урок гражданского образования
план-конспект урока (3 класс) на тему

Гераськина Наталья Константиновна

конспект урока по гражданскому образованию в 3 классе "В кругу родном и тесном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_krugu_rodnom_i_tesnom.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « В кругу родном  и  тесном».

Цели урока:1. Познакомить с правами и обязанностями по отношению к      

                                членам семьи.

                         2.Актуализировать знания и эмоциональный опыт учащихся

                  о семье, о взаимоотношениях родственников.

                            3. Расширить знания детей об обычаях гостеприимства раз-

                                ных народов. Формировать умение быть гостеприимным

                                хозяином и повторить правила поведения в гостях.

                            4. Познакомить с произведениями искусства, посвящёнными      

                                теме семья.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Звучит песня Ю.Антонова «Родительский дом», идет показ слайдов с рисунками детей на тему «Семья».

  1. Введение в тему урока.

- Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока. Вы прослушали песню, просмотрели рисунки, прочитали тему урока.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на этом уроке? 

- Сегодня мы с вами поговорим о семье. Обсудим, какой должна быть семья. По вашим рисункам видно, что вы растёте в счастливых семьях, каждый рисунок проникнут радостью, теплом и я думаю, что даже, когда вы вырастите и создадите свои семьи,  тепло родного очага будет согревать вас на протяжении всей жизни, и возможно скажите о семье так же, как сказал Александр Трифонович Твардовский:

   

О семье.

  И хорошо за стол свой сесть

В кругу родном и тесном,

И, отдыхая, хлеб свой есть,

И день хвалить чудесный.

- Замените строчку «в кругу родном и тесном» одним словом. Догадайтесь, каким?

- О какой семье говорит поэт? 

- А какую семью хотел бы иметь ты? 

2. Беседа о своей будущей семье.

-Какие качества ты особенно ценишь у своих у своих родителей, бабушек и дедушек?

-Каким ты хочешь быть сыном (дочерью), а каким отцом (матерью) для своих будущих детей, а дедушкой (бабушкой) для внуков?

Семья

Дружной, трудолюбивой. В стихотворении говорится: «В кругу родном и тесном». Вся семья за столом. Едят свой хлеб, который заработали.

Дружную,трудолюбивую, гостеприимную.

У родителей – любовь, взаимопонимание, строгость, требовательность, готовность прийти на помощь.

У бабушек и дедушек – доброта. Они меня балуют, не ругают, не наказывают, а только пожурят.

Я хочу быть хорошим сыном: честным, добрым, хорошо учиться, ласковым, гостеприимным, щедрым.

- Вот видите, ребята, всё доброе и хорошее вы видите у родителей, бабушек и дедушек. Родители более строгие, в отличие от бабушек и дедушек. Они все вам желают добра, Но старшее поколение ,бабушки и дедушки, с высоты своего возраста главным считают любовь. Когда они были молодыми родителями, они работали, учились, были очень заняты, меньше могли уделить внимания детям, и были строги  к ним. Сейчас они это осознали и хотят отдать свою нерастраченную любовь внукам. Недаром говорят, что внуки – любимые дети.

-Какие семейные традиции и реликвии ты хотел бы сохранить для своих детей и внуков? 

-А какие реликвии хранятся в вашей семье?

Отцом – справедливым, требовательным, буду любить своих детей, готовым прийти на помощь, ответственным.

Бабушкой и дедушкой – добрыми, щедрыми, ласковыми.

Очень хорошая традиция отмечать  день рождения всех членов семьи.

У нас семейная традиция отмечать Новый год. Мы дарим друг другу подарки.

Мы отмечаем Рождество. Дни поминовения умерших.В этот день собираются родственники.

  Родители отмечают День свадьбы. Это я бы хотел сохранить.      

Реликвии - фотографии, дневники, мои тетради, вещи, медали, награды.

