Авторская адаптационная методическая разработка по коррекции психомоторики и сенсорных процессов « На ступеньку выше…» для обучащихся 1-4 классов
методическая разработка (1 класс) на тему

Бородина Галина Юрьевна

Актуальность разработки, методологическая основа, принцыпы, цели и задачи, краткое описание структуры и блоков программы, распределение часов на разделы и блоки, тематическое планирование, рекомендуемая литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГОУ специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска.

Авторская адаптационная методическая разработка

 по коррекции психомоторики и сенсорных процессов

 « На ступеньку выше…»

для обучащихся 1-4 классов

                                                                       Составители:

                                                        учителя начальных классов

Петрова С.Г.

Бородина Г.Ю.

Тюлькина О.Г.

Пояснительная записка.

1. Актуальность.

Специальные (коррекционные) школы, в которых на сегодняшний день обучаются дети с различными проблемами в развитии (лёгкая и умеренная степень умственной отсталости, девиантное поведение) испытывают острую потребность в проведении коррекционных занятий.

Любое нарушение в психофизическом развитии индивида отражается в своеобразии и особенностях характера ребёнка и требует коррекционно-педагогических приёмов и мероприятий для формирования личности, познавательной и эмоционально-волевой деятельности, социального поведения. Сложность и характер нарушения нормального развития ребёнка определяют различные формы коррекционно-педагогической работы с ним.

Недостаточность психики умственно отсталых детей многообразно проявляется в ограниченности их потребностей во всех видах их познавательной деятельности, а также в бедности их эмоционально-волевых проявлений. Для умственно отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия учеников обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, пропорций и других особенностей строения. Отмечаются также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.

Нарушение пространственной ориентировки – один из ярко выраженных дефектов, встречающихся при умственной отсталости. Эти нарушения отчётливо обнаруживаются во время школьного обучения – в процессе овладения грамотой, на уроках русского языка, ручного труда, математики.

Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями. Объём запоминаемого учениками специальной (коррекционной) школы материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Умственно отсталые ученики испытывают серьёзные трудности при запоминании учебного материала. Сохраняющиеся в памяти ребёнка зрительные образы предметов называются представлениями. Представления зависят от особенностей восприятия, речи, мышления субъекта. У умственно отсталых детей представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, а в ряде случаев являются искажёнными.

Речь у этих детей развивается с опозданием. У них страдает произношение, активный и пассивный словарь ограничен. В силу бедности мотивации умственно отсталые дети слабо владеют разговорной диалогической речью, страдает связность и последовательность их рассказов.

Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимосвязь речевой и моторной деятельности, что позволяет использовать более сохранную функцию для коррекции нарушения другой, то при наличии речевого дефекта у ребёнка на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и данные электрофизиологических исследований, М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области. Отсюда большое значение придаётся использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно в случаях, когда развитие нарушено. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук ( М.М.Кольцова, 1973; Л.В.Антакова-Фомина, 1974).

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются и «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» [5, с.130].

Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, весьма полезна для подготовки руки к письму.

Слабый уровень развития их мышления особенно отчётливо выявляется при необходимости установить сложные связи между предметами и явлениями. Если инертность и тугоподвижность играют особую роль в возникновении основного симптома при олигофрении, то ряд коррекционно-воспитательных мероприятий должны быть направлены на всемерное развитие познавательной деятельности. Важно стимулировать образование у них новых связей, учить использовать новые впечатления.

Дети-олигофрены, у которых возбуждение преобладает над торможением, характеризуются общей расторможенностью, склонностью к импульсивным поступкам в сочетании с неумением сосредотачиваться на задании.

На основании специфических особенностей развития умственно отсталых детей нами разработана программа курса «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов».

2. Методологическая основа.

Методологической основой нашей программы явилась концепция Л.С.Выготского об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации.

3. Принципы.

Программа построена в соответствии с принципами обучения умственно отсталых детей. К ним относятся:

  • принципы деятельностного подхода, обеспечивающего взаимосвязь перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения школьным материалом;

  • принципы интегративного характера коррекционных занятий, позволяющего решать несколько разноплановых задач в рамках одного занятия;

  • принципы преемственности в работе учителя, педагога-психолога, логопеда; решение в объёме одного раздела программы общих и специфических задач позволяет определить меру интенсивности педагогического влияния на каждого ученика;

  • принципы индивидуализации и дифференциации используемых методов, приёмов и средств в условиях целенаправленного педагогического руководства, позволяющих определять  индивидуальные для каждого ребёнка (в соответствии с его возможностями и уровнем развития) способы и уровни выполнения задания;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности. У учащихся формируются положительные привычки, стойкие нравственные качества;

  • принцип наглядности обучения. Коррекционные занятия предполагают наличие наглядных средств, необходимых для усвоения знаний и формирования у детей различных умений и навыков. Наглядность обогащает уч-ся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями. На занятиях должны использоваться наглядные пособия, обеспечивающие опору на детские ощущения. Реализация принципа наглядности осуществляется по этапам:
  1. обогащение чувственного познавательного опыта, предполагающего обучение умениям наблюдать;
  2. обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные понятия;
  3. использование абстрактной наглядности для формирования конкретных образов, предметов, явлений, действий.

