Методическая разработка интегрированного урока ОПК и русского языка "Крещение Руси. Однородные члены предложения".
презентация к уроку (4 класс) по теме

Плаксина Людмила Викторовна

Интегрированный урок ОПК и русский язык "Крещение Руси. Однородные члены предложения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моhttp://www.slavbazar.org/upload/forum/76d57144e9787707d8196983dc4ca75d.jpg

«Крещение Руси. Однородные члены предложения».

Интегрированный урок

ОПК и русский язык

Урок разработала:

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №1416 СП №2

г. Москвы

Плаксина Людмила Викторовна

2014 г.

Тема урока: «Однородные члены предложения. Крещение Руси».

Закрепить  знания учащихся об однородных членах предложения;  упражнять в постановке знаков препинания при однородных членах предложения;

развитие речи, памяти, творческих способностей; изучение нового материала по ОПК; воспитание аккуратности, дисциплинированности.

         

  1. Организационный момент

       Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

  1. Минутка чистописания

Учитель: Я задумала слово, говорю его характеристику определенного звука, а вы у себя в тетради записываете заглавную и строчную букву, обозначающую этот звук. И так, приступим:

- В слове «Русь» - согласный, звонкий, непарный, твердый – (р)

     - В слове «лестница» - ударный гласный звук – (е)

     - В слове «огород» - парный согласный звук в начале слова – (г)

     - В слове «каллиграфия» - согласный, звонкий, непарный, твердый, удвоенный – (л)

     - В слове «имя» - первый слог – (и)

     - В слове «заяц» - буква, которая обозначает сразу два звука – (я)

     - В слове «лисица» - безударный гласный в корне слова – (и).

        Учащиеся записывают в тетрадях, а учитель, выслушав ответы ребят, записывает на доске. После совместной работы на доске и в тетрадях появляется запись:

Рр         Ее         Гг         Лл         Ии         Яя         Ии

        Учитель: Ребята, какое слово у нас получилось?

        Учащиеся: Слово «религия».

        Учитель: Запишите, пожалуйста, его к себе в тетрадку. Кто может рассказать про это слово?

        Учащиеся:

-  Религия – это вера, убеждения.

- В этом слове семь букв, восемь звуков и четыре слова.

- Это имя существительное женского рода, единственного числа.

        Учитель: Молодцы! А какая форма множественного числа у этого слова?

        Ученики: Религии.

        Учитель: Вспомните, а какие религии вы знаете?

        Ученики: Христианство, мусульманство и буддизм.

        Учитель: Я рада, что вы помните мировые религии. Давайте, сейчас, составим предложение, используя эти слова.

        Ученики: Основные религиозные направления – христианство, мусульманство и буддизм.

        Учитель записывает на доске предложение, но при этом знаки препинания не ставит.

        Основные религиозные направления – христианство мусульманство и буддизм.

        Учитель: Посмотрите внимательно на доску. Верно ли, я записала?

        Учащиеся: У Вас допущена ошибка в перечислении религий. Христианство, мусульманство и буддизм – это однородные члены предложения. Так как они отвечают на один и тот же вопрос – что? Эти существительные являются одним и тем же членом предложения – подлежащими. А мы знаем, что между однородными членами  ставится запятая.

        Учитель: Хорошо, тогда надо поставить две запятые.

        Учащиеся: А  перед  «и» запятая не ставится – это соединительный союз.

        Учитель: Давайте прочитаем правило в учебнике.

        Учащиеся читают правило в учебнике.

        Учитель: Кто же из вас может сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

        Учащиеся: О религии славян.

        Учитель: Давайте, вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлых уроках?

        Учащиеся:

-  Во времена Олега, было язычество – люди верили в разных богов.

- А позже княгиня Ольга приняла христианство, и Русь стала верить в одного Бога.

         Учитель: А еще на прошлом уроке мы с вами узнали имя того князя, который принял крещение сам, а затем крестил всю Русь.

        Учащиеся: Владимир.

        По ходу ответов учащиеся записывают имена.

              http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/61/886/61886922_1279945935_1.jpg                 http://www.korenovsk.ru/wp-content/uploads/novosti/2011/07/18.jpg
 Олег                                Ольга                         Владимир
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1/63/530/63530997_oleg1111.jpg

Учитель: Прежде, чем мы узнаем, как происходило Крещение на Руси, предлагаю еще раз посмотреть на доску и сказать, какое слово «лишнее».

Учащиеся:

- Слово «Владимир» - первый звук согласный и в этом слове самое большое количество букв.

- Слово «Олег» - четыре буквы, а это меньше чем в других словах. И еще «Олег» не крещеный, а Ольга и Владимир крещеные.

- Слово «Ольга» - букв больше, чем звуков.

Учитель: Вы все правы и каждый по своему, молодцы! Сегодня мы узнаем, как происходило крещение на Руси.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Одним из первых русских князей был Владимир

Святославович. У русского народа в обычае давать своим правителям прозвища. Владимира Святославовича прозвали Красным Солнышком. Был князь Владимир умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.

