Главные вкладки

    Совместная деятельность детей, родителей и педагогов - выступление на ШМО классных руководителей
    статья по теме

    Храмцова Лариса Сергеевна

    Доклад для выступления на ШМО классных руководителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sovmestnaya_deyatelnost_dr._i_p.docx30.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

     Б.Терсенская СОШ  Уренского муниципального района

      Нижегородской области

     Доклад для выступления

     на ШМО классных руководителей

     на тему

     «Совместная деятельность детей, родителей и педагогов»

    Подготовила

     учитель начальных классов

    Храмцова Л.С.

    2014 г.

     В  соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

            Уже давно известно, что совместное творчество детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, оказывает положительное влияние на развитие ребенка и приучает его сотрудничать. Творческий процесс стимулирует всестороннее развитие ребёнка. Совершенствуются его моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. Помимо этого совместная творческая деятельность – это интересное и увлекательное времяпровождение.

    Совместная деятельность детей, родителей  и педагогов может быть успешной, если:

    -          дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

    -          осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учетом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

    -          создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

    -          отсутствует навязывание, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

    Наиболее эффективна для формирования сотруднических отношений

    методика организации коллективной творческой деятельности, разработанная профессором И.П. Ивановым, в основе которой – сотрудничество взрослых и детей « на равных», творчество и поиск, отсутствие регламентации и шаблонов, а самое главное – забота друг о друге, окружающих людях, об улучшении самих себя.

    При таком разновозрастном составе объединения данная методика особенно плодотворна, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт, мудрость взрослых и оригинальность, нестандартность мышления детей. Кроме того, это не просто участники разного возраста, но и близкие, родные друг другу люди.

    Эффективные приемы при проведении КТД:

    1. Создание микроколлективов для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от вида КТД формирование групп может идти с учетом желаний, интересов, способностей или по случайному принципу (жеребьевка). В группу могут входить представители от родителей, детей, педагогов, либо взрослые и школьники объединяются отдельно друг от друга. Состав групп зависит от характера, целей, содержания коллективной творческой деятельности, а также особенностей взаимоотношений взрослых и детей. Педагогу целесообразно с участием представителей детского и родительского коллективов обсудить способ формирования групп, учесть симпатии, предыдущие контакты родителей и детей. Очень многое в работе групп зависит от наличия лидера, демократичности его поведения.

    2. «Мозговая атака» – поиск наилучших вариантов решения проблемы через обмен мнениями. В ходе этого может создаваться «банк идей».

    3. Отбор идей – выбор из множества возможных решений одного или двух. Выбор может осуществляться с помощью голосования или добровольным действием.

    4. Защита идей исполняется, когда сложно осуществить выбор. Каждый член микрогруппы защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

    Наиболее успешно включаются в коллективное творчество родители и дети младших и средних классов. В старших классах возникают трудности при организации коллективной творческой деятельности школьников и их родителей, не редко активное сопротивление с обеих сторон участвовать в совместной работе, так как ранее не было делового общения детей и взрослых, отсутствует опыт совместной деятельности.

    На I этапе использование методики КТД необходимо:

    -        провести встречу с руководителями микрогрупп, обсудить методику «мозговой атаки», распределение функций и ролей при организации групповой работы.

    -        договориться на совместном сборе о том, что все родители и дети должны побывать организаторами какого-либо дела.

    -        придумать, как включить каждого в деятельность. Работа в ми-крогруппах, выполнение экспромтных заданий, подготовка и представление сюрпризов друг другу будут этому способствовать.

    -        продумать верное начало и завершение совместной работы.

    Если в подготовке и проведении мероприятия участвовала значительная часть детей и родителей, то нужно организовать коллективный анализ.

    Когда целесообразно проводить его? Если ситуация благоприятная и позволяет время, можно сразу после завершения мероприятию. Если участники устали или возбуждены, или нельзя разрушить общий эмоциональный настрой, то явно требуется отсрочка. Анализ в этих случаях можно провести на следующий день, через день, но не слишком откладывая, чтобы разговор состоялся по свежим впечатлениям.

