рабочие программы 2 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа на тему

Жбанова Ирина Николаевна

 

Данные рабочие программы, предназначенные для обучения учащихся 2-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, разработаны и составлены с учетом Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения для УМК «Перспектива». Сборник содержит рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изобразительное искусство. Структура программы по каждому предмету включает в себя: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, содержание программы, планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты, развернутое календарно-тематическое планирование с характеристикой основных видов учебной деятельности, планируемыми предметными результатами освоения материала, формируемыми на каждом уроке универсальными учебными действиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochie_programmy_2_klass_umk_perspektiva_1.rar415.73 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Приказ №2885 от 27 декабря 2011г «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
  • Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Часть 1 5-е издание, переработанное, М. «Просвещение» 2011
  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014учебный год

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази-
  • тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение

задач начального художественного образования и воспитания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего — 34 ч.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль-

нейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре

в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка

экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при-

знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо-

розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

АЗБУКА ИСКУССТВА (ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГРАМОТЫ). КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые     геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

ЗНАЧИМЫЕ ТЕМЫ ИСКУССТВА. О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и

зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,

К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление

о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных

народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и

природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

УМК «Перспектива»

Для учащихся

Для педагога

учебники по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобрази-

тельное искусство. 2 класс;

творческие тетради:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс;

учебники по изобразительному искусству:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс;

творческие тетради:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 2 класс;

Методические пособия:

Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 2 класс. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства во 2 классе);

Тематическое планирование

Тема раздела

Кол-во часов

1.

В гостях у осени. Узнай, какого цвета родная земля.

11

2.

В гостях у чародейки - зимы

12

3.

Весна-красна! Что ты нам принесла?

11

                                                                 Календарно- тематическое планирование.

№ урока

Тема раздела.

Тема урока.

Кол-во часов

Основные вопросы, рассматриваемые на уроках

Основные понятия

Межпредметная и внутрипредметная интеграция

Методы и формы работы

Литература. Оборудование

В гостях у осени. Узнай, какого цвета родная земля. 11 ч

1

Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные.

1

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности

для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Роль контраста в композиции. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Тёплые и холодные цвета.

Многосюжетная композиция, цветовой контраст, композиционный центр.

Произведения живописи, в которых художники отразили жизнь природы и человека летом.

Беседа, работа в парах, практичес кая работа

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

2

Осеннее многоцветье земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет.

1

Наблюдение природы, природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Пейзажи родной природы. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Роль контраста в композиции. Тёплые и холодные цвета.

Эмоциональные возможности цвета

Линия горизонта

Произведения художников-пейзажистов.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

3

Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы.

1

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет.

Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы

Произведения изобразительного и декоративно-прикладного и народного искусства.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

4

В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

1

Восприятие изделий декоративно-прикладного и народного искусства народов мира (Древняя Греция) и России.

Знакомство с несколькими яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи. Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Природные формы. Простые геометрические формы. Многообразие линий и их знаковый характер.

Керамика, гончар, меандр, пальметта.

Композиции орнаментов, украшающих поверхность сосудов Древней Греции и Дагестана, расположения их на поверхности глиняных сосудов разной формы.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

5

Природные и рукотворные формы

в натюрморте. Натюрморт: композиция,

линия, пятно, штрих, светотень.

1

Восприятие живописного (А. Коняшин) и графических (Д. Митрохин, Д. Рожкали)

натюрмортов.

Жанр натюрморта. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы и предметов, выраженные средствами рисунка и живописи.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Форма. Силуэт. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

Натюрморт: композиция,

линия, пятно, штрих, светотень. Средства выразительности.

Натюрморты художника-графика и живописца из природных и рукотворных форм.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

6

Красота природных форм в искусстве

графики. Живая природа. Графическая

композиция: линии разные по виду и

ритму, пятно, силуэт.

1

Восприятие произведений выдающихся художников-графиков XX в. В. Фаворского, С. Никиреева, Г. Кроллиса.

