Конспект занятий. Лепка. "Чашечка и блюдце"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Занятие по лепке из глины.  "Чайная посуда - чашечка и блюдце"  Схема лепки прилагается ниже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по лепке. 12 11. 2014 год.

 Группа №1 (2  класс) Руководитель кружка « Лепка и гончарное искусство»          педагог дополнительного образования  Федорова Т. Г.

Время проведения  2 занятия по 45 минут.

Тема.  «Чайная посуда -  чашечка и блюдце».

Цели:  Научить изготовить из глины чашечку и блюдце (чайную пару) 

Образовательные задачи:                                                                                                                    - Научить  детей лепить посуду способом  выбирания глины или вдавливание во внутрь.    - Закреплять приемы лепки: скатывание, раскатывание, заглаживание, вдавливание, прощипывания,  заглаживание, расплющивание.  Уметь видеть и понимать разницу в передаче формы отражения блюдца и чашки  (блюдце-мелкое, круглое,                               чашка - глубокая, высокая).                                                                                                                                                 - Научить выделять части, величину, материал, цвет и форму посуды;                                           - Углубить знания детей о различии кухонной, столовой и чайной посуды;

Развивающие задачи:                                                                                                                       - Развивать речь, внимание, мышление, память;                                                                               - Чувство величины и размера                                                                                                            - Развивать мелкую моторику рук, глазомер;                                                                                     - Вызывать интерес к коллективной работе по созданию чайной пары для игрушек.

Воспитательные задачи:                                                                                                               - Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.                                          - Воспитывать навыки сотрудничества и сотворчества.                                                                  - Воспитывать  желание помочь человеку (взаимовыручка).

Предварительная работа:                                                                                                   Рассматривание кухонной, столовой, чайной посуды дома, в магазине, в гостях. Дидактические игры «Подбери пару», «Чего не хватает».

Предметы интеграции: скульптура, музыка, танец, литература, кинематография.

Методы работы : Наблюдения. Наглядности. Беседа. Анализ .

Ожидаемые результаты:

1. Освоение различных приемов лепки.
2. Создание дизайнерского,  художественного предмета быта.
3. Закрепление навыков работы со стеками.
4. Изучение технологии изготовления стилизованной посуды.
5. Развитие коммуникативных умений учащихся.
6.Укрепление ценностно-смысловой сферы личности.

Оборудование:                                                                                                                            Репродукции, детские работы, мяч  для игры,  стеки,  кисти, глина, шликер, ткань, емкость с водой, поролон, ПК,

Зрительный ряд:                                                                                                                        Презентации ПК, видео, иллюстрации по теме. «Посуда – детская игрушка».  Картинки с изображением посуды сувениры, игрушки, готовые детские образцы – поделки, чашки разного цвета, формы, величины, схема лепки.

 Задания включают в себя обучение ребенка основным техническим приемам лепки: скатывание шарообразной формы круговыми движениями ладошек, раскатывание цилиндрической формы (“колбаски”) продольными движениями ладошек, расплющивание шарообразной и цилиндрической заготовок, прощипывание  деталей двумя и тремя пальчиками, сглаживание поверхности. В качестве пластического материала предусматривается использование глины.                                                                     В занятие внесены игровые и музыкальные элементы.

 Литературный ряд:                                                                                                            Иллюстрации и отрывки из сказок П. Ершова. К.И. Чуковского.

Музыкальный ряд:     Любая детское музыкальное произведение.

Ход занятия. 

1. Организационный момент.

 Приветствие. (3 мин)

Педагог:   Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть.                                                    
Есть у радости подруга в виде полукруга.                                                                              
(Педагог показывает рисунок круглой формы с улыбкой до ушей на лице).
На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт,                                                                   (Педагог показывает рисунок круглой формы с грустью на лице).                                                                                                              То внезапно возвратится, грусть тоска её боится.   Что это? (улыбка).   

2.  Подготовительный этап.

Тема нашего занятия : «Чайная посуда - чашечка и блюдце ».      

 Беседа с детьми о том, что такое глина.  Для чего она нужна. (5 мин.)

Рассмотрим  разную по форме, величине чайную посуду, где изготавливают посуду.                       (7 мин.)                                                                                                                                

 Глина - удивительно пластичный и мягкий материал. Издревле глину используют для строительства домов, изготовления художественной Керамики и конечно же Посуды.                                                                                                        

По своим свойствам глина напоминает пластилин и легко формируется в задуманную художником форму. Основным преимуществом глины является её долговечность и прочность!