  • Принцип системности и систематичности. Реализуется в программе таким образом, что между составными частями занятий существует логическая связь, последующий материал опирается на предыдущий.

  1. Цели и задачи программы.

Программа по проведению часов коррекции имеет своей целью:

На основе создания оптимальных условий целенаправленное исправление дефектов психомоторного и сенсорного развития детей, их познавательной деятельности, коррекция и развитие личностных качеств, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль, способствующие оптимальной его социализации в обществе.

Достижению этой цели способствует решение коррекционно-развивающих, воспитывающих, обучающих задач. А именно:

  1. Развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, осязательного и т.д.), основных свойств восприятия (предметности, целостности, константности, категориальности, структурности, апперцепции);
  2. исправление недостатков мелкой моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации, графомоторных навыков через использование вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного материала;
  3. коррекция нарушений психомоторики ребёнка, предполагающая совершенствование двигательной координации и навыков;
  4. формирование согласованного взаимодействия различных репрезентативных систем;
  5. накопление сенсорно-двигательного опыта, развитие и совершенствование всех видов чувствительности (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, кинестетической, тактильной), а также её свойств (качества, интенсивности, продолжительности, пространственной локализации);
  6. развитие механической слуховой,зрительной, тактильной памяти, а также логической памяти;
  7. развитие ориентировки в окружающем мире, стремления познать и понять его, социализации и адаптации ребёнка в предметно-пространственном пласте социальной жизни общества через развитие таких видов восприятия, как восприятие времени, движения, человека, формирование умения осуществлять взаимодействие с окружаюшим миром;
  8. Коррекция недостатков познавательной деятельности младших школьников путём целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы. Конструкции. Величины, цвета, положения в пространстве;
  9. закрепление умения находить в реально изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  10. совершенствование умения ориентироваться в задании и планировать работу;
  11. формирование эстетических чувств;
  12. эмоциональное воспитание младших школьников;
  13. развитие и коррекция слухо-голосовых координаций;
  14. коррекция аналитико-синтетической деятельности;
  15. развитие воображения и т.д.

Решение данных задач осуществляется на основе материала  русского языка и чтения, математики, окружающего мира, основ риторики, при наличии дидактического материала.

  1. Краткое описание структуры и  блоков программы.

Программа состоит из 4 блоков, включающих в себя  разделы.

1 блок

Диагностирование детей, комплектование групп для тренинговых занятий.

1 раздел

Выявление уровня психомоторного развития.

1.Методика «Домик».

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв (Н.И.Гуткина, 1996, 2000). Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

2.Методика «Графический диктант».

Методика разработана Д.Б.Элькониным и направлена на  выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.

3.Методика «Ручная умелость».

 2 раздел

Выявление уровня перцептивного развития.

1.Методика «Целое из частей».

2.Методика «Наглядные аналогии».

3.Методика «Выявление зрительного восприятия.

а) Методика основана на нахождении детальных отличий двух изображений.

б) Различение «зашумленных» изображений предметов или слов.

в) Различение «наложенных» изображений.

4.Методика «Выявление уровня слухового восприятия».

Методика предполагает определение с закрытыми глазами предмета, издающего тот или иной звук, определение местоположения предмета, издающего звук, определение по голосу эмоций говорящего.

 5.Методика « Выявления уровня развития тактильного  восприятия».

Предполагает угадывание на ощупь формы, материала, размера предмета;

угадывание знаков, написанных пальцем на спине, руке.

3 раздел

Выявление уровня мнемической функции.

  1. Изучение уровня развития произвольной памяти.

Методика направлена на исследование опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

  1. Методика «Логическая память».

Методика относится к числу техник исследования опосредованного запоминания. В качестве опосредующего звена при запоминании выступает смысловая связь, имеющаяся между двумя понятиями. Методика может быть использована как для индивидуальных, так идля групповых обследований.

  1. Блок

  Развитие  общей и мелкой моторики и формирование графомоторных умений.

1 раздел

Развитие крупной моторики.

  • Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.
  • Игры с воображаемыми предметами.
  • Игры с мячом.
  • Рисование  «Вальдорфских форм».
  • Игры с мелкими предметами, шарами.

2 раздел

Развитие мелкой пальцевой моторики.

  • Сортировка семян.
  • Шнурование.
  • Ниткопись.
  • Нанизывание бусин различной величины.
  • Выкладывание из спичек различных фигур.
  • Пальчиковые гимнастики.

3 раздел

Развитие графомоторных умений.

  • Работа с трафаретами.
  • Раскрашивание.
  • Штрихование.
  • Использование материалов М.Монтессори.
  • Печатание букв.

3  блок

Коррекция перцептивного развития.

1 раздел

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование

предметов.

  • Формирование сенсорных эталонов плоскостных фигур.
  • Выделение признаков форм.
  • Классификации по форме.
  • Сопоставление предметов по размеру.
  • Игры «Колумбово яйцо», «Магические квадраты».
  • Различение и выделение основных цветов.

