Использование краеведческих знаний в содержание предметов начальной школы
статья (3 класс) на тему

Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_kraevedeniyu.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование краеведческих знаний

в содержание предметов начальной школы.

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения:

- потеря интереса к учению, низкий уровень познавательного и читательского интереса;

-низкий уровень толерантности, отсутствие умения учащихся и их родителей общаться друг с другом;

- отсутствие навыков самостоятельной и исследовательской работы;

- равнодушное отношение детей и взрослых к народной и собственной национальной культуре, пренебрежение к изучению краеведения Якутии.

Психологи практически единодушны в том, что младший школьный возраст сенситивен для преодоления всех этих затруднений, поскольку свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, а результаты развития обычно обнаруживаются значительно позже.

Исследования показывают, что каким бы хорошим не был учитель, он один обеспечить полноценное личностное развитие младших школьников не может. Для этого необходимо организовывать взаимодействие с семьями обучающихся, между собой в процессе учебной деятельности; дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы,  эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера.

Кроме того, через специально организованную работу родителей с детьми в помощь учителю возможно эффективное повышение культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей, педагогической и психологической компетенции родителей.

Психолог Л.С. Выготский  отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте через интегрированное обучение. Интеграция помогает сформировать у ребёнка представления о целостной картине мира. Интегрированные уроки  выступают не как простое объединение учебных предметов, а как создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов (воспитательных целей, содержания учебной и краеведческой информации, видов деятельности учащихся), а затем приспособление и объединение их в не существовавший ранее монолит особого качества.

Особое место в ходе проведения интегрированных уроков  уделяется включению учащихся в творческую деятельность. Именно в такой деятельности формируются такие наиболее значимые интеллектуальные и социально-личностные компетенции: анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы, видеть разные функции одного и того же объекта, устанавливать связи данного объекта с другими, выделять в них существенные признаки, сравнивать и классифицировать объекты, обобщать наблюдаемые явления, переносить известные способы деятельности в другие условия и др.

Современная сфера образования переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации и сохраняющий в процессе деятельности целостность гражданского общества и правового государства.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,  Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся , Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников содержат теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника и  ориентируют на:

–        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств и этического сознания;

– воспитание  трудолюбия,    творческого   отношения к учению, труду, жизни;

– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

– воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Система базовых национальных ценностей должна получить свое относительное завершение в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения выпускника школы .

В своем выступлении я продемонстрирую, как на основе системы дидактических принципов гуманистического воспитания, построенной  на основе системно-деятельностного подхода  интегрируется в урок система краеведческих знаний:

 Принцип деятельности – заключается в том, что ученик не пассивно усваивает готовые, пусть даже и «правильные», общекультурные нормы ценностей, а добывает их сам в процессе собственной деятельности под руководством учителя, активно участвует в их совершенствовании.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами воспитательного процесса на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития

 Принцип минимакса – школа должна предложить каждому ученику возможность освоения культурных нравственных и морально-этических норм на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом их усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственных правовых норм).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стресс образующих факторов воспитательного процесса на основе реализации идей педагогики сотрудничества, создание в коллективе атмосферы товарищества, доброжелательного уважительного отношения к личности и индивидуальности каждого учащегося, признание за ним права на собственную точку зрения, позицию, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает выращивание личности, способной к самостоятельному выбору и адекватному принятию решений в ситуациях выбора, умеющей противостоять внешнему давлению и отстаивать свою позицию, но в то же время способной понять и принять альтернативную точку зрения, если она аргументирована общепринятыми культурными нормами морали и нравственности.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в воспитательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта социальной активности, практической реализации социально-значимых проектов, созданных детьми.

Анализируя учебные программы, легко заметить, что все они обеспечивают возможности эффективного процесса интеграции в УВР национально- регионального компонента Якутии, потому что этот процесс посредством синтеза объединяет в систему разобщенные элементы, которые обладают важнейшим свойством – целостностью.

Краеведение является эффективным средством, способствующим формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России.

Через краеведческую направленность происходит расширение и  углубление содержания образования и воспитания младших школьников,  границ их познавательной и исследовательской активности.

Традиционно на уроках внеклассного чтения используется чтение сказок, 
мифов, легенд народов, традиционно проживающих на территории Якутии; 
дополнительной литературы на темы краеведения.

Уроки  технологии дают возможность работы с природным материалом при 
создании композиций, аппликаций и объемных поделок «Мы живем в лесном краю»; лепки, вышивки («Устройство и предметы быта народов, проживающих  в Якутии», изготовление полотенца, используя якутский орнамент.  Шитье одежды  для куколы в народном стиле.).

Решение задач на уроках математике , включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор учащихся . 
Материал для составления задач может быть получен не только из 
краеведческой литературы, но и самими учащимися при изучении объектов 
природы во время экскурсий.