Для того чтобы изделия из глины приобрели свою функциональность, необходим обжиг в муфельной печи при 1.ооо градусах, после этого изделие приобретает необходимую прочность и его можно декорировать Росписью - Цветными Глазурями или Красками.

- Ребята, сегодня к нам  пришла большая посылка. Давайте посмотрим что там. Но, сначала предлагаю  вам отгадать загадку и немного поиграть                                                                                                     Я рукотворная, звучащая, воды не боюсь, для еды гожусь, а  ударь – разобьюсь (Посуда). 

- Вы любите играть? Сегодня маме помогаем, на стол посуду собираем, я буду мячик вам бросать, а вы посуду называть.  (игра)                                                                                           Молодцы! Вот сколько посуды вы назвали, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, вспомните, пожалуйста, в какой сказке посуда убежала от своей хозяйки? (ответ детей).                                                                                                                                                Так что же произошло? (от Федоры убежала посуда).

- Почему посуда не захотела жить с Федорой?                                                                                   - Нужно ли беречь посуду? Почему?                                                                                                       - Что было бы, если бы не было посуды?                                                                                                  - И как без неё нам приходится худо?                                                                                                         - Попробуй поесть без тарелки и ложки…                                                                                     - Без миски никак не накормишь и кошки.                                                                       Кофейники, чайники, чашки, стаканы, -                                                                                               О них вспоминаем мы утречком рано.                                                                                                                Кастрюли, салатницы, вилки, ножи.                                                                                        Всегда всю посуду в порядке держи.

Достаю из коробки игрушечные  посуды по одному.  Воспитанники   рассматривают посуду , рассказывают про блюдце чашечку..  Чем отличается чайная чашка от блюдца?                  Верно, у чашки есть ручка, она глубокая.

Сегодня на занятии мы будем лепить один из видов чайной посуды – чашку и блюдце. (показываю разнос, на котором стоят разные чашки). Вон их сколько! И все разные по цвету, форме, величине.

- Какого цвета могут быть чашки?  (Красные, синие, жёлтые, белые, зелёные, разноцветные  и т.д.).                                                                                                                                                           - Какого они могут быть размера? (большие, маленькие, высокие, низкие).                                        Педагог:  Какой они формы? С чем их можно сравнить?   Что общего у всех чашек? (есть стенки, донышко, ручка). Какую форму имеет донышко и для чего оно нужно?    Какая ручка и для чего она нужна?  Ребята, что это такое?                                                                                                                    Дети: Тарелка.                                                                                                                           Педагог: А какая тарелка? Для чего она нужна? Глубокая или мелкая?                                   Дети: Тарелка белая с цветочками, круглая, глубокая, её используют для первых блюд, например для супа.                                                                                                                  Педагог:  А следующий предмет отгадайте: Из горячего колодца, через нос водица льётся.                                                                           Дети: Чайник.                                                                                                                          Педагог:  Правильно. Какой он?                                                                                                  Дети: Большой с цветочками, у него есть ручка, носик, крышка.                                       Педагог:  Что это ребята?                                                                                                             Дети: Сковородка.                                                                                                                               Педагог: Какая она, из чего сделана, для чего она нужна?                                                                  Дети: Сковородка круглая с ручкой и крышкой, металлическая, на ней жарят еду.           Педагог:  И последний предмет из посылки. Что это?                                                            Дети: Чашка                                                                                                                             Педагог:  Какая она?                                                                                                                       Дети: Чашка белая с цветочками и ручкой.                                                                                  Педагог:  Молодцы, ребята. А теперь попробуем сравнить эти предметы.                   Посмотрите, у каких предметов есть ручки?                                                                               Дети: Кастрюля, чайник, сковородка.                                                                                    Педагог:  А есть ли здесь предметы, у которых нет ни ручки, ни крышки?                                   Дети: Тарелка.                                                                                                                          Педагог: Верно. А чем отличается тарелка от сковородки?                                                      Дети: У сковороды есть ручка и крышка, а у тарелки нет; сковорода не бьётся, а тарелка может разбиться; они разного цвета.                                                                                     Педагог:  Чем схожа сковорода и тарелка?                                                                                   Дети: И тарелка, и сковорода круглой формы.                                                                       Педагог: Правильно. Вот сколько предметов было в посылке.                                                   Все эти предметы нужны для того, чтобы приготовить пищу, а также для того, чтобы есть. Их можно назвать, одним словом. Каким?     (Предположение детей.)                           Педагог:  Предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда. Повторите все вместе это слово.                                                    Педагог:    Какую посуду нам нужно выбрать для чаепития.                                                    Дети: Чайную посуду, т.е. чашку, блюдце, чайник заварочный, сахарница, ложки.           Педагог: В чайном сервизе все предметы оформлены одинаково – в горшочек, цветочек, клеточку или как-то иначе.                                                                                                        

Проводится  командная игра  «Сложи картинку». Команды на скорость собирают мозаику – картинки  с изображением  посуды. (3 мин).

