Формирование культуры учебно-познавательных компетенций в начальной школе.
материал на тему

Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kultury_uchebno.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры учебно – познавательных компетенций в начальной школе. ( Из опыта работы ).

Сообщение подготовила учитель начальных классов Павлова С.В.

В Стратегии модернизации содержания общего образования в России, в качестве ориентира в изменении содержания образования определена его нацеленность на развитие ключевых компетентностей учащихся. Обществу в условиях современного рынка труда необходим конкурентно способный работник. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из личностных и социальных смыслов образования. У учащегося формируются ключевые компетенции - универсальная целостная система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности. Выделяются следующие виды компетенций: ценностно-смысловая, обще культурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.  

          Хочу поделиться опытом по формированию учебно-познавательной компетенции у учащихся на своих уроках и во внеучебной деятельности.                                                            

Как известно, роль познавательного интереса в обучении и воспитании очень

велика: он обладает возможностями анализировать наиболее важные элементы знаний, содействовать успешному приобретению обучающимися умений и навыков, является мотивом учения и активной деятельности, способствует формированию личности, необходимой современному обществу - пытливой, активной, творческой.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности

школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой - путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников - это

новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Поэтому для поддержания познавательного интереса учу школьников умению в знакомом видеть новое, помогаю прийти к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. Т.е., стараюсь  перевести  школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.          

И здесь на помощь приходят игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение на уроке. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, задания. Игры ставят ученика в условия

поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным , ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности . На своих уроках я использую игры «Лесенка», «Поле чудес» или «Угадай слово» ,«Лабиринт», «Молчанка» и многие другие.

        Эти задания очень нравятся учащимся, они быстро  включаются в деятельность, стараются  не ошибаться при вычислениях, чтобы первыми прийти к ответу на поставленный вопрос.

          Не последнюю роль в формировании познавательной деятельности играет развитие творческих способностей учащихся. С 5 класса даю такие задания: написать сочинение, придумать сказку или стихотворение, составить кроссворд, ребус или викторину, нарисовать свой рисунок и записать координаты точек для собственного рисунка. Благодаря творческим заданиям, развиваю у учащихся умения самостоятельной творческой работы, вызывая мотивацию к учению, интерес к предмету. (показ творческих работ учащихся по предметам : книжки – малышки , загадки , кроссворды , сказки , рисунки.

          В последнее время очень сильно побуждает к познавательной деятельности и формирует личностные качества: творчество, самостоятельность, создает условия роста,  успеха,  самопознания  личности – поиск информации на заданную тему.

         Задача школы в современной ситуации не столько дать информацию, сколько организовать восприятие того информационного потока, который направлен на детей в современном мире и касается их  вольно или невольно. Школа призвана научить добывать нужную, полезную информацию сначала из книг: учебников, словарей, справочников, энциклопедий, а также художестве! литературы. Значит, школьная библиотека должна стать своеобразным центром информации. На уроках учитель начальных классов сначала научит не только читать, но и выбирать книгу. А далее посредством библиотечных уроков, индивидуальной работы с учениками при посещении : библиотеки, а также праздников и викторин, организованных ее работниками развивается особая культура отношения к книге. А книга как явление культуры, не смотря на некоторые пессимистические прогнозы, никогда не исчезнет.

       Однако, когда информация в наше время постоянно ускоряет свое обновление умение находить, извлекать и отбирать  необходимую информацию невозможно без электронных носителей. Надо сказать, что дети  осваивают информационную среду и наиболее полно реализуют в ней свои способности, потребности и стремления значительно быстрее взрослых. И задача школы скорее научить пользованию компьютерными технологиями учащихся и  систематизировать этот процесс.  

          Большая часть малышей, только пришедших в школу, уже умеют пользоваться компьютером и часто проводят за ним даже больше времени , чем нужно. Наша задача совершить значительную поправку в сознании ребенка , переведя компьютер из игровой приставки в помощники . Компьютер может быть средством в поиске информации , тренажёром , репетитором .( Показ детских работ с использованием электронных носителей – доклады , сообщения , фотоальбомы) .

          Большой воспитательный эффект в развитии познавательного интереса имеют массовые формы внеурочной деятельности. Одной из них является предметные декады по русскому языку и  математике. В рамках декад мною были проведены игры «Математик-бизнесмен», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником ?», «Звездный час» и др. Все большее количество учащихся активно принимают участие в такого рода внеклассных мероприятиях.    

        Психология младшего школьника такова, что она требует быстрого результата собственной деятельности. Мы должны дать ученикам более близкие понятные им мотивы. Такими мотивами для младших школьников является похвала, общественное признание, желание быть на виду. Поэтому основа нашей образовательной и воспитательной системы - это максимальное сближение образовательных и воспитательный  задач. Это - школьные олимпиады по русскому языку, математике , конкурсы , викторины ,КВНы , игры по станциям , классные часы познавательной тематики , внутриклассный конкурс «Лучший читатель».

         Дети принимают участие во всероссийских и международных олимпиадах: "Кенгуру", "Русский медвежонок", «Золотое руно» . Эти конкурсы дают возможность учителям и родителям сравнить уровень обученности и способностей ребенка с другими регионами страны, дать ему возможность проявить себя, может быть с неожиданной стороны.

        Я считаю, что каждому учителю необходимо выработать свою стратегию формирования учебно - познавательной компетенции. Есть стратегия, значит легче обеспечить практику, которая включает все то, что значимо в ближайшие уроки: оснащение задач жизненным материалом, включение игровых и деловых ситуаций, поощрений, соревнований, различных форм сотрудничества.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Структура и сущность учебно - познавательной ключевой компетенции

Изменение целей образования предопределили появление в жизни терминов компетентность, компетенция, компетентностный подход, и неизбежность появления в педагогической теории и практике компетентн...

Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе

Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе

Под термином « культура безопасности жизнедеятельности» мы понимаем способ организации деятельности человека,  представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохра...

Формирование учебно-познавательных компетенций в начальной школе

Современное образование рассматривается во всем мире как важный фактор становления и развития личности, как неотъемлемая часть среды, в которой живет человек.Начальная школа — наиболее ...

презентация "Учебно-познавательная компетенция в начальной школе"

Данная презентация знакомит с основными компетенциями в начальной школе, раскрывает сущность одной из них - учебно-познавательной....