1. Задачи по математике на краеведческом материале

  • В 1987 году был построен автомобильный мост, соединивший правый и левый берега города. Сколько ему сейчас лет?
  • Через 11 лет, рядом с автомобильным мостом, был построен железнодорожный мост через реку Алдан. В каком году был построен мост?
  • Сколько лет исполняется Томмоту в этом году, если он был основан в1925г.?

На уроках русского языка краеведческий материал возможно интегрировать

Замени число буквой, используя порядковый номер буквы в алфавите, 
расшифруй слово: 24 8 16 9 17 20 3 
 Как якутяне увековечили фамилию прославленного земляка? 

( В Томмоте в честь него названа улица Семёнова)

новгородов
II. Словарные диктанты (фрагмент этапа урока русского языка в 4 
классе) Диктуются учителем слова, учащиеся их записывают: Батон, вокруг, восток, лагерь,  ворона, картина, одежда, восемь.

а) называется род имен существительных

б) называется орфограмма каждого слова + ассоциация+ «слово в слове» 
в) называется подходящий признак для каждого существительного 
г) называется «лишнее» + объясняется, почему? 
д) нарисуйте картину, на которой будут изображены все предметы. Что 
нарисовать не сможем?

Выпишите на новую строку:

-непарный твёрдый звонкий согласный 1 слова 
-безударный гласный первого слога 2 слова
-парный звонкий твёрдый согласный 3 слова 
-звонкий согласный 2 слога 4 слова 
-ударный гласный слова ворона 
-звонкий согласный 1 слога слова картина 
-слог, который нельзя переносить из слова одежда 
-третий слог в слове посуда

- твёрдый звонкий парный согласный последнего слова. 


-образуйте слово (Новгородов.) 
Назови правило записи слова 
Кто сможет назвать имя и отчество этого человека? 
Что вы знаете об этом человеке? 

(Он был первым составителем якутского букваря.)
Комментированное письмо:  С.А. Новгородов изменил и дополнил первый ? букварь.(учащиеся предлагают подходящее по смыслу предложения прилагательное, которое  вставляется вместо знака вопроса.) Комментируются орфограммы и правила написания слов в предложении)

Повествование на тему «Любимые места города», «В музее» (по 
экскурсии). 
Рассуждение на тему «Почему …..».

 На уроках окружающего мира на основе местного материала используются сведения по экологии и охране природы Якутии.

  • Природа в опасности
  • Берегите воду!
  • Охрана растений и животного мира.
  • Растения и животные, занесённые в Красную книгу Якутии.
  • В царстве грибов.
  • Разнообразие природы родного края – проект.

Природа в опасности. На этих уроках мы говорим об окружающем мире, о том, как легко нарушить баланс в природе, а вот восстановить нарушенное очень сложно. Природа сама восстанавливается, но очень медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут. Сегодня человечество быстро развивается, на Земле живет более 5 миллиардов людей, а через 30 лет это число может удвоиться. И каждому человеку нужно сегодня, и завтра будет нужно пространство для жизни, работы и отдыха, нужны пища и одежда, и потому для природы остается все меньше и меньше места, сокращается численность многих видов растений и животных, загрязняется атмосфера, мелеют реки, пересыхают озера... Неужели природа должна погибнуть? Конечно, нет. Мы должны сохранить ее для грядущих поколений, чтобы и они могли любоваться и гордиться красотой и богатством нашей родины.

   Краеведение  использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному  постижению окружающего мира. Составление ребусов, кроссвордов, викторин в качестве творческого домашнего задания послужит средством возбуждения интереса к изучаемому материалу по национально-региональному компоненту Якутии, повышению внимательности и работоспособности учащихся на уроках. 
Важнейшие задачи образования в начальной школе – 
формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в  основной школе, возможно реализовать за счет  расширения краеведческой части  содержания образования , в которой на основе знаний о прошлом и настоящем своего края, будут  развиты потребности о  заботе будущего родного края, о сохранении его культурного и природного наследия.

Краеведение - основа нравственного воспитания народа. Д.С.Лихачев

                 

Публикация на сайте: www.school8-het3dh.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...

Система работы "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе"

Методическая система работы Пирожковой Н.В. "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе."...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ИКТ В УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

“ Если можешь, иди вперёд века, если не можешь, иди с веком, но никогда не будь позади века.” В.Я.Брюсов.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образов...

Статья на тему "Уроки окружающего мира исторического содержания в начальной школе как пропедевтика курса истории в средней школе"

Историческое образование – это сложный и многогранный процесс, требующий особого подхода для эффективного усвоения материала для всех школьников в целом, а не только для младших школьников. Одна...

Практические приемы формирования естественно-научной грамотности и возможности их использования применительно к разным предметам начальной школы

Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций, задачи, моделирующие конкретные практические ситуации, задачи на при...