Эффективное использование элементов автоматизированного рабочего места учителя в повседневном учебном процессе
статья на тему

Смирнова Наталья Юрьевна

Эффективное использование

 элементов автоматизированного рабочего места

 учителя в повседневном учебном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_effektivnoe_ispolzovanie_elementov_arm.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Смирнова Наталья Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №169 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга.

Эффективное использование

 элементов автоматизированного рабочего места

 учителя в повседневном учебном процессе

В современном учебном процессе существует достаточное количество способов, для того, чтобы сделать ваш урок наиболее эффективным, наглядным и интересным для ученика.

Существует достаточное количество различных устройств, формирующие автоматизированное рабочее место (сокращенно  - АРМ) учителя:

1. ноутбук;

2. мультимедийный проектор;

3. интерактивная доска;

4. документ-камера;

5. система голосования;

6. естественно-научные лаборатории;

7. интерактивное программное обеспечение и др.

Рассмотрим несколько элементов АРМ, таких как: документ-камера и интерактивная доска.

1. Документ-камера.

Главное предназначение данного устройства - передача необходимого изображения документов (например, оригиналов на бумаге) в виде увеличенной проекции на поверхность экрана или интерактивной доски посредством проектора, передачи на персональный компьютер или через сеть «Интернет». Помимо изображения документов возможна трансляция любых объектов, необходимых в процессе обучения.

Документ-камера, непосредственно используемая мною в учебном процессе, позволяет работать без компьютера напрямую с экраном или интерактивной доской. Помимо этого, документ-камера оснащена подсветкой для максимально эффективного освещения объектов, которую можно включить при необходимости.

При соединении с компьютером, документ-камера становится составной частью рабочего стола учителя.

Преимуществами использования документ-камеры в учебном процессе является:

+ трансляция в нужное время необходимого объекта позволяет повысить заинтересованность со стороны учеников к излагаемому материалу и информации (например: таблицы и схемы по русскому языку и математике, портреты писателей для уроков литературы, различные минералы и растения из гербариев на уроке окружающего мира, готовое изделие или схема его изготовления на уроке технологии и др.);

+ документ камера позволяет существенно экономить время учителя при подготовке к проводимому уроку, так как в любой момент на уроке можно дать ученикам задания по самостоятельной работе с листа, и для этого не нужно заранее изготавливать раздаточный материал или писать задания на доске;

+ использование документ-камеры значительно упрощает подготовку к занятию, так как учитель может использовать любые учебники, иллюстрации, может самостоятельно начертить на листе бумаги схему или таблицу и использовать это уже на следующем уроке как учебное пособие, доступное для изучения всему классу;

+ использование такого устройства, как документ-камера, мотивирует учеников к изучению материала, позволяет вовлечь учащихся в учебный процесс (например: анализ контрольной работы или разбор домашнего задания);

Документ-камера – это действительно необходимый элемент автоматизированного рабочего места учителя, который помогает в современном образовательном процессе. При этом данное устройство очень простое в освоении.

2. Интерактивная доска.

Главное предназначение данного устройства – работа с  проекцией рабочего стола компьютера и его изображением на поверхности самого устройства. В этом случае, интерактивная доска выполняет функцию экрана, с изображением которого можно работать, внося в него изменения и пометки.

Интерактивная доска, используемая мною в учебном процессе (Elite Panabord), управляется с помощью стилуса, идущего в комплекте с доской. Связь доски и компьютера двухсторонняя, поскольку стилус может выполнять функцию мыши для компьютера или ноутбука.

Преимуществами использования интерактивной доски в учебном процессе является:

+ возможность использования интерактивной доски, как экрана, на который проецируется изображение с документ-камеры. Существенный минус, что в этом режиме нельзя вносить пометки и исправления на изображениях, проецируемых с документ-камеры, так как стилус в данном режиме не работает. Но для решения этой проблемы есть возможность использования различных маркеров на водной основе. Такие маркеры легко стираются с поверхности интерактивной доски и не оставляют следов;

+ использование заранее подготовленных презентаций в программе  Microsoft PowerPoint, в которых имеются слайды с заданиями. Например, вставить пропущенную букву или исправить ошибки с использованием стилуса;

