Главные вкладки

    Статья на тему:
    Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

    Гречишкина  Татьяна  Викторовна

    Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon formirovanie_lichnostnykh_i_metapredmet.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ   лицей  п.г.т.  Афипский

     Формирование личностных и метапредметных действий во внеурочной деятельности.

          Учитель начальных классов : Гречишкина Т. В.

    2013 г.

         За последние десятилетия в обществе  произошли  кардинальные изменения в представлениях  о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию  обучения как процесса  подготовки  учащихся к  реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требований на рынке труда.  

         Большое внимание уделяется развитию «универсальных учебных действий»-личностных, регулятивных, предметных, как совокупность способов действий учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

         Плодотворной  почвой для развития личных учебных действий являются занятия внеурочной деятельностью в клубах «Земля – наш общий дом»,« Наш дружный класс», «Таланты и поклонники», «Пластилиновая сказка».На этих занятиях происходит формирование:

              -чувства сопричастности своей Родине,  народу,           ответственности человека за благосостояние общества;

               -адекватной  самооценки;

               - мотивов достижения цели и социального признания;

               -знание основных моральных норм (справедливое  распределение, взаимопомощь, правдивость, ответственность);

               - выделение нравственного содержания поступков.

        О  формирование этих умений говорят даже темы занятий:

    акция «Сохраним лицей чистым»,«Как ухаживать за своим питомцем», экологическая акция «Поможем  птицам», «Природа – наш общий дом», «Люди разные нужны, люди всякие важны», «Человек! Будь другом природе!»,экологический  проект «Мое дерево»(посадка саженцев деревьев в своем дворе ,около дома. Но и на каждом уроке есть место для формирования этих умений.

          На этих  занятиях  формируются  и регулятивные учебные умения:

               - умение учиться и способность к организации своей деятельности;

               -  способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности;

               - умение действовать по плану и планировать учебную деятельность;

               - умение контролировать процесс и результаты своей  деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля  в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

               -   умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности.

          Эти умения формируются совокупностью различных форм  и методов работы. Чаще, чем на других уроках приходится использовать метод наблюдения, экскурсии, приучать учеников фиксировать свои наблюдения, анализировать и обобщать, уметь представить результаты своих наблюдений другим ученикам и учителю(наблюдения за домашними животными, птицами, сезонными изменениями в природе, за деревьями).

         Для успешной организации познавательной деятельности  необходимо:

                поддержать любую инициативу, самостоятельность ученика, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания. Больше уделять внимания групповой работе, но, раскрывая перед учениками достоинства каждого ученика: что особенно у него получается, чему у него можно поучиться, каким талантом обладает. Это способствует  тому, что ребенок более ответственно относится к заданию и в глазах сверстников успешен.

         Другим интересным и важным упражнением для развития личностных и метапредметных умений является разыгрывание небольших диалогов , то есть участия в ролевых играх. Ролевая игра долго остается для ребенка актуальной, занимает большую часть его свободного времени,оказывает качественные  изменения в его психическом развитии, удовлетворяет потребность растущей личности в деятельности, которая создает реальные жизненные отношения. Такая игра развивает умения сотрудничать , учитывать интересы друг друга, то есть осуществлять совместную деятельность, способствует  развитию знаний об окружающем мире и развитию интереса к нему.

         Начало игры – это создание воображаемой ситуации , то есть постановка перед детьми задачи на воображение : «Представь себе…»,  «Как будто бы…»,  «Если бы…» и т.п. Тема игры будет соответствовать теме урока, например :

       диалоги животных и растений: « Лесное собрание», «Лесные новости», «Первоцветы», «Встреча в весеннем лесу», «Пошел  кот на рыбалку ,а по дороге встретил …», «Весеннее настроение( о чем говорят первоцветы» и др.

          Часто мы используем на уроках задания «подготовь рассказ», «опиши устно…», «объясни…» и т.д. Это задание имеет чисто коммуникативную природу: рассказ всегда адресован кому- либо. Целесообразно  поэтому практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3-4 человека, когда они ,например, должны выработать общее мнение или создать общее описание .Такой прием устраняет ситуацию «рассказывания самому себе». Дети могут советоваться, спорить, доказывать – словом , действовать естественно, «не как  на уроке».

           При выполнении творческих  заданий  и исследовательской деятельности успешно идет обучение работе с дополнительной литературой: художественной литературой о природе, родной стране, научно-познавательными книгами, словарями,  энциклопедиями, справочниками. Так, например, при изучении темы «Животные» дети предложили много загадок и рассказов о животных (название животного, место обитания, условия существования). В календарно- тематическом плане клуба на этот год даже выделены отдельные темы, при изучении ,которых потребуется работа с различного вида литературой, необходимой для получения  информации.

           Работа  с дополнительной литературой позволяет рассмотреть объект с разных точек зрения, с  позиции наблюдателей, которые «видят»  предмет по-разному: ученый рассматривает с научной точки зрения; поэт и художник видят эстетические стороны и т.д.

            Все, что дети узнают, им хочется использовать в своей  продуктивной деятельности. Они с удовольствием рисуют, оформляют плакаты, выставки ,сочиняют стихи и рассказы, участвуют в концертах, спектаклях. Выставки работ по теме отражают результаты не только ( и не столько)учебной работы, но и деятельности школьников по расширению ,углублению и творческому осмыслению своих знаний.

             При самоанализе занятия учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный анализ. Форма записи урока в виде технологической карты даёт возможность максимально детализировать его ещё на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств, и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

          Анализ урока позволяет оценить каждый этап, правильность отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

           

     

               

     

           

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

    Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базис...

    "Формирование УУД во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

    Изменившиеся условия жизни нашего общества ставят перед школой, перед учителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца.Именно поэтому новый Федеральный государственный обра...

    Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

    Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

    Организация и значимость внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

    В статье рассмотрены вопросы значимости внеурочной деятельности, формы ее организации....

    Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья

    Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья...