Самоанализ
статья на тему

Маркова Анна Валерьевна

В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который  должен обязательно реализоваться. Поэтому  мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

  Поэтому моя позиция по отношению к ребенку  как к соратнику, союзнику, соавтору, принимающего и дающего, имеющего  право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 2.Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности

2.1.Введение

«Уча других, мы учимся сами»

Сенека Л. А,

римский философ

    Основная  цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. В Федеральном образовательном стандарте в качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни, и разрабатывался новый образовательный стандарт. Основная миссия современного  образования состоит в обеспечении условий для самоопределения и самореализации личности.

Цель МОУ «Татауровская СОШ»: «Каждому ученику не только базовое образование, но и базовую культуру». Поэтому свою работу строю в соответствии с целью школы, с ее  образовательной программой, основная цель которой - это создание образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.  А так же программой развития школы «Татауровская школа - расписание твоего успеха», что предполагает сохранение единого образовательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования (развитие по возрастным ступеням начиная с «предшкольного» образования и заканчивая ступенью старшего школьного возраста).

В каждом ребенке скрыт неизвестный нам потенциал, который  должен обязательно реализоваться. Поэтому  мой педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

        Поэтому моя позиция по отношению к ребенку  как к соратнику, союзнику, соавтору, принимающего и дающего, имеющего  право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

2.2. Цель и задачи профессиональной деятельности

Введение образовательного стандарта  второго поколения  предопределяет перенос акцента в образовании с изучения на обеспечение развития универсальных учебных действий средствами основ наук.

Формирование универсальных учебных действий  является приоритетной целью современного образования. Особая роль в формировании УУД отводится периоду начального образования. Полученный  в этот период опыт во многом определяет успешность учебной деятельности личности в течение всей последующей жизни.

От начальной ступени и до высшего звена образование должно преследовать главную цель – дать не только знания, но и воспитать в человеке целеустремленность, научить его добывать информацию, развить стремление к самопознанию и множество других важных качеств, т.е. все усилия направить на то, чтобы научить детей учиться.

 Таким образом, целью моей работы является: создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с его возможностями и требованиями ФГОС начального общего образования.

Для достижения  поставленной цели необходимо  выполнение ряда задач:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

    - готовность и способность учащихся к саморазвитию;

    - формирование мотивации  к обучению и познанию;

    - осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов учащихся:

    - освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

    - освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

2.3. Анализ и оценка условий профессиональной деятельности

 Осуществлению вышеперечисленных целей и задач способствуют следующие условия профессиональной деятельности:

  • материально-техническая база

В кабинете имеется учебная мебель, интерактивная доска, компьютер, учебно–методическая и информационно-справочная  литература, имеются обучающие диски по предметам, раздаточный  и дидактический материал,  олимпиадные задания, контрольно-измерительные материалы.

Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими дисками по предметам, раздаточным  материалом, методической литературой. По  каждому предмету сформированы папки для накопления различного наглядного,  дидактического материала и раздаточного материала, олимпиадных заданий, контроля и учета знаний, контрольно-измерительных материалов (приложение 1).

  • информационное обеспечение:

В кабинете собрана и пополняется библиотека для учеников и учителя из учебно – методической литературы, словарей, справочников, энциклопедий и т.д. Справочные пособия и комплекты таблиц позволяют осуществлять самостоятельную деятельность учащихся. Собраны  мультимедийные обучающие  программы и электронные учебники: Электронное приложение учебнику Горецкого В.Г. и др. «Азбука», к учебнику М.И. Моро Математика 1-4 класс, к учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир 1-4 класс, к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого Русский язык 2-4 класс, аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой Литературное чтение 2-4 класс,  Начальная школа. Математика. 2 кл.: Тренажер к учебнику М.И. Моро,  мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия», Игры и задачи, 1–4 классы, развитие речи «Учимся говорить правильно»        

       Для повышения качества обучения  самостоятельно  разрабатываю мультимедийные презентации к урокам,  подбираю видео- и  аудио-сопровождение к урокам окружающего мира и литературного чтения,  формируется банк КИМов, опираясь на материалы сайтов: http://edu.ru/, www.openclass.ru, www.rosolymp.ru, www.uroki.ru, www.megatest.ru, http://viki.rdf.ru/, www.nsportal.ru,  http://pedsovet.su

Использование электронных пособий стало неотъемлемой частью деятельности всех участников педагогического процесса в школе.

  • методическое обеспечение:

Учебный процесс обучения в начальной школе обеспечен современной учебно-методической литературой, включающей необходимое учебно-методическое обеспечение для учителя (нормативно-правовая документация, программа УМК, методические рекомендации для учителя), учебники нового поколения для школьников. Разработаны рабочие программы по всем предметам (приложение 2).

В настоящее время я работаю по УМК «Школа России». Прилагаю перечень используемых учебников по годам:

2010 – 2011; 2011 – 2012 уч. годы   

 - обучение по программе развивающего обучения по системе Л.В.Занкова

Русский язык

учебник для начальной школы, автор А.В.Полякова, М.:; Просвещение,  2008 г.

Математика

учебник для начальной школы, авторы: И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон,  Л.С.Итина  ; Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров»  2008г.

Литературное чтение

учебник для начальной школы, автор В.Ю.Свиридова, Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008г

2012 -2013; 2013-2014; 2014 -2015 уч. годы

– обучение по программе традиционного обучения «Школа России»

Русский язык

учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, авторы: В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.; Просвещение.

Учебники закладывают прочные основы языкового образования и грамотного письма, способствуют развитию мышления и речи детей. Большое внимание уделяется нравственному развитию младших школьников. Комплект "Русский язык" создает все предпосылки для дальнейшего успешного обучения школьников родному языку.

Математика

учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе, авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бильтюкова и др;  М.; Просвещение

Учебник содержит материал для разного уровня развития и подготовленности детей, но среди учителей, занимающихся по этому учебнику существует мнение, что мало задач на отработку одного вида, тренировки их решения, учебник дополняем всевозможными пособиями, включающими и задачи, и виды примеров. Я бы добавила в учебник страницы с задачами для самостоятельного выполнения, и типовые задания для отработки различных умений и навыков, чтобы они были понятны и для ребёнка, и для родителей, которые хотели бы позаниматься дополнительно или вовремя болезни ребёнка.

Литературное чтение

учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложением на электронном носителе; авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Головаанова и др.; М.; Просвещение.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомит учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Окружающий мир

учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном  носителе автор: А.А. Плешаков; М.; Просвещение.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

УМК «Школа России» разработаны с учетом ФГОС нового поколения, каждое учебное пособие сопровождается электронным носителем.

Данные УМК является мощным потенциалом для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В нем реализуется возможность достижения личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих задачам современного образования, эффективно сочетаются лучшие традиции российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.

2.4.Анализ и оценка качества образовательного процесса

         Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Образовательная и воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Важна и роль социума, в котором функционирует школа.     

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. 

Изменения, происходящие  в современной социальной жизни, вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания.

Организация образовательной среды в учебном процессе обеспечивается системой

дидактических принципов:

принцип деятельности

заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений;

принцип непрерывности

означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;

принцип целостности

предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности);

принцип минимакса

заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта);

принцип психологической комфортности

предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

принцип вариативности

предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;

принцип творчества

означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Свои уроки моделирую в рамках современных образовательных  технологий: игровая, информационно-коммуникационная технологии, технологии уровневой дифференциации и творческого развития, проблемное обучение.

 По моему мнению, в процессе работы с младшими школьниками важно создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей. Поэтому на уроках я использую педагогические игры, которые отвечают всем требованиям возрастной психологии младшего школьника. В результате использования на уроках специальных игр, игровых приёмов и ситуаций у детей развивается и формируется логическое мышление, воспитывается коммуникативность, любовь и привычка к интеллектуальным занятиям. Обучение в игровой форме получается более интересным, занимательным и результативным.