+ использование комплектов интерактивного программного обеспечения по учебным предметам. Диски обычно прилагаются к комплектам учебников. Для реализации новых ФГОС в данное программное обеспечение включены упражнения ко всем изучаемым разделам предмета. Темы в учебнике соответствуют темам на дисках, где есть описание и объяснение темы, в виде различных слайд-шоу, анимаций, видео- и аудио-фрагментов, а также в виде интерактивных схем и моделей. Данная дополнительная справочная информация может быть полезна и ученику, и учителю. Интерактивное решение задач и тестов, которые также включены в данное программное обеспечение, на различных уроках существенно повышает мотивацию у учащихся и интерес к предмету;

 + использование дополнительного программного обеспечения. Например, Easiteach Next Generation.

Easiteach Next Generation является программным обеспечением, которое может помочь вам создать мотивирующие и интерактивные уроки. Это программное обеспечение совместимо с любой интерактивной доской [3].

Это уникальное программное обеспечение дает учителю практически неограниченные возможности при создании интерактивных уроков. С помощью EasiTeach Next Generation можно создавать многостраничные файлы урока, писать и рисовать электронными маркерами, вводить текст, вставлять на страницы изображения из галереи или из файлов, сохраненных на компьютере, и выполнять множество других, привычных пользователям интерактивных досок операций.

В данной программе очень большой банк ресурсов мультимедиа и банк виджетов. В банке ресурсов мультимедиа свыше 4500 картинок, анимаций, медиафрагментов (видео и звуков). Изображения рассортированы по темам. Встроенный поиск позволяет быстро обнаружить нужные ресурсы. Готовую галерею можно дополнять своими изображениями. Кроме того, прямо из программы предоставляется доступ к онлайн-библиотеке, из которой можно скачивать дополнительные картинки. Банк виджетов содержит мини-программы – математические инструменты, генераторы случайных чисел, шаблоны тестов, музыкальные инструменты, раскраски и т.д. С помощью этих инструментов облегчается подготовка материалов к урокам [4].

В данной программе можно не только использовать готовый материал, но и создавать свои собственные разработки. И в этом вам помогут различные видеоуроки в интернете. Например, видеокурс по RM Easiteach Next Generation на русском языке - http://edu-nn.ru/computer/rm-easiteach-next-generation.html;

+ не обязательно приобретать программное обеспечение или устанавливать уже имеющееся, так как есть огромные возможности использования на уроке материала непосредственно через интернет. Например, такой интернет-ресурс, как LearningApps.org (http://learningapps.org/).

Данная программа является приложением Web 2.0, которая используется  для внесения интерактивности в процесс обучения с помощью встроенных упражнений, которые включаются в содержание учебного процесса.

Также есть возможность не только использовать готовый материал, но и создавать свой собственный.

В настоящий момент, вышеуказанные устройства являются незаменимыми помощниками в моей профессиональной деятельности, позволяющие с легкостью донести необходимую информацию до учеников и существенно повысить их мотивацию, заинтересованность в обучении.

Рекомендую всем современным педагогам, при осуществлении своей деятельности, использовать на уроках в совокупности хотя бы вышеуказанные элементы АРМ учителя.

Список использованной литературы:

1. Новикова Н.Н.         Учебно-методическое пособие. Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения – составляющие информационной образовательной среды. – Сывтывкар, СыктГУ, 2014г. – 100с.

2. http://edu-nn.ru/computer/rm-easiteach-next-generation.html

3. http://easiteach.com/

4. http://edu.panaboard.ru/soft/easiteach.htm

5. http://learningapps.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.

Теоретический анализ понятия о мотивах, изучение видов мотивов и создание модели учебной мотивации, к которой необходимо стремиться    1.    Познавательные и социальные мотив...

Физкультурная минутка - как эффективная форма сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе

   Каждое   образовательное  учреждение  призвано  обеспечить  не  только  учебный  процесс,  но   содействовать...

Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса (из опыта работы)

Очень важным критерием эффективности учебного процесса является школьная мотивация....

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.

Сочетание новых информационных технологий с наиболее эффективными методами традиционной педагогики, с новыми приемами в преподавании дает ощутимый результат  для освоения нового материала учащими...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.

В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна  для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...