2 раздел

Восприятие пространства.

  • Ориентировка в собственном теле.
  • Определение расположения предметов в пространстве.
  • Ориентировка в линейном ряду.
  • Пространственная ориентировка на листе бумаги (графические диктанты).
  • Расположение предметов по словесной инструкции, перемещение их на плоскости листа.
  • Составление  на листе бумаги комбинаций из полосок плоскостных геометрических фигур.

3 раздел

Восприятие времени.

  • Сутки, части суток.
  • Последовательность событий.
  • Дни недели.
  • Времена года.
  • Последовательность месяцев.

4 раздел

Тактильно-двигательное восприятие.

  • Контрастные температурные ощущения.
  • Различение вкуса.
  • Обозначение словами своих собственных ощущений.
  • Различение и сравнение предметов по весу, по качеству материала.
  • Определение на ощупь величины, формы предметов.
  • Лепка из пластилина.

5 раздел

Кинестетическое и кинетическое развитие.

  • Формирование ощущений от различных поз и движений собственного тела.
  • Развитие выразительности мимики и жестов.

6 раздел

Развитие слухового восприятия.

  • Различение звуков окружающей среды и музыкальных звуков.
  • Различение речевых и неречевых звуков.
  • Подражание неречевым и речевым звукам.
  • Работа над звуковым анализом слов.

7 раздел

Развитие зрительного восприятия.

  • Формирование зрительного анализа и синтеза слов.
  • Нахождение отличительных  и общих признаков.
  • Определение изменений в ряду.
  • Работа по профилактике и коррекции зрения.
  • Развитие  качеств зрительного восприятия ( константность, активность, целостность, дифференцированность).

4 блок

Коррекция мнемической функции.

1 раздел

Развитие механической зрительной памяти.

  • Запоминание  определенного количества однородных предметов, картинок.
  • Запоминание картинок, предметов не связанных по смыслу.
  • Развитие памяти на линейный ряд.
  • Опознание предметов в изменённом расположении.
  • Развитие анализирующего наблюдения.

2 раздел

Развитие механической слуховой памяти.

  • Запоминание слов не связанных по смыслу.
  • Запоминание слов связанных каким-либо видом связи.
  • Выполнение по памяти словесных инструкций учителя или самих учеников ряда двигательных действий.

3 раздел

Развитие логической памяти.

  • Развитие умения классифицировать информацию.
  • Выбор мыслительных действий по обработке получаемой информации.
  • Запоминание по типу «Картинка-слово», «Картинка-схема», « Картинка-картинка», «Слово-слово», «Словесные ассоциации», «Схема-рассказ», «Схема-слово» и т.д.

Продолжительность каждого занятия 20-30 минут.

Занятия проводятся с периодичностью 2 раза в неделю и включают в себя задания на развитие различных психических процессов из вышеперечисленных разделов программы. Дети подбираются по результатам диагностики в начале года.

Планирование составлено с учётом возрастных особенностей умственно отсталых школьников. Таким образом, в 1-2 классах в начале учебного года отводится большее количество часов на коррекцию общей и мелкой пальцевой моторики и графомоторных умений и навыков, а в 3-4 классах – на коррекцию перцептивного развития и мнемической функции.

Основные требования к умениям учащихся.

На занятиях по коррекции психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • Узнавать предметы по заданным признакам;
  • Сравнивать предметы по внешним признакам;
  • Классифицировать предметы по форме, цвету, величине, функциональному назначению;
  • Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  • Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений»
  • Различать противоположно направленные действия и явления;
  • Определять последовательность событий;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • Уметь обосновывать свои действия;
  • Различать основные цвета;
  • Ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;
  • Различать речевые и неречевые звуки;
  • Составлять предмет из частей;
  • Определять на ощупь величину предметов;
  • Зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

  • Учёт специфики овладения умственно отсталыми детьми пространственными отношениями;
  • Варьирование заданий и упражнений, форм их преподнесения, способов выполнения с учётом зон актуального и ближайшего развития каждого ребёнка;
  • Оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребёнка, его эмоциональной стимуляции;
  • Формирование познавательного интереса через использование приёмов работы, активизирующих деятельность самого ребёнка как субъекта учебной деятельности;
  • Разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций;
  • Использование различных форм подгрупповой и индивидуальной работы.

Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная развивающая среда:

  • Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной величины и ширины, геометрическое лото и др.);
  • Игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и т.д.;
  • Оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-и видеокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
  • Разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды, принадлежности для аромотерапии и др.);
  • Пазлы.
  • Мозаика.
  • Кубики (с изображением сказок, букв, цифр).
  • Ножницы.
  • Трафареты.
  • Линейки с геометрическими фигурами.
  • Шнурки разного цвета. Счётные палочки.
  • Цветная бумага.
  • Пластилин.
  • Альбомы.
  • Цветные карандаши.
  • Кассеты со звуками природы, музыкальными звуками.
  • Кукольный и пальчиковый театр.
  • Предметные картинки.
  • Песочные часы.
  • Календари.
  • Доски Сегена.
  • Дидактические игры «Колумбово яйцо», «Магические квадраты».
  • Пакет диагностик.
  • Мячи небольшого размера.

