программа по этике
рабочая программа (2 класс) на тему

Тимина Елена Владиславовна

Программа учебного курса “Этика и этикет” предназначена для занятий во втором – третьем  классе.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_etike.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа учебного курса “Этика и этикет” предназначена для занятий во втором – третьем  классе.

Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.

Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.

В настоящее время, когда общество испытывает острую нужду в таких нравственных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность, возникла острая необходимость проведения в рамках внеурочной деятельности для учащихся начальной школы уроков нравственности и этикета.

Целью данной программы является  развитие в каждом ребенке таких социально-значимых качеств личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.  

В задачи обучения входит:

1.формирование у учащихся 2 -3  класса патриотических чувств, осознания ими необходимости ведения здорового образа жизни;

2. формирование потребности нравственного поведения;

3. формирование умения правильно ориентироваться в современной жизни;

4. формирование понимания учащимися необходимости быть порядочными людьми, что предполагает следование общечеловеческим ценностям и благородным идеалам.

5. способствовать формированию навыков поведения в обществе,

6. способствовать воспитанию чувства коллективизма,

7. способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;

8.способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.

Формы проведения занятий:

  1. беседа;
  2. сюжетно-ролевая игра;
  3. игра-спор;
  4. подвижная игра;
  5. учебная игра;
  6. конкурс;
  7. праздник.

 

Техническое оснащение и наглядные пособия:

  1. компьютер;
  2. проектор;
  3. экран;
  4. памятки для каждого ученика;
  5. художественные рисунки и иллюстрации;
  6. настольные игры;
  7. книги со сказками.

Программа включает в себя общие для каждого класса циклы: «Я и мое место на земле», « В мире вежливых слов», «Я, ты, мы», «Мое, твое, наше»,  «Прекрасный мир вокруг нас», «В здоровом теле – здоровый дух». Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности. В конце программы для каждого класса перечислены основные знания и навыки, которыми должны овладеть учащиеся.

Какими,  знаниями и навыки должны овладеть учащиеся

к концу учебного года.

Дети должны знать:

  1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
  2.  Правила вежливости и красивых манер.
  3. Что означает толерантность.
  4. О правилах сотрудничества в классе.
  5. Правила гигиены, правильного питания.
  6. Заповеди.

Должны уметь:

  1. Уважать себя и верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право за другими.
  2. Соблюдать этикет, вести себя достойно в общественных местах.
  3. Быть доброжелательными.
  4. Соблюдать заповеди.
  5. Придерживаться режима дня и питания, уметь организовать свой труд дома.

Структура урока определяется поставленной целью и подобранным материалом.

Однако выделяются обязательные этапы:                        

 1) введение в тему урока (вступительное слово учителя или вопросы учителя к детям с последующим обобщением ответов; работа с материалом, подготовленным детьми дома);

2) основная часть урока (включает беседу по произведению);

3) итог урока. Итог урока предлагается подвести самим детям, отвечая        

на вопрос учителя каждый день. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а учащимся – проявить самостоятельность в оценке и  определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформулирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний.                                                        

      Отдельные занятия предполагают выполнение домашних заданий, цель которых – использовать полученную детьми информацию в практической деятельности или подготовить материал для следующей темы. На уроках используются и другие формы, и виды деятельности: педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий. Работа на уроках этики опирается также на знания, получаемые на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, математики.  

 Период обучения в первом и втором классе основан на базовых знаниях об этикете, этике межличностных, внутриколлективных и внутрисемейных отношений. Дети вводятся в ситуации самопознания, поиска своего места в мире и приобщения к миру.  

Количество часов: 96 часов

  1. Раздел: Я и моё место на Земле.(16)

Тема:  Диагностика. Анкетирование 1

 Тема: Азбука этики как предмет. 1

Тема: Что такое этикет и для чего он нужен? 1

Тема: Что такое этика?1

Тема: Этикетные ситуации.1

Тема: Общение в жизни человека. В.Осеев «Волшебное слово».1

Тема: Знаешь ли ты себя?1

Тема: Кто я? Какой я? 2

Тема: Практикум  «Погружение в мир своего Я».1

Тема: Тестирование «Каков Я на самом деле».1

Тема: С кем я живу на этой Земле?2

Тема: Будем знакомы, будем друзьями! 1

Тема: Какой мы коллектив. 2

Сотрудничество в классе. Л.Н.Толстой «Детство».

