Урок краеведения во 2 классе . Тема: В. П. Астафьев. « Конь с розовой гривой» 1-ый урок.
план-конспект урока (2 класс) на тему

Мясникова Наталья Николаевна

Цели:1.Систематизировать знания детей по теме «Пермские писатели» и познакомить с жизнью и творчеством Виктора Петровича Астафьева и его произведением «Конь с розовой гривой».

             2.При работе с новым произведением развивать умение анализировать содержание и оценивать поступки героев.

             3.Развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах.

             4.Формировать нравственные качества - умение сопереживать, ответственность за свои поступки и ответственность за других, воспитывать умение «жить своим умом».

 

Оборудование: видеофильм «Конь с розовой гривой. 1 часть» видеопрезентация « Пермские писатели и их герои», видеозапись песни Светланы Копыловой «Окно», рисунки литературных героев заготовки для раскрашивания в группах, краски, кисточки, карандаши, тетради, таблички с указанием словарных слов, годов, таблички со словами, обозначающими чувства и качества человека

 На каждой парте – 2 листка вопросов по содержанию текста. Литература: «Литература Прикамья. (Хрестоматия для детей) Н.П.Петрова. О.П.Суркова. Пермь. «Книжный мир»,2000

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок краеведения во 2 «а» классе МОУ «Средняя школа №36»

Учитель – Мясникова Н. Н.

Тема: В. П. Астафьев. « Конь с розовой гривой» 1-ый урок.

Цели:1.Систематизировать знания детей по теме «Пермские писатели» и познакомить с жизнью и творчеством Виктора Петровича Астафьева и его произведением «Конь с розовой гривой».

        2.При работе с новым произведением развивать умение анализировать содержание и оценивать поступки героев.

        3.Развивать коммуникативные навыки при работе в парах и группах.

        4.Формировать нравственные качества - умение сопереживать, ответственность за свои поступки и ответственность за других, воспитывать умение «жить своим умом».

Оборудование: видеофильм «Конь с розовой гривой. 1 часть» видеопрезентация « Пермские писатели и их герои», видеозапись песни Светланы Копыловой «Окно», рисунки литературных героев заготовки для раскрашивания в группах, краски, кисточки, карандаши, тетради, таблички с указанием словарных слов, годов, таблички со словами, обозначающими чувства и качества человека

 На каждой парте – 2 листка вопросов по содержанию текста. Литература: «Литература Прикамья. (Хрестоматия для детей) Н.П.Петрова. О.П.Суркова. Пермь. «Книжный мир»,2000

 I.Оргмомент.

- Ребята, у нас сегодня на уроке краеведения присутствуют гости. Давайте их поприветствуем. Давайте помашем рукой, вот так. Давайте помашем другой вот так. Давайте обеими вместе дружней – вот так мы встречаем гостей и друзей.

-Давайте обнимем соседа вот так. Давайте обнимем еще раз вот так. Давайте обнимемся вместе дружней - вот так мы встречаем гостей и друзей.

II.Выход на тему.

- Давайте приведем знания полученные на предыдущих уроках в систему.

1.Чьи это стихи?

За окном деревья плачут,

От дождя намок забор

Непогода. Это значит

Вы не выйдете во двор.

Понимаю, что не сладко

Скучно дождь пережидать

И поэтому загадки предлагаю разгадать

Хватит их на всех с излишком

Не обидится никто

Потому, что в этой книжке

Всех загадок ровно 100

        ( Борис Ширшов)

2.С кем из пермских писателей в нашей школе была организована встреча и вам удалось побеседовать с ним, получить автографы?

        ( Андрей Зеленин)

3.Кто считает котов умными и способными к обучению в школе?

        (Владимир Воробьев)

4.Кто из писателей видел как плачет белка, шмыгая носом?

(Анатолий Тумбасов)

5.Кто на личном опыте убедился, что пословица «Не бывать вороне соколом очень, очень не права?

        (Лев Кузьмин)

6.Кто написал про мальчика- второклассника и второгодника по имени Иван?

        (Лев Давыдычев)

По мере ответов появляются на доске таблички с фамилиями и незаметно появляется табличка с фамилией  В.П.Астафьев

_Что объединяет этих людей?

( Это – пермские писатели. Значит, мы будем  работать  над темой – «Пермские писатели».)