Список литературы:

  1. «Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений / Л.В.Кузнецова, Л.И.Переселини, Л.И.Солнцева – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  2. Лалаева Р.И,, Венедиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школников». Учебно-методическое пособие. – СПб.: изд-во «Союз», 2003.
  3. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей». – Ярославль, Академия развития, 1998.
  4. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва В.В. «практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. – М.: Гном-Пресс, 2000.
  5. Вегнер Л.А., Пилюгина Э.Г., Вегнер Н.Б. « Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Захарова А.В. «Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учеб.-метод. Пособ. Для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования. – М.: Прометей, Книголюб, 2002.
  7. Матсюкова, Певзенер. «Индивидуально-типические особенности обучаемости детей с нарушениями умственного развития.

Распределение часов на разделы и блоки.

Названия блоков и разделов.

1 класс.

2 класс.

3 класс.

4 класс.

1.Диагностирование детей, комплектование групп для тренинговых занятий.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 Развитие общей и мелкой

моторики, формирование

графомоторных умений.

22 ч.

14 ч.

10ч.

10 ч.

1. Развитие крупной моторики.

6

4

2

2

2 Развитие мелкой пальцевой моторики.

8

6

2

2

3 Развитие графомоторных умений.

8

6

6

6

3 Коррекция перцептивного развития.

26 ч.

32ч.

30 ч.

30 ч.

3.1. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

3.2 Восприятие пространства.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

3.3. Восприятие времени.

4 ч.

4ч.

4 ч.

4 ч.

 3.4. Тактильно-двигательное         восприятие.      

2 ч.

2 ч.

2 ч.

2 ч.

3.5. Кинестетическое и кинетическое развитие.

2 ч.

4 ч.

4 ч.

4 ч.

3.6.Развитие слухового восприятия.

4 ч.

6 ч.

4 ч.

4 ч.

3.7. Развитие зрительного восприятия.

4 ч.

6 ч.

6 ч.

6 ч.

4 Коррекция мнемической функции.

16ч.

16 ч.

24 ч.

24 ч.

4.1. Развитие механической зрительной памяти.

6 ч.

6ч.

6 ч.

6 ч.

4.2. Развитие механической слуховой памяти.

6ч.

6 ч.

6 ч.

6 ч.

4.3. Развитие логической памяти.

4 ч.

4 ч.

12 ч.

12ч.

Всего:

68 ч.

68 ч.

68 ч.

68 ч.

 

Тематическое планирование часов коррекции в 1 классе.

Тема

Количество часов в теме

Количество часов в разделе

1. Диагностика.

2 ч.

2. Коррекция психомоторного развития.

22 ч.

2.1. Ориентирование в собственном теле.

1ч.

2.2. Определение расположения предметов в пространстве (вверху-внизу, справа-слева,

1 ч.

2.3.Определение расположения предметов в пространстве ( над-под).

1 ч.

2.4.Расположения предметов в пространстве (за - в).

1 ч.

2.5. Пространственная ориентировка на листе бумаги.

1 ч.

2.6.Пространственная ориентировка на местности

1 ч.

2.7. Развитие координации движений кисти рук и пальцев.

1 ч.

2.8.Рисование Вальдорфских форм

1 ч.

     2.9. Пальчиковая гимнастика.

1  ч.

2.10. Специальные    упражнения для удерживания письменных принадлежностей.

1 ч

      2.11. Развитие координаций движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, шнуровка).

1 ч.

2.12. Развитие координаций движения руки и глаза (шнуровка)

1 ч

      2.13. Развитие мелкой моторики через конструирование из бумаги.

1  ч.

2.14. Отрывная аппликация

1 ч

2.15. Работа с трафаретами

1 ч.

2.16.  Обводка и раскрашивание различных фигур.

1 ч.

2.17.  Работа с трафаретами, штриховка в различных направлениях (прямыми линиями).

1 ч.

2.18. Работа с трафаретами, штриховка в различных направлениях (волнистыми линиями)

1 ч.

 2.19. Работа с трафаретами, штриховка (наклонными линиями).

1 ч.

2.20.Работа с трафаретами, штриховка комбинированными линиями

1 ч.

2.21. Штриховка (различными элементами букв).

1 ч.

2.22. Штриховка цифрами

1 ч.

3.Коррекция мнемических функций.

16ч.

3.1. Запоминание, хранение, воспроизведение ряда букв

1 ч.

3.2.Запоминание, хранение, воспроизведение ряда цифр.

1 ч.

3.3. Запоминание, хранение, воспроизведение ряда слов,

1 ч.

3.4.Запоминание, хранение, воспроизведение ряда предложений

1 ч.

3.5. Отработка навыков запоминания через механическое заучивание стихотворных форм.

1 ч.

3.6.Обучение заучиванию стихотворных форм ассоциативным методом

1 ч.