    Если учащиеся и родители не имеют опыта и впервые участвуют в аналитической работе, то вопросов при анализе не должно быть много, и они должны быть понятны, доступны для них, вызывать интерес. В дальнейшем вопросы могут усложняться, формулироваться самими детьми и родителями.

    Завершая очередную совместную работу детей и родителей, целесообразно определить следующее дело, мероприятие и очередной раз провести планирование и уточнение организаторов работы. Таким образом, совместная деятельность и творчество будут непрерывно пронизывать всю жизнедеятельность коллектива в течение учебного года.

    Итоговый анализ желательно провести в мае.

    Вопросы для обсуждения:

    1.     Чем отличается наш класс от других? Кем и чем наш класс может гордиться? Какое самое яркое (важное) событие этого года? Что в жизни класса особенно радует (особенно дорого)? Что сделал полезного наш класс, учащиеся для школы, других людей?

    2.     Какие положительные изменения произошли в этом году? В чем они проявились? Как закрепить эти достижения в будущем?

    3.     Что в жизни класса вас огорчает, не устраивает, беспокоит? В чем мы сдали свои позиции по сравнению с прошлым годом? Почему?

    4.     С решения каких проблем необходимо начать следующий год? Какие недостатки в организации жизни класса необходимо преодолеть в первую очередь?

    5.     Кого и за что поблагодарить, отметить по игам работы за год?

    Возможно и целесообразно использование и более творческих приемов.

    Так, детям может быть предложено выполнение творческих заданий:

    а)  представить в творческой форме (с помощью рекламы) достижения этого года, которыми мы можем гордиться;

    б)  показать фрагмент, пародию удавшегося дела этого года;

    в)  с помощью различных телепередач показать то, «что нам мешает жить и что с треском надо удалить»;

    г)  подготовить рисованный фильм о главных событиях года и т.д.

    На подробный анализ работы в классе не нужно жалеть времени. Как показывает опыт, это всегда окупается положительным изменением отношения взрослых и детей к дальнейшей жизни и получением наиболее объективной информации, характеризующей состояние воспитательного процесса, совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

    Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности.


    В решении проблемы развития позиции «семьи как социального партнера школы»  особое значение имеет разработка и внедрение технологий организации совместного творчества  педагогов, детей и родителей.  Задачами педагогического коллектива являются:

    изучение опыта и определение  уровня  педагогического  взаимодействия учителей  с родителями;

    выявление причин несогласованности действий учителей и родителей в воспитательном процессе;

    установление контакта и развитие опыта позитивного взаимоотношения с родителями посредством форм интерактивного  взаимодействия в триаде  «учитель - ученик - родитель».

    Комплекс поставленных задач  решаются в различных видах совместно организованной деятельности с использованием интерактивных педагогических технологий.

    Педагогические технологии – это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

    Воспитательные технологии – это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

    Основными этапами организации совместной деятельности являются:

    1)       проведение мониторинга с целью выявлению уровня взаимодействия семьи и школы  (низкий – конфликтный, ниже среднего – формально-административный, средний – потребительский,  выше среднего – терпимо- дружественный,  высокий – положительно-активный); интерпретация результатов мониторинга и выявление причин разногласий  педагогов и родителей  в воспитательном процессе;

    2)       формирование положительной мотивации у родителей по отношению к школе  средствами просветительской, информационной работы (показ отчетных презентаций о школьной жизни на собраниях, приглашение на школьные мероприятия родителей, использование после мероприятий  методик оценочной деятельности,   вовлечение родителей в школьную жизнь в качестве активных зрителей);

    3)       разработка  форм интерактивного  взаимодействия «учитель - ученик - родитель»  педагогическим  коллективом  школы; внедрение технологии  социального проектирования в совместную деятельность детей, учителей и родителей, формирование позитивного  отношения к социальному партнерству, создание ситуаций социального успеха и признания;

    4)       развитие новых форм общения в результате организации «последействия» и оценки результатов совместного творчества детей, учителей и родителей в качестве социальных партнеров.

