конспект урока по Драгунскому
план-конспект урока (4 класс) на тему

Тюрнина Валентина Ивановна

Виктор юзефович Драгунский " Главные реки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_dragunskomu.doc458 КБ
Microsoft Office document icon stsenariy_novogo_goda_2012-2013g.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЛАНК УЧАСТНИКА

конкурса методических разработок

Фамилия, имя, отчество ____ Тюрнина Валентина Ивановна

____________________________________________________

Место работы, должность МОУ «СОШ» с. Деревянск Усть –Куломского района Республики Коми.

Учитель начальных классов

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Cтаж работы учителем

20 лет

_____________________________________________________________________________

Телефон, электронная почта

8(82137)92314

_____________________________________________________________________________

Название конкурсной работы

Виктор Юзефович Драгунский « Главные реки»

_____________________________________________________________________________

Дополнительная информация :  УМК « Школа России»

Методическая разработка урока по литературному чтению

по теме  « Виктор Юзефович Драгунский»

Планк-конспект урока литературного чтения  в 4    классе по учебнику М.В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой.

Учитель Тюрнина Валентина Ивановна.

МОУ «СОШ» с. Деревянск Усть-Куломского района.

Тема : Виктор Юзефович Драгунский. «Главные реки».

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Предметные: знать и называть автора произведения, уметь его  находить, быстро в учебнике   ориентироваться; знать, почему называется так рассказ, какое волшебство совершают писатели, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.

Метапредметные: 

регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке с помощью разноцветных фишек;

познавательные: анализировать художественный текст, выделять в нём главную мысль;

коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе данного текста, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, не конфликтуя, доказывать свою точку зрения.

Личностные: проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть автора, название произведения, читать произведения данного автора. 

Оборудование. Портрет В.Ю.Драгунского; : учебник «Литературное чтение» (4 класс) в 2 частях, пособие «Рабочая тетрадь» (4 класс), мультимедиапроектор  разноцветные фишки для оценивания результатов деятельности (красные — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёные — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовые — надо подтянуться),

Ход урока

Организационный момент

Проверка готовности к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.

Знакомство с новым автором Виктором Юзефовичем Драгунским и с его произведениями.

Актуализирующая беседа.

  • Рассмотрите иллюстрации и назовите автора.
  • Определите жанр произведения.
  • Какое пособие есть в помощь к учебнику? (Пособие для учащихся «Литературное чтение. Рабочая тетрадь» (4 класс).)
  • Назовите раздел, который мы начали читать.
  • Назовите автора и название произведения.

Сделайте вывод о ком мы будем сегодня читать?

 Формулирование учебной задачи урока.

Работа со шмуцтитулом: целеполагание и планирование изучения темы.

  • Прочитайте название четвертого раздела учебника. Как вы думаете, о чём идет речь в этом разделе? Когда люди могут сказать «Делу время- потехе час»?
  • Вспомните, что для нас формулируют авторы на предваряющей тему страничке? (Цели изучения раздела или темы.)
  • Прочитайте их. (Дети читают по цепочке вслух.)
  • Как вы понимаете первую цель, т. е. то, о чём мы узнаем в этом разделе?
  • Как вы понимаете цели второго блока «Мы научимся»?
  • Объясните каждую запись третьего блока.
  • Переверните страницу, рассмотрите материал по теме урока. Просмотрите и скажите, что будет важным на уроке.
  • Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о замечательном детском писателе, чувствующего и прекрасно понимающего детей, рассказывающий о детях с любовью и юмором. Читая его рассказы, каждый может вспомнить подобный случай из своей жизни, своего детства. Один из главных героев произведений писателя- мальчик Дениска.
  • Догадались, о ком идет речь?
  • Верно, это писатель Виктор Юзефович Драгунский.
  • Какие из рассказов В. Драгунского полюбились вам?
  • Попробуйте составить план изучения темы. (Дети предлагают пункты плана, а учитель фиксирует их на доске.)
  • Работа с новым материалом.

Сейчас мы познакомимся с писателем

1) показ портрета автора)

2) знакомство с биографией автора.

 Дата рождения:        

1 декабря 1913

Место рождения:        

Нью-Йорк, США

Дата смерти:        

6 мая 1972 (58 лет)

Место смерти:        

Москва, РСФСР, СССР

Род деятельности:        

писатель, поэт, публицист, актёр

Годы творчества:        

1930–1972

Жанр:        

рассказы для детей, поэзия, проза

Язык произведений:        

русский

Родился в Нью-Йорке, где его родители получали образование. Вскоре после рождения сына семья возвратилась в Россию. Трудовую деятельность начал в 16 лет, работал шорником*, лодочником, потом актером в театре и в цирке. Начиная с 1940 г. стал пробовать свои силы в литературном творчестве, создавая эстрадные монологи, тексты для клоунов.

