всё летает целый день.

Суетится, суетится,

Целый день звенит: «Тень, тень!»

Угадай-ка, что за птица?

То весёлая … (синица).

Молодцы! Какие это всё птицы?    ( зимующие)

     Речевая разминка.

Ребята, давайте посочиняем птичьи чистоговорки –

- ирь –ирь –ирь ....   ( на дереве сидит снегирь)

- бей –бей – бей….   ( скачет шустрый воробей)

-ока – ока – ока ….   ( трещит весь день сорока)

- ёст –ёст – ёст …..   (поёт красивый клёст)

     Дифференцированная работа по группам.

1группа.

Логическая задача. Найти лишнюю картинку. ( только зимующие птицы)

2 группа.

Логическая задача на сравнение птиц. Есть начало фразы, надо закончить её.

У синицы клюв тонкий, а у дятла …..  ( толстый)

Ворона большая ,а воробей ….    ( маленький)

Снегирь малоподвижный, а синица….   ( шустрая)

Синицы высиживают птенцов летом, а клесты …  ( зимой)

Учитель:

Наше занятие подошло к концу. Думаю что каждый из вас открыл для себя что-то новое, а главное, я думаю, что вы усвоили, птицы – наши маленькие друзья, и мы, как старшие – должны их беречь и охранять. Закончить хочу стихами. 

Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать

     Не зернышка, ни крошки.

И вот летают все слабей

Ворона ,галка ,воробей…

Скорей на помощь ,дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенья птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют. Чирикая:

« Спасибо вам великое! »    

Учитель:

Рефлексия: Вы молодцы!   Хорошо потрудились. А понравилось ли вам наше занятие, мы определим по вашим снежинкам: если понравилось, то  покажите белую снежинку, а если нет, то синюю. На память оставьте снежинки. Спасибо за работу!

Домашнее задание : Пусть сегодня домашним задание будет изготовление кормушки для птиц. Сделайте её вместе с родителями. Прикрепите у своего окна. И вы сможете каждый день кормить птиц, наблюдать за ними. Может кто-нибудь из вас в конце зимы напишет  интересный или забавный рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.

Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной  (корре...

Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.

Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы.  Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...

В гости к зиме. Птицы зимой.

Данная презентация создана на весь урок. Некоторые слайды соединены в 1 слайд с целью уменьшения объема. Для использования придется просто раскидать все по местам....

"В гости к зиме. Птицы зимой"

Данная работа поможет раскидать слайды к презентации "В гости к зиме. Птицы зимой", которая была сжата и сокращена с целью уменьшения объема....

Где зимуют зимуют птицы?

Презентация к уроку окружающего мира. 1 класс. Плешаков. (УМК "Школа России")...

Открытый урок "Где зимуют птицы. Зимующие птицы Тувы"

Технологическая карта и презентация урока...