3.7. Запоминание предметных изображений (механически)

1 ч.

3.8. Запоминание предметных изображений (установление логической цепочки)

1 ч.

3.9. Развитие памяти на линейный ряд цифр.

1 ч.

3.10Развитие памяти на линейный ряд букв и слов

1 ч.

3.11. Развитие анализирующего наблюдения («Запомни и опиши»).

1 ч.

3.12. Запоминание по типу «Картина-схема»,

1 ч.

3.13. Запоминание по типу «Картина-картина»

1 ч.

3.14 Запоминание по типу «Картинка-слово».

1 ч.

3.15. Запоминание по типу «Словесные ассоциации»,

1 ч.

3.16.Запоминание по типу «Схема-предложение».

1 ч.

4. Коррекция перцептивного развития.

26 ч.

  4.1. Работа с геометрическими фигурами,

классификация по форме.

1 ч.

4.2. Работа с геометрическими фигурами,

классификация по цвету.

1 ч.

4.3. Составление различных предметов из геометрических фигур.

1 ч.

4.4. Рисование предметов с помощью геометрических фигур

1 ч.

4.5. Пространственная ориентировка на листе бумаги в разном расположении.

1 ч.

4.6.Графические диктанты

2 ч.

4.7.Пространственная ориентировка на нелинованном листе бумаги

1 ч.

4.8. Сутки. Части суток.

1 ч.

4.9. Работа с графической моделью «Сутки»

1 ч.

4.10. Последовательность событий (сегодня, завтра, вчера)

1 ч.

4.11. Обозначение в речи временных представлений

1 ч.

4.12. Работа с пластилином

1 ч.

4.13.Изготовление из пластилина различных фигур

1 ч.

 4.14.Различение и сравнение предметов по весу.

1 ч.

4.15.Коррекция тактильного восприятия. Различение и сравнение предметов по форме и размеру.

1 ч

4.16.Различение и сравнение предметов по качеству материала, обозначение словами своих ощущений.

1 ч.

4.17.  Мимика. Жесты. Поза.

1 ч.

4.18. Пантомима

1 ч.

4.19.Коррекция слухового восприятия. Различение звуков окружающей среды ( стук, стон, звон, гудение, жужжание)

1 ч.

4.20. Различение звуков различных музыкальных инструментов

1 ч.

4.21.Различение речевых и неречевых звуков, подражание им.

1 ч.

4.22. Обыгрывание русских народных потешек

1 ч.

4.23. Нахождение отличий и общих признаков предметов ( «Зашумленные буквы», «Наложенные изображения»

1 ч.

4.24.Развитие навыков зрительного анализа и синтеза

 ( «Дорисуй предмет», «Угадай, чей хвост»).

1 ч.

4.25. Развитие навыков зрительного анализа и синтеза (пазлы, «Колумбово яйцо»

1 ч.

Итого:

68 ч.

Тематическое планирование часов коррекции во 2 классе.

Тема

Количество часов в теме

Количество часов в разделе

1. Диагностика.

2 ч.

2. Коррекция психомоторного развития.

16ч.

2.1. Ориетирование в собственном теле.

1ч.

2.2.Ориентирование в собственном теле относительно окружающего пространства.

1ч.

2.3. Определение расположения предметов в пространстве .

1ч.

2.4.Пространственная ориентировка на листе бумаги.

1ч.

2.5. Пальчиковая гимнастика.

1 ч.

2.6.Специальные    упражнения для удерживания письменных принадлежностей.

1ч.

2.7. Развитие координаций движения руки и глаза (выкладывание фигур из спичек).

1 ч.

2.8.Развитие координаций движения руки и глаза (выкладывание крупы, мозаика).

1ч.

2.9. Развитие мелкой моторики через конструирование из бумаги.

1 ч.

2.10.Развитие мелкой моторики через работу с мелким конструктором.

1ч.

2.11. Работа с трафаретами, штрихование в различных направлениях (прямыми линиями).

1 ч.

2.12.Работа с трафаретами, штрихование в различных направлениях (наклонными линиями).

1ч.

2.13. Работа с трафаретами.

1 ч.

2.14.Штрихование элементов букв.

1ч.

2.15. Штрихование элементов цифр.

1 ч.

2.16.Урок каллиграфии.

1ч.

3.Коррекция перцептивного развития.

34 ч.

 3.1. Работа с геометрическими фигурами, распределение по признакам. Классификация по форме.

1 ч.

3.2.Работа с геометрическими фигурами, распределение по признакам. Классификация по цвету.

1ч.

3.3. Составление различных предметов из геометрических фигур.

1 ч.

3.4.Работа с «танграмом».

1ч.

3.5.Пространственная ориентировка на листе бумаги в разном  расположении.

1ч.

3.6.Пространственная ориентировка на клеточном  листе бумаги.

1ч.

3.7.Пространственная ориентировка на линованном  листе бумаги

1ч.

3.8.Обозначение в речи временных представлений.

1ч.

3.9.Час. Работа с моделью часов.

1ч.

3.10.Части суток.

1ч.

3.11. Дни недели.

