Программа по этнографии
рабочая программа на тему

ЦЕЛЬ:

 -формирование у младших школьников нравственных, эстетических, практических основ усвоения глубин общечеловеческих ценностей

ЗАДАЧИ:

-в воспитании: осознание  учащимися единства человека со своим народом, воспитание уважения и любви к культуре родного народа и культуре соседей;

- в обучении: углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о культуре народов; овладение практическими навыками в обработке материальных ценностей своего края;

-в развитии: активное участие в практической деятельности народов своего края; развитие навыков самостоятельного накопления исследовательского опыта.

В первый год обучения учащиеся осваивают понятие о доме, как материальной и духовной основе семьи.

Во второй год обучения изучают тему « Человек и семья в народной культуре». Основным фольклорно-эстетическим материалом является семейно-обрядовая деятельность человека.

На третий год обучения учащиеся изучают тему «Человек и история». Основным материалом изучения является историко-культурный, календарно-обрядовый фольклор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tsbzh.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Программа по этнографии

 «Наш дом. Наш мир»

Цыденова Б.Ж.

 учитель начальных классов

                        c.Алла, Курумканский район, Республики Бурятия


                                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ:

 -формирование у младших школьников нравственных, эстетических, практических основ усвоения глубин общечеловеческих ценностей

ЗАДАЧИ:

-в воспитании: осознание  учащимися единства человека со своим народом, воспитание уважения и любви к культуре родного народа и культуре соседей;

- в обучении: углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о культуре народов; овладение практическими навыками в обработке материальных ценностей своего края;

-в развитии: активное участие в практической деятельности народов своего края; развитие навыков самостоятельного накопления исследовательского опыта.

В первый год обучения учащиеся осваивают понятие о доме, как материальной и духовной основе семьи.

Во второй год обучения изучают тему « Человек и семья в народной культуре». Основным фольклорно-эстетическим материалом является семейно-обрядовая деятельность человека.

На третий год обучения учащиеся изучают тему «Человек и история». Основным материалом изучения является историко-культурный, календарно-обрядовый фольклор.

КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

1 год обучения:

-дать понятие о народах, проживающих в данной местности.

- ознакомить учащихся с духовной и материальной культурой народов.

2 год обучения:

-раскрыть этапы жизненного пути человека в кругу семьи и традиционного быта.

- разрабатывается проблема дома как материального и духовного основания семьи.

3 год обучения:

- расширить у учащихся представление об историко-культурном материале народов.

- продолжить работу над углубленным изучением календарно-обрядового фольклора.

-раскрытие новых аспектов общения «Человек и общество» - «Малая Родина – Отчизна»

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОГРАММЫ И ЕЁ НОВИЗНА

В наше кризисное время, очевидно, каждому, как, много потерял человек, порвав те нити, которые связывали его с традиционно народной культурой. Сейчас, если мы хотим  возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться к освоению глубин отечественной культуры.

Поэтому предлагается в системе занятий  начальной школы ввести ребёнка в мир постоянного народного творчества, материального и духовного. При этом необходимо постоянно подчёркивать его связи с родным языком, как частью культуры, со всем строем жизни прошлых  времён  и с необходимостью участия в жизни современной.

По мере овладения данной программой  проявляется реальная возможность  объединить многие дисциплины начальной школы. Это даёт возможность проведения практических занятий. На практических занятиях соответствующие темы должны почувствоваться детьми  через непосредственное воспроизведение явлений в игровой, смоделированной или в реальной обрядовой, жизненной ситуации. Также другие занятия проходят в форме рассказа, беседы о каком-то аспекте жизни народа с высокой степенью наглядности: альбомы, фотографии, предметы быта, одежда, которые можно подержать в руках, примерить на себе, посмотреть в музее.


ОБЩИЕ СВЕДtНИЯ О ПРОГРАММЕ.

