Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин" 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему

Новак Светлана Алексеевна

Программа внеурочной деятельности  "Я - гражданин" имеет гражданско - патриотическую, социально - педагогическую и воспитателльную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_rossii.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 к программе по внеурочной деятельности

 «Я – гражданин»

2 класс

Программа «Я -  гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность.

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин России”  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цели программы: 

  • воспитание у детей духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание и развитие патриотических чувств;
  • формирование у обучающихся социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот»;
  •  развитие творческой активности обучающихся, сформирование эстетического отношения к окружающему миру, развитие мелкой моторики.        

Задачи:

  • знакомство обучающихся с героической историей Отечества, с именами и подвигами;
  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • формирование патриотических чувств и сознания обучающихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения;

- Изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края.

Программа рассчитана на 34 часа

Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 1

Требования к уровню подготовки обучающихся:

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Предполагаемый результат деятельности: 

- знание истории своего края, убеждённость обучающихся в том, что настоящий гражданин любит свою малую  Родину и гордится ею, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества;

- высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни;

-  сформированность у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.

По окончанию обучения обучающиеся должны знать:

  • историко-культурное, духовное наследие своей страны;
  • основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний.

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Методическая литература:

  1. Гостюшкин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности.М.:Просвещение, 1996.
  2. Под ред. Степанова Е.Н. , Александровой М.А. Классные классные дела в начальной школе. Методические разработки воспитательных дел в классе.М.: Творческий центр, 2005.
  3. Кулинич Г.Г. Сценарии школьных и клубных мероприятий. 1 – 4 классы. М.:ВАКО,2006.
  4. Алтарёва С.Г., ХрамоваМ.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные, фольклорные и тематические праздники 1 – 4 классы. М.:ВАКО,2006.

1

1.09

Моя малая Родина

2

8.09

Что такое здоровье и как его сохранить?

3

15.09

День скорби и памяти погибших в Беслане

4

22.09

Режим дня школьника

5

29.09

Мой класс – мои друзья.

6

6.10

Азбука дорожного движения. Дорога в школу и домой.

7

13.10

Беседа «Умей договариваться».

8

20.10

Что я знаю об этикете.

9

27.10

Кого называют пешеходом, водителем?

10

10.11

Решение конфликтных ситуаций.

11

17.11

Чем можно гордиться в наше время?

12

24.11

Берегите своё здоровье.

13

1.12

Все люди братья (беседа о толерантности)

14

8.12

Хлеб – всему голова

15

15.12

Да здравствует вежливость и доброта.

16

22.12

Здравствуй, ёлка, колючая иголка (об истории праздника)

17

29.12

Учись читать дорожные знаки.

18

12.01

Русская коляда, отворяй ворота

19

19.01

Знаменательные даты в нашей жизни

20

26.01

Мир профессий

21

2.02

Опасность вредных привычек

22

9.02

Наши любимцы

23

16.02

Родину готовлюсь защищать

24

2.03

Сегодня мамин праздник (к 8 Марта)

25

9.03

Беседа: «Какие опасности подстерегают  нас на улицах и дорогах?»

26

16.03

Путешествие в сказку.

27

30.03

Учись читать дорожные знаки.

28

6.04

Компьютер друг или враг?  

29

13.04

Человек в космосе (ко Дню космонавтики)

30

20.04

Что такое честное слово.

31

27.04

Труд кормит, а лень портит

32

4.05

Этот праздник со слезами на глазах

33

11.05

Моя семья (к Международному дню семьи 15 мая)

34

18.05

Здравствуй, лето!

Поурочное планирование

1

1.09

Моя малая Родина

2

8.09

Что такое здоровье и как его сохранить?

3

15.09

День скорби и памяти погибших в Беслане

4

22.09

Режим дня школьника

5

29.09

Мой класс – мои друзья.

6

6.10

Азбука дорожного движения. Дорога в школу и домой.

7

13.10

Беседа «Умей договариваться».

8

20.10

Что я знаю об этикете.

9

27.10

Кого называют пешеходом, водителем?

10

10.11

Решение конфликтных ситуаций.

11

17.11

Чем можно гордиться в наше время?

12

24.11

Берегите своё здоровье.

13

1.12

Все люди братья (беседа о толерантности)

14

8.12

Хлеб – всему голова

15

15.12

Да здравствует вежливость и доброта.

16

22.12

Здравствуй, ёлка, колючая иголка (об истории праздника)

17

29.12

Учись читать дорожные знаки.

18

12.01

Русская коляда, отворяй ворота

19

19.01

Знаменательные даты в нашей жизни

20

26.01

Мир профессий

21

2.02

Опасность вредных привычек

22

9.02

Наши любимцы

23

16.02

Родину готовлюсь защищать

24

2.03

Сегодня мамин праздник (к 8 Марта)

25

9.03

Беседа: «Какие опасности подстерегают  нас на улицах и дорогах?»

26

16.03

Путешествие в сказку.

27

30.03

Учись читать дорожные знаки.

28

6.04

Компьютер друг или враг?  

29

13.04

Человек в космосе (ко Дню космонавтики)

30

20.04

Что такое честное слово.

31

27.04

Труд кормит, а лень портит

32

4.05

Этот праздник со слезами на глазах

33

11.05

Моя семья (к Международному дню семьи 15 мая)

34

18.05

Здравствуй, лето!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...