Да, ребята, я ещё раз убедилась, что вы с любовью и уважением относитесь к членам своей семьи, к семейным традициям и реликвиям. Вы провели большую исследовательскую работу по теме «Моя родословная». Без уважения к прошлому нет достойного будущего. Вы можете гордиться своими предками и будете достойны их.

 Вывод:

- Почему авторы считают важными размышления над вопросами, которые касаются будущей семьи, давайте прочитаем в учебнике.

- Что вы можете сказать о значении семьи в жизни человека?

Вывод: 

Французский писатель Антуан де Сент –Экзюпери сказал: «Все мы родом из детства». Семья, как говорится в песне, это начало начал, в жизни надёжный причал.

Земскова Настя: В нашей семье хранится  «Псалтырь» 1905 г., он достался от прабабушки.

Аришкина Ксения: Я принесла салфетку, которую вышила прабабушка, ещё есть дома скатерть, которая передаётся по наследству.

Полковникова Инна: Мой прадед был на войне и на целине. У нас в семье хранятся его ордена и медали.

Размышления над этими вопросами помогут тебе уже сейчас готовиться к взрослой жизни.

 В семье начинает формироваться человек. Семья воспринимает и любит меня таким, какой я есть. Семья помогает в трудную минуту.

3.Работа по актуализа- ции  эмоционального опыта взаимоотношений родствен- ников.

1.-Прочитайте рассказ Д. Родари «Кто командует?»

-Как относятся друг к другу девочка и её родители?

2.Работа по картинам.

-Да, ребята, родительский дом – начало начал, где бы ни был человек, через всю жизнь он пронесёт любовь к родному очагу. Я прочитала четверостишие Твардовского о его семье. Это он написал, будучи взрослым. Мы прослушали песню о родительском доме, прочитали рассказ и видим, что любовь, светлые чувства о родном доме и поэты, и композиторы пронесли через всю жизнь. Но не только поэты, писатели и композиторы уделяли внимание теме «Семья» в своём творчестве, но и прекрасные художники создали немало полотен той же тематики. Давайте полюбуемся репродукциями с картин известных художников.

1). Вот перед вами репродукция с картины Ольги Тихомировой «Утро». Посмотрите, ребята, кого изобразил художник?

-Малыш проснулся, а у кровати мама. Малыш и мама - счастливы. Картина называется «Утро». Утро – это начало дня, пробуждение. Утро – в жизни человека – его детство. Оно прекрасно, когда рядом с

Читает ученица.

С любовью, взаимопонима-

нием, уважением.

Маму с дочкой.

ребёнком любящая мама. Какие чувства испытывают герои картины?

2). Вот перед вами другая картина. Написал её прекрасный художник Константин Коровин «За чайным столом». Посмотрите внимательно, что изобразил художник?

-Как в стихотворении «в кругу родном и тесном»

3).Следующая репродукция с картины художника Пластова «Жатва». Ребята, что мы видим на этой картине?

Да, ребята, работа у них очень тяжёлая, а картину Пластов написал в 1945 году. Это первая послевоенная жатва. Мужчин в деревнях не было, кто погиб, а кто ещё не вернулся из армии, а жить- то надо и вот семья в таком составе старый да малый вышла на уборку. Дед работал косой, мальчики серпами, а девочка сгребала граблями. Они очень устали и сели отдохнуть тесным кружком. Где родители этих детей? Мы можем только предполагать. Может быть, погибли, и дед остался с малыми внуками в тяжёлое время. Но вместе они семья, вместе не пропадут. Мы убеждаемся, что семья – это вза-

Любовь, счастье, радость.

 Изобразил семью. Видно, что семья дружная. Все пьют чай на веранде и ведут неспешную беседу. Лица спокойные, дружелюбные, чувствуется, что в этой семье мир и согласие.

