конспект урока по теме "Безударные гласные",2 класс
план-конспект урока (2 класс) на тему

Алехина Светлана Владимировна

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".

2-й класс

 

Цели:

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_po_teme.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".

2-й класс

Цели: 

  • закреплять умение применять различные способы проверки написания безударных гласных
  • в корне слова;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование: 

  • карточки со словами;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • конверты с яблочками;
  • индивидуальные листы для диагностики;

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И урок наш начинаем.

Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

 Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

- Все мы поднимаемся, как бы по лестнице становясь мудрее, более эрудированными. Вот и сегодня попробуйте оценить на какой ступеньки мудрости вы находитесь вначале урока. (раскрашивание человечков)

– К этой лестнице  мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. 
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
(Внимание, наблюдательность.)

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша.
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша?
(Правило о правописании безударных гласных в  слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
 (Два способа. Мы можем изменить форму числа  так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше?
(Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Постановка темы и цели урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в слове.)
– Какие цели поставим перед собой?
 (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
 Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной, но и устной речи, узнаем некоторые сведения из жизни одного забавного  животного.
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.

5. Загадка.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.

Песенка

– Это наш старый знакомый ежик. А на каких уроках мы встречались с ним? Вспомните, с каким произведением на уроке литературного чтения мы познакомились, где одним из героев был еж? ("Пых"-белорусская сказка) 

6. Минутка чистописания.

Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика

Ежик топал по дорожке.
Он нес яблочки в лукошке,
Чтобы их все сосчитать
Нужно пальцы загибать.

– С какой целью мы проводим на  уроке минутку чистописания?
(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)
– Чтобы узнать какие буквы будем писать на минутке чистописания, выполним задание.

7. Актуализация знаний

 (На доске написаны слова: стр…на, ябл...ко, гр…бы, з…мля, гр…за,  п…тно)
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова –   отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова?
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на,  гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.)
(Ко второй группе можно отнести слово яблоко. Это слово с непроверяемой безударной гласной в слове. Оно состоит из трех слогов.)
– Сегодня на минутке чистописания будем упражняться в правильном написании и соединении букв безударных гласных звуков, которые в слабой позиции всегда необходимо проверять
– Какие это буквы?
(а,о,е,и,я,) Вспомним как правильно сидеть  на уроке, положение тетради и ручки. Проверили себя. А теперь вспомните написание данных и букв (показ слайдов).  Вспомнили правильное написание, пропишите их в тетради красиво, аккуратно и правильно.

9. Словарная работа

– В предыдущем задании одно слово было лишнее. Назовите его. Почему оно было лишнее? Наш ёжик предложил изучить данное слово более тщательно. Проведём  словарную работу. Для чего проводим этот вид работы?
– Какую цель поставим на этом этапе ?

– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?
– Что такое яблоко?
 (Это плод дерева яблони.)
– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните изучаемую  орфограмму, запомните непроверяемую безударную гласную букву.

Назовите родственные слова: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный. поставьте ударение.

Сделайте вывод: Как пишется гласная во всех родственных словах?(одинаково)

Сегодня на уроке работают научные консультанты, которые помогут нам в изучении данного слова.

Этимологическая страничка

Происхождение. Древнерусское  означало «яблоко» означало «шар». На Руси яблоки упоминаются уже в XI веке, сведения о яблоках и яблонях хранят древние летописи. До странности много вещей называют яблоками:

сердцевина мишени для стрельбы в цель - яблочко;

 кадык у мужчин - адамово яблоко;

 рукоять меча - эфес - яблоко;

символ императорской власти - державное яблоко;

апельсин - «китайское яблоко»

 персик - «персидское яблоко»;

дыня - «кидонское яблоко» (греческое);

помидор - «золотое яблоко» (французское);

 картофель - «чертово яблоко» (русское), «земляное яблоко» (французское, pomme de terre).

-Слово яблоко употребляется часто в переносном смысле, образуя устойчивые сочетания слов, которые называются фразеологизмами.

Работа с фразеологизмами и пословицами

(На доске записаны фразеологизмы).

Яблоку негде упасть  -  тесно.
Как румяное яблочко - очень красивое.

Попасть в яблочко - отгадать, угадать, разгадать. Делать или говорить именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.
– Продолжаем наш урок. Ежик приготовил для вас задание. Будьте внимательными.

12. Работа с текстом учебника с.99 упр.151

– Прочитайте.

– Что прочитали? (Текст.) Докажите.
– Какой тип текста? (текст повествования)
– Какое заглавие подходит по смыслу?(Что происходит зимой в природе)
– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
– спишите ту часть текста, к которой подходит заглавие "Звери зимой", вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?
– Пропущенные орфограммы выделить.

Проверка с доски.

Творческая работа.

– Проведем творческую работу. Придумайте продолжение текста и допишите его.
– Как ёжик встречает зиму?
 (Ежик в теплой норке засыпает. Ёжик впадает в спячку.)

Какая орфограмма  чаще всего встречалась в тексте?

Наш гость предложил вам провести игру - соревнование. Работая в паре, игроки подбирают проверочные слова, вставляют пропущенную букву, выделяют орфограмму. По окончанию работы, передают на проверку нашим консультантам.

 – Какой способ проверки использовали?
– Какой вывод сделаем?
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости

Пока наши консультанты проверяют, отдохнём и проведём физминутку.

Мы все выше поднимаемся по нашей лестнице. Предлагаю проверить ваши знания, накопленные по этой теме.

13. Экспресс-диагностика:1 вариант работает открывают ноутбуки и работает  с презентацией, 2вариант- выполняет задания нашего гостя

Графический диктант.???????

– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете  таблицы.
– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?

 

о

а

и

е

я

1

 

 

 

 

.

2

.

 

 

 

 

3

.

 

 

 

 

4

 

 

 

.

 

5

 

 

 

.

 

6

 

 

 

.

 

7

 

 

.

 

 

8

 

.

 

 

 

9

.

 

 

 

 

– Проверим.

- кто справился с работой?

- кому ещё надо поработать над данной темой?
– Как проверить безударную гласную в корне слова?
– Ежик очень доволен вашей работой.

14. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

Рефлексия

Какое у вас настроение в конце урока?
– Оцените свою работу. Для этого достаньте из конвертов яблочки. Кто доволен своей работой, прикрепите красное яблочко(магнит) на ежика.
– У кого не все получалось на уроке и ему немного грустно – зеленое яблоко.
– Благодарю вас за работу.

Дом. задание в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....

Конспект урока русского языка во 2 классе Тема урока: «Безударная гласная в корне слова»

Тема урока. Безударная гласная в корне слова.Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Планируемые результаты:Предметные : использование новых знаний в практической деятельности....

Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова» план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок по теме «Безударные гласные в корне слова" по учебнику А.В. Поляковой....

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...