    В результате использования технологии организации  совместного «учитель - ученик - родитель» возникают устойчивые сообщества детей и взрослых – социальных партнеров. Учет возможных рисков, таких как  неприятие  новаций  учителями или занятость родителей на работе,  позволяет принимать меры опережающего характера.

    Наиболее эффективными в совместном творчестве детей и взрослых  являются проектные технологии.

          Например, ежегодный социальный проект «Украсим школьный двор». Родители и учащиеся каждого класса  во главе с классным руководителем разработали проект клумбы ( каждый класс получил место для клумбы), огородили ее, привезли хорошей земли, посадили рассаду различных цветов. Весной высадили цветы в клумбу,  в течение лета пололи, поливали, осенью собрали семена и высушили их. И так ежегодно.

    Интерактивные технологии  используются в совместной деятельности детей и взрослых, когда необходимо  принять совместное решение,  коллективно спланировать мероприятие.  Также интерактивные технологии  используются  при организации ученического самоуправления в школе.  Совет школы, куда входят педагоги, дети и родители,  выступает в качестве коллективного организатора социального партнерства при проведении «круглых столов», дискуссий, общешкольных референдумов, конференций, районных и городских акций. У нас в школе это тоже есть.

    Личностно-ориентированные технологии  стимулируют творчество,  инициативу и самостоятельность ребенка, его восхождение по ступенькам личностного роста  от «исполнителя» до «генератора идей», его стремление к признанию в любимом виде деятельности и позиции лидера («лидера- интеллектуала», «социального лидера», «лидера-умельца», «лидера- спортсмена»). В целях самореализации обучающихся ежегодно проводится цикл дел по интересам.

    Например,  конкурс «Битва хоров», где  может показать свой талант каждый ученик школы, стать лидером-умельцем, а затем научить других ребят и подготовить творческий номер к новому конкурсу. В 2013-2014 году на этот конкурс были представлены номера, посвященные  Олимпиаде в Сочи. В 2014-2015 году пройдут инсценировки военных песен.

    Технология коллективного творческого  дела  (КТД) используется в процессе подготовки и проведения общешкольных и классных мероприятий, субботников,  походов, праздников. На всех этапах КТД,  осуществляется взаимодействие детей и взрослых:  

    обсуждение идей и замыслов, определение цели и задач, планирование и распределение обязанностей;

    организаторская деятельность – репетиции, изготовление чучела, призов, угощений;  

    коллективное подведение итогов и «последействие» (награждение детей-организаторов, психолого-педагогический анализ проведенного дела, подготовка школьной газеты, информации на сайт школы).

    Например, школьный праздник   «Масленица», где каждый класс получает свое задание: малыши готовят частушки, учащиеся  среднего звена пекут блины, а старшеклассники готовят конкурсы и мастерят чучело. Активными помощниками являются родители.

    Главное  в  технологии коллективного творческого  дела – это обеспечение активности и самостоятельности каждого участника, оптимизм и мажорный настрой на протяжении всех этапов деятельности, игровая инструментовка и создание ситуаций успеха.

    Использование вышеназванных технологий  позволяет преодолеть фрагментарность воспитательного воздействия «мероприятийного подхода» и перейти к развитию воспитательной системы образовательного учреждения,   повысить качество образовательной среды школы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на МО классных руководителей на тему "Система работы классного руководителя с родителями"

    В презентации указаны различные направления работы с родителями, формы взаимодействия классных руководителей и родителей...

    Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».

    Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...

    Выступление на МО классных руководителей "Содержание и формы работы классного руководителя с родителями"

    Содержание и формы работы классного руководителя с родителями «Главный метод воспитания детей — личный пример родителей».А. С. Макаренко.Педагоги школы, работающие с коллективом учащихся начальны...

    ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Для осуществления взаимодействия школы и семьи на современном этапе развития общества востребованы такие методы, которые побуждают его участников к выработке умения ориентироваться в условиях социума,...

    Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».

    laquo;Роль классного руководителя в сохранении здоровья школьников».«Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто», – говорили древниемыслители. Эта мудрость бесспорна, ...

    Выступление на ШМО классных руководителей «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

    Выступление на ШМО классных руководителей«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»...