1 ч.

3.12.Месяца, их количество в году.

1ч.

3.13. Времена года.

1 ч.

3.14.Сезонные изменения.

1ч.

3.15. Работа с пластилином.

1 ч.

3.16.Лепка объёмных геометрических фигур (шар, куб)

1ч.

3.17. Развитие различных видов ощущений (температурные)

1 ч.

3.18. Развитие различных видов ощущений (вкусовые, барические и т.д.)

1ч.

3.19. Формирование ощущений от различных поз.

1 ч.

3.20.Формирование ощущений от различных движений тела.

1ч.

3.21. Развитие выразительности мимики.

1 ч.

3.22.Развитие выразительности жестов.

1ч.

3.23. Различение речевых звуков и подражание им.

1 ч.

3.24.Гласные звуки и их отличительные признаки.

1ч.

3.25. Согласные звуки и их отличительные признаки.

1 ч.

3.26.Звуковой анализ на слух

1ч.

3.27.Различение неречевых звуков и подражание им.

1ч.

3.28.Нахождение отличий и общих признаков предметов.

1ч.

3.29. Нахождение отличий и общих признаков предметов («Зашумленные буквы).

1ч.

3.30.Нахождение отличий и общих признаков предметов

 ( «Наложенные изображения»).

1ч.

3.31. Развитие навыков зрительного анализа и синтеза (пазлы).

1 ч.

3.32Развитие навыков зрительного анализа и синтеза

( «Дорисуй предмет», «Угадай, чей хвост»).

1ч.

3.33. Упражнение для профилактики и коррекции зрения.

1 ч.

3.34.Игры и упражнения для профилактики и коррекции общей моторики.

1ч.

4. Коррекция мнемических функций.

14ч.

4.1. Запоминание, хранение, воспроизведение ряда слов.

1 ч.

4.2Запоминание, хранение, воспроизведение ряда цифр.

1ч.

4.3. Отработка навыков запоминания через механическое заучивание стихотворных форм.

1ч.

4.4.Механическое заучивание стихотворных форм для

отработки навыков запоминания.

1ч.

4.5. Запоминание предметных изображений (механически)

1 ч.

4.6.Коррекция памяти через воспроизведение содержания прочитанного произведения.

1ч.

4.7. Развитие памяти на линейный ряд.

1 ч.

4.8.Развитие анализирующего наблюдения

1ч.

4.9. Развитие анализирующего наблюдения («Запомни и опиши»).

1 ч.

4.10.Запоминание по типу «Картинка-схема».

1ч.

4.11. Запоминание по типу «Картинка-картинка».

1 ч.

4.12.Запоминание по типу ««Картинка-слово».

1ч.

4.13. Запоминание по типу «Словесные ассоциации».

1 ч.

4.14. Запоминание по типу «Схема-предложение».

1ч.

5. Диагностика

2ч.

Итого:

      68 ч.

Тематическое планирование часов коррекции в 3классе.

Тема

Количество часов в теме

Количество часов в разделе

1. Диагностика.

2 ч.

2. Коррекция психомоторного развития.

11 ч.

2.1. Рисование Вальдорфских форм.

1 ч.

2.2.Работа с мозаикой.

1 ч.

2.3. Мозаичная аппликация.

1 ч.

2.4. Выкладывание букв, цифр, различных фигур.

1 ч.

2.5.Работа с трафаретами.

1 ч.

2.6. Штриховка различными линиями.

1 ч.

2.7. Работа по устранению оптической дисграфии.

1 ч.

2.8. .  Работа по устранению оптической дисграфии

( буквы Ш-И-Л)

1 ч.

2.9. Работа по устранению оптической дисграфии

 ( буквы У, Д, Б)

1 ч.

2.10. Работа по устранению оптической дисграфии

( буквы А, О, Ю)

1 ч.

2.11. Работа по устранению оптической дисграфии

( буквы Т, П, Р, Г)

1 ч.

3.Коррекция перцептивного развития.

30 ч.

3.1 Работа с геометрическими фигурами.  

1 ч.

3.2.Работа с геометрическими фигурами, распределение по признакам.

1 ч.

3.3.Работа с геометрическими фигурами, распределение по форме.

1 ч.

3.4.Построение геометрических фигур по трафарету и их штриховка.

1 ч.

3.5.Составление различных предметов из геометрических фигур.

1 ч.

3.6.Пространственная ориентировка на разных листах бумаги.

1 ч.

3.7. Пространственная ориентировка в помещении и на улице.

1 ч.

3.8.Словесное обозначение пространственных отношений.

1 ч.

3.9. Обозначение в речи временных представлений.

1 ч.

3.10. Времена года.

1 ч.

3.11. Месяца, их последовательность.

1 ч.

3.12. Дни недели, их последовательность.

1 ч.

3.13. Работа с мелким конструктором.

1 ч.

3.14. Проведение опытов с различными материалами. Описание своих ощущений.

1 ч.

3.15. Проведение опытов с сыпучими материалами. Описание своих ощущений.

1 ч.

3.16. Фрукты и овощи. Описание вкусовых ощущений.

