Программа по внеурочной деятельности "Мир человека "
рабочая программа (2 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Мир человека" 2014-2015 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_program_2_kl_mir_cheloveka_2014-2015_g.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности   МИР ЧЕЛОВЕКА        2 класс                             2014-2015 уч.год.

Описание: Описание: http://standart.edu.ru/images/logo.gif                         МБОУ СОШ с.Наскафтым

                                                                                                                                                     

                Принято                                                                                                      Утверждаю:

                на педсовете                                                                                          Директор школы

                От «____»_______2014 г                                                                          _____________________

                 Протокол №___                                                                                           (Раваева Е.Ф.)

                                                                                                                                 От «_____»_________2014г.                                  

                                                                                                                                    Приказ №______

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«МИР ЧЕЛОВЕКА»

2 класс

2014/2015 уч.год.

   

                                                                                               

                                                                                                        Составил  учитель

                                                                                                        начальных классов:

                                                                                                         АРТЕМЬЕВА Е.Я.

   

Пояснительная записка

Проблема развития и совершенствования творческих способностей человека, интенсификации возможностей каждого индивида занимает важное место в современных условиях  изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Целью программы «Мир человека» является повышение уровня развития креативности младших школьников, таких качеств как  любознательность, оригинальность, продуктивность, чувствительность к противоречиям, системность, вариативность и др.

Программой «Мир человека» предполагается построение занятие на принципах сотрудничества и сотворчества, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание.

Общими чертами предлагаемых курсов являются проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приемы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

В программе «Мир человека» основной задачей является системное рассмотрение человека с различных точек зрения (биологической, психологической, социальной) через разрешение проблемных ситуаций.

Ключевое понятие курса - противоречие, предлагаемое как способ анализа «что хорошего и что плохого» в различных объектах, явлениях природы, ситуациях из детского опыта и т.д.  В процессе обучения формируется такое умение как чувствительность к проблемам, умение анализировать ситуации с различных точек зрения.

Распределение разделов курса по четверятм обучения позволяет учитывать  психологические особенности учащихся каждого возрастного периода и обеспечивает содержательную и логическую преемственность.

ВТОРОЙ КЛАСС (34 ч.)

Мир человека

        Школа: разнообразие целей. Проблемная ситуация «Зачем учиться в школе?» Целесообразность школьных правил.

        Систематизация понятия «адрес». Что делать, если ты потерялся? Игра «Кто вы?», «Где вы?».

  Как «устроен» организм? Беседа «Одна голова – хорошо…» Правила отношения к инвалидам. Рисование «Что внутри?» Отгадывание загадок про различные части тела.

Какие бывают болезни? Что делать, чтобы не заболеть? Что значит: «лечиться надо уметь»?

Игра «Путешествие в прошлое». Мальчики и девочки: сходство и отличие. Правила поведения по отношению к девочкам.

Понятие о профессиях. Игра «Путешествие в будущее». Бабушки и дедушки. Проблемная ситуация «Сказка о потерянном времени». Правила поведения по отношению к старшим.

Что такое Я? Зачем нужно «знать» самого себя? Анкетирование «Какой я?» Дискуссия: «Что лучше спешить или медлить?»

Что значить «быть внимательным»? Игра на внимание «Запрещенное движение». Анкетирование «Внимательны ли вы?» Невнимательность: смешная и опасная.

Что такое «хорошая память»? Упражнение «Проверка памяти». Как тренировать память? Игра «Что изменилось?»

Что значит «быть умным»? Описание объекта при помощи системного оператора. Упражнение «Назови одним словом».

Зачем нужно придумывать? Упражнение «Кляксы». Как «устроена» сказка?

Что можно «прочитать по лицу». Игра «Невпопад». Смешное и грустное вокруг нас. Инсценирование стихотворений.

Какое бывает настроение? От чего зависит настроение? Как поднять настроение?

Я и другие. Зачем люди общаются? Анкетирование «Общительны ли вы?».  Как нужно разговаривать по телефону? Упражнение «Жесты». Игра «Пойми меня».

Слова и интонация.  Обсуждение пословиц: «Как аукнется, так и откликнется». Упражнение «Комплименты».

 Почему возникают ссоры? Анкетирование «Конфликты ли вы?» Способы, как можно помириться. Упражнение «Мы похожи друг на друга». Кто такие «посредники»?

Игра «Хорошо-плохо» (на примере явлений природы). Беседа «Какой? Для кого?»

Каким быть? Дискуссия: «аккуратный и «чистюля», «общительный и болтун», «верный и прилипчивый», «врать и фантазировать» - одно и то же? Что такое «честное слово»?

Всегда ли нужно делиться? Кто такие «жадины»?  Сказка Т. Александровой «Светофорчик».

Другая точка зрения. Обсуждение «День рождения: что хорошего и что плохого?»  