В детской литературе известен как автор серии замечательных произведений под общим названием «Денискины рассказы».: Известно, что прототипом главного героя стал сын писателя Дениска. Первые рассказы были опубликованы в журнале «Мурзилка». в 1959 г. В 1961 г. вышла первая книга из серии «Он живой И светится», в которую были включены 16 рассказов. Однако на этом приключения Дениски, его друга Мишки и других ребят не заканчиваются - в разные годы издаются рассказы «Расскажите мне про Сингапур», «Заколдованная буква», «Сражение у Чистой речки», «Тайное становится явным», «Куриный бульон», «Третье место в стиле баттерфляй**», «Человек с голубым лицом», всего около 100 рассказов.

 Виктор Драгунский внёс огромный вклад в развитие юмористической литературы для детей.

* Шорник - мастер по изготовлению шop и других элементов упряжи для лошадей.

 ** Баттерфляй - стиль плавания.

  • Захотелось ли вам прочитать какой- нибудь рассказ?
  • Чтение текста детьми про себя рассказ « Главные реки» из книги «Денискины рассказы».

Беседа с учащимися по содержанию текста.

  • Чему научила Дениску случившаяся с ним история?
  • Какую клятву он дал себе?
  • Как вы думаете, исполнит ли он эту клятву? Почему так считаете?
  • Какой отрывок из рассказа вам показался наиболее интересным?
  • А какой самым смешным? Прочитайте его.
  • Случалось ли с вами или вашими знакомыми подобные истории?

Подведение итогов урока, рефлексия.

  • Что узнали нового на уроке?
  • Чему научились?
  • Изменялось ли ваше настроение в процессе урока? Когда вам было особенно радостно и интересно?

Оценивание результатов Вспомните, как мы оценивали себя и других, с помощью каких условных знаков. (С помощью разноцветных фишек.)

  • Что обозначал цвет каждой фишки? (Красный цвет — работа выполнена очень хорошо, на высоком уровне, зелёный — есть небольшие недочёты в работе, фиолетовый — надо подтянуться.)
  • Оцените свою работу на уроке с помощью цветных фишек.
  • Дениску Кораблева случившаяся с ним история научила всегда выполнять уроки.
  • А чему она научила вас?

Домашнее задание: подготовить чтение по ролям диалога учительницы и Дениски, по желанию иллюстрацию к рассказу.

Приложение 1

(портрет автора)

Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972)

Список используемой литературы:

1Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2ч. Ч.2(сост. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова, Л,А. Виноградская)

2Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы.

3. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.

4.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников.- М., 1985.

5.Речь.Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов/Под ред. Т.А. Ладыженской.- М.,1990.

6. Полозова Т.Д. Как формировать читательскую  активность.

7. Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.

интернет- ресурсы

-информационный портал для родителей;

-www/prosv/ru;

- http: // shool-russia.prosv.ru/.



Предварительный просмотр:

«Новогодний праздник"

                          Новогодний  праздник для учащихся нач. классов

Участвуют: Дед Мороз, Снегурочка, Бабя Яга, Леший, обучающиеся нач. классов.

Ведущая: Новый год на земле наступает

                 И мороз начал за нос кусать

                 Синий иней деревья скрывает,

                 И снежинки на землю ложатся

                 Серебром отливает земля

                 Всё красиво кругом, всё блестит

                 С новым годом, ребята,

                 Зима к нам в окошко весельем стучит!

Катя

Здравствуйте, ребятишки!

Девчонки и мальчишки!

Расстались вы со школою, закончили дела,

Каникулы веселые зима к вам привела,

И елку новогоднюю, и дружный хоровод.

И счастливы сегодня вы, встречая Новый год!

Саша

Наш праздничный новогодний привет

Всем - от семи и до 11 лет!

Сегодня вас ждут веселье и шутки,

Скучать вы не будете здесь ни минутки!

Берите с собою папу и маму,

Пусть тоже посмотрят нашу программу!

вед:    Сияет ёлочка огнями

          И  всеми красками цветёт.

          Она нарядная пришла к нам

          На лучший праздник - Новый Год!

          Песня-хоровод «Новый год»»

ведущий

Ох, и день сегодня будет!

Дед Мороз сейчас прибудет.

Он на елке этой вот

Триста лампочек зажжет.

Дед Мороз в большой запарке –

Еле тащит вам подарки.

Не рассыпал бы, донес.