  Применение ИКТ на различных уроках  позволяет развивать умение  учащихся ориентироваться в информационных потоках, способствует развитию информационной компетентности, увеличивает зрелищность и эмоциональность урока, делает изучаемый материал более увлекательным для ученика. По моим наблюдениям повышается продуктивность урока на 10-15%. Ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности, что способствует осознанному усвоению знаний.

           На своих уроках я постоянно использую ЦОР: «1С: Образование 4.Школа», «Математика. Измерение. Начальная школа» и созданные мною демонстрационные материалы, тренировочные тесты. Например: по окружающему миру  по темам: «Если ты пешеход», «Загадочные знаки на дороге», «Опасности, которые нас окружают», «Загадочный лес» и.т.д., по русскому языку - «Имя существительное в загадках», «В стране слов», «Слова – перевертыши», «Сбежавшая буква», по математике - «Задачки в стихах», «Деление с остатком», «Двузначные числа», тренировочные тесты на знание таблицы умножения. Уроки с ЦОР направлены на самостоятельное, целенаправленное активное восприятие учащимися нового материала, его осмысление и применение.

   Технология творческого развития позволяет организовать активную мыслеречевую деятельность,  самостоятельный поиск новых знаний и практических решений.  На уроках и во внеурочное время практикую приемы конструирования ситуаций и предметов. Создаем в совместной деятельности сборники стишков, рассказов, рисунков. Интересна ребятам работа с ненаучными вопросами, такими как: «О чем молчат рыбы?», «Где спит совесть?» и другие. Сформированность творческого развития достигается в процессе собственного анализа, синтеза, абстрагирования, установления законов, принципов деятельности.  

  Технология уровневой дифференциации способствует успешному выполнению каждым ребёнком задания, которое соответствует уровню развития учебно-познавательных способностей на данном этапе.   Учебный процесс строю с опорой на знания учащихся, что позволяет детям закрепить знаниевый уровень и продолжить пополнение знаний в учебной деятельности.  Использую карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-помощники, разноуровневые тесты, дифференцированные задания. Данная технология  позволяет направить учебный процесс на личностное становление каждого ученика. У детей формируется адекватная самооценка.  

За время педагогической работы сделала вывод о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу.

Поэтому в своей работе использую проектный метод обучения, в основе которого лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности. На уроках обучающиеся имеют возможность выбора вида деятельности. Результат работы представляют в виде мини-проекта. Это может быть: презентация, кроссворд, сказка, рисунок, опорная схема, статья и.т.д. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания и представляют их на обсуждение одноклассников (приложение 3).

Каждая из технологий построена на развитии способности учащихся проектировать предстоящую деятельность, быть её активным участником, помогает осваивать эффективные средства управления учебной деятельностью, развивает способность к сотрудничеству.

Развитие логического  и креативного мышления, формирование познавательного интереса и умения учиться  полно реализуются на нетрадиционных формах уроков: уроки путешествия, интегрированные уроки, урок-викторина, урок – игра, урок- КВН, урок-соревнование, деловые игры и другие (приложение 4).

Во время проведения урока для учёта индивидуальных потребностей обучающихся использую следующие формы работы:

- сочетание теории и практики на каждом уроке (урок делится на две части: первая часть обучение всех, вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа учеников и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками). Данная форма работы позволяет определить необходимый минимум для изучения материала данной темы, а также организовать индивидуальную и дифференцированную форму работы на уроке, предлагая учащимся новые формы заданий, постепенно усложняя их. Кроме того, эта форма входит как необходимый элемент здоровьесбережения ребенка;

- работа в малых группах (парах), в ходе, которой работу можно выполнять по нескольким траекториям: дифференцированные группы по уровню знаний, дифференцирование по интересам, группы для организации взаимопомощи одноклассников, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей (система «репетитор»). Такая форма работы помогает организации дифференциации обучающихся, а также развитию коллективизма, коммуникативных качеств;

- индивидуальная работа, где каждому обучающемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала к более сложному.

