Главные вкладки

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
    материал на тему

     

    "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться,

    в нём умирает учитель"

     

    “ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”                                                                         

                                                                                                           К Д Ушинский

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mbou_samoobraz.docx36.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4» г Курчатова

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

    ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

    УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

    Фоминой Лилии Александровны

     НА 2011 – 2016 г.г.

    "Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться,

    в нём умирает учитель"

    “ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”                                                                          

                                                                                                           К Д Ушинский

    1. Образование – высшее
    2.  Категория – высшая
    3. Стаж работы по специальности – 34 года
    4. Общий педагогический стаж – 34 года

          Самообразовательная работа над темой. 

    Общешкольная тема:

    "Развитие профессиональных компетенций педагогов школы по формированию инновационной образовательной среды в условиях внедрения ФГОС"

    Тема М О:

    «Обновление содержания начального общего образования через реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.»

        Тема самообразования:

    « Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

    Работа над темой начата-       1 сентября 2011 г.

    Предполагается закончить-   31 августа  2016г.

           Цель самообразования:

            -  повысить качество знаний учащихся по литературному чтению;

            -  обеспечить развитие познавательной и личностной сферы    

           Задачи самообразования:

    • Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике школьного обучения.
    • выявить педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках  литературного чтения в начальной школе;
    • проверить на практике позитивное влияние данных условий на повышение качества знаний, развитие интереса к предмету;
    • разработать дидактический материал по литературному чтению, уроки, внеклассные мероприятия, направленные на решение поставленной цели работы;
    • разработать систему игр и заданий, направленных на развитие внимания, памяти, мышления младших школьников.

                            Формы самообразования.

    • Индивидуальная — самостоятельная работа педагога над повышением профессионального и педагогического мастерства, методического и общекультурного уровня.
    • Коллективная — участие педагога в теоретических и методических семинарах, в работе методических секций, научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т. д.

                  Основные методы самообразования:

    • самостоятельное изучение научно-педагогической литературы и методических рекомендаций;
    • изучение передового педагогического опыта
    • участие во всех формах методической работы
    • взаимопосещение уроков, участие в анализе открытых уроков;
    • разработка, подготовка методических материалов, докладов и  т. д.

    анализ своей работы и ее результатов, участие в экспериментальной работе, проводимой в учебном заведении

     Направления работы по самообразованию.

    Содержание работы

    Источники

    самообразования

    Ожидаемый результат

    Профессиональная деятельность.

    1

    Изучить ФГОС второго поколения, уяснить их особенности, готовить условия к последующему переходу на ФГОС .

    Методическая литература. Интернет.

    Периодические издания.

    Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2010

    Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010.

    "О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе" (Письмо МО РФ № 220/11-12 от20 . 02. 1999).

    "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" (Письмо МО РФ от 19 ноября 1998 № 1561/14-15).

    "Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе" (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 № 199/13).

    http://standart.edu.ru/

    Подготовка и последующий переход на новые ФГОС

    2

    Изучение нормативных документов федеральных министерств и ведомств по вопросам организации обучения в начальной школе.

    Подготовка и последующий переход на новые ФГОС

    3

    Изучение литературы, описывающей реализацию темы, приоритетных направлений работы и задач.

    Стандарты второго поколения. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2010.

    Баль Л.В., Барканов С.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. М., 2003

    Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Москва «Просвещение» 2010

    Оценка результатов начального образования в условиях компетентностного подхода: методическое пособие для учителей начальных классов / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009.

    Подготовка и последующий переход на новые ФГОС

    Повышение качества преподавания предметов.

    4

    Изучение литературы, описывающей реализацию единой методической темы МО.

    Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Москва «Просвещение» 2010.

    Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2010.

    Повышение качества преподавания предметов.

    5

    Изучение литературы, описывающей реализацию методической темы педагога.

    Щукина Г И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.

    Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. -175 с .

    Матюхина М.В.   Мотивация учения младшего школьника. -
    М.: Просвещение. - 1984. – 114

    Шамова Т.И. Активизация учения школьников. Педагогика, 1982г.

    Методический сборник «Активизация мыслительной деятельности и развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы». Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы Братухиной Е.В., МКОУ СОШ                    пос. Горноправдинск,  ХМАО

    « Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова»,                                    В. В. Деревянкина МОУ СОШ № 12,          г. ГубкинМосковской обл.

    Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей» –Волгоград: Учитель, 2002

    Лакоценина Т.П. «Необычные уроки в начальной школе» ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель», 2008

    Повышение качества преподавания предметов.

