Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)
статья на тему

Полищук Лариса Алексеевна

Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:

«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_pdo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)

Полищук Л.А.

Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:

«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми».

В современном обществе обучение должно быть проблемным, так как формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.  

Школьник нового типа - это внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности и другим людям, способный решить не только старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельное решение.

Исходя из этого, поставила задачи.

Задачи:

1) создавать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;

2) повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями;

3) применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном процессе.

В соответствии с главной целью образования было проведено комплексно-диагностическое тестирование в начале 1 года обучения, в результате которого были выявлены проблемы организации внимания, организации темпа работы, активизации мышления и других познавательных процессов. Результаты представлены на слайдах. Этим и был обусловлен выбор технологии обучения.

В конце первого класса были проведены педагогическая диагностика и психологическое тестирование. Полученные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике универсальных учебных действий. Бесспорно проблемно-диалогическая технология положительно сказывается как на процессе обучения, так и на отношении обучаемых к самому процессу.

Проблемно-диалогическое обучение - не просто интеграция двух технологий, это новое качество образования.  

Кроме того, проблемно-диалогическое обучение базируется на психологии творчества. Обучение направлено на развитие самостоятельности ученика.

Понятие: Проблемно-диалогическая технология в обучении и воспитании включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в которой ученик совершает субъективное открытие явления, закономерности, осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.

В соответствии с вышесказанным используется

Модель организации учебного процесса

«Обучение через открытие». Строится на реализации принципа проблемности в обучении, который реализуется:

а) в содержании учебного предмета,

б) в процессе развертывания этого содержания в учебном предмете.

Проблемно-диалогическое обучение осуществляется на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим более конкретно каждое понятие.

Проблемный вопрос - это вопрос, на который у ученика нет готового ответа, этот ответ он ищет самостоятельно. В отличии от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.

Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо регулярно задавать детям вопросы вида:

- Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами?

- Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?

- Что произойдет, если всю воду из реки человек потратит на свои нужды? - Как ты думаешь, может такое случиться?

- Какое участие в сбережении воды мог бы принять ты и твои друзья?

- Бывает ли буква одна, а орфограммы две? Учащиеся высказывают гипотезы. Далее отгадывают загадку: - С окна зеленый ежик не убежит, нет но[жы]к. – К каким словам можно применить правила о правописании жи-ши. Почему к некоторым словам это не подходит?

Проблемная задача- это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, поисковой работы, математических расчетов.

Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.

  1. Например, задание экологического характера. Прочитай просьбу Кикиморы Болотной, которую она направила экологам: «Лягушки по ночам мне спать не дают. Хочу извести их, да не знаю как, каким последствиям может привести полное исчезновение лягушек. Дайте мне мудрый совет!»

Предположи, какой ответ дал эколог:

а) станет меньше комаров и мошек;

б) станет больше цапель и аистов;

в) нельзя нарушать природные связи.

  1. Задание на понимание значения молчаливого чтения. Прочитай абзац молча. Прочитай этот же отрывок шепотом. Сравни, на какое чтение времени затрачено больше. Как ты думаешь, какое чтение больше востребовано человеком в жизни? Почему?
  2. Задание на овладение правилами культурного поведения: разговор по телефону, ведение диалога по теме.
  3. Задания на построения речевых высказываний и формирование умения дискутировать:

- Выслушай мнения одноклассников. Выскажи свое мнение. Сравни свое мнение с доводами других. Чьи аргументы выглядят убедительнее?

  1. Задания на поиск закономерностей:

- Откройте секрет превращения слов. Продолжи игру.

- Определи закономерность и продолжи.

  1. Задания-ловушки. Например, учитель дает неверный ответ, а детям предоставляется выбор: либо согласиться с учителем, либо попробовать ответить самостоятельно. В слове кошка два звука. Кто со мной согласен?
  2. Проблемная ситуация создается при помощи дискуссии в процессе анализа литературного произведения:

- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?

  1. Прием яркое пятно. Урок русского языка по теме дательный падеж. Учитель: «Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина сказал:

Такой падеж как… я с детства не терплю;

Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю

Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж тема нашего урока.

Очень уместным будет высказывание Ф.М.Достоевского: «Две, три мысли, два, три впечатления поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием) проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа.»

Проблемная ситуация-это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.

Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств:

- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ ее решения,

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос,

- предложить классу рассмотреть явления с различных позиций,

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,

- ставить конкретные вопросы на обобщения, обоснования, конкретизацию, рассуждения,

- определить проблемные теоретические и практические знания (противоречие между теоретическим путем решения задачи и его практической осуществимостью, между достигнутым результатом выполнения задачи и отсутствием теоретических знаний),

- ставить проблемные задачи.

Пример создания проблемной ситуации при выполнении практического задания. В набор заданий включается задание, внешне похожее на уже знакомые, но способ выполнения, которого не известен. Учащимся предлагается открыть новый способ действия.

Работа может быть организованна не только фронтально (используется частично-поисковый метод), но и в микрогруппах (используется исследовательский метод). В микрогруппах предлагается открыть способ решения новых примеров и составить памятку-алгоритм по их решению.

В случае низкого уровня обучаемости детей в классе в целом или в микрогруппе учитель может дать задание восстановить памятку из предложенных частей: на отдельных листах пишутся части алгоритма (включая и части, которые не нужны для данного вычислительного приема), нужно разложить листы, исключив, ненужное.

Таким образом, существуют три метода постановки учебной проблемы:

  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом

Их сходство в том, что названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие – в характере учебной деятельности и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Поставив учебную проблему, любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.

В развивающем обучении взаимодействие учителя и учащегося строится в форме сотрудничества, то есть совместной деятельности.

« Не мыслям надобно учить, а мыслить»

                                                                       Иммануил Кант

Каждый новый урок-это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Проблемные уроки эффективны, детям нравятся. Можно проводить на всех предметах. Работа трудоемкая, необходимо подбирать упражнения для создания проблемных ситуаций, продумывать постановку проблемы и выбор путей ее решения в соответствии с принципом рациональности.

Что нужно учителю для освоения технологии?

  • Технология проблемно-диалогического обучения носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
  • Всего две вещи нужны учителю для осознания освоения технологии проблемно-диалогического обучения: знания и желание их применять.  

                                                    Скажи мне, и я забуду

        Покажи мне – и я смогу запомнить

                                                                          Позволь мне это сделать самому,

                                                                И это станет моим навсегда.

                                                                                       Древняя мудрость

Список использованной литературы:

  • Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Занкова Л.В.//Н.Школа 2002
  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками – М., 2006.
  • www.zankov.ru
  • http://www.zavuch.info

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".

В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....

Влияние новых технологий обучения на структуру и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС

Структура урока и ее изменение  в результате использования на уроках новых технологий обучения. Влияние цели урока на  содержание....

Тема по самообразованию "Освоение новых подходов к образованию в соответствии с требованиями ФГОС"

Федеральный государственный стандарт второго поколения  утвержден приказом Министерства образования и науки РФ  от 6 октября 2009г. №373.   С 1 сентября 2011 г. все российски...

Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».

В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...

Современные подходы в образовании в соответствии с требованиями ФГОС

laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».  Дж. ДьюиТребования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообща...

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...