Возраст обучаемых – 2-4 классы

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Количество часов занятий в неделю- 1 час

                                                в год – 34 часа.  

Программа реализуется через факультативные курсы в общеобразовательной школе.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ.

Реализация программы предусматривает использование различных методов и форм преподавания. Необходимые теоретические знания даются путем бесед, рассказов.

Практические ЗУН вырабатываются на практических занятиях, экскурсиях и в непосредственном общении в общественных мероприятиях.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

  1. Методики практических занятий, составленные и апробированные в ШЭП, Центре эвенкийской культуры.
  2. Методические пособия по отдельным курсам.
  3. Подобранный и обобщенный фактический учебный  материал по отдельным темам курса


ОЖИДАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

МЕТОДЫ ИХ ОЦЕНКИ.

ТРЕБОВАНИЕ К УРОВНЮ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Промежуточный контроль

  1. Решение ситуационных задач

Проверка активного уровня усвоения ЗУН и их применение проводится путём решения задач различного  рода:

-ситуационных;

-практических и т.д.

Умение применять знания также проверяется при изучении всех тем курса.

  1. Творческое использование полученных знаний для решения новых проблем. Проверка умений творчески использовать знания для решения новых проблем. Промежуточный контроль знаний  учащихся проводится не только в масштабах школы, но и предусматривается участие в районных конкурсах, в национальных олимпиадах, в работе краеведческого музея.

Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится путём активного участия в традиционных народных праздниках по сумме показателей за всё время обучения.


Примерный тематический план на 1 год обучения.

Название темы

Количество часов

1

Введение в этнографию

6

2

Дом, в котором мы живём

4

3

Утварь

4

4

Одежда

6

5

Основные  занятии бурят и эвенков

3

6

Что за день сегодня?

2

7

Эвенкийский и бурятский фольклор

4

8

Национальные виды игр

3

9

Традиционные народные праздники

2

Программа занятий

2 класс.

  1. Введение в этнографию (6 ч)

Кто мы, откуда мы? Понятие о народе. Народная культура. Духовная и материальная форма народной культуры. Историческая народная память, её глубина и форма.

  1. Дом, в котором мы живём ( 4ч)

Чум. Юрта. Из чего они построены? Интерьер. Хозяйственные постройки. Магическая охранительная роль украшений интерьера. Символика украшений.

  1. Утварь( 4ч)

Деревянная и берестяная утварь. Охранительная символика утвари. Экскурсия в музей, эвенкийский центр.

  1. Одежда( 6 ч)

Женская и мужская одежда эвенков и бурят. Обувь. Головные уборы. Праздничная одежда. Праздничная одежда. Орнамент на одежде и обуви. Рисуем орнамент.

  1. Основные  занятии бурят и эвенков ( 3 ч)

Охота, рыболовство, оленеводство. Животноводство. Применение орудий. Обработка кожи, шерсти. Инструменты обработки.

  1. Что за день сегодня? ( 2ч)

Приметы. Пословицы, поговорки о временах года, их сбор.

  1. Эвенкийский и бурятский фольклор( 4ч)

Разучивание и исполнение народных танцев и песен.

  1. Национальные виды игр( 3ч)

Во что играли в старину? Национальные спортивные игры эвенков и бурят. Мы играем

  1. Традиционные народные праздники ( 2ч)

Весенне-летние праздники Больдёр и Одёра.  Национальные бурятские праздники Сагааган и Сурхарбан.


Примерный тематический план на 2  год обучения

Название темы

Количество часов

1

Моя семья

9

2

Обычаи и обряды

9

3

Народный календарь

3

4

Эвенкийский и бурятский фольклор

6

5

Детский игровой фольклор

5

6

Традиционные праздники

2

3 класс

  1. Моя семья ( 9 ч)

Моя семья. Моя родословная. Добрые традиции семьи. Воспитание девочек. Воспитание мальчиков.

