Статья:"Планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Савчук Наталья Николаевна

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции учащихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность учащихся разных категорий (с ОВЗ и без таковых). Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как учащихся с ОВЗ, так и обычно развивающихся сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vneur_deyat.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО

для учащихся с ОВЗ

Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения АООП НОО учащихся с ОВЗ. Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции учащихся путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность учащихся разных категорий (с ОВЗ и без таковых). Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как учащихся с ОВЗ, так и обычно развивающихся сверстников.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей учащихся с ОВЗ, организации их свободного времени.

Основными целями внеурочной деятельности являются

  1. создание условий для достижения учащимся необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
  2. создание условий для всестороннего развития и социализации каждого учащегося с ОВЗ,
  3. создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

  1. коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития учащихся с ОВЗ с учетом их  возрастных и индивидуальных особенностей;
  2. развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
  3. развитие возможных избирательных способностей и интересов учащегося в разных видах деятельности;
  4. формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,
  5.  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  6. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  7. расширение представлений учащегося о мире и о себе, его социального опыта;
  8. формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  9. формирование умений, навыков социального общения людей;
  10. расширение круга общения, выход учащегося за пределы семьи и Школы;
  11. развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  12. укрепление доверия к другим людям;
  13. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Работа по вовлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется  через организацию занятий  в объединениях дополнительного образования,  через организацию занятий учителями, педагогом-психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, старшей вожатой, библиотекарем в режиме группы продлённого дня.

Общешкольные дела включены в План воспитательной работы класса, являются компонентом  внеурочной деятельности, реализуются через традиционные мероприятия. Подготовка к участию и участие в  мероприятиях школы позволяют ребенку овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень  их развития. Участие ребенка в делах Школы осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.

Учебный план включает для каждого класса не более 10 часов внеурочной деятельности в неделю, позволяющей классному руководителю осуществлять воспитательную работу с детьми в различных направлениях:

  • духовно­нравственное
  • социальное
  • общеинтеллектуальное
  • общекультурное
  • спортивно­оздоровительное

Внеурочная деятельность организуется в таких формах как индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и других.

Обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО, является коррекционно-развивающая область. Содержание коррекционно-развивающей области представлено коррекционно-развивающими занятиями:

  • педагогическая коррекция
  • логопедические занятия
  • психо-коррекционые занятия (курсы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Групповая психологическая коррекция»)

В соответствии с учебным планом на педагогическую, логопедическую и психологическую коррекцию отводится по два часа в неделю. Еще одним обязательным для учащихся занятием является ритмика.

Далее детям и их родителям предлагается выбрать занятия, исходя из собственных интересов и склонностей.

Давайте остановимся на каждом направлении.

Духовно-нравственное направление развития личности осуществляется через участие в работе объединения дополнительного образования «Родничок».

Целью его работы является: формирование представлений и развитие духовно-нравственных ценностей; освоение первых социокультурных категорий: слово, образ, книга; развитие целостного восприятия, способности слышать слово, видеть образ, чувствовать окружающий мир.

Социальное направление реализуется через занятия клубного часа по программе «Мой мир», а также через деятельность отряда Юных инспекторов движения.

Программа «Мой мир» ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в социальную среду, усвоения социального опыта, что крайне актуально для учащихся с ОВЗ. Программа реализуется в течении 5 лет.

Деятельность отряда Юных инспекторов движения регламентируется программой дополнительного образования «Юный инспектор движения», которая рассчитана на 2 года. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма.

Общекультурное направление представлено клубным часом в режиме ГПД по программе «Этика: азбука добра», а также работой объединений дополнительного образования «Весёлые нотки», «Яркий мир».

Программа «Этика: азбука добра» рассчитана на 5 лет, ориентирована на работу с младшими школьниками и направлена на его социокультурную адаптацию.  Целью программы является формирование основ этического и этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта.

Поддерживать у ребят творческую активность, прививать учащимся через искусство чувство прекрасного помогают занятия в кружках «Веселые нотки» и «Яркий мир». Программа каждого объединения рассчитана на 2 года.

Общеинтеллектуальное направление представлено клубной деятельностью по программам: «Информатика», «Речевое развитие», «Занимательная математика».

Повышение уровня речевого развития учащихся является одной из важнейших социально-педагогических проблем в работе с детьми с ОВЗ. На занятиях клубного часа по программе «Речевое развитие» ребята учатся воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией. Программа рассчитана на 5 лет.

Курс «Занимательная математика», расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников. Она рассчитана на 3 года.

В современном мире компьютер, телефон или планшет является неотъемлемой частью нашей жизни и жизни ребенка в том числе. Подрастая, он все больше ими интересуется. Ребенок получает огромный поток информации, но в силу своих особенностей не всегда может с ним справится. Поэтому мы предлагаем для изучения курс «Информатика». Важнейшей целью-ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности.

Спортивно-оздоровительное направление организуется через клубный час по программе «Разговор о здоровье», а также занятия в объединениях дополнительного образования «Турист».

Программа «Разговор о здоровье» направлена на достижение общих целей воспитания младших школьников — формирование в процессе внеурочной деятельности мировоззренческо-ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в социальной среде и реализуется в течении 5 лет.

Главная задача программы детского объединения «Юные туристы» - удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познание мира, своего края, показать, как он прекрасен, воспитывать активную любовь к нему. Программа рассчитана на 2 года обучения. Мы предлагаем ее для изучения начиная с 3 класса.

Кроме того, развитию личности обучающихся по всем пяти направлениям призваны способствовать еженедельные тематические классные часы и мероприятия, организуемые и проводимые классными руководителями и педагогическим коллективом школы, в том числе на базе учреждений культуры, спорта, детского клуба по мету жительства «Каравелла».

В данный момент проходит апробация системы мониторинга внеурочной деятельности.


Название курса, кружка, занятия

Классы

1 доп

1

2

3

4

Духовно-нравственное направление

«Родничок»

1

1

Социальное направление

«Мой мир»

1

1

1

1

1

ЮИД

1

1

Общекультурное направление

«Этика: азбука добра»

1

1

1

1

1

«Весёлые нотки»

1

1

«Яркий мир»

1

1

Общеинтеллектуальное направление

«Речевое развитие»

1

1

1

1

1

«Занимательная математика»

1

1

1

«Информатика»

1

1

Спортивно-оздоровительное направление

«Разговор о здоровье»

1

1

1

1

1

«Турист»

1

1

Коррекционно-развивающая область

Педагогическая коррекция

2

2

2

2

2

Логопедические занятия

2

2

2

2

2

Психо-коррекционные занятия

(курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»,

курс «Групповая психологическая коррекция»)

2

2

2

2

2

«Ритмика»

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья

Организация внеурочной деятельности в рамках ФГОС второго поколения статья...

«Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

В современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность.Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который и...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Речевое творчество» с учащимися 2 класса (с задержкой психического развития, ФГОС)

Рабочая программа внеурочной деятельности с учащимися 2 класса с задержкой психического развития по курсу «Речевое творчество» является модифицированной. При разработке программы были испо...