Внеурочная деятельность "Театр" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Овчинникова Наталья Викторовна

Программа разработана на основе авторской программы И.А.Генераловой "Театр". Разработано календарно-тематическое планирование применимое для 1 класса, с выездом в театры города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Театр» составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению И.А.Генераловой, автора пособий для начальной школы Образовательной системы «Школа 2100», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность» по направлению «Общекультурное».

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Характерная особенность искусства – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.

Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомерностью,

своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку

раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя

 (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.

Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги и учебный процесс не превращаются во «вражеский треугольник», а взаимодействуют, получая максимально положительный результат. Игра, игровые упражнения выступают как способ адаптации ребёнка к школьной среде. Многое здесь зависит от любви, чуткости педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.

1-й год обучения – знакомство с работой актёра и режиссёра в театре: «Мастерская тела, мастерская чувств».

На занятиях используется включение детей в работу существующих в театре технических мастерских, где они не просто смотрят или слушают, но и сами, собственными руками лепят, красят, режут, клеят и т.д. Сам же ребёнок во всех мастерских выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника. Он на практике узнает о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент. На каждом занятии в той или иной форме будут присутствовать компоненты всех тематических разделов, но полное объединение всех театральных цехов произойдёт в последнем полугодии курса, в работе над постановкой сценической истории или спектакля.

Особенность программы заключена в том, что педагог, отталкиваясь от конкретного содержания урока, сам творит каждое занятие, программа должна рассматриваться не как неукоснительные требования, а как рекомендации. Программа играет роль общего ориентира, где очерчивается круг рассматриваемых проблем, но учитель имеет возможность сам конструировать свой урок, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей учеников.

Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном  подходе.

Цель программы:

– создание условий для развития личности ребёнка;

– развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;

– обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;

– приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Автор программы ставит своей целью реализацию следующих задач:

– опираясь на синтетическую природу театрального искусства,

способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого

ребёнка;

– формировать навык коллективного творческого взаимодействия

и общения;

– привить интерес через театр к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

– заложить первоначальную основу творчески, с воображением и

фантазией, относиться к любой работе;

– ориентация на воспитание и развитие понимающего, умного,

воспитанного театрального зрителя, интересную личность, обладающую

художественным вкусом, энциклопедическими знаниями, собственным мнением.

Длительность курса – 33 часа

Тематический план (33 ч).

Введение в предмет

«Мастерская тела, мастерская чувств».

Актёр и режиссёр в театре.

№ раздела

Тема раздела

Кол-во часов

Содержание раздела

1.

Знакомство.

2

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.

2.

Дорога в театр.

3

Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль.

Игровой тренинг. «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета».

3.

В театре.

5

Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».

4.

Как создаётся спектакль.

3

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Музыка в театре. Основные

отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

5.

Учимся актёрскому мастерству

5

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что

необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».

6.

Создаем декорации.

2

Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники- декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

7.

Придумываем и делаем костюмы

5

Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок.

8.

В мастерской бутафора.

4

Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами.

9.

Делаем афишу и программку

3

Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Задание «Лишняя профессия».

10.

Подведение итогов.

1

Учебно-тематическое планирование.

Тема раздела

№ занятия

Тема занятия

Деятельность учащихся

Знакомство

(2ч)

1.

Что такое искусство. Театр как вид искусства.                      

Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе».

2.

Виды театров.                                                                            

Узнать что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Ответить на вопросы: какое место театр занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь играть? Что значит понимать искусство? Игра. Игровой тренинг.

Дорога в театр.(3ч)

3.

Театр как здание. Театральные профессии.                            

Знакомство с театром и его зданием. Какие существуют театральные профессии. Записать в  театральный словарь слово: «премьера».

4.

Выезд в театр на спектакль.

Просмотр спектакля «Сказка о царе Салтане»

5.

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

В театре. (5 ч)

6.

Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма.

Знакомство с театром и его частями: зрительный зал, сцена, оркестровая яма. Записать в театральный словарик слова: «антракт», «авансцена»,«инсценировка», «аплодисменты», «бис».

7.

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский)

«Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?»

8.

Этика поведения в театре.

Познакомиться с правилами  поведения в театре.

9.

Выезд в театр на спектакль.

Просмотр спектакля «Бременские музыканты»

10.

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

Как создаётся спектакль.(3ч)

11.

Путешествие по театральным мастерским.

Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Записать в театральный словарик слово: «грим». Основные отличия театра от других видов искусства– «здесь и сейчас».

12.

В мастерской костюмера и художника.

В мастерской художника и костюмера. Знакомство с профессией: художник театра, костюмер.

13.

Мастерская актёра и режиссёра.

Мастерская актёра и режиссёра. Знакомство с профессией: актёр и режиссёр. История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. Создание альбома «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.

Учимся актёрскому мастерству. (5ч)

14.

Знакомство с театром пантомимы.

Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Записать в театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета.

15.

Знакомство с театром теней.

Знакомство с театром теней. Создание сказки с помощью тени рук.

16.

Знакомство с театром кукол.

Знакомство с театром кукол. Создание сказки с помощью кукол.

17.

Выезд в театр на спектакль.

Просмотр спектакля «Гуси-лебеди и Баба-Яга»

18.

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование.

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

Создаем декорации. (2ч)

19.

Что такое декорация. Изготовление декорации к сказке.

Ответить на вопросы :что такое декорация? Зачем нужны декорации?Знакомство с профессией художник- декоратор.

20.

Изготовление декорации к сказке.

Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.

Придумываем и делаем костюмы. (5ч)

21.

Театральный костюм.

Знакомство с внешним  видом сказочного героя, его одеждой (костюмом), т.к. костюм – важное средство характеристики персонажа.

22.

Театральные маски  и их виды.

Назначение театральных масок. Знакомство с видами масок.

23.

Изготовление театральной маски.

Изготовление театральной маски к любимой сказке.

24.

Выезд в театр на спектакль.

Просмотр спектакля «Приключения кота в сапогах

25.

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование.

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

В мастерской бутафора. (4ч)

26.

Бутафорская мастерская в театре.

Узнать: для чего нужна бутафория?Записать в театральный словарик слово: «бутафория».

27.

Изготовление пальчиковых кукол.

Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами.

28.

Выезд в театр на спектакль.

Просмотр спектакля «12 месяцев »

29.

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

Делаем афишу и программку (3ч)

30.

Афиша. Изготовление афиши.

Записать в театральный словарик слово: «афиша». Узнать о назначении афиши. Изготовление афиши.

31.

Выезд в театр на спектакль.

Просмотр спектакля «Золушка »

32.

Впечатление от спектакля. Иллюстрирование

Иллюстрирование и рассказ о  спектакле.

Подводим итоги (1ч)

33.

Повторение и обобщение

Просмотр спектакля «Цветик-семицветик »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...