Это- уборка хлеба. Семья убирает рожь или пшеницу. На переднем плане старый дедушка и его внуки. Они что-то кушают деревянными ложками. Мальчик в белой рубашке пьёт из кувшина. Видно, что они устали. Работа была тяжёлая. Они работали косой и серпами, сгребали граблями.

имная поддержка в трудную минуту.

3. Групповая работа.

-Делимся на две группы. Первая группа отвечает на вопрос:

-Что вы можете сказать о взаимоотношениях в этих  семьях?

-Вторая группа отвечает на вопрос:

-Каким чувствам героев этих картин мы сопереживаем?

- Как важно, чтобы все в семье были счастливы! А как для этого нужно относиться друг к другу?

4.Работа в тетради.

Выполните задание №1с. 13.

-Какие «мелочи» создают хорошее настроение твоим родственникам?

Вывод:

- Стараешься ли ты не показывать свое плохое настроение родным? Умеешь ли быть сдержанным, доброжелательным, вежливым в  общении с родственниками?

Расскажите случаи из жизни.

Они дружны, счастливы

Радость, счастье, любовь, уважение к старшим, взаимная поддержка.

Доброжелательно, вежливо, не показывать своё плохое настроение.

 Вопрос о самочувствии, сюрприз, доброе приветствие, хорошая учёба, хорошие поступки, помощь по дому.

1.Утром я встаю и говорю маме: «Доброе утро!». Поцелую её. У мамы хорошее настроение и у меня на целый день.

2.Однажды мама ушла по делам. Я остался один дома с младшим братом и сестрёнкой. У сестрёнки  поднялась температура, и она начала плакать. Я её уговаривал и качал, пока не пришла мама.

5. Работа со статьёй из Конвенции о правах ребёнка.

-Прочитайте в учебнике статью о правах ребёнка:

- Почему детям нужны любовь и понимание?

- Кто-то из мудрых сказал: «Счастье – это когда тебя понимают».

 - Как ты считаешь, все ли желания детей нужно выполнять?

-Почему?

6. Работа в тетради.

- Какие обязанности есть у детей по отношению к своим родственникам?

Выполните задание в тетради №2

                               

Я люблю сам_____________.

Я с удовольствием помогаю

_______________________.

Меня хвалят за _________.

                               

№3

Сочинение «Моя семья».

                               Мы с вами на уроке русского языка писали сочинения на эту тему.

 

Ты имеешь право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи.

Для того, чтобы чувствовать заботу о себе, формировать правильные черты характера. Например, если будет ребёнок бояться, то он будет приспосабливаться, угождать и будет лживым.

Нет.

Сладкого нельзя, а дети просят. В компьютерные игры часто заигрываемся, а нельзя.

 

В газете « Диагональ» были напечатаны ваши работы.

Давайте прослушаем некоторые ваши стихи и сочинения о семье.

7.Беседа об обычаях гостеприимства.

-Мы уже говорили о семейных традициях.  Входит ли в традиции вашей семьи гостеприимство?

- Какие законы гостеприимства ты знаешь?

Прочитаем рассказ об обычаях разных народов. С. 31- 32.

- Что вы узнали о законах гостеприимства разных народов?

- Для чего люди ходили в гости в Древней Греции? А в наше время?

- К кому и когда ты ходишь в гости с удовольствием?

- Поразмыслив над данными ситуациями и вспомнив похожие  случаи из жизни, вы, ребята, сами ответите на вопрос, какими качествами обладает хороший хозяин. Дополните выражение: «Хороший хозяин – это…»

Какие чувства ты испытываешь, принимая гостей?

Дети зачитывают стихи и сочинения.

Да, мы любим встречать гостей.

Доброжелательность, приветливость, щедрость

Гостей сажали в красный угол – на самое почетное место. Преподносили хлеб да соль и угощали очень щедро.

Для общения.

Люблю ходить в гости к тёте. У неё весело.

Я люблю ходить к бабушке. Она печёт вкусные пироги.

