Статья на тему: "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ"
методическая разработка на тему

Данная статья раскрывает опыт моей работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья37.97 КБ

Предварительный просмотр:

Микулич Виктория Валерьевна, II кв. к, учитель начальных классов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК МЕХАНИЗМ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном обществе наиболее востребованы люди, способные к самообразованию, саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами. Необходимыми становятся не сами знания, а понимание того, где и как знания найти, систематизировать и применить. Развитие универсальных учебных действий, познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве развитие критического мышления лежит в основе исследовательской деятельности. Так, системно-деятельностный подход, как основа реализации ФГОС, формирует у учащихся навыки исследовательской деятельности. В  практике моей работы формирование навыков исследовательской деятельности учащихся происходит как в урочное, так и во внеурочное время. Во внеурочное время мною проводится кружок «Юный исследователь», что позволяет расширить и углубить исследовательские умения и навыки учащихся. В урочное время широко применяются уроки-исследования, отличительной чертой которых является целостность, связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания, идее урока.  Рассмотрим этапы такого урока.

Этап мотивации или создания проблемной ситуации. Возникновение сомнения, вопроса или проблемы, на разрешение которых должна быть направлена вся дальнейшая активность учащихся на уроке, является целью данного этапа.

Этап исследования. Поиск информации, необходимой, для решения проблемы, или ответа на заданный проблемный вопрос. Чаще всего осуществляется в малых группах, что позволяет расширить коммуникативные действия учащихся.

Этап обмена информацией. Предполагает обмен мнениями, представление найденных данных каждой группы, соотнесение новой информации.

Этап организации информации (классификации). Сортировка имеющихся данных, оценка найденной информации, выделение главных фактов.

Этап связывания информации. Открытие связующего принципа, представляющее собой нахождение такой общей идеи, которая относится ко всем изученным фактам.

Этап подведения итогов и рефлексии. Оценка выдвинутых малых гипотез, выдвинутых на этапе мотивации.

Этап применения. Использование найденного принципа, идеи нового знания в новых условиях для достижения понимания открытия.

Рассмотрим урок - исследование, на примере урока по окружающему миру в 1 классе по теме: «Растения – часть живой природы». Цель урока: познакомить учащихся с частями растений и их назначением; изучить последовательность развития растения.

Планируемый результат. Дети учатся: различать части растений, объяснять назначение каждой его части.

Умения, характеризующие достижение этого результата: узнавать по рисункам фотографиям части растений; различать их характерные особенности и назначение; выдвигать гипотезы; организовывать информацию; устанавливать последовательность.

Ход урока

  1. Мотивация. Использование приёма загадки. На доске плакат с окошками.

         

- Что нарисовано на первой и последней картинках? (семена гороха)

- Между ними 5 окошек. Что за ними спрятано? (Дети высказывают предположения, которые кратко фиксируются на доске).

Формулируется проблема. (дети предполагают, что спрятана какая-то последовательность)

- Итак, мы не можем сразу определить точно все звенья этой последовательности. Что делать? Что нам нужно узнать?

Формулируется вопрос: Из каких звеньев состоит данная последовательность?

- Цель нашего исследования: изучить материалы о жизни растений, чтобы определить последовательность их роста.

2. Исследование в малых группах. Каждая группа получает текстовый материал, иллюстративный о той или иной части растения, лист с заданием (дети продумывают план работы, план ответа может предложить учитель).

3.Обмен информацией

Группы обмениваются информацией, показывают зафиксированный на листе бумаги найденный материал.

4.Организация информации

- Давайте наведём порядок в найденной информации. Каким образом можно расположить найденные факты?

5.Связывание информации, обобщение.

- Что у нас получилось? Что это за последовательность и что она показывает?

(Выслушиваются ответы детей). Формулируется обобщение: в процессе роста растения можно наблюдать определённую последовательность появления разных его частей.

6.Подведение итогов. Дом. задание: нарисовать растение и отметить его части.

На этом этапе возвращаемся к загадке, с которой начался  урок, и ответить на вопрос.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что систематическое применение уроков-исследований обеспечивает развитие универсальных познавательных действий и приобретение важных исследовательских умений младших школьников, в ходе которых они учатся: ставить исследовательские вопросы; формулировать проблемы; выдвигать гипотезы; составлять план работы; вести наблюдения; планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; выделять существенную информацию из разных источников; организовывать (систематизировать) информацию; представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.д.).

Список литературы

  1. Планируемые результаты начального общего образования/  под ред. Г. С, Ковалёвой, О. Б. Логиновой - М.: Просвещение, 2009.
  2. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Приоритетным в процессе развития и социализации младших школьников является воспитание  нравственных качеств личности. Поэтому на базе МБОУ-лицей №10 города Белгорода разработана и внедряется в ж...

Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования

Формирование УУД при обучении грамоте и письму в первом классе.Презентация....

Статья "Подходы к реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования"

Статья раскрывает основные подходы и способы разработки программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в условиях  введения  ФГОС ...

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)

Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...

презентация к статье "Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов".

презентация к статье "Преемственность урочной и внеурочной деятельности как единая система достижения планируемых результатов"....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ по математике при переходе со ступени начального общего образования на ступень основного общего образования

Цель предлагаемого образовательного проекта «Образовательный минимум для начальной школы» – обеспечение освоения всеми учащимися начальных классов минимального объема теоретиче...

Игровая технология как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС начального общего образования

В данной разработке представлены различные типы игр на уроках иностранного языка в начальной школе в зависимости от формируемого вида речевой деятельности....