        О времени княжения Владимира Святославовича сложено много интересных былин. В его дружбе были знаменитые русские богатыри Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алеша Попович. http://www.kladpodarkov.ru/pictures/16_38.jpg                   http://s002.radikal.ru/i199/1210/fa/fc14f92ee750.jpg

        Кого называли богатырями и что общего у всех богатырей?

        Учащиеся: Богатырь – человек стойкий, сильный, отважный. Все богатыри совершали воинские подвиги и сражались за отчизну.

        Учитель: Давайте запишем первое предложение данного ответа и разберем его по составу...

        Учащиеся: Это предложение с однородными членами предложения.

        Учитель: Князь Владимир вошел в историю как креститель Руси. Предки наши были тогда еще язычниками, верили во многих богов и древних славян. Назовите их.

        Учащиеся: Бог молнии и грома – Перун, бог воздушных стихий  – Стрибог, бог солнца – Хорс, бог природы – Ярило,  бог плодородия – Масленица, бог-покровитель дома – Домовой, бог любви – Лада,  и др.

        Учитель: Если случалось какое-нибудь несчастье, урожай погибал, дом горел, если выпала удача, то опять-таки по милости богов. Чтобы задобрить сердитого бога, ему приносили жертвы, обвешивали идолов разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его. Огонь, думали язычники, передаст сожженное богу, и  тот, насытившись кушаньем, сделается милостивее к жертвователям. В важных случаях носили на заклание живых людей.

        Однажды при князе Владимире жребий на жертвоприношение пал на одного христианского мальчика, но отец не хотел выдать его, говоря: «Не дам я своего сына вашим богам, не боги они, а дерево, сегодня стоят, а завтра сгниют. Бог един, тот, который сотворил небо и землю, звезды и солнце, луну и человека, а ваши боги что сделали? Сами они деланные. Если же они действительно боги, то пусть придут за моим сыном». Язычники озлились и убили христианина вместе с сыном.

        Еще в детстве князь часто слышал о христианской вере от бабушки-христианки, от купцов и воинов, бывших в Константинополе – столице восточного христианского мира. «Если бы дурен был закон греческий, то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была умнее всех людей», – говорили они.

        Убежденный в истинности веры христианской, в начале 988 года князь Владимир принял крещение. Это было в церкви Св. Василия покоренного им греческого города Херсона в Тавриде. По окончании обряда состоялось бракосочетание князя Владимира с греческой царевной Анной.

        Князь понимал, что введение христианства поможет объединить, крепче сплотить все славянские племена в единое государство, которое должно стать сильным и могучим. Прекратится варварский обычай кровной мести, приношение языческим богам в жертву людей и животных. В обществе утвердятся новые формы отношений между людьми, выраженные в христианских заповедях: «не убей», «не укради», «чти отца твоего и матерь твою» и др. Христиане все равны перед Богом, богатые помогают бедным. Они умеют строить великолепные храмы и украшать их. Христианство учит людей читать книги, собравшие тысячелетние знания.

        Летом 988 года князь Владимир вернулся в Киев после своего крещения и уничтожил всех языческих идолов. Деревянный идол верховного бога молнии Перуна был сброшен с холма в реку Днепр. На следующий день князь повелел всему народу русскому собраться на берегу Днепра на крещение. В присутствии князя, бояр и священников люди вошли в воду и с молитвами приняли крещение. Многих крестили насильно. После этого обряда всех граждан киевских стали звать христианами. Этот обряд крещения сохранился до наших дней.

        После крещения киевлян князь повелел строить церкви в тех местах, где были идолы. На капище Перуна поставили церковь Св. Василия. Приехавших с Владимиром и Анной священников было недостаточно, и князь повелел «отбирать детей у лучших граждан и отдавать их в книжное учение».

        Болгарские ученые-просветители монахи Кирилл и Мефодий  создали славянскую письменность и перевели на родной язык славян Библию.

        Были построены монастыри, которые стали центрами распространения культуры. Священники научили наших предков огородничеству, разведению скота, птицы и многому другому. Первые яблони на Руси были посажены в саду Киево-Печерской лавры. Люди постепенно забывали варварские языческие обычаи. Отголоски старой языческой веры сохранились в сознании людей до наших дней в суевериях, преданиях о колдунах, леших, домовых…

        За введение христианства на Руси церковь признала князя Владимира святым.

http://www.pushkin-town.net/gazetta/.images/2590.jpg

  1. Закрепление

Учитель: А сейчас я предлагаю внимательно, посмотреть на текст

который у вас на листочках.

               Д_в_тьсот восемьд_сят в_сьмой год принято считать годом кр_щения Руси князь Владимир решил _кр_стить всех русских греческие священнослужители раз_ясняли уб_ждали учили людей новой вере и кр_стили всех желающих некоторые люди не верили б_ялись тогда Владимир назначил день кр_щения к р_ке Днепр пришли дети и взрослые и ст_рики люди зашли в воду а священнослужители ч_тали молитвы на б_р_гу и был великий праздник

Учитель: Что вы заметили, читая текст?