    6

    Изучение педагогических инноваций, технологий.


    Стандарты второго поколения. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М. Просвещение, 2010. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Н.В. Калининой. – Ульяновск: УИПКПРО, 2009

    Разработка и внедрение новых форм, приёмов обучения.

    7

    Изучение частно - предметных вопросов

    Стандарты второго поколения. Демидова М.Ю., Иванов С.В. и др. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1. – М. Просвещение, 2010

    Мишакина Т.Л., Гладкова С.А. Формирование универсальных учебных действий. Тренажер для учащихся 4 класса. – М.: Ювента, 2009.

    Выступление на МО

    8

    Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.

    Курсы

    повышения квалификации (КИРО)

    Удостоверение

    9

    Разработка рабочих программ по  предметам

    Интернет.

    Методическая литература

    Рабочие программы.

    Психолого-педагогическая  работа .

    10

    Проведение мониторинга  успешности обучения

    Повышение уровня  общего развития личности

    Методическая работа.

    11

     Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения.

    Посещение уроков.

    Мастер - классы.

    Семинары.

    Анализ и самоанализ уроков.

    12

     Участие в работе школьного  МО учителей начальных классов.

    Участие в заседаниях:

    -организационное

    -мониторинг качества образования

    -проблемы реализации нового стандарта начального общего образования  

    -современные требования к образовательной среде в начальной школе  

    -оценка сформированности УУД   у обучающихся первых - вторых  классов, контрольно-оценочная деятельность у учащихся 3 - 4 классов  

    -итоговое  заседание

    Заседания МО

    Активное участие в работе

    школьного МО. Выступление.

    13

    Участие в работе городского МО учителей начальных классов.

    - заседания

    - семинары

    Заседания МО

    Семинары

    Выступления

    14

    Участие в заседаниях методического совета:

    Заседания МС.

    Выступления

    15

    Участие в работе педсоветов

    Педагогические советы.

    Выступления

    Слушатель

    16

    Организация работы с одарёнными детьми и  участие на научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах

    Видео, аудио информация на различных носителях

    Интернет

    Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

    17

    Участие в работе творческой группы по разработке рабочих программ для 1 , 2 класса согласно ФГОС

    Интернет, научно-популярная литература.

    Рабочие программы по предметам.

    18

    Участие в работе «Школы  будущих первоклассников»

    Мастер-классы.

    19

    Участие в работе МО  по преемственности начального и среднего звена школы.

    Посещение уроков.

                     Информационно-компьютерные технологии.

    20

    Изучение ИКТ и внедрение их в учебный процесс.

    Интернет, мероприятия по обмену опытом.

    Открытые уроки.

    Охрана здоровья.

    21

    Внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

    Методическая литература.

    Начальная школа. Журнал. №4,1997.  Начальная школа. Журнал. №8, 1999.

    Начальная школа. Журнал. №4, 2000. Начальная школа. Журнал. №6,2001 Начальная школа. Журнал. №3, 2002.

    Разработка физкультминуток.

    22

    Работа по  здоровому  образу жизни.

    Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

                                  Практический выход. 

    -выступление на городском М.О. - обобщение опыта;

    -мастер – класс «Разработка открытого урока по литературному чтению»
    И. Соколов- Микитов «Русский лес»;

    -мастер – класс «От слова к творчеству»;

    -участие в конкурсе «Учитель года»

    Список литературы  по самообразованию.

