Главные вкладки

    Выступление из опыта работы по теме «Трудовое обучение и воспитание» - с презентацией.
    материал по теме

    Бородина Галина Юрьевна

     

          На уроках трудового обучения  формирую умения, необходимые для успешной социально – трудовой адаптации учащихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon na_pedsovet.doc41 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_na_pedsovet.ppt886.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы по теме «Трудовое обучение и воспитание».                                            

          На уроках трудового обучения  я формирую умения, необходимые для успешной социально – трудовой адаптации учащихся.
         Для этого решаю следующие  задачи:
    - формирование  технических и технологических знаний;
    - развитие обще-трудовых умений, то есть: умение ориентироваться в производственном задании, планировать последовательность действий, выполнять и контролировать ход работы;
    - воспитание  у учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности (добросовестность, честность, ответственность за порученное дело, чувство долга, и др.).

         На первых же уроках знакомлю с правилами рабочего человека (слайд 1)

         Большое значение на уроках уделяю пословицам и поговоркам о труде, которые стимулируют детей к более качественному выполнению работы.  Их я использую в дидактических играх: « Продолжи пословицу» (слайд 2),      « Соедини две части пословицы» (слайд 3),  «Вспомни и скажи» и т. д.    

        Большое внимание на уроках трудового обучения уделяю  выполнению правил культуры труда, экономного расходования материалов, правил использования  различных измерительных инструментов: циркуля(слайд 4),

    линейки, угольника (слайд 5)

          Обучение школьников технике безопасности в обращении с любыми инструментами также следует отнести к важнейшим вопросам культуры и организации работы. Работу  по формированию и соблюдению правил техники безопасности провожу систематически и последовательно, по мере включения в деятельность тех или иных инструментов: (слайд 6)ножниц, (слайд 7)иголок, булавок.

         Учащиеся получают навыки работы с  ножницами, иглами, булавками и шаблонами.


        Обучение изготовлению изделий  строю «от простого к сложному» - (слад 8) по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу.

         На уроке работу строю с  учётом индивидуальных особенностей и возможностей школьника, распределяя их по группам.

    К 1 группе относятся дети, не испытывающие серьёзного затруднения в овладении обще-трудовыми умениями, выполняющие практическую работу самостоятельно (их 3 чел); ко 2 группе относятся дети, испытывающие небольшие трудности, но нуждающиеся в определённой небольшой помощи (их 2 чел); к 3 группе относятся дети, деятельность которых надо постоянно организовывать, их отличает низкая самостоятельность (их 2 чел.); к 4 группе относятся дети, которые постоянно нуждаются в помощи, им нужно чёткое и неоднократное объяснение (их 2 чел).

     

        При выполнении какого-либо изделия учу ребенка  последовательно выполнять трудовые действия, запоминать алгоритм работы, работать по памятке.

    (слад 9) Для развития умения работать по плану, последовательно выполнять операции применяю:

    - предметные карты;

    -(слад 10) инструкционно-технологические карты;

    -(слад 11) операционные карты. При использовании этих карт организую различные дидактические задания и игры «Исключи лишнюю операцию», «Чего не хватает»,«Поставь по порядку» и т.д.
    -демонстрационные технологические карты(показ).

        Использование инструкционных и технологических карт позволяет сильным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся; предупреждает ошибочные действия ребёнка, способствует более четкому представлению порядка операций  (что важно для наших детей). Это сказывается на качестве их изделий, позволяет познать радость труда.

        Некоторые задачи трудового воспитания  решаю не только на уроках трудового обучения, но и во внеурочной деятельности. Например:

    • Бережное отношение к результатам трудовой деятельности взрослых, умение классифицировать профессии людей, уважительно относиться к любому труду и его результатам (через беседы, чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций о профессиях, работу с раскрасками, проведение праздников о труде)
    • (слайд 12)Умение поддерживать порядок в классной комнате; последовательно выполнять посильную трудовую деятельность - поручения, доводить начатое дело до конца под контролем взрослого ( через организацию и проведение дежурств по классу; уходу за комнатными растениями класса).
    • Умение в порядке содержать свои школьные принадлежности и вещи, рабочее место (через соревнования « Книжки и тетрадки держи в порядке»;  « У меня самая чистая парта», «Моё рабочее место на «отлично»)

         Результатом такой деятельности по формированию трудовых навыков стали следующие работы детей:

    -(слайд 13) аппликации из бумаги;

    -(слайд 14) работы из природного материала;

    -(слайд 15) поделки из солёного теста;

    -(слайд 16) работы из пластилина.