Рассматривать произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы. Высказывать своё отношение к ним. Пейзажи родной природы. Композиция. Роль контраста в композиции. Красота и разнообразие природы, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц: общие и характерные черты. Форма. Силуэт. Натюрморт. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Средства выразительности: линии, разные по виду и ритму, ритм и силуэт.

Произведения графики, воссоздавшие красоту родной природы.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

7

Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета,

цветовой контраст.

1

Восприятие произведений изобразительного искусства, посвящённых всенародному празднику День урожая.

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Красота и разнообразие природы, человека, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Композиция. Практическое

овладение основами цветоведения.

Цветовой круг, цветовой контраст, основные и составные цвета.

Произведения декоративно-прикладного  и народного искусства (гобелены, керамическое панно)  и живописи на темы народного праздника

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

8

В мастерской мастера-игрушечника.

Декоративная композиция с вариациями

филимоновских узоров.

1

Восприятие народной глиняной игрушки, изготовленной народными мастерами из села Филимоново под Тулой.

Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Цвет. Линия. Ритм.

Цвет. Линия. Ритм.

Народные глиняные игрушки из села Филимоново Тульской области.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

9

Красный цвет в природе и искусстве.

Декоративная композиция с вариациями

знаков-символов.

1

Восприятие произведений живописцев Ю. Кугача, К. Петрова-Водкина, произведений народного искусства (народный костюм) и русских народных пословиц и поговорок. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Эмоциональные возможности цвета.

Знаки-символы.

Знако-символический смысл языка народного искусства.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

10

Найди оттенки красного цвета. На-

тюрморт: композиция, расположение

предметов на плоскости и цвет.

1

Восприятие красоты реальной действительности в произведениях живописи выдающихся художников XVIII в. (Д. Левицкого) и XX в. (П. Кончаловского, А. Дейнеки, А. Лентулова) и её воспроизведение

в реалистической живописи. Жанр натюрморта, пейзаж. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ —в построении композиции. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание. Смешение цветов.

Практическое овладение основами цветоведения.

Натюрморт, цветоведение.

Линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживание.

Особенности отражения цветовой палитры природы и окружающего человека предметного мира в живописи, цветовой гаммы живописных пейзажей и натюрмортов.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

11

Загадки белого и чёрного. Графика:

линия, штрих, силуэт, симметрии.

Задания контрольные (на повторение),

творческого и поискового характера.

1

Восприятие произведений графики выдающихся мастеров отечественного искусства XX в. В. Лебедева, В. Фаворского, произведений декоративно-прикладного искусства (набор из стекла и вологодское кружево), русских народных пословиц и поговорок.

Красота и разнообразие природы, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение предметов, деревьев, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Симметрия. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

Тоновой контраст, симметрия.

Художественные особенности изделий из стекла и вологодского кружева.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

В гостях у чародейки – зимы. 12 часов.

12

В мастерской художника Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок.

1

Восприятие произведений современных

художников из Гжели А. Федотова,

З. Окуловой, А. Азаровой, Н. Бидак, развивающих народные традиции керамического искусства, зимнего пейзажа в живописи Н. Ромадина и описания зимней природы

в стихотворении С. Есенина. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). Основные составные цвета. Эмоциональные возможности цвета. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

Русская керамика

Произведения керамики из Гжели.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

13

Фантазируй волшебным гжельским

мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет.

1

Восприятие зимней природы родной земли в произведениях выдающихся живописцев отечественного искусства XIX—XX вв.

А. Куинджи, Т. Мавриной, Н. Ромадина, в изделиях современного художника из Гжели Н. Бидак. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Композиция. Цвет. Пейзажи родной природы.

Жанр пейзажа. Композиция. Цвет. Пейзажи. Художественные приемы: широкий мазок по сырому, «живописный мазок»

Зимние пейзажи художников.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

14

Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски.

1

Восприятие книжной иллюстрации на тему японского праздника, объёмной маски персонажа монгольского театрального представления, глиняной игрушки современного мастера декоративно-прикладного искусства Т. Абкиной «Ряженый». Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Человек и мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Знакомство с некоторыми наиболее яркими культурами мира,

представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Искусство вокруг нас.