(На доске незнакомая фамилия-это значит мы будем знакомиться с еще одним пермским писателем - В.П.Астафьевым.

-Запишите в тетради число и тему урока.

Наши одноклассники по моей просьбе приготовили рассказ о биографии писателя. Сейчас мы прослушаем их сообщения, но сначала подвиньте к себе листочек с вопросами и найдите вопрос, отмеченный специально для каждого точкой. Прочтите его и ,слушая рассказы выступающих, думайте над ответом.

        

Вопросы

 

- В каком году родился Виктор Петрович Астафьев?

-Назовите место рождения писателя?

- Что можете сказать о детстве В. П. Астафьева?

-Когда В. П. Астафьев попал в Пермскую область?

-В каком городе нашей области жил В. П .Астафьев?

-Где впервые напечатался?

-Когда вышла первая книга?

-Сколько лет В.П. Астафьев прожил в нашем крае?

-Какие произведения написал Виктор Петрович?

III.Сообщение: Виктор Астафьев.

        Виктор Петрович Астафьев родился в 1923 году в Красноярском крае. У него рано погибла мать, и растила мальчика бабушка Катерина Петровна. О ней и о своём раннем детстве он напишет потом прекрасную книгу «Последний поклон». Он напишет потом и правдивые повести о трудном детдомовском времени и о страшной войне с фашистами. Но это будет потом, а сразу после войны Виктор Петрович, залечив фронтовые раны, приехал в город Чусовой(1945г). Здесь родились его дети и его первые рассказы в газете «Чусовской рабочий». А первая книга вышла в Перми в 1953 году.

        С тех пор у нас в стране и за рубежом вышли десятки его книг. Весь мир узнал и признал замечательного русского писателя Виктора Астафьева. Его литературной родиной навсегда осталась Пермь.

        25 лет прожил В.П. Астафьев в Пермской области. Много произведений написано: роман «Тают снега», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Синие сумерки», «Конь с розовой гривой», «Мальчик в белой рубашке», «Тревожный сон» и т.д.

        Произведения писателя привлекают глубокой человечностью, искренностью.  

IV.Давайте проверим как вы усвоили факты биографии Астафьева

 (ответы на вопросы)

V. Физкультминутка. Давайте поиграем в игру «Поехали»! На чём мы отправимся в путешествие? (На самолёте!) Хорошо! По пути мы будем делать остановки. Если это город пермской области, вы кричите приехали, если же нет, вы кричите стоп! Итак, поехали: Соликамск (приехали),Красновишерск (приехали),Березник(приехали),

Москва(стоп), Добрянка(приехали), Санкт-Петербург (стоп), Кунгур (приехали), Сочи(стоп), Чернушка(приехали), Кизел ( приехали) Евпатория (стоп) Чусовой(приехали).  

  МОЛОДЦЫ! А что вы знаете об этом городе? (В этом городе жил В.П.Астафьев )Покажите по карте.

VI. К нам на урок пришли литературные герои. Но у них случилась беда. Представляете, они забыли, кто их придумал или описал в своем произведении. Давайте поможем им найти автора и произведение.

(На доске рисунки)

Ворона - А.Зеленин «Планета на ладошке»

Слон - Л.Кузьмин «Эх, ты, ворона!»

Белка - А. Тумбасов «Обиженная белка»

Кот - В.Воробьев «Как кот Васька в третий класс перешел»

Иван Семенов-Л. Давыдычев «Многотрудная, полная опасностей и невзгод жизнь Ивана Семенова, второклассника и второгодника»

Конь-?   Необычный, похожий на игрушку, скажу больше- он пряничный. Как он сюда попал?- Наверное, это герой В.Астафьева

-Это конь с розовой гривой. Напишите в тетради.

-А теперь проверим себя. ( Показ презентации)

Итак, работаем над 1-ой частью произведения «Конь с розовой гривой». Сейчас мы с вами просмотрим 1-ую часть. Там встретятся слова, значение которых вам может быть непонятно. Я попросила Славу Субботина поработать заранее дома – найти в словарях значение этих слов. Слава работал со словарем из Интернета.

VII. Словарная работа.

Увал - вытянутая возвышенность с пологими, некрутыми склонами.