Учащиеся:

 - Надо вставить пропущенные буквы на месте орфограмм.

-  В тексте отсутствуют знаки препинания.

- Текст надо разделить  на предложения.

- Здесь нужно поставить запятые между однородными членами.

        Учитель: Сколько вы нашли предложений с однородными членами?

        Учащиеся: три предложения.

        Учитель: Какими членами предложения являются однородные члены в этих предложениях?

        Учащиеся:

- В предложении про греческих священников – однородные сказуемые.

- Во втором предложении – тоже однородные сказуемые.

- В третьем предложении – однородные подлежащие.

        Учитель: Вы все верно сказали, и я предлагаю записать этот текст в тетрадь, соблюдая все перечисленные выше орфограммы.        

http://12kurgan.ucoz.ru/ucheba/kreshenie.jpg

  1. Подведение итогов

Учитель: Сейчас мы проверим, что вы запомнили.  Я предлагаю

тест. Ваша задача – выбрать верный ответ.

  1. Место расположения восточных славян между морями:

- Черное                  - Балтийское                   - Черное

- Белое                    -  Баренцево                    - Белое

- Балтийское          - Северный

                                  Ледовитый

                                  Океан

  1. Соедини:

Мудрый                                       Владимир

Красное Солнышко                    Игорь

Вещий                                          Рюрик

                                                      Олег

                                                      Святослав

  1. Вера христиан во времена княгини Ольги:

- язычество                                  - христианство

- мусульманство                         - буддизм

  1. Крещение Руси было при князе:

- Игоре                                          - Владимире

- Рюрике                                       - Ярославе

  1. Год крещения Руси:

- 980 г.                                         – 988 г.

- 1988 г.                                       – 912 г.

  1. Домашнее задание

Учитель: Наш урок подошел к концу. Вы многое успели, многое

 узнали, повторили еще раз то, что знали.

        Дома напишите, пожалуйста, сочинение-размышление, используя предложения с однородными членами, на тему «Почему князя Владимира народ нарек Красное Солнышко?».

        Спасибо за работу на уроке.

        

        

          Для создания урока использовались:

         - Интернет ресурсы -  Яндекс. Картинки.

        -  Латышина Д.И. «Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен».

        - Рыбаков Б.Л. «Язычество древних славян».

        -  Чуракова Н.В. «Я познаю мир».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Крещение Руси . Однородные члены предложения». Интегрированный урок ОПК и русский язык Урок разработала: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1416 СП №2 г. Москвы Плаксина Людмила Викторовна

Слайд 2

Минутка чистописания Рр Ее Гг Лл Ии Яя Ии Религия - это вера, убеждения.

Слайд 3

Основные религиозные направления – христианство мусульманство и буддизм.

Слайд 4

Олег Ольга Владимир

Слайд 5

В.М. Васнецов «Богатыри»

Слайд 6

Никита Кожемяка

Слайд 7

Крещение князя Владимира

Слайд 8

Крещение Руси

Слайд 9

Владимирский собор в Херсоне

Слайд 10

Д_в_тьсот восемьд_сят в_сьмой год принято считать годом кр_щения Руси князь Владимир решил _кр_стить всех русских греческие священнослужители раз_ясняли уб_ждали учили людей новой вере и кр_стили всех желающих некоторые люди не верили б_ялись тогда Владимир назначил день кр_щения к р_ке Днепр пришли дети и взрослые и ст_рики люди зашли в воду а священнослужители ч_тали молитвы на б_р_гу и был великий праздник

Слайд 11

Девятьсот восемьдесят восьмой год принято считать годом крещения Руси. Князь Владимир решил окрестить всех русских. Греческие священнослужители разъясняли, убеждали, учили людей новой вере, и крестили всех желающих. Некоторые люди не верили, боялись. Тогда Владимир назначил день крещения. К реке Днепр пришли дети и взрослые, и старики. Люди зашли в воду, а священнослужители читали молитвы на берегу. И был великий праздник !

Слайд 12

Спасибо за внимание!

Слайд 13

Для создания презентации использовались: 1. Яндекс . Картинки. 2. Латышина Д.И. «Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времен». 3. Рыбаков Б.Л. «Язычество древних славян». 4. Чуракова Н.В. «Я познаю мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

Русский язык.Тема: Однородные члены предложения. (4 класс)

Конспект урока разработан с использованием технологии деятельностного подхода ("открытие" нового знания) и с элементами технологии активных методов обучения (АМО)....

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе

В данной разрабоке показываю как можно совместить урок русского языка по теме "Проверка безударных гласных в корне слова " с уроком литературного чтения  "Краткая биография и творчество   А....

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

Диктанты по русскому языку .Тема "Однородные члены предложения"

Диктанты для закрепления темы по русскому языку "Однородные члены предложения" в 4 классе....

Русский язык.4класс.Однородные члены предложения

Крнспект урока по русскому языку. Тема "Однородные члены предложения"...