Он же сильный, Дед Мороз.

А подарки, говорят,

Раздает он всем подряд!

Мы на минуточку - к дверям,

Вдруг Дед Мороз стучится там?

(. Появляются Баба Яга и Леший)

Баба Яга:

Слыхал, Леха, всем подряд подарки раздает. Много, стало быть у него подарков-то этих. Конфетки, поди, сла-а-а-денькие. Хоть бы раз в году поесть, а то об этих Иванушек, да Аленушек все зубы пообломала... Слышь, Леш, ты ж мужчина у нас. Придумай что-нибудь, чтоб и нам подарки дали.

Леший:

Ну, бабусь, че думать-то. Как всегда, украдем - и дело в шляпе!

Баба Яга:

Э-э-э... (передразнивая Лешего) Как всегда... Всегда-то нас потом ловят, да еще совестят... воспитывают... Тфу! Такие говорят большие, воровать не хорошо... Да и как мы здесь украдем-то. Вот сколько свидетелей. Они сразу в милицию побегут жаловаться: "Так мол и так, дяденька милиционер, приходили двое: один лохматый с бородой, другая с метлой, нос кочергой, и украли наши подарочки".

(к детям)

- Побежите в милицию?

- Да (нет)

- (грозя метлой) Ух, ябеды!

Думай, Леха, думай, скрипи извилинами!

Леший:

А мы без свидетелей украдем. Деда Мороза со Снегурочкой заколдуем, чтоб они адрес забыли, куда идти, они заблудятся, устанут, уснут на лавочке, а мы подкрадемся и подарочки стащим.

Баба Яга:

Вот это молодец! Вот это мужик! Голова! Ну, за работу!

(Звучит мрачная музыка. Баба Яга метет метлой и приговаривает)

Следы - пути заметаю,

С пути прохожих сбиваю,

Прохожие пропадают,

Куда идут - забывают,

Они плутают, блуждают,

На лавочках засыпают.

Леший:

Ну, бабка, хватит колдовать,

Пора подарки воровать!

(Уходят. Возвращаются ведущие)

Саша :

Постояли у дверей,

Не видать еще гостей.

Катя :

Что тут было? Кто тут был?

К вам никто не заходил?

(Расспрашивают детей, дети говорят им про план Бабы Яги и Лешего)

Саша :

Ой, беда, беда, беда!

Не придет Мороз сюда...

Ведущая:

Рано дети вешать нос!

Он же сильный - Дед Мороз.

С ним беды стрястись не может...

           

 4  класс нам пусть поможет! Песня « ……  ».

           (появляется Снегурочка)

Снегурочка: Я Снегурочка – снежинка,

Стало грустно мне в лесу.

Песни, шутки и веселье

Я на праздник вам несу.

Хорошо у ёлки вашей

Веселится и плясать.

Снегурочка: А почему ёлочка не горит?

Веселья и смеха настала пора,

И все мы сюда собрались,

И ёлка здесь будет

Для нас зажжена,

Лишь только ей скажем зажгись!

Флажки и игрушки,

Подарки на ней.

Серебреный иней повис:

Пусть ёлка горит в миллионах огней,

Давайте ей скажем:

Все хором: Ёлочка зажгись!

Ведущий.

Но почему так долго нет Деда Мороза?  Может он где – то заблудился?

Ой, девочки и мальчики,

Стынут наши пальчики,

Щиплет щеки, щиплет нос

Видно, близко...

(Дед Мороз)

Снегурочка: Давайте позовём его, ребята. Скажите дружно:

                       «Дед Мороз, Дед Мороз

                         Озорной, весёлый,

                        Дед Мороз, Дед Мороз

                        Приходи к нам в школу!»

Снегурочка: Не слышит Дед Мороз, давайте ещё раз позовём!

«Музыкальная вставка».

Дед  Мороз: Слышу, слышу. Вот и я.

                      Здравствуйте, мои друзья!

                       Долго к вам я добирался,

                       Поскорей прийти старался.

                       Как народу много в зале!

                       Славный праздник будет тут

                       Значит верно, мне сказали,

                       Что меня ребята ждут.

                       Становитесь-ка ребята,

                       Все скорее в хоровод.

                       Песней, пляской и весельем

                       Встретим с вами Новый Год!

Снегурочка: Дедушка ты посмотри, как красиво вокруг!

Дед Мороз: Да, очень красиво! Целый год мы не встречались, я соскучился без вас! Поиграть хотите дети? Игр немало есть на свете!

Ребята, а давайте с вами поиграем. Я буду называть разные предметы, а вы хлопайте в ладоши, но только в том случае, если названная вещь может висеть на елке.