Сказочные образы  в народной культуре и народно-прикладном искусстве.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

15

Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция.

1

Восприятие живописных произведений Л. Фроленкова, В. Смирнова и народного мастера Т. Рукиной из Городца на тему новогоднего праздника.

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Композиция. Цвет. Эмоциональные возможности

цвета.

Композиция. Цвет.

Празднование Нового года и Рождества в произведениях живописи и народно-прикладного искусства.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

16

Храмы Древней Руси. Архитектура:

объёмы, пропорция, симметрия, ритм.

1

Восприятие памятников, деревянного и каменного русского зодчества в натуре и в произведениях живописи выдающихся художников XX в. К. Юона, Т. Мавриной и современных художников А. Косова, И. Сандырева. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку, обществу. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Зодчество, храм, церковь, собор, колокольня.

Пропорции, архитектурные объемы.

Характерные особенности древнерусской архитектуры и художественные выразительные средства передачи великолепия белокаменных храмов Древней Руси в живописи.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

17

Измени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет.

1

Восприятие красоты зимней родной природы в пейзажной живописи при ознакомлении с творчеством выдающихся отечественных художников XIX—XX вв. А. Куинджи, И. Шишкина, А. Рылова,

А. Остроумовой-Лебедевой (график), Н. Ромадина, В. Гаврилова и поэтическом произведении А. Пушкина. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше. Смешение цветов.

Эмоциональное воздействие цвета.

Линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше.

Разнообразие колорита в зимнем пейзаже в разную погоду и разное время суток.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

18

Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении.

1

Восприятие спортивных сюжетов в произведениях выдающегося живописца XX в. А. Дейнеки. Образы природы и человека в живописи.

Пейзажи родной природы. Композиция.Пропорции и перспектива. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Композиция. Пропорции и перспектива.

Красота и гармония общения человека с природой в сюжетной композиции  на темы зимнего спорта.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

19

Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация

по мотивам русского изразца.

1

Восприятие изразцов в древнерусской архитектуре как явления национальной культуры.

Рассматривать старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. Высказывать своё

суждение о них. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция. Симметрия. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Изразец, изразцовая книга.

Старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

20

Изразцовая русская печь. Сюжетно-

декоративная композиция по мотивам

народных сказок.

1

Восприятие старинных печных изразцов и художественного образа русской печи в иллюстрациях к русским народным сказкам.

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его

материаль ного окружения. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Понятие о синтетичном характере народной культуры.

Симметричный характер народной культуры.

Старинные печные изразцы.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

21

Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей — защитников земли Русской в искусстве.

1

Восприятие произведений живописи В. Васнецова, графики В. Фаворского и народных мастеров: А. Куландина из Ростова Великого (финифть), Т. Рукиной из Городца, поэзии К. Бальмонта. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые

в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Композиция. Цвет. Линия.

Жанр портрета. Композиция. Цвет. Линия.

Выразительные средства создания образа воина-богатыря.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

22

Народный календарный праздник

Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация.

1

Восприятие произведений искусства, изображающих сцены народного календарного праздника — проводов зимы и встречи весны на Масленицу.

Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств

художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры.

Синтетичный характер народной культуры.

Знаки-символы в сюжетно-тематических картинах, посвященных народному празднику Масленица.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

23

Натюрморт из предметов старинного

быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.

1

Восприятие натюрмортов из предметов старинного быта (посуда для крестьянской жизни) в произведениях современных живописцев Б. Стожарова, В. Шумилова.

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной

выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. Композиция. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции.

Симметрия и асимметрия.

Жанр натюрморта. Композиция. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Пропорции и перспектива. Главное и второстепенное в композиции.

Симметрия и асимметрия. Перспектива.

Старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

        Весна – красна! Что ты нам принесла? 11 ч

24

«А сама-то величава, выступает будто пава...» Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация.

1

Восприятие праздничного женского традиционного костюма в произведениях художника И. Билибина, народного мастера

А. Котухина из Палеха и на фотографии. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые

в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Портрет. Композиция. Цвет. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Симметрия и асимметрия. Пропорции.