Игра «Сказочный герой». Сказка О. Пройслера «Маленькая Баба-Яга». Сказка про Красную Шапочку в «пересказе» волка. Кто такой преступник? Зачем в обществе нужны законы? Законы нашего класса.

«Запутанные» ситуации: «соврать, чтобы выручить»; «украсть, чтобы подарить» и т.п. Почему не надо торопиться с выводами?

Экскурсия «Все имеет след». » Кто такой «хороший» и кто такой «плохой»? Как стать «хорошим»?

Какие секреты не надо хранить? Как себя вести с незнакомыми?  Упражнение «Сказочные злодеи». Обсуждение «Маскировка».

Кого мы любим? Что значит «любить себя»?

К концу обучения во втором классе учащиеся будут знать:

- адрес;

- назначение различных частей тела;

- основные профессии;

- возможность тренировки внимания и памяти;

- способы поднятия настроения;

- понимать необходимость здорового образа жизни;

- понимать ошибочность поспешных выводов;

будут уметь:

- описывать развитие человека при помощи системного оператора («многоэкранки»);

- анализировать объекты и ситуации ближайшего окружения «Чем (для чего) хорошо? Чем (для чего?) плохо?»

Учебный план

п/п

ТЕМА

Кол-во

час.

Форма контроля

1

Школа: разнообразие целей

1

Обсуждение ситуации

2

Надсистемы и подсистемы человека

5

Инсценирование, обсуждение, отгадывание загадок, тест, презентация

3

«Линия жизни »человека

3

Обсуждение, игра

4

Знакомимся с психологией

5

Обсуждение, фантазирование, проблемный диалог.

5

Эмоции и настроение

2

Инсценирование, проблемный диалог.

6

Общение

5

Обсуждение, инсценирование, вредные советы.

7

Противоречия

7

Самооценка, проблемный диалог, обсуждение.

8

Мы и окружающие

4

Обсуждение, проблемный диалог, самооценка.

9

Подведение итогов

2

Отзыв, презентация

         ИТОГО

    34 ч.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА «МИР ЧЕЛОВЕКА»

(второй класс, 33 уч. ч.)

Первая четверть

1

4.09

Зачем учатся в школе?

2

11.09

Адрес.

3

18.09

Наш организм.

4

25.09

Как устроен человек?

5

2.10

Болезни.

Что такое «здоровый образ жизни»?

6

9.10

Развитие ребенка до школы.

7

16.10

Будущее.

8

23.10

"Линия жизни" человека.

9

30.10

Что такое «Я»?

Вторая четверть

10

13.11

  Учимся быть внимательными.

11

20.11

  Учимся запоминать.

12

27.11

Учимся придумывать.

13

4.12

  Что значит «быть умным»?

14

11.12

  Мое настроение.

15

18.12

Как улучшить настроение?

16

25.12

Игра «Добрый - злой»

Третья четверть

17

15.01

Общение

18

22.01

Жесты.

19

29.01

Проблемы общения.

20

5.02

Конфликты.

21

12.02

Урегулирование конфликтов.

22

19.02

Понятие о противоречии. Противоречия в предметах.

23

26.02

Противоречия в явлениях природы.

24

5.03

Противоречия в свойствах характера.

25

12.03

Противоречия в свойствах характера (продолжение).

26

19.03

Противоречия в поступках

Четвертая четверть

27

9.04

Игры на общение

28

16.04

Противоречия в ситуациях.

29

23.04

Противоречия в ситуациях (продолжение).

30

30.04

Противоречия: цель - средства.

31

7.05

Экскурсия.

32

14.05

Анализ экскурсии.

33

21.05

Ориентирование в окружающем.

34

28.05

Правила поведения с незнакомыми.

Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения курса «Мир человека» во 2-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем).
  • Учиться планировать учебную деятельность на занятии.
  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .
  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Находить способы общения в различных ситуациях..
  • Сотрудничать с окружающими людьми.
  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

См.зам.директора по УВР_____________________/В.В.Перерядкина/

Источник:  http://www.trizway.com/art/book/85_6.htmlу   

Артемьева Е.Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Путешествие по стране прав человека"

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаий А. Бочарова Младшим школьникам о праве...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Человек и природа"

Цель курса: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. На основе современных естественно - научных представлени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек и его здоровье"( для детей с девиантным поведением)

Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4-х классов "Мир человека"

Цель курса «Мир человека» - системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Человек.Гражданин.Патриот" 1-4 кл

Рабочая программа внеурочной деятельности 2Человек.Гражданин.Патриот."1-4 класс...

Рабочая программа по внеурочной по внеурочной деятельности "Мир человека" для 2 класса

Данная программа предназначена для общеинтеллектуального направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биология и человек»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Биология и человек» учителямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Иж-Бобьинской средней общеобразовательнойшколы имени Брат...