Образовательный проект
проект на тему

Образовательный проект

«Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся через использование опорных схем на уроках в начальной школе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_khertek_a.m.pptx94.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образовательный проект « Формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся через использование опорных схем на уроках в начальной школе » Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хемчикская средняя общеобразовательная школа м униципального района «Бай- Тайгинский кожуун Республики Тыва» Составитель : учитель начальных классов I квалификационной категории Хертек А.М. с. Хемчик , 2015 г.

Слайд 2

Одной из перспективных задач нашего общества является воспитание активной творческой личности, способной действовать самостоятельно в различных сферах человеческой деятельности. Источником активизации учебной деятельности учащихся является познавательная потребность, обладающая следующими характеристиками: - Познавательная потребность, под которой понимается потребность в новой информации. - Постоянная «не насыщенность», которую следует рассматривать как черту познавательной потребности. Познавательная потребность независима от задач приспособления к конкретной ситуации и направлена, прежде всего, на сам процесс познания. Сущность познавательной активности заключается в умении обучаемого ориентироваться в проблемной ситуации, в способности корректно формулировать возникшую задачу, найти конкретный подход к ее решению. Движущей силой при этом является преподаватель – как внешняя сторона – потребность, интерес – как внутренняя сторона.

Слайд 3

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Но при этом учитель должен быть озабочен не только развитием интеллектуальной сферы каждого ребенка, но и развитием личностных качеств ребенка, составляющих основу его отношения к учебе и способности самоорганизации. Поэтому основную задачу учитель должен видеть не в принуждении учащихся к учебе, а в развитии у них побуждений в виде познавательных интересов и потребностей, а также волевое стремление преодолевать трудности учебной работы.

Слайд 4

Перестройка школьного обучения, изменение его содержания ставят сегодня перед учителем ряд серьезных задач. Одна из них – как органично сочетать традиционные и новые приемы и формы работы на уроке, чтобы охранить у школьников интерес к изучению предметов начальной школы, развивать познавательную деятельность, повышать качество знаний. В своей практике я решаю эти задачи с помощью опорных схем. Сущность применения опорных схем в этом процессе состоит в том, что оно ускоряет развитие интеллектуально-волевых качеств школьника. Главная задача применения опорных схем на уроках заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и в осуществлении на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение.

Слайд 5

Включать каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – помогают достичь этой цели опорные схемы. Схема – опора, опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Опорные схемы – это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Ни один из них не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазубривания правил и формулировок. Они усваивают их осмысленно: составляют правило по данной схеме-опоре, выполняя практическое задание.

Слайд 6

Новизна Она видится, прежде всего, в наборе четко алгоритмизированных дидактических знаков, схем, таблиц , карточек и так далее, которые выполняют, по мнению автора данной методики, опорную функцию в организации учения и в управлении мышлением учащихся. В этом главное , но не единственное положительное значение опыта. Успех опорных сигналов как методических приемов обусловлен тем, что они выражают все аспекты сложной категории способов обучения: логико-гностический , источниковый , психологический, управленческий. С помощью методики С.Н. Лысенковой учитель, чувствуя трудности детей в переходе от чувственно-наглядного восприятия к абстрактно-логическому , обеспечивает преодоление этих трудностей системой условных знаков , схематических моделей, которые помогают учащимся овладевать мыслительными приемами . На уроках используются возможности опорных схем в целях индивидуализации обучения, дифференцирования заданий каждому ученику, в развитии самостоятельности при решении познавательных задач .

Слайд 7

Актуальность На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. Изобилие различного рода «подсказок» тормозит как речевое развитие, так и грамотность школьника и далее не развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения. Трудно добиться результатов, если школьники не активны на уроках. Следовательно, у них пропадает мотивация к изучению предмета, что ведёт к снижению качества знаний. Как помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала и способствовать быстрому его запоминанию, осмысленному и более прочному? Как заставить их мыслить, рассуждать, сопоставлять и, более того, самостоятельно делать определённые выводы ? Использование на уроке схем и таблиц помогает решить эти проблемы, помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать их деятельность, сформировать умение использовать теоретические сведения в практике. Это актуально и потому, что по программе ФГОC ученик должен научиться создавать и преобразовывать модели и схемы, понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы.

Слайд 8

Гипотезой данного проекта является то, что систематическое использование опорных сигналов в процессе обучения будет способствовать качественному усвоению учебного материала и формированию активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся .

Слайд 9

Целью своей работы вижу создание условий, способствующих повышению качества обучения младших школьников. Использование схем и таблиц на уроках в начальных классах активизирует познавательную деятельность учеников и развивает их мышление, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. Задачи • Активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к предмету. • Формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной. • Развитие умений увидеть большую тему в целостном виде. • Повышение интереса к изучаемому материалу. Объект: Анализ применения схем на уроках в начальной школе. Предмет Система использования на уроках наглядности в виде схем и таблиц. Основные методы Наблюдение, беседа.

Слайд 10

Все педагоги знают, что главным принципом обучения в начальной школе является принцип наглядности В соответствии с этим, основным методом преподавания в начальных классах стал остается метод использования опорных схем, алгоритмов. Это помогает наглядно показать детям значимость точного использования всех структурных единиц русского языка, чтобы быть понятным окружающим, овладеть языковой компетенцией. Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры. Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Ускоренное изучение теоретического материала по всем учебным предметам дает значительную экономию учебного времени, снимает с повестки дня проблемы перегрузки и низкой успеваемости учащихся. Опорные схемы обеспечивают успешную работу всех, без исключения, детей в условиях реально осуществленного принципа равных возможностей и доступности обучения

Слайд 11

Познавательная работа во взаимосвязи опорных схем и обязательного учебно-программного материала открывает широкие возможности для развития у учащихся не только мышления и памяти, но и всех компонентов психики подрастающего человека в ходе обогащения его научными знаниями, умениями и навыками, создавая тем самым необходимые условия для развития своих способностей, для удовлетворения своего познавательного интереса, умения самостоятельно добывать себе знания, быть готовым к волевому усилию в целях преодоления препятствий в процессе учебной деятельности, получения удовлетворения от учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-образовательный проект в 1 классе_Сказочная страна К.И. Чуковского

Предлагаемый учебный проект проводится в течении 2 и 3 четверти в 1 классе, реализуется в урочное и внеурочное время. Задачи:1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, прививать любо...

Литературно - образовательный проект "Мастер слова" ( по творчеству С.Я. Маршака)

Задачи данного проекта:   Создание условий для развития детской любознательности, познавательной активности и инициативности Формирование навыков осознанного чтения Формирование навыков при...

Образовательный проект "Единство цифры и числа"

Доклад + презентация.Целью исследования проекта явилось разработка методики развивающего обучения при изучении математики в начальной школе.  ...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации

Индивидуальный образовательный проект для для реализации инициатив, связанных с эффективностью работы образовательной организации...