    Дополнительный материал:

    Пословицы и поговорки о труде.

    1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
    2. Каков мастер, такова и работа.
    3. Умелые руки работы не боятся.
    4. В хорошей артели всяк при деле.
    5. Сперва думай, потом делай.
    6. Труд – дело чести, будь всегда на первом месте.
    7. Есть терпение, будет и умение.
    8. Кто первый в труде, тому слова везде.
    9. Кто работы не боится, у того она и спорится.
    10. Кто в труде впереди, у того орден на груди.
    11. Маленькое дело лучше большого безделья.
    12. Мало хотеть, надо уметь.
    13. Была бы охота, заладится всякая работа.
    14. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
    15. С умом больше сделаешь, чем одной силой.
    16. Глаза страшатся, а руки делают.
    17. Труд всё побеждает.
    18. Не сиди сложа руки, не будет и скуки.
    19. Наскоро сделать – переделывать.
    20. Делал наспех, сделал на смех.
    21. Голова научит, а руки сделают.
    22. Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.
    23. Всякому молодцу ремесло к лицу.
    24. Работа хвалит мастера.
    25. Над чем постараешься, тому и порадуешься.
    26. Каждое дело любовью освещается.
    27. С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
    28. Веселись, играй, но дело знай.
    29. Глаза облюбовали, а руки сделали.
    30. Кто на все руки, у того нет скуки.
    31. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
    32. Тот труда не боится, кто умеет трудиться.
    33. Без волнения, без заботы не ищи радости от работы.
    34. Хорош бригадир – хороша и работа.

    Правила рабочего человека.

    1. Работай за своим рабочим местом.
    2. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
    3. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
    4. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
    5. Кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

    Главное правило:  «Работать надо дружно!»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Правила рабочего человека . Работай за своим рабочим местом. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно. Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше. Кончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно. Главное правило: «Работать надо дружно!»

    Слайд 2

    Продолжи пословицу 1. Сперва думай, потом …... 2. Маленькое дело лучше большого…… 3. Не сиди сложа руки, …….. 4.Глаза страшатся, а руки……

    Слайд 3

    Соедини две части Каков мастер, такова и работа. Кто первый в труде тому слава везде. Неумелой швее и иголка с ниткой мешает.

    Слайд 4

    Правила разметки с помощью циркуля

    Слайд 5

    Разметка с помощью линейки и угольника.

    Слайд 7

    Правила безопасности при работе с иглами и булавками.

    Слайд 8

    Изготовление изделий по образцу, чертежу.

    Слайд 9

    Предметные карты 1 2 3 4

    Слайд 10

    Инструкционно- технологические карты

    Слайд 11

    Операционные карты

    Слайд 12

    Ухаживаем за комнатными растениями.

    Слайд 13

    Аппликация из бумаги

    Слайд 14

    Работы из природного материала

    Слайд 15

    Поделки из солёного теста.

    Слайд 16

    Работы из пластилина


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад из опыта работы по теме «Исследования и проекты на уроках в начальной школе».

    Доклад из опыта работы по теме «Исследования и проекты на уроках в начальной школе»....

    обобщение из опыта работы по теме Организация дифференцированного обучения на уроках, как одно из условий повышения качества обучения.

    Говоря об актуальном заказе общества к образованию, часто имеют в виду потребность в творческой саморазвивающейся личности, способной, реализуя свои индивидуальные личностные...

    Выступление из опыта работы по факультативному занятию «Основы безопасности жизнедеятельности», с презентацией.

    Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение способностей сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных угрожающих ж...

    Выступление из опыта работы по теме самообразования «Организация работы по формированию навыка грамотного письма»

         Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с  твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.   Начальная школа призвана об...

    Выступление из опыта работы по теме самообразования «Повышение мотивации учения у слабоуспевающих»

    Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс пробл...

    Выступление из опыта работы по теме самообразования «Развитие логического мышления на уроках гуманитарного цикла в начальной школе»

    В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое о...