Рабочая программа "Геометрия в аппликациях"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Рекомендую для занятий по внеурочной деятельности. Детям очень нравится вырезать фигуры, узнавать их названия, делать аппликации и играть с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                              Аппликация

Пояснительная записка

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающей жизни, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. В.А.Сухомлинский говорил, что ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, что детское сердце чутко к призыву творить красоту. Важно только, чтобы за призывами следовал труд, чтобы труд стал потребностью.

Программа рассчитана на младший  школьный возраст, 33 часа, 1 час в неделю.

Актуальность программы по аппликации заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей, воспитании чувства коллективизма, чувства прекрасного.

Цель программы:  формирование у детей интереса к аппликации и развитие специальных знаний и умений, необходимых в качестве исходных для данной деятельности.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время чтения художественной литературы, рассматривания иллюстраций, картин, скульптур, произведений народного декоративно – прикладного искусства.

Знания, умения, навыки дети воплощают в созидательной деятельности: мастерят красочные настенные панно, декорации для театра, костюмы и элементы убранства к спектаклям и утренникам, подарки родителям и пр.


Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности.

На занятиях школьники учатся различать геометрические фигуры, цвета, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. Каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии. У детей совершенствуется глазомерная функция, умения оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости); развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры.

Правильно называть величинные понятия (длинный – короткий, узкий – широкий, высокий – низкий, больше – меньше, пополам, вдвое, вчетверо и тд.). Эти знания школьники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Большая роль в аппликации принадлежит ее цветовому оформлению, что оказывает огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей. Цвет эмоционально влияет на малыша, увлекая его красочностью, яркостью. Поэтому важно целенаправленно развивать чувство цвета как наиболее доступное представление о красоте окружающего мира и произведений искусства. Воспитатель должен постоянно разъяснять детям, почему нужно брать для аппликации тот или иной цвет, какие к нему подходят сочетания, чтобы наиболее выразительно передать определенное содержание. Дети должны научиться видеть красоту и передавать ее в соразмерных формах, рациональном симметричном и асимметричном чередовании, вариативной трактовке.


На занятиях школьники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применение инструментов (ножницы, клей, кисточка и т.д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается коллективизм, умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Школьники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместной работе.

Работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Суть программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и развитие у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости. Следовательно, есть все основания рассматривать занятия по аппликации как важный элемент гармоничного развития детей. Многолетний педагогический опыт свидетельствует о том, что выявить и постепенно развивать способности можно у всех детей. Нужно придерживаться той точки зрения, что не


талантливых детей нет и каждый ребенок способен к усвоению основ изобразительного искусства.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно,


изменяется и сам человек (формы и способы его мышления, личностные качества): он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С.Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Творчество школьника имеет свои особенности. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, аппликации и т.п. (Е.А.Флёрина, Г. В.Лабунская, М. П. Сакулина, К.И.Чуковский, Дж.Родари, Н.А.Ветлугина, Н. Н.Поддьяков и др.). Новизна открытий и продукта субъективна, это первая важная особенность детского творчества. При этом процесс создания продукта для школьника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л.А.Парамонова и др.). И это – вторая особенность детского творчества. В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.

Компетентности

Ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб).

Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

Знать величины и


количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм.

Развивать композиционные умения:

Ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

 Строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

Составлять изображение предмета из отдельных частей;

Располагать предметы в сюжетной аппликации.

Осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;

Развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации; Использовать все цвета спектра и их оттенков.

Тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Геометрия в аппликациях».

Внеурочное занятие

 (тема, название)

Формы организации внеурочных занятий

Деятельность учителя (осуществляемые действия)

Деятельность учащихся (осуществляемые действия)

Формируемые умения

1

Инструктаж по технике безопасности.  Рабочее место, инструменты. Из истории бумаги.

Беседа-рассуждение.

Ознакомление с правилами техники безопасности. Рассказ об истории происхождения бумаги и её свойствах.

Участие в обсуждении вопросов по теме занятия.

Умение высказывать собственные мысли.

Умение абстрактно мыслить.

2

Виды бумаги, её разнообразие.

Беседа-обсуждение. Практическая работа (складывание, вырезание).

Рассказ о видах бумаги.

Участие в обсуждении видео и фотоматериалов. Внимательное повторение действий учителя по складыванию бумаги.

Формирование умения работать по заданному плану действий.

Умение абстрактно мыслить.

Формирование творческого и художественного воображения. Умение работать в группе.

3

Волшебные свойства бумаги.

Беседа-обсуждение. Практическая работа (складывание, вырезание).

Рассказ о свойствах бумаги.

Участие в обсуждении видео и фотоматериалов. Внимательное повторение действий учителя по складыванию и вырезанию бумаги

Формирование умения работать по заданному плану действий.

Умение абстрактно мыслить.

Формирование творческого и художественного воображения. Умение работать в группе.

4

Знакомство со страной  «Геометрия»

Игра-обсуждение

Приготовление к игре «Геометрия». Изготовление шаблонов для каждого учащегося.

Участие в игре. Вырезание деталей по шаблону.

Формирование умения работать с шаблонами. Умение работать в группе.

5

Круг. Полукруг. Божья коровка.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Объяснение способов приклеивания

Внимательное повторение действий учителя  по вырезанию из бумаги  геометрических фигур. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Развитие мелкой моторики. Умение работать с клеем.

Формирование творческого и художественного воображения.

6

Овал. Заяц.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Объяснение способов приклеивания

Изготовление игрушки совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Развитие мелкой моторики. Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.

Формирование творческого и художественного воображения.

7

Многоугольник. Терем.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Объяснение способов приклеивания

Вырезание деталей по шаблону. Участие в выставке и обсуждении готовых

Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.