  1. Раздел: В мире вежливых слов.(15)

Тема: Вежливость на каждый день.1

Тема: Как мы приветствуем друг друга?1

Тема: Разрешите обратиться.1

Тема: Этикет на уроке.1

Тема: Мне позвонил телефон, кто говорит?1

Тема: Телефонный этикет.1

Тема: Путешествие в страну невежд.1

Тема: Правила поведения на улице.1

Тема: Мы живем по правилам: поведение и общение в классе.1

Тема: Правила поведение в общественных местах. 2

Тема: «Еже ли вы вежливы» (поведение в семье). 1

 Тема: Вы пришли в гости.1  

Тема:  Приветствие и прощание.1  

Тема: В. Масс, М.Чурвинский «Друзья, вот вам на всякий случай, стихи о школьнике одном».1

  1. Раздел: Я, ты, мы.(17)

Тема: Заповеди - нравственные законы для всех.1

Тема: Здравствуйте, это мы! 1

Тема: Уважай своё время и время других.1

Тема: Учимся говорить. 1

Тема: Умеете ли вы спорить?1

Тема: Культура общения в семье.1

Тема: Семья. Обязанности дома.1

Тема: Что такое «дружба»?1

Тема: Дружбой нужно дорожить.2

Тема: Девочки, мальчики.1

Тема: Моя семья - мое богатство.1

 Тема: Моя семья и я. О.Уальд «Мальчик звезда»1

 Тема: Я в моей семье.1

Тема: Праздник «Для любимых мам».1

Тема: Праздники в семье. 1

Тема: Международный день семьи.1

4. Раздел: Моё, твоё, наше.(17)

Тема: Я думаю так…(о добре и зле)1

Тема: Что такое «счастье»? 1

Тема: Что я люблю.1

Тема: Доброта начинается с детства.1

Тема: Один за всех, и все за одного!1

Тема: Улыбка, в чем ее секрет?1

Тема: Надо и нельзя. 1

Тема: Мои и твои обязанности. 1

Тема: Обязанности ученика.1

Тема: Мои и твои вещи. 1

Тема: Книги в моей жизни. Поступки героев.2

Тема:  Праздничный этикет. 1

Тема: День рождения только раз в году!1

Тема: К вам пришли гости. Пригласи и развлеки.1

Тема: Вы пришли в гости. Правила дарения.2

5.   Раздел: Прекрасный мир вокруг нас. (13)

Тема: Люди и животные.3

Тема: Позаботимся о братьях наших меньших. Подкармливаем птиц зимой.1

Тема: Люди и растения.  3

 Тема: Земля – наш дом. 2

Тема: Спасаем нашу Землю. 1

Тема: С Чего начинается Родина?1

Тема: Охранять природу – значит охранять Родину.2

6 Раздел:  В здоровом теле – здоровый дух.  (18)

Тема: Я выбираю здоровье. 1

Тема: Здоровый образ жизни.1

Тема: Что значит быть здоровым?1

Тема: Разучивание настольных игр. 3

Тема: Режим дня. 1

Тема: Здоровый сон.1

Тема: Золотые правила питания. Полезные продукты. 1

Тема: Правила закаливания. 1

Тема: Разучивание подвижных игр на свежем воздухе. 4

Тема: Поговорим о гигиене.  «Надо, надо умываться по утрам и вечерам». 2

 Тема: Всемирный день здоровья. 1

Тема: Итоговая диагностика. Анкетирование. Что нужно, чтобы быть                здоровым? 2

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Этика и психология отношений"

Программа кружка и тематическое планирование...

Программа по этике

Рабочая программа по этике...

Программа по этико-правовому воспитанию "Правовой эрудит"

Программа направлена на обучение правилам общения, умению жить среди людей, быть достойным гражданином своего государства, осознанию своих прав и прав других людей....

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс.

Рабочая программа составлена на основе программы с учётом  нового государственного стандарта 2009 года, из расчёта 1 час в неделю. Адресована учащимся 4 классов....

Рабочая программа. Светская этика. 4 класс. Шемшурина

       Рабочая программа к учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса  разработана на основе:Федерального   государственного об...

конспект занятия по образовательной программе "Азбука этики"

Тема учебного занятия: Правила поведения в общественных местах.Цель - формирование у учащихся культуры поведения в общественных местах и культуры общения....

рабочая программа по этике (27,11,15)

рабочая программа по этике. 9 класс (зпр)...