Использование сервисов Web 2.0
статья по теме

Кривобокова-Щербакова  Яна Николаевна

Использование сервисов Web 2.0 во внеурочной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shipitsinaoa_shcherbakova_yan.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

О. А. Шипицина

Гимназия № 26 (Омск),  учитель  

  Я.  Н. Щербакова

Гимназия № 26 (Омск),  учитель  

Использование сервисов Web 2.0 во внеурочной деятельности в начальной школе

Тот, кто не смотрит вперёд,

оказывается позади.

Джордж Герберт

  Одним из требований Федеральных государственных стандартов второго поколения к метапредметным результатам обучающихся является формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. [1]

Одной из новых информационных технологий, призванной реализовать требования стандартов является технология Web 2.0. Веб 2.0 – второе поколение сетевых сервисов, действующих в Интернете. В отличие от первого поколения сервисов, Web 2.0 позволяет пользователям работать с сервисами совместно, обмениваться информацией, а также работать с массовыми публикациями.[2]

Сервисы Web 2.0 можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности, но при этом необходимо учитывать возрастные особенности и уровень подготовленности учащихся. Кроме того важно понимать, что  использование сервисов является не самоцелью, а средством повышения качества обучения, развития познавательного интереса учащихся. [3]

Перечислим некоторые сервисы, которые мы используем в своей практике.

  • wiki-стенгазета WikiWall — стенгазета, которая позволяет группе пользователей произвольно размещать на пространстве одной страницы блоки с текстом, картинками и видео, и впоследствии этот контент развивать.
  • Memori.ru – сервис для совместного поиска и хранения школьных видео-, фото-, аудиоархивов и творческих работ учеников.
  • Документы Google (http://docs.google.com/)-  сервисы для совместной работы над документами (текст, электронные таблицы, презентации, формы анкет, календарь).
  • Твиттер http://twitter.com/ - сетевые дневники (блоги), позволяющие любому пользователю вести записи любых текстов. Ведущий блог (блоггер) может управлять доступом к своим записям: делать их открытыми для всех желающих. Блоггеры могут объединяться в сообщества и организовывать совместные записи и обсуждения, делать ссылки.

 Так как внеурочная деятельность является логическим следствием и продолжением работы учащихся на уроке, то данная деятельность максимально способствует развитию творческой активности школьников. Она в значительной степени может компенсировать естественные недостатки урока. Формы и методы, используемые во внеурочной деятельности, довольно разнообразны.

В качестве примера использования сервисов Web 2.0 во внеурочной деятельности предлагаем рассмотреть проведенный нами телекоммуникационный литературный конкурс «Вперёд к победе на «Беде» по повести А.Некрасова «Приключения капитана Врунгеля». В нём приняли участие 38 команд школ города Омска и Омской области.   

Первый этап конкурса назывался «Викторина "Знатоки книги" Участникам необходимо было ответить на вопросы по тексту произведения. Для работы нами был выбран сервис  docs.google.com. Это бесплатный онлайн-офис, отличающийся широкими возможностями для создания коллективных текстов, таблиц, презентаций.

Документы Google позволяют создавать форму с различными элементами или типами вопросов. Любой вопрос можно сделать обязательным для ответа. В процессе создания формы можно легко изменять порядок вопросов, дизайн.  Ссылка на форму генерируется автоматически после её создания. Для каждого опроса автоматически создается таблица результатов в формате Excel. Все полученные ответы тут же отображаются в ней. Пользователю, создавшему опрос или анкету, в любой момент доступна сводка опроса с диаграммами по каждому вопросу.

Для проведения второго этапа литературного конкурса «По легендарным местам» нами были выбраны карты Google. Данный сервис – содержит набор географических карт различных видов от карты полушарий до карт отдельных городов и областей. При работе с картами возможно составление меток с добавлением иллюстраций и текстовых вставок. Участники конкурса составляли описанный в книге подробный маршрут капитана Врунгеля и его экипажа.

Повести третий этап конкурса «Узнай героя» нам помог сервис SpiderScribe - веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма.  Участникам интеллектуального состязания предлагалось построить схему, с помощью которой необходимо было цитатно охарактеризовать главных героев книги.

На наш взгляд, проведение конкурса позволило повысить интерес  школьников к чтению художественной литературы, создать условия для формирования навыков интеллектуального и творческого чтения посредством комплекса творческих дел практической направленности. Выполнение конкурсных заданий способствовало формированию следующих универсальных учебных действий:  

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: развитие интереса  к чтению, к ведению диалога с автором текста; актуализация, стимулирование потребности  в чтении.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: 

Регулятивные УУД: составление плана решения проблемы (задачи).

Познавательные УУД: вычитывание  всех видов текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

Коммуникативные  УУД: умение договариваться и приходить к общему решению задачи в процессе совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

ПРЕДМЕТНЫЕ  УУД: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

В заключение хочется отметить, что умелое использование сервисов Web 2.0 позволяет создать уникальную информационно-образовательную среду, соответствующую требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, организовать учебный процесс и внеурочную деятельность, таким образом, чтобы они были направлены на формирование у обучающихся как предметных, так и метапредметных результатов, что в целом призвано помочь современным школьникам реализовать себя социально.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс] / - режим доступа: http://standart.edu.ru/ 

 2. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – Москва:   Изд-во- «ИНТУИТ.РУ», 2010, -  С.4

3. Заславская О.Ю. Возможности сервисов Google для организации учебно-познавательной деятельности школьников и студентов. // Научно-методический журнал. / Информатика и образование.– М., 2012, №1 (230). – С. 45-50.