    1. Щукина г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: 1982.
    2. Харламов И. Ф. Педагогика. Курс лекций.- Минск, 1979.
    3. Педагогика: учебное пособие для пед. институтов /под ред. Бабанского Ю. К.- М.: Просвещение, 1988.
    4. Начальная школа. Журнал.  1997 – 2002
    5. Немов. Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М.: Владос, 2002. - Кн. 2: Психология образования. 608 с.
    6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2005. - 738 с. .
    7. Словарь практического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. - М.: АСТ, 2003. - 800 с.
    8. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987.
    9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. / Л.С. Выготский.- СПб., 1997.
    10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. / Л.С. Выготский. - СПб.,1997.
    11. Давыдов В.В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С. 3-18.
    12. Герасимов С. Познавательная активность и понимание. // Вопросы психологии. 1994. № 3. с 14-15.
    13. Григорьева И.А. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно долго мучиться. // Учительская газета. 1998. – М. С. 6-7.
    14. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками. // Вопросы психологии. 1982. №4. с. 18-20.
    15. Ш.А.Амонашвили “Обучение. Оценка. Отметка” М., 1980г. с.40.
    16. “Активизация познавательной деятельности младших школьников”. Под редакцией М.П.Осиповой, Н.И.Кончаловской. с.37-45.
    17. Г.Ф.Гаврилычева “Развитие познавательной активности школьников во внеклассной работе”:
    18. “Директор школы” 2003, №2, с.43-44;45-47.
    19. “XXI век: Современные технологии воспитания и образования” (тезисы докладов к конференции) Новокузнецк 2001г. с. 54, 56, 44, 71, 72, 73, 111. Под редакцией: О.Елькиной, Г.Н.Поповой, Л.Я.Лозован.
    20. Е.Каратаева “Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия” /Директор школы/ 2000г. №9, с.75-80.
    21. А.К. Маркова, А.Б. Орлов, Л.И. Фридман “Мотивация учения  и её воспитание у школьников” М Педагогика 1983г. с.4.
    22. И.Мохначева “Поощрение как фактор активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников”: Начальная школа №12, 1999г. М. Просвещение с.13, 14, 15.
    23. Р.С. Немов “Психология” /Познавательные процессы с. 104-184//Возрастная психология с.236-259/. М. Просвещение 1990г.
    24. В.А.Сухомлинский “Сердце отдаю детям” Киев, 1972г. с.142-143.
    25. Н.Ф.Талызина “Формирование познавательной деятельности младших школьников” М. Просвещение 1988г. с 6, 110, 151.
    26. К.Д.Ушинский. Избранное педагогическое сочинение. М. Просвещение, 1968г. с.208

    Рекомендуемая литература по ФГОС

    1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с
    2. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л, Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с.
    3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
    4. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – 184 с.
    5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
    6. Проектные задачи в начальной школе изд Просвещение
    7. Внеурочная деятельность Методический конструктор.
    8. Оценка достижения планируемых результатов в нач школе
    9. Примерные программы по учебным предметам
    10. Примерные программы внеурочной деятельности
    11. Мои достижения . Итоговые комплексные работы 1 класс О.Логинова , С. Яковлева
    12. Мои достижения . Итоговые комплексные работы 2 класс О.Логинова , С. Яковлева

    Перечень материалов ФГОС с электронными адресами

     1.      Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266 – 1 / http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html

     2.      Типовое положение об образовательном учреждении от 19 марта 2001 года № 196 / http://ps.1september.ru/2001/48/6-1.htm

     3.     Концепция федеральных государственных стандартов общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261

     4.      Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основные положения / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730

     5.      Глоссарий ФГОС / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=230

     6.      Фундаментальное ядро содержания общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=821

     7.      ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

     8.      Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=954

     9.      Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

     10.  Общественный договор / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=614

     11.  Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание для общественного договора / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=955 

     12.  Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958

     13.  Базисный образовательный план: начальная школа / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=604 

     14.  Примерные программы начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531 

    1.     Пояснительная записка
    2.     Примерная программа по русскому языку
    3. Математическое планирование по русскому языку
    4. Примерная программа по литературному чтению
    5.  Примерная программа по математике
    6.  Примерная программа по окружающему миру
    7. Примерная программа по технологии
    8.  Информационная грамотность в начальной школе
    9. Примерная программа по изобразительному искусству
    10.  Примерная программа по музыке
    11. Примерная программа по физической культуре
    12. Примерная программа по иностранному языку
    13. Тематическое планирование по немецкому языку
    14.  Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в начальной школе
    15. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов (2 документа)

     15.  Разработка и апробация технологии достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир» / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=436 

     16.  Итоговые проверочные работы: дидактические и раздаточные материалы / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=443 

     17.  Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки: дидактические и раздаточные материалы / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=448 

     18.  Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений  учащихся. Портфолио / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=449 

     19.  Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=450 

     20.  Инструментарий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=451

     21.  Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452

     22.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=453

     23.  Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=533

     24.  Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=732

     25.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Гигиенические требования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=742

     26.  Планируемые результаты начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=957

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Индивидуальный план самообразования

    Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

    Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

    Подробный план индивидуальной самообразовательной работы учителя начальных классов на 5 лет...

    Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

    Данный план самообразования может служить образцом для составления своего плана для других учителей...

    Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов

    Индивидуальный план самообразования учителя начальных классов  по теме: «Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения»....

    Индивидуальный план самообразования по теме "Развитие творческого воображения младших школьников"

    Представлены  действия  и  мероприятия  учителя  по основным  направлениям  самообразования на 2012-16 г....

    Индивидуальный план самообразования учителя английского языка

    Пояснительная записка.Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые и...