Особенности конструкции и декоративного решения народного костюма.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

25

Чудо палехской сказки. Сюжетная

композиция: импровизация на тему литературной сказки.

1

Восприятие лаковой миниатюры мастеров И. Зубкова, Д. Буторина, А. Котухина из Палеха по мотивам сказок А. Пушкина.

 Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,

выраженные средствами живописи. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Роль контраста в композиции. Цвет.

Практическое овладение основами цветоведения.

Миниатюра.

Миниатюры палехских народных мастеров.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

26

Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа.

1

Восприятие шедевров русского живописного пейзажа И. Левитана «После дождя», А. Саврасова «Грачи прилетели»; произведений лаковой живописи народных мастеров В. Бочкова из Палеха, У. Лапшина из Жостово. Образы природы и человека в живописи. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Пейзажи родной природы. Композиция. Цвет. Практическое овладение основами цветоведения. Эмоциональные возможности цвета.

Композиция. Цвет.

Особенности колорита весеннего пейзажа.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

27

Космические фантазии. Пейзаж:

пространство и цвет, реальное и символическое изображение.

1

Восприятие произведений живописцев К. Юона, Н. Ромадина и народного мастера Е. Николаевой на тему космоса.

Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности

для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачам. Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Композиция. Цвет. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Художественные выразительные средства и своеобразие композиции фантастического пейзажа.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

28

Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия.

1

Восприятие красоты и разнообразия весенней природы в эмоциональном звучании и выразительности её образа в произведениях выдающихся живописцев XX в. В. Бакшеева, Т. Мавриной, К. Юона, Н. Ромадина и при непосредственном наблюдении за переменами в природе в весеннюю

пору. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Линия, штрих, пятно и художественный образ. Колорит Монотипия.

Композиционные и художественно-выразительные средства в пейзажной живописи на тему весны.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

29

Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизации.

1

Восприятие народной деревянной точёной игрушки из села Полховский Майдан.

 Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Роль рисунка в искусстве. Основная и вспомогательная. Цвет.

Эмоциональные возможности цвета.

Цвет.

Народные игрушки из Полховского  Майдана.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

30

Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки

с печатных досок.

1

Восприятие искусства мастеров-резчиков пряничных досок — одного из видов художественной традиционной обработки дерева в России. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Роль рисунка в искусстве: основная и спомогательная.

Композиции. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Композиции. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Произведения народных мастеров-резчиков пряничных досок для печатных пряников.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

31

Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура.

1

Восприятие каменного рельефа Михайловского златоверхого храма в Киеве, деревянного рельефа «Георгий Победоносец» (XV в.) неизвестного мастера, памятников, посвящённых Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., выполненных

современными скульпторами Д. Митлянским, М. Аникушиным. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетики: отношение к природе, человеку и

обществу. Образ защитника Отечества. Красота человека, выраженная средствами скульптуры. Объём в пространстве и объём на плоскости. Выразительность объёмных композиций. Роль рисунка: основная и вспомогательная. Линия,

штрих, пятно и художественный образ.

Скульптура: рельеф, круглая скульптура.

Произведения скульптуры (круглой и рельефной).

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

32

Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму.

1

Восприятие произведений графиков В. Ватагина, Г. Захарова, народной деревянной скульптуры, каменной статуи Ю. Александрова, произведений живописца К. Петрова-Водкина, художника декоративно-прикладного искусства

М. Примаченко, в которых воссозданы выразительные образы животных. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Изображение птиц, животных:

общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Образы животных в разных видах изобразительного искусства.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

33

Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор.

1

Восприятие искусства орнамента народов мира на примере декоративного фарфора из Китая и вазы из Индокитая. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве.

Форма изделия. Декор.

Традиции орнаментального искусства народов мира.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс

34

Наши достижения. Я умею. Я могу.

Наш проект: доброе дело само себя хвалит.

1

Демонстрация достигнутых результатов и обсуждение, чему научились в течение года по видам изобразительного искусства.

Коллективная форма работы с учётом разнообразия организационных форм, индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в художественно-творческой деятельности.

Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. «Изобразительное искусство» 2 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...