Мягкая игрушка,

Звонкая хлопушка,

Петенька-Петрушка.

Старая подушка,

Белые снежинки,

Пестрые картинки,

Рваные ботинки.

Плитки-шоколадки.

Зайчики из ватки,

Красные фонарики,

Хлебные сухарики.

Яркие флажки,

Шапки и платки,

Вкусные конфеты,

Свежие газеты.

Разноцветные шары,

Нити яркой мишуры...

 «Новогодние игрушки»-хоровод

Дед Мороз: (присаживается на стул) Ох, устал! Мне очень жарко. Подуйте-ка на меня ребята!

(Дети дуют на Деда Мороза.)

Песня–игра « Дин-дон стучат часы…» 3 класс

Дед Мороз: Спасибо, ребята! Молодцы,!

Снегурочка:

             Всем нам очень весело, хорошо сегодня,

            Оттого, что к нам пришёл праздник новогодний.

-Ребята, сегодня я могу предсказать вашу судьбу.

-Что было, то будет, всю правду скажу, никого не обману.

-Посмотрите на ваши ладони, лишние линии есть? (Значит вы давно не мыли руки.)

-Жирные линии есть? (Значит, очень хорошее питание у вас).

(Смотрит у Деда Мороза).

-Ни одной линии? (Значит, вы забыли снять варежки).

Дед Мороз: Ну и шустрая ты у нас, Снегурочка!

Снегурочка: Дедушка, ты посиди, а я загадаю детям загадки.

1.    Два берёзовых коня по снегам несут меня,

Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи).

2.    Мчусь,  как пуля,  я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)

  3. Если мы растём на ели, мы на месте, мы при деле.

 А на лбах у ребятишек никому не нужно … (шишек).

 4. Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

 И вдруг вспорхнули яблоки: ведь это - … (снегири).

 5. Все огни на ёлке светят, шумно пляшет хоровод,

 Все мы рады очень встретить лучший праздник …(Новый год).        

 6. Шапки белые надели, нынче яблони и ели,

 И машины, и дома- это к нам пришла … (зима).

 7. В воздухе летают, на ладошке тают,

Легче, чем пушинки, звёздочки- … (снежинки).

Песня –танец «Снеженика» 1 класс.

Дед Мороз: Молодцы, ребята!

(Дед Мороз собирается уходить).

Баба Яга : Дед Мороз, постой, постой, ты уходишь в лес домой?

Леший : А где же подарки?

Дед Мороз: Всё на месте - всё в порядке. Будут у детей подарки.

Дед Мороз.

Это кто к нам в гости пожаловал?

Снегурочка.

Да это же Баба Яга со своим Лешим.

Баба Яга

Правильно! Угадала! Пришли на вашу елочку посмотреть.

Леший

Да подарочки у детишек отнять, да попугать их.

Снегурочка:

Что же делать, Дедушка  Мороз?

Дед Мороз.

Не дам детей в обиду, не позволю испортить праздник. А ну, мой волшебный посох, сослужи-ка мне службу. Заморозь-ка этих непрошенных гостей. (Стучит посохом 3 раза).

Баба Яга.

Ой, замерзаю!

Леший

Ручки, ножки, закоченели!

Баба Яга

Ой-ой-ой, сейчас нос отвалится!

Снегурочка.

Дедушка, мне что-то их жалко стало. Может, простим их, ребята?

Ответы детей.

Баба Яга и Леший:

Вы простите нас, пожалуйста,

Не будьте слишком строгими,

Мы не вредные - зловредные,

Просто очень одинокие...

 А пока я попрошу станцевать всех «Лавату»

2 класс Танец «Лавата».

Ведущая: Есть ещё весёлый танец. Эй, ребята не зевать,

                Что Снегурочка покажет, будем дружно повторять.

Музыкальная игра « Мы ногами топ-топ»

Дед Мороз: Ребята, а вы стихи про ёлку знаете? (дети читают стихи)

Снегурочка: Дед Мороз, посмотрите, какие красивые костюмы ребята приготовили. Я думаю, им надо за это подарки вручить.

(вручение подарков за новогодние костюмы)

Дед Мороз: Все у ёлки не ленились, ну спасибо, детвора,

 Танцевали, веселились, но прощаться нам пора.

Снегурочка: Жаль, друзья, прощаться надо. Всем домой уже пора.

                   Путь счастливый вам, ребята, до свиданья, детвора!

                     А теперь вас ждут прекрасные подарки под ёлкой!

                     Улыбок, счастья, радости, добра и теплоты.

                     Пусть Новый год исполнит все заветные мечты!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...