Предпочтение отдаю  самостоятельной работе обучающихся. Учитель выступает на уроке в роли консультанта, который при необходимости помогает ученикам, направляя их по нужной траектории. Ученик должен уметь самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, формировать умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря  формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Формы и методы обучения для формирования УУД

1. Для развития умения оценивать свою работу вместе с детьми  разрабатываем алгоритм оценивания своего задания. Обращаю внимание на развивающую ценность любого задания.  Не сравниваю детей между собой, а показываю достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. 

2. Стараюсь привлечь детей к открытию новых знаний. Мы вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. 

3. Обучая детей приемам работы в группах,  вместе с детьми исследуем, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируем учебные конфликты и находим совместно пути их решения. 

4. Большое внимание уделяю самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказываю, объясняя, что все учатся на ошибках. 

5. Включая детей в открытие новых знаний, через знакомство с разными источниками, используемыми для поиска информации, развивается память и логическое мышление детей

6. Стараюсь учить ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учу разными способами выражать свои мысли, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. 

7. Я  показываю и объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, уча детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учу оценивать и свою работу. 

8. Важно научить ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. 

9. Общаясь с детьми с позиции сотрудничества, показываю, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе,  активно включая каждого в учебный процесс, а также поощряя учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В нашей совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности. 

10. Учу детей планировать свою работу и свой досуг. 

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т. е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место.

Для формирования УУД используются игры:

Личностные

Игры: «Зеркало», «Без ложной скромности», «Волшебная корзина», «Что может рассказать обо мне мои ботинки, моя зубная щётка», «Я в лучах солнца», «Я подарок для человечества», «Гадалка», «Найди себя», «Волшебный стул», «Накачка уверенностью», «На мостике» «Профессии»  и многие другие.

знакомятся с различными составляющими своей личности и характера, происходит самоанализ   личности, формируется самооценка

Регулятивные

Игры:  «Ладошки», «Муха»,  «Два дела», «Статуя, замри», «Голова - Рамена», «Товарищи командиры», «Ветер и флюгеры», «Счет», «Ритм по кругу», «Да и нет не говори», «Найди ошибки» и другие.  

развитие навыков саморегуляции, произвольности в чередовании активности и статики, коммуникативные навыки, а также развитие устойчивости внимания, организация детей.

Познавательные

Игры: «предложение - рассказ», «Отгадай задуманное», «Снежный ком», «Летает  - не летает», «Съедобное - не съедобное», «Горячая картошка», «Украшаем слова», «Ищем сокровище»,  «Сложи картинку», «Поиск клада», «Маршрутный лист», «Угадай слово», «Бывает-не бывает», «Мультфильм», «Неподвижная картина», «Шпионы» и другие.

на развитие мышления: на умение обобщать, выделять существенное, анализировать свойства предметов.

Коммуникативные

«Паутинка», «Туристы и скалы», «Ассоциации», «Инопланетяне», «Наследство», «Необитаемый остров», «Интервью», «Рукавички», «Разговор через стекло»,  «Отгадай, о ком говорим», и другие.  

развитие навыков общения, снятие напряжения, сплочение коллектива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ воспитательной работы в начальных классах

В помощь классному руководителю при составлении самоанализавоспитательной работы в начальных классах....

Анализ и самоанализ урока, внеклассного мероприятия

Примерные схемы анализа и самоанализа урока, внеклассного мероприятия....

Самоанализ урока, проведенного на конкурсе "Учитель года"

Урок "Водоемы родного края", проведен в рамках конкурса "Учитель года - 2008". К нему составлен самоанализ, который будет полезен учителям начальных классов. Авторами являются как ...

Самоанализ на 1 категорию

Самоанализ педагогической деятельности на 1 категорию учителя начальных классов...

Самоанализ учителя начальных классов

Самоанализ работы учителя начальных классов...