Статья "Зависимость младших школьников от компьюрных игр".
статья на тему

Масловская Анастасия Сергеевна

С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети. Я решила проверить каково положение в нашей школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция: Зависимость младших школьников от компьюрных игр.

Проживая в ярких пикселях экрана,
Стремясь быть лучше всех в игре,
Он возвышался над нирваной,
Мечтая королём быть в конуре.

    А Вы когда-нибудь задумывались о том, что игра в компьютерную игру может привести к серьезному заболеванию?

  С развитием компьютерных технологии и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети. Я решила проверить каково положение в нашей школе.

Моя гипотеза: в нашей школе большое количество детей имеющих «синдром зависимости» от компьютерных  игр.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Классификация компьютерных игр по жанрам

Развивающие игры

  • Это компьютерные игры,  предназначенные для формирования и развития у детей общих умственных способностей, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в компьютерной игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития.

                                                Обучающие игры

  • Это игровые программы дидактического типа в которых в игровой форме предлагается решить одну ил несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и слогоообразованию, письму через чтение и чтению через письмо,  родному и иностранным языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

 

                                                   

                                   3D – Action Экшен (Стрелялки)

Кратко девиз данных игр можно выразить следующими словами: «убей их всех».

Они развивают моторные функции, но не познавательные, при этом оказывают отрицательное влияние в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. Травмируют психику ребенка.

Игры- Симуляторы

      Сюжет игры-симулятора предполагает воспроизведение в игровой ситуации действий из реальной жизни. Различные варианты гонок, управление самолетом, кораблями и т. д. относятся к наиболее известным симуляторам.

 

Классификация по количеству игроков

Одиночные - рассчитаны на игру в одиночку, против компьютера.

Многопользовательские - рассчитаны на игру нескольких человек (обычно до 32) по локальной сети, модему или Интернету.

Многопользовательские на одном компьютере: на современных персональных компьютерах бывают редко, однако часто встречаются на старых ПК и приставках. Hot seat хот сит— игра по очереди на одном компьютере. В режиме splitscreen сплитскрин экран делится на части (обычно две, бывает четыре), каждый из игроков играет на своей части.

Многопользовательские оффлайн-игры: некоторые жанры (спортивные менеджеры, пошаговые стратегии и т. д.) могут работать в таком формате: игроки делают ходы и отсылают результат через веб или электронную почту. Независимо от метода связи (электронная почта, веб)

                                        Как правильно играть?

- Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки – игра
длится 9 минут.
- Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки - это полчаса в день.
- После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры.
Необходим контроль со стороны взрослого, для того, чтобы игра имела действительно обучающее или развивающее действие.

Причины формирования зависимости от компьютерных игр у учащихся младшего школьного возраста.

  1. Жажда приключений (которые ребенок может получить в различных компьютерных играх).
  2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.
  3. Безнадзорность (т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка).
  4. Ссоры между родителями или лицами их заменяющими.
  5. Жестокое обращение родителей к ребенку.
  6. Ребенка не устраивает образ жизни родителей.
  7. Завышенная или заниженная самооценка ребенка.
  8. Физическое и эмоционально-психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ДЕТЕЙ

Компьютерная игра – это весьма эффективный способ познавательной деятельности. В процессе игры удовлетворяется неосознаваемая познавательная потребность, вследствие чего ребёнок получает удовольствие.

                           Компьютерные игры  развивают:
-скорость реакции, мелкую моторику рук;
-визуальное восприятие объектов, память и внимание;
-логическое мышление, зрительно-моторную координацию.

                         
 Компьютерные игры учат ребенка:
-классифицировать и обобщать;
-аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
-добиваться своей цели;
-совершенствовать интеллектуальные навыки.

НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ШКОЛЬНИКОВ.

    С каждым прорывом в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «компьютерными фанатами» или «геймерами» (от английского слова «game» гейм -игра). Основной деятельностью этих людей является игра на компьютере, они мало общаются с другими людьми – это явление известно специалистам под названием «лудомания».

Лудомания – патологическое пристрастие к азартным играм, которое в соответствии с современной квалификацией болезней считается психическим расстройством, требующим лечения. Появление таких неизвестных ранее зависимостей, как компьютерная зависимость, Интернет - зависимость и игромания, связано с бурным внедрением в жизнь человека мультимедийных технологий. В результате длительного взаимодействия с компьютерными виртуальными программами и играми происходит поражение психики человека и   подавление    его   сознания. Решая увлекательные задачи, поставленные авторами игры, ребёнок в ажиотаже проводит за компьютером много часов и не замечает, как смертельно он устал.  В конце концов, попадает в полубредовое состояние и уже мало отличает виртуальный мир от мира, в котором живёт физически – душа его ушла в компьютер. В этом трансе он, наконец, бессильно отваливается от монитора и заваливается в полусон-полубред. Как правило, ему снится, что он все ещё играет. Игрок просыпается разбитый, с больной головой, в уверенности, что всё то время он играл, и с единственным желанием возобновить игру.

Клинические симптомы во многом схожи с характерными для наркомана.

По мнению исследователей, механизм формирования игровой зависимости основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли.

Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность ученика в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении ученика избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра – это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуациях, в которых школьник никогда не был в реальности. Это доступный способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет учебы, и т.д. В этом смысле можно сказать, что ролевые игры служат средством снятия стрессов, снижения уровня депрессии, т.е. своего рода терапевтическим методом. На практике же, ученики обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. Для работы с учащимися я решила взять тест определения зависимости от компьютерных игр из книги «Другие наркотики, или Homo Addictus Хомо Эдиктас»  Автор: Андрей  Владимирович Котляров. Именно этот тест используют для постановки диагноза "Игровая наркомания. Достоверность теста, как утверждает  Андрей Владимирович Котляров,  подтверждена многократным использованием в практической деятельности.
  2. Я провела опрос о том, сколько времени в день школьники проводят за игрой в компьютерные игры.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСОВ

        Всего было опрошено 71 человек.

1 классы – 13 человек

2 классы – 20 человек

3 классы – 21 человек

4 классы – 17 человек

№ класса

Количество опрошенных

Среднее количество часов проводимых в игре

Среднее количество часов проводимых за компьютером

1 класс

13

1,5

1,5

2 класс

20

2

2

3 класс

21

2,5

3

4 класс

17

3

4,2

                                                     Выводы.

        1. На основании проведенного теста я пришла к выводу, что в нашей школе довольно большое количество учащихся имеющих высокую вероятность зависимости от компьютерных игр, причем у 2-4  классов число учащихся имеющих высокую вероятность зависимости.

     2. Результаты опроса, о количестве часов проводимым за компьютером и компьютерными играми, дали мне следующие результаты:

в 1-2 классе время проводимое учащимися за компьютером в среднем не велико (учащиеся объясняют влиянием на этот факт родителей) и почти все это время они играют в компьютерные игры;

        в 3-4 классах (вероятно контроль родителей уменьшается) учащиеся проводят довольно много времени за компьютером, но игровое время у них не занимает уже всего времени за компьютером, школьники часть времени проводят при подготовке домашнего задания

В результате анализа результатов моей работы я могу сделать вывод о том, что количество учащихся, имеющих «синдром зависимости» от компьютерных игр  большое,  моя гипотеза подтвердилась.

            И на основании моих исследований, я решила, как можно больше заинтересовывать детей своего класса в различных видах  деятельности, которые направлены на развитие творческих способностей




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...