Туесок - плетеная корзина

Устье пещеры - вход в пещеру

А теперь возьмите в руки листки с вопросами. Прочтите вопрос, отмеченный для вас. Думайте над ответом, пока смотрите фильм

VIII. ПРОСМОТР 1 ЧАСТИ.

IХ.Ответы на вопросы:

 Какой договор заключили бабушка и главный герой рассказа?

Чем привлекал мальчика конь с розовой гривой?

_ Какими качествами нужно обладать, чтобы успешно собирать ягоды?  

_ Что советовала бабушка мальчику при сборе ягод?

Почему возникла драка между братьями?

Чем закончилась драка?

_Какое чувство овладело Санькой, когда мальчик отказался бежать на реку, а продолжал собирать ягоды?

_ В чем он несправедливо обвинил мальчика?

- Как отреагировал на обвинения Саньки главный герой рассказа?

Почему?

Какое чувство руководило мальчиком, когда он предложил съесть свои ягоды?

 

Какими словами мальчик усугубил свое непослушание?

Когда дело подошло к вечеру, какое чувство овладело героем?

А как повел себя Санька? Почему?

Хорош ли Санькин совет? Почему?

Последовал ли бы ты Санькиному совету?

К чему может привести непослушание и зависть?

Как вы думаете  последует ли мальчик совету Саньки?

Обнаружится ли обман?  

Получит ли мальчик коня с розовой гривой?

Хотелось ли бы вам, чтобы главный герой получил желанного коня?

Предполагаемые ответы:

-собрать землянику, чтобы продать и купить пряник в виде коня.

1.Это дорогое по тем временам лакомство.

2.кусочничать не разрешалось, а конь - совсем другое дело.

3.деревенские ребята за то, чтобы откусить от коня готовы были уступить очередь в играх и развлечениях.

-главное - закрыть дно посудины

- терпение, трудолюбие, умение сосредоточиться, сдерживать желание съесть ягоды

-старший обнаружил, что Санька ест ягоды


-ягоды просыпали, раздавили, съели - уныние

-зависть

-в  трусости и жадности

-боялся быть осмеянным (гордость)

-хвастовство, желание украсть

-сожаление, стыд, раскаяние

-посмеялся над чужим горем, пожалел

-нет, это будет обман

- нет, он сподвигает на дурное

-к чему-то более худшему

-да, все тайное становится явным

-наверное, нет

Хотелось бы.

ВЫВОД: Нужно бороться в душе с темными чувствами.

Послушайте песню о том, к чему может привести такое чувство как зависть.

Х.Просмотр записи с песней Светланы Копыловой «Окно»

Хотелось ли бы вам, чтобы светлые чувства перебороли в душе мальчика темные?

Тогда давайте раскрасим коня с розовой гривой и дадим совет главному герою.

ХI. Работа в группах

Предполагаемый результат - Живи своим умом!

ХII. Итог.

-Над какой темой работали?

-Что узнали о В.П. Астафьеве?

-Какие  выводы сделали?

-От кого зависит, какие чувства победят у нас в душе?

Что произойдет дальше, вы узнаете на следующем уроке краеведения, а может быть и раньше - если найдете книгу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» в библиотеке или у знакомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Русский язык (2класс). Тема: Закрепление состава слова.

За основу данного урока взята сказка "Теремок", Содержание наполено занимательным материалом, полностью отображающим тему, что позволяет детям гораздо лучше усвоить и закрепить пройденную тему....

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

Урок математики во 2классе Тема: «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах100. Закрепление». (урок – путешествие)

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.Форма проведения: урок-путешествиеОбоснование формы урока:     Учитывая возрастные особенности учащихся, их быструю утомляемость, ...

Урок математики во 2классе Тема: «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах100. Закрепление». (урок – путешествие

Тип урока: урок закрепления пройденного материала.Форма проведения: урок-путешествиеОбоснование формы урока:     Учитывая возрастные особенности учащихся, их быструю утомляемость, ...

Урок развития речи - 2класс Тема:Открытка. Пригласительныйй билет.

Данный урок может проходить как урок развития речи или как внеклассное мероприятию по русскому языку....

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "В.П.Астафьев. Капалуха", 3 класс, УМК "Школа России"

Урок разработан с применением технологии продуктивного чтения. Использованы приёмы антиципации, "диалог с автором"....