Формирование творческого и художественного воображения.

8

Треугольник. Лиса.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Объяснение способов приклеивания

Изготовление игрушки совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.

Формирование творческого и художественного воображения.

9

Коллективная работа «В лесу»

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Выставка.

Совместная работа с учащимися – показ. Объяснение способов приклеивания

Участие в выставке и обсуждении готовых работ.

Умение работать совместно с учителем согласно схеме действий. Умение оценивать работу других учащихся.

10

Прямоугольник. Стол.

Беседа-обсуждение. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Объяснение способов приклеивания

Внимательное повторение действий учителя  по вырезанию из бумаги  геометрических фигур.

Формирование умения работать по заданному плану действий.

Формирование творческого и художественного воображения.

11

Параллелограмм, ромб. Бабочка.

Беседа-обсуждение. Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Объяснение способов приклеивания

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Формирование умения работать по заданному плану действий.

Умение абстрактно мыслить.

Формирование творческого и художественного воображения. Умение работать в группе.

12

Коллективная работа «На лугу»

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Выставка.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся. Организация выставки готовых работ.

Участие в выставке и обсуждении готовых работ.

Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся.

13

Квадрат. Печка.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ.

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.

14

Трапеция. Парусник.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Внимательное повторение действий учителя  по вырезанию из бумаги  геометрических фигур.

Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.

15

Аппликация из геометрических фигур. Золотая рыбка.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Внимательное повторение действий учителя. Приклеивание.

Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.

16

Аппликация из геометрических фигур. Стрекоза.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.

Формирование умения работать с шаблонами

17

Аппликация из геометрических фигур. Трактор.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Вырезание деталей по шаблону. Внимательное повторение за учителем.

Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.

18

Аппликация из геометрических фигур. Баран.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.

19

Аппликация из геометрических фигур. Сова.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Внимательное повторение действий учителя  по вырезанию из бумаги  геометрических фигур.

Формирование умения работать по заданному плану действий.

Формирование творческого и художественного воображения.

20

Аппликация из геометрических фигур. Аист.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.

21

Аппликация из геометрических фигур. Ящерица.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.

22

Аппликация из геометрических фигур. Паровоз.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.

Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.

23

Аппликация из геометрических фигур. Пейзаж.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.

Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем.

24

Симметричное вырезание. Матрёшки

Практическая работа по симметричному вырезанию

Объяснение техники симметричного вырезания. Индивидуальная помощь учащимся.

Участие в обсуждении вопросов по теме. Внимательное повторение за учителем техники симметричного вырезания. Самостоятельная работа по симметричному  вырезанию.

Формирование умения работать по заданному плану действий.

Формирование творческого и художественного воображения.

25

Аппликация из кругов. Слон.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Индивидуальная помощь учащимся.

Вырезание деталей по шаблону. Внимательное повторение за учителем.

Развитие мелкой моторики. Умение аккуратно работать с клеем. Умение творчески мыслить.

26

Игрушки из картона с подвижными деталями. Клоун.

Практическая работа по вырезанию и соединению.

Показ методики выполнения работы. Организация выставки готовых работ.

Слушание объяснений учителя. Выполнение практической работы по шаблонам. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.

27

Аппликация из геометрических фигур Кораблик.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Умение аккуратно производить приклеивание мелких деталей. Умение работать с клеем

28

Весёлые гусеницы.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.

29

Квадрат. Космонавт

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Внимательное повторение за учителем. Самостоятельная работа по приклеиванию фигур.

30

Моделирование из картона. Рамочка  для фотографии.

Практическая работа.

Изготовление шаблонов для каждого учащегося. Объяснение порядка действий по заранее приготовленной схеме. Изготовление изделия совместно с учащимися.

Слушание объяснений учителя. Выполнение практической работы по шаблонам. Участие в выставке работ и их обсуждении.

Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.

31

Моделирование из картона. Рамочка  для фотографии.

Практическая работа.

Изготовление шаблонов для каждого учащегося. Объяснение порядка действий по заранее приготовленной схеме.

Слушание объяснений учителя. Выполнение практической работы по шаблонам.

Формирование умения работать по заданному плану действий. Умение работать по шаблону.

32

Треугольник. Кошка.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию.

Совместная работа с учащимися – показ. Индивидуальная помощь учащимся.

Изготовление аппликации совместно с учителем согласно схеме порядка действий.

Формирование умения работать по заданному плану действий.

Умение абстрактно мыслить.

Формирование творческого и художественного воображения. Умение работать в группе.

33

Моделирование из фольги и бумаги. Коллективная работа. Весна.

Практическая работа по вырезанию и наклеиванию. Выставка работ.

Организация выставки лучших работ, изготовленных за год.

Рассматривание лучших работ. Обсуждение

Формирование творческого и художественного воображения. Умение оценивать работу других учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Волшебная аппликация"

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО и предназначена для внеурочной деятельности младших школьников...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности общекультурного направления "Чудеса аппликации" рассчитана на детей 7-8 лет, реализуется за 2  года....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Аппликация»

Программа расчитана на 33 часа для детей 7-8 лет...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Аппликация»

Программа расчитана на 33 часа для детей 7-8 лет...

Рабочая программа преддошкольной подготовки по трудовому обучению "Умелые ручки"(лепка,аппликация).

Календарно -тематическое планирование преддошкольной подготовки по труду с УУД....

Рабочая программа "Чудеса аппликации" 3 класс УМК Гармония

Рабочая программа "Чудеса аппликации" 3 класс УМК Гармония...

рабочая программа "Лепка, аппликация, конструирование, труд"

Рабочая программа по предмету "Лепка, аппликация, конструирование, художественный труд""...