1 ч.

3.17. Театрализация небольших художественных произведений.

1 ч.

3.18.Пальчиковая театрализация художественных произведений

1 ч.

3.19. Настольный театр. Драматизация сказки «Теремок»

1 ч.

3.20. Кукольный театр. Драматизация сказки «Колобок»

1 ч.

3.21. Звуковой анализ на слух.

1 ч.

3.22.Отличительные особенности звуков речи.

1 ч.

3.23. Звуки музыки.

1 ч.

3.24. Звуки природы.

1 ч.

3.25. Нахождение отличий предметов.

1 ч.

3.26. Нахождение общих признаков предметов.

1 ч.

3.27. Развитие навыков зрительного анализа.

1 ч.

3.28. Развитие навыков зрительного синтеза.

1 ч.

3.29. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1 ч.

3.30. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1 ч.

4. Коррекция мнемических функций.

21 ч.

4.1. Запоминание, хранение и воспроизведение ряда слов.

1ч.

4.2. Запоминание, хранение и воспроизведение предложений.

1ч.

4.3. Запоминание, хранение и воспроизведение ряда цифр.

1ч.

4.4. Обучение заучиванию стихотворных форм ассоциативным способом.

1ч.

4.5. Отработка навыков запоминания через механическое заучивание стихотворных форм.

1ч.

4.6.Запоминание предметных изображений, связанных логической цепочкой.

1ч.

4.7. Запоминание предметных изображений, не связанных логической цепочкой.

1ч.

4.8. Запоминание предметных изображений.

1ч.

4.9. Развитие памяти на линейный ряд.

1ч.

4.10. Развитие анализирующего наблюдения.

1 ч.

4.11. Запоминание по типу «Картинка-схема»

1ч.

4.12. Запоминание по типу « «Картинка-картинка».

1 ч.

4.13. Запоминание по типу «Картинка-слово».

1ч.

4.14. Запоминание по типу «Словесные ассоциации».

1 ч.

4.15. Запоминание по типу «Схема-слово».

1ч.

4.16. Запоминание по типу «Схема-рассказ».

1 ч.

4.17. Восстановление деформированных предложений и их запоминание.

4.18. Запоминание предложений по методике Федоренко.

1ч.

4.19. Запоминание текстов и воспроизведение по наводящим вопросам.

1ч.

4.20. Запоминание текстов и воспроизведение по опорным картинкам.

1ч.

4.21. Запоминание текстов и воспроизведение по коллективно составленному плану.

1ч.

Диагностика.

2ч.

Итого:

68ч.

Тематическое планирование часов коррекции в  4 классе.

Тема

Количество часов в теме

Количество часов в разделе

1. Диагностика.

2 ч.

2. Коррекция психомоторного развития.

10 ч.

2.1 Рисование Вальдорфских форм.

1 ч.

2.2 Работа с металлическим конструктором

1 ч.

 2.3 Мозаичная аппликация.

1 ч.

2.4 Выкладывание букв, цифр, различных фигур.

1 ч.

2.5 Работа с трафаретами.

1ч.

2.6 Штриховка различными линиями

1 ч.

2.7.  Работа по устранению оптической дисграфии

( буквы Ш-И-Л)

1 ч.

2.8 Работа по устранению оптической дисграфии

 ( буквы У, Д, Б)

1 ч.

2.9. Работа по устранению оптической дисграфии

( буквы А, О, Ю)

1 ч.

2.10. Работа по устранению оптической дисграфии

( буквы Т, П, Р, Г)

1 ч.

3. Коррекция мнемических функций.

24 ч.

3.1. Запоминание, хранение и воспроизведение ряда букв

1 ч.

3.2 Запоминание, хранение, воспроизведение ряда цифр.

1 ч.

3.3 Запоминание, хранение, воспроизведение ряда слов,

1 ч.

3.4 Запоминание, хранение, воспроизведение ряда предложений

1 ч.

3.5 Отработка навыков запоминания через механическое заучивание стихотворных форм.

        1 ч.

3.6 Обучение заучиванию стихотворных форм ассоциативным методом

1 ч.

3.7  Запоминание предметных изображений, связанных логической цепочкой.

1 ч.

3.8 Запоминание предметных изображений, не связанных логической цепочкой.

1 ч.

3.9 Развитие памяти на горизонтальный линейный ряд.

1 ч.

3.10 Развитие памяти на  вертикальный линейный ряд.

1 ч.

3.11. Развитие анализирующего наблюдения.

1 ч.

 3.12 Запоминание по типу «Картинка-схема»,

1 ч.

3.13 Запоминание по типу «Картинка-картинка»,

1 ч.

3.14Запоминание по типу «Картинка-слово».

1 ч.

3.15 Запоминание по типу «Словесные ассоциации»,

1 ч.

3.16 Запоминание по типу «Схема-слово»,

1 ч.

3.17 Запоминание по типу «Схема-рассказ».

1 ч.

3.18 Запоминание слов по методике Федоренко

1 ч.

3.19 Восстановление деформированных предложений и их запоминание

1 ч.