Педагог:  А теперь давайте, немного  путешествуем и посмотрим вместе небольшой видеофильм про посуды, как изготавливают их на заводах. (просмотр видеофильма .                    (5 минут).

Ребята вам понравилось то, что вы увидели?   Теперь вы имеете представление о том, как их изготавливают на заводах. Как мы увидели,  что это не легкий процесс.  

Ну что ребята, засиделись? Давайте проведем с вами физ. минутку.

Динамическая пауза «Чайник-ворчун». ( 2 мин)

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд (шаги на месте).                                                             Я всем напоказ выставляю живот .(наклоны влево - вправо, вперед-назад).                                   Я чай кипячу, клокочу и кричу (хлопки в ладоши)                                                                               Эй, люди, я с вами чай пить хочу! (прыжки на месте).

Отдохнули? Молодцы, Пора и за работу! (2мин.)

Педагог:  Проверили у себя на столе все ли  инструменты у нас на месте. А теперь приступаем к работе, но не забудьте, что у вас на столе лежат острые инструменты. Будьте осторожны во время работы: не размахивайте стеками,  кисточками, скалками и другими инструментами. Давайте вспомним о том, что лепили на прошлом занятии и каким способом?                                                                                                                            Дети:   Мы лепили котят конструктивным способом.                                                         Педагог:  Правильно, молодцы!                                                                                              Педагог:  Как мы можем вылепить чашку? (дети предлагают свои варианты лепки).                      Сегодня я научу вас лепить чашку новым  способом, (способ выбирания глины или вдавливание во внутрь). Ну, а теперь слепим из глины красивые чайные пары .Схема лепки   чашечки и блюдца висит на доске. Техника лепки чайной посуды не сложная.    Повторяем все за мной, этап за этапом.                                      

 

 3.Основной этап.  

Дети приступают к работе, в процессе выполнения педагог оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения. По желанию могут вылепить дополнительные детали чайного сервиза: ложки, сушки, конфеты на блюдце.

Лепка чашки.    (20 мин).                                                                                                                                               Педагог:  Ребята, на сколько частей мы должны разделить кусок глины? Правильно, на три. Самый большой кусок – это будущая чашка, поменьше – донышко и самый маленький кусочек – это ручка.                                                                                                                   Создаём цилиндрическую  форму или форму шара  В первом случае наша чашечка будет высокой, а во втором случае чашечка окажется низкой с широкими краями. Делаем углубление указательным пальцем или стекой путём вдавливания глины.  Увеличиваем полученную форму – расширяем и вытягиваем пальцами, поворачивая изделие по кругу. Стараемся сделать так, чтобы стенки чашки получились одинаковыми по толщине.                                                                                                    Сглаживаем стенки и выравниваем край, проводя несколько раз пальцем по кругу. Ручку вылепливаем  из  цилиндрика или делаем шарик и раскатываем его в «колбаску». Ребята, давайте отдохнем. .Что потеряла бабушка Федора? Правильно, посуда от нее убежала. А что потерял Буратино? «Золотой ключ».  

Физ. минутка.     (  2 мин. )                                                                                                                 Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся.                                                                    Руки в стороны развёл,  видно ключик не нашёл.                                                                    Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.                                                        Упражнение для пальцев.                                                                                                             Мы посуду для  Федоры вымоем без уговоров:
Моем вилку, чашку, ложку, сковородку, поварёшку,
Моем блюдце и стакан
И закроем крепко кран  «И обрадовались блюдца: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»
И танцуют и смеются: «Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!». Из какой сказки этот отрывок? («Федорино горе») Кто написал эту сказку? (К.И. Чуковский)
                                                                                                                                                           Педагог:  

Мы снова приступаем к лепке блюдца. (15мин.) .                                                                                                                                             Раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку (диск) и слегка загибаем края, сглаживаем серединку, выравниваем бортики – блюдце готово. Или же 2 вариант  раскатываем шар, сплющиваем в лепёшку (диск) . Скатываем длинный жгутик (колбаску) и примазываем этот жгутик на лепёшку по кругу- по краю.(бортик).                                                                                              

4. Контрольно – рефлексивный этап. (10 мин.)