  1. Обычаи и обряды( 9ч)

Рождение ребёнка и связанные с этим семейно- бытовые обряды. Выбор имеи. Что обозначают имена. Охранительная магия для детей. Ритуал посвящения в охотники. Обучаем седлать и объезжать коня. Связанные с ним ритуалы. Бытовые приметы и поверья.

  1. Народный календарь( 3ч)

Времена года, их значение в жизнедеятельности эвенков и бурят. Народные приметы о погоде.

  1. Эвенкийский и бурятский фольклор (6ч)

Сказки, песни, танцы(народные) эвенков и бурят. Сбор народных сказок.                  

Разучивание народных песен и танцев.

Встречи с носителями и хранителями  традиций народной культуры.  

  1. Детский игровой фольклор( 5ч)

Игры разных периодов года в доме  и вне дома. Разучивание детских игр. Мастерим детские игры

  1. Традиционные праздники (2ч)

Подготовка и участие в проведении традиционных народных праздников .


Примерный тематический план на 3   год обучения

Название темы

Количество часов

1

Мир и дом

6

2

Твой след на земле

3

3

Народный календарь

2

4

Обычаи и обряды

3

5

Пища и её значение

7

6

Детский игровой фольклор

2

7

Этикет в семье

5

8

Эвенкийский фольклор

4

9

Традиционные народные праздники

2

 

4 класс

  1. Мир и дом ( 6ч)

Семейный быт. Общественный быт. Термины  родства. Возрастные различия в одежде различных поколений семьи.

  1. Твой след на земле ( 3ч)

Твой след на земле. Почитание своего «тоонто» Бережём имя смолоду.

  1. Народный календарь ( 2ч)

Календарно-обрядовая культура народа.

  1. Обычаи и обряды(3ч)

Поклонение богу. Место поклонения. Ритуалы поклонения.

  1. Пища и её значение.

Застольный этикет. Традиционный стол эвенков и бурят. Ритуальная роль стола в обрядах главных событий в жизни (Рождение ребенка, свадьба..)

Экскурсия к домохозяйке. Учимся готовить.

  1. Игровой фольклор( 2ч)

Детская народная культура. Как наследница и хранительница тайн народной культуры взрослых. Пережитки древних представлений, сохранившиеся в произведениях детского фольклора и игрушках.

  1. Этикет в семье( 5ч)

Будни и  праздники. Набор приветствий  обращений, форм общения. Роль женщины в семье. Роль мужчины в семье. Традиции гостеприимства.

  1. Эвенкийский и бурятский фольклор.(4ч)

Сказки-были. Небылицы. Этика, психология и эстетика в народных сказках, былях. Народные представления о нравственных обязанностях младших перед старшими в сказках.

  1. Традиционные праздники (2ч)

Подготовка и проведение национальных праздников.


ЛИТЕРАТУРА

  1.  Т.М. Сафьянникова «Уроки декоративно-прикладного искусства эвенкийского народа».Тура, 1994г
  2. «Игрушка народностей Приамурья как этнографический памятник» Хабаровск, 1992
  3. В помощь учителю школ Крайнего Севера, выпуск11, Ленинград, 1962
  4. В помощь учителю школ Крайнего Севера, выпуск13, Ленинград, 1965
  5. «Народная педагогика и современная национальная школа» У-Удэ, Издательство «Бэлиг» 1993г
  6. Роль этнопедагогики в нравственном воспитании детей
  7. Программа «Этнографическое изучение культуры российского народа» М, Просвещение, 1996г
  8. «Введение в народоведение»,   «Вестник образования» №6, 1993г
  9. Е.П. Жирков «Как возродить национальную школу?»  Шаги республики Саха/Якутия/
  10. Президентская программа «Дети Севера» в ненецких школах. Ж-л «Народное образование» №7, 1996
  11. Журналы «Северные просторы»
  12. Сборник по внеклассному чтению «Биракан»
  13. Сказки народов Севера
  14. Бурхинов Д.М. «Народная педагогика»