3.20 Запоминание предложений по методике Федоренко.

1 ч.

3.21 Запоминание текстов и воспроизведение по наводящим вопросам

1 ч.

3.22 Запоминание текстов и воспроизведение по опорным картинкам.

1 ч

3.23 Запоминание текстов и воспроизведение по опорным словам

1 ч.

3.24 Запоминание текстов и воспроизведение по заранее составленному плану

1 ч.

4.Коррекция перцептивного развития.

30 ч.

4.1 Работа с геометрическими фигурами, распределение по основным  признакам,

1 ч.

4.2 Работа с геометрическими фигурами, распределение по форме, цвету

1 ч.

4.3 Составление различных предметов из геометрических фигур.

1 ч.

4.4 Рисование предметов с помощью геометрических фигур

1 ч.

4.5 Пространственная ориентировка на разных листах бумаги.

1 ч.

4.6 Пространственная ориентировка в помещении и на улице.

1 ч.

4.7 Умение ориентироваться на местности по плану

1 ч.

4.8 Словесное обозначение пространственных отношений.

1 ч.

4.9 Обозначение в речи временных представлений. Сутки

1 ч.

4.10 Обозначение в речи временных представлений. Дни недели

1 ч.

4.11 Времена года.

1 ч.

4.12 Месяца, их последовательность.

1 ч.

4.13 Работа с мелким конструктором.

1 ч.

4.14 Развитие умения работать с конструктором по схеме

1 ч.

4.15 Проведение опытов с сыпучими материалами. Описание своих ощущений.

1 ч.

4.16 Проведение опытов с твёрдыми материалами

1 ч

4.17 Театрализация небольших художественных произведений.

1ч.

4.18 Пальчиковая театрализация художественных произведений

1 ч.

4.19 Настольный театр. Драматизация сказки «Лиса и журавль»

1 ч.

4.20 Кукольный театр. Драматизация сказки «Три медведя»

1 ч.

4.21 Звуки речи.

1 ч.

4.22 Отличительные особенности звуков речи

1 ч.

4.23 Звуки музыки.

1 ч.

4.24 Звуки природы.

1 ч.

4.25 . Нахождение общих признаков предметов.

1  ч.

4.26 Нахождение отличий предметов

1 ч.

4.27 Развитие навыков зрительного анализа

1 ч.

 4.28 Развитие навыков зрительного синтеза

1 ч.

4.29 Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1 ч.

4.30 Профилактика и коррекция зрения.

1 ч.

Диагностика.

2ч.

 Итого:

68ч.

Индивидуальная карта

развития  психомоторики и сенсорных процессов ученика(цы)___________класса

______________________________________________

Психические процессы

200_ - 200_

учебный год

200_ - 200_

учебный год

200_ - 200_

учебный год

начало

конец

динамика

начало

конец

динамика

начало

конец

динамика

1. Уровень психомоторного развития

Методика «Домик»

Методика «Графический диктант»

Методика «Ручная

умелость»

2. Уровень перцептивного развития

Методика «Целое из частей»

Методика «Наглядные аналогии»

Методика «Выявление зрительного восприятия»

Методика «Выявление слухового восприятия»

Методика «Выявление уровня тактильного восприятия»

Методика «Сформированости произвольного внимания»

3. Уровень развития памяти

Произвольная память

Логическая память

Итого:

Рекомендации:

Карта

развития  психомоторики и сенсорных процессов

___________класса

Психические процессы

200_ - 200_

учебный год

200_ - 200_

учебный год

200_ - 200_

учебный год

начало

конец

динамика

начало

конец

динамика

начало

конец

динамика

1. Уровень психомоторного развития

2. Уровень перцептивного развития

3. Уровень развития памяти

Итого:

Рекомендации:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида

Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию        Данное занятие состоит из следующи...

* Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" Раздел 3. Коррекция сенсорных процессов Модуль 3. Восприятие времени Тема: Сутки: День и ночь. Вечер и утро.

Занятие построено с опорой на методику Семаго Н.Я. и в соответствие с рекомендациями М.Н. Перовой, игры взяты из программы Метиевой Л.А., Удаловой Э.Я. , задания из практического пособия Н.Я. Семаго....

Тема: Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов "В гостях у ОСЕНИ" (для учащихся начальных классов VIII вида)

Цель:1.     Развивать восприятие и представления о сенсорных эталонах.2.     развивать навыки ориентировки во времени, Дни недели, месяцы, времена года, время с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО для детей с умственной отсталостью (...

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов

Тренинг по коррекции психомоторики и сенсорных процессов...

Рабочая программа по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"

Программа предназначена для оказания своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех этапах их индивидуального развития)....

Конспект занятия по коррекции психомоторики и сенсорных процессов в 1классе

Цели психокоррекционного занятия : 1. Сравнение предметов по высоте; 2. Развитие согласованности действий и движений разных частей тела; 3. Развитие пространственного восприятия; 4. Развитие гра...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Очень интересно. Обязательно посоветую своим коллегам - учителям начальной школы.Спасибо! Творческого полёта!!!