 Давайте подведем итог нашего занятия и вспомним, какой способ мы использовали при лепке  чашечки и блюдца.  (способ выбирания глины или вдавливание во внутрь).

В конце занятия внимательно рассматриваем работы, обращаем внимание на их ь, выразительность, дизайн.    Я предлагаю ребята вам подвести итог, рассказать о своей работе, о работе  соседа. Что вам понравилась и почему?  Какие положительные стороны  и где не совсем удачные варианты? Почему?
Чтобы ты посоветовал и пожелал своему соседу7

- О чём мы с вами сегодня говорили?
- Для чего нам нужна посуда?
- Понравилось ли вам занятие?                                                                                                      - Чего  мы узнали на занятии и чему научились?
                                                                                                                                                         Педагог:  Сегодня, ребята, вы узнали, что предметы, которые нам нужны для приготовления пищи и для еды, называются одним словом – посуда.

Посуда сделана из разных материалов, некоторая посуда может разбиться. Поэтому, мы с вами будем очень бережно относиться к посуде. Дома или в гостях, когда вы будете помогать накрывать на стол, делайте это аккуратно, чтобы ничего не разбить. За посудой надо ухаживать.                                                                                                                            После еды, что делают с посудой?                                                                                             Дети: Моют, вытирают и ставят на полки.                                                                               Педагог:  Правильно! .Вот строки из сказки «Федорино горе» :                                                                         « Было мне однажды худо. Убежала вся посуда,                                                                      Но ее я воротила, очень долго чисто мыла.                                                                                      Я теперь всегда тружусь и посудою горжусь!».

 Педагог:  А что будет, если посуду  не мыть?    На этот вопрос ответите сами себе.    Домашнее задание: Педагог:  Ребята, внимательно рассмотрите дома, какие у вас посуды имеются и из какого материала они сделаны? Ну и рассмотрите роспись на посудах, нам предстоит на следующем занятии расписывать наши изделия.

(Рефлексия.5 мин.)                                                                                                                             Ребята, на столе лежат рисунки -  солнышки с веселой улыбкой  «до ушей» и  без улыбки. Если вам понравился сегодняшнее занятие, возьмите рисунок  солнышки с веселой улыбкой  и опустите ее в желтую чашечку с блюдцем. Если вам не  очень понравилось, тогда опустите рисунок солнышка  без улыбки в зеленую чашечку с блюдцем.

На этом наше занятие окончено.     Спасибо за урок. До свидания. Просьба ко всем не забывайте прибраться за собой. (вылить воду из емкости, помыть хорошенько инструменты и руки) .

Уборка рабочего места.(10 мин.)

Построение и увожу детей в класс на продленку к воспитателю. (5 мин.)

Используемая литература:

  1. И.А.Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М.; 2009. Карапуз – дидактика.
  2. Дошкольное воспитание № 5; 2009
  3. Данкевич Е.В.,Жакова О.В. Знакомьтесь: глина. – Спб: Кристалл.1998. – 272с
  4. Учимся лепить и рисовать (серия “от простого к сложному”).– Спб.: Кристалл, 1999. – 224с.  
  5. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе.// Начальная школа. – .1991. – № 8. – с.48–51
  6. Заводнова Т.Е. В помощь учителю мировой художественной культуры. – Мн. ИООО “Красико-Принт”, 2004.



Предварительный просмотр:

Схемы

    003                002                                                 

 3  001 

 4          Простой Черный Проектор На Белом Фоне стоковые изображения - OnlyImage.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

Дополнительное образование. Занятие на тему : "Цирк" . Конспект занятия.

Дополнительное образование по факультативному курсу "Театр", ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра....

Конспект занятия в комнате релаксации «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях в комнате релаксации»

Занятия в сенсорной комнате с младшими школьниками как новые возможности школы по здоровьесбережению детей...

Конспект занятия"В гостях у Светофора «занятие по профилактике ПДД»

Занятие по ПДД "В гостях у светофора" позволит вам повторить правила дорожного движения. Конспект составлен для детей школы-интернат 1 вида, все доступно, так же может подойти для детского сада. Так ж...

Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.

Конспект занятия  в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...

Конспект занятия по коррекционно-развивающему курсу ( формирование речевого слуха и произносительной стороны речи)Конспект занятия

Конспект занятия по рассказу В.Катаева "Грибы". Составление пересказа с опорой на сюжетные картинки....