Статья «Реализация плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО»
статья по теме

Статья о внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Реализация плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО»

             Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В МБОУ СОШ №4 занятия по внеурочной деятельности начались с 21 сентября.

Особенности конструирования в рамках учебного плана внеурочной деятельности ФГОС НОО определены ее направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, используемые в нашем образовательном учреждении. Планируемый объем учебного времени - 10 часов в неделю. (Слайд 1)

Направление

Форма,

наименование занятия

Количество часов в неделю (по классам)

Всего

1

2

3

4

Спортивно-оздоровительное

Кружок  «Казачья доблесть»

1,1

1

1

1

4,1

Духовно-нравственное

Модуль «Казачья направленность»

1

1

1

1

4

Кружок «Основы православной культуры»

1,1

1

1

1

4,1

Общекультурное

Кружок «Кубанский казачий хор»

1,1

1

1

1

4,1

Кружок «Народные промыслы

1,1

1

1

1

4,1

Социальное

Социальная работа (взаимодействие с социумом)

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Общеинтеллектуальное

Проектная деятельность по курсу «Окружающий мир»

1

-

-

-

1

Проектная деятельность

1,5

1,5

1,5

4,5

Предметные кружки

0,5

2

2

2

6.5

Интенсив (экскурсии, поездки, походы, общешкольные мероприятия, конкурсы)

2,6

1

1

1

5,6

ВСЕГО:

10

10

10

10

40

Настоящая программа разработана на основе конкретной образовательной ситуации, сложившейся в школе:

  1. наличие восьми классов казачьей направленности начального общего образования,  работа в данном направлении четвёртый год;
  2. наличие опыта работы в объединениях дополнительного образования казачьей направленности;
  3. МБОУ СОШ № 4 – единственная школа в Атаманском сельском поселении и взаимодействие с социумом уже имело место;
  4. эффективное использование спортивных объектов инфраструктуры школы и  Атаманского   сельского поселения;
  5. введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, совокупная часть которого – внеурочная деятельность;
  6. готовность учителей начальных классов к организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся –  портфолио.

Значительной составляющей послужили   региональные особенности:  Кубань – казачий край.

В силу сложившихся обстоятельств настоящая программа предлагает организацию внеурочной деятельности, кроме еженедельных занятий, по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное –  блочно в формах: модуль, социальное взаимодействие, интенсив. В совокупности эти формы составляют комплексную программу внеурочной деятельности «Казачий край – моя земля» (далее – Программа).

Наиболее значимыми мероприятиями Программы, требующими особого внимания,  –  мероприятия блочного назначения. Чтобы создать комфортную развивающую среду, которая бы обеспечивала духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантировала бы охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья, способствовала бы воспитанию истинной любви  к родному краю, Программа   объединила «свободное» время (а не чёткое расписание) в единую комплексную программу внеурочной деятельности.

Знакомство с историей и традициями кубанских казаков, с «малой родиной», взаимодействие с социумом заложены в основу содержания  Программы. (Слайд 2) 

Направление

Форма,

наименование занятия

Количество часов в неделю (по классам)

Всего

1

2

3

4

Духовно-нравственное направление

Модуль «Казачья направленность»

1

1

1

1

4

Социальное направление

Социальная работа (взаимодействие с социумом)

0,5

0,5

0,5

0,5

2

Общеинтеллектуальное направление

Интенсив (экскурсии, поездки, походы, общешкольные мероприятия, конкурсы)

2,6

1

1

1

5,6

ВСЕГО:

5,1

2,5

2,5

2,5

12,6

5,1 часа в неделю учащиеся посещают внеаудиторные занятия, а 4,9 часа – аудиторные занятия. Что позволяет учащимся постоянно находиться в движении, а не быть «привязанными» к партам и классу.

Поскольку работа по введению ФГОС НОО имеет начало в текущем учебном году, обозначим  соответствующий план внеурочной деятельности в 1 классе. План  внеурочной  деятельности   МБОУ СОШ № 4 определяет состав  и  структуру  направлений,  формы  организации,  объём  внеурочной деятельности обучающихся начального общего образования.