 Гостеприимный, доброжелательный, весёлый, щедрый.

Я рад, когда приходят гости.

8.Работа по учебнику:

Составьте пословицу.

«Гость в дом- радость в дом».

Объясните, как её понимаете.

- Как образовались слова «хлебосольство», «гостеприимство».

 Щедрость и хлебосольство присущи всем народам.

9.Правила поведения в гостях.

Вспомним правила поведения в гостях.

1)Винни- Пух любил ходить в гости по утрам и утверждал:

Кто ходит в гости по утрам тот поступает мудро…

Как вы думаете прав ли Винни?

2) Как надо вести себя в гостях?

Вывод. 

Итак, в гости мы любим ходить, но принимать гостей надо тоже любить. Потому что быть хорошим хозяином очень трудно. Правилам хорошего тона вы учитесь с детства и в гостях вы будете себя вести прилично и гостей принимать вежливо и радушно.

8. Итог урока. Итак, о чём мы с вами так увлечённо, откровенно, задушевно беседовали?

-Хорошо, когда детство человека проходит в его родной

Когда приходят гости хозяева рады.

 Гостям предлагают самое лучшее, плохое настроение не показывают. Они щедры, хлебосольны.

Он думал только о себе. Утром трудно встречать гостей.

Скромно, вежливо, не тянуть лучший кусок, не лазить куда не надо, не шуметь, соблюдать правила поведения.

 О семье, Мы говорили о том, что все мы родом из детства.

семье. Потому, что в семье закладываются все основные

черты характера. Конечно, воспитание и образование человека продолжается всю жизнь. Но самое основное в семье. Ведь недаром теме семья посвящали свои произведения многие поэты, писатели, композиторы, художники, не оставила равнодушными эта тема и вас. Вы, юные художники и поэты в нашем классе. Мы выслушали ваши стихи и посмотрели рисунки. Они прекрасные. Да, « Все мы родом из детства»,- сказал Экзюпери и семья для каждого из нас это тот чистый исток, из которого начинается путь в прекрасное далёко.  Любовь к своей семье каждый человек проносит через всю свою жизнь, это чувство подпитывает нас доброй энергией, даёт силы.

«Два чувства равно близки нам,

 В них обретает сердце пищу

 Любовь к отеческим гробам,

 Любовь к родному пепелищу» .

Красивее и точнее, чем сказал Александр Сергеевич Пушкин и не скажешь. По настоящему, счастлив тот, кто счастлив в семье. Чем больше счастливых семей, тем счастливее наше общество и крепче наше государство. Это осознаем и мы с вами ребята  и наше правительство.

 

9.Домашнее задание.

Выполните задание в тетради №2, №3 письменно.

Конспект урока по «Гражданскому образованию»

3 класс

По учебнику «Жар птица»

 авт. С.К.Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина

Конспект составила:

 учитель начальных классов Гераськина Наталья Константиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по гражданскому образованию

Итоговый урок проводится в виде викторины. Цель урока  -  проверить в игровой форме знания детей о родном крае....

Урок по курсу "Гражданское образование"

Время властвует над человеком. Оно хочет, чтобы человек берёг его, дорожил им. И есть у времени верный помощник – память, которая помогает сохранить те следы, которые оставляет время....

Презентация к уроку по гражданскому образованию "В горах Кавказа"

Презентация   к учебникууроку по гражданскому образованию Тивикова С.К., Деменева Н.Н. Жар-птица. 3 класс....

Презентация к уроку Гражданское образование "Добро и зло"

Характеристика понятия добро, игровые ситуации и др....

урок гражданского образования

конспект урока по гражданскому образованию в 3 классе "В кругу родном и тесном"...

Урок гражданского образования в 4 классе

Урок гражданского образования в 4 классе "Родители обязаны - дети обязаны"...

Презентация к уроку Гражданское образование "Добро и зло"

Характеристика понятия добро, игровые ситуации и др....