План внеурочной деятельности (блочные занятия – 1 класс) (Слайд 3)

Направление

Форма,

наименование занятия

Количество часов за год

Периодичность проведения

Ответственный, должность

аудиторных

внеаудиторных

Духовно-

нравственное

Модуль «Казачья направленность»

-

33

Согласно КТП (приложение № 1)

Ушкаленко О.В., Хабибуллина Л.М. – учителя начальных классов.

Бяков С.В.,

Линская Т.Н. – педагоги дополнительного образования

Социальное

Социальная работа (взаимодействие с социумом)

2

14

Выходные дни,

каникулярный период

Ушкаленко О.В., Хабибуллина Л.М. – учителя начальных классов

Общеинтеллектуальное

Интенсив (экскурсии, поездки, походы, общешкольные мероприятия, конкурсы)

4

75

Выходные дни.

Каникулярный период

Ушкаленко О.В.,

Хабибуллина Л.М. – учителя начальных классов

Всего аудиторных и неаудиторных занятий (отдельно)

6

122

Итого:

128

Из общего количества часов (330) учёт  занятий в 1  классе, проводимых   блоками в течение 2011-2012 учебного года, составляет 128 час. ТАБЛИЦА служит наглядным подтверждением занятости первоклассников мероприятиями блочного характера. (Слайд 4)

Месяц

Общее количество часов за месяц

Модуль «Казачья направленность»

Взаимодействие с социумом

Интенсив

Сентябрь

5

2

-

3

Октябрь

20

4

6

10

Ноябрь

17

2

5

10

Декабрь

4

2

-

2

Январь

7

4

-

3

Февраль

12

6

-

6

Март

20

5

2

13

Апрель

21

4

3

14

Май

22

4

-

18

ИТОГО

128

33 час.

16 час.

79 час.

Подробней хочу остановиться на модуле «Казачья направленность».  Все 33 часа  в 1 классе являются внеаудиторными. Модуль включает в себя такие разделы,  как: «Я и природа», «Я и мое здоровье», «Я и планета Земля», «Я и мои друзья», «Я и кубанские традиции», «Я и мое Отечество», «Я и моя семья», «Я и православная культура», «Я и моя малая Родина».

Приложение 1 . Тематический план внеурочной деятельности в коллективах 1-х классов. 2011-2012 учебный год (показ)

Деятельность обучающихся характеризуется достижением результатов определенного уровня: приобретение школьниками социальных знаний; последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных  ценностей.

В начальной школе осуществляется знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Формы внеурочной деятельности:

«Казачья направленность»: фольклорные праздники, творческие встречи с носителями традиций, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки, утренники, формирование портфолио класса, учащихся.

Взаимодействие с социумом: знакомство с социальными объектами станицы Атаманской.

Интенсив: экскурсии (ст.Атаманская). Посещение кинотеатра, станичного музея. Экскурсии в природу.

Предлагаемые направления программы соответствуют возрастным особенностям младшего школьника, реализуются через предмет регионального компонента содержания образования «Кубановедение» и систему воспитательных мероприятий в части модуля «Казачья направленность», взаимодействия с социумом, интенсивных занятий,  направленных на возрождение духовных, исторических, военно-патриотических традиций кубанского казачества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Фантазия дождя"

Архив содержит методическую разработку занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС для 1 класса, сопроводительную презентацию, а также буклет. Так как данный сайт не может отображать тяжелые файлы п...

Реализация технологии проектной деятельности в рамках ФГОС.

Одним из эффективных методов, достижения результатов обучающихся, установленных ФГОС, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, которое имеет высокую степень самостоятельности, и...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья...

Эффективность реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

    От того, как мы относимся к старине, к родимой нашей земле, зависит, порою,быть или не быть культуре и вере,и как мы   будем жить!...

Статья:"Планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ"

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы вне...