Как быть внимательным на уроке.
методическая разработка (1 класс) на тему

Мастер-класс

Тема: Как быть внимательным на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: Как быть внимательным на уроке.

Надпредметный курс «Мир деятельности». 1 класс под редакцией Л.Г. Петерсон.

Основные цели:

1. Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.

2. Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.

3.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

Оборудование:

1)Демонстрационный материал (изданное пособие):

2) Печатный материал (распечатка на принтере):

3.Презентация к уроку

Ход работы.

Вводное слово.

Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.

Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию..

Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, и, более того, с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня благодаря достижениям в современной российской методологии появились и новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Предлагаемый надпредметный курс «Мир деятельности» для учащихся начальной школы предусматривает принципиально новый путь формирования универсальных учебных действий (УУД) и умения учиться в целом, созданный в образовательной системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон на основе последних научных достижений российской методологической школы (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).

1. Мотивация к учебной деятельности.

 На доску вывешивается изображение Знайки

- Вы узнали нашего  гостя?  Почему его так зовут?

- Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?

- Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)

- Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?

- Улыбнитесь и  пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Актуализация правил поведения на уроке.

- Знайка приготовил для  вас задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в па рах. Что нужно для этого вспомнить? (Правила работы в парах.) Учашиеся по цепочке называют правила парной работы. Давайте теперь посмотрим. какое задание вам приготовил наш гость. Рассмотрите первое задание.

(Организуется работа с заданием 1 в учебном пособии.)

- Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Правила работы на уроке.)

Учащиеся в парах выполняют задание.

- Покажите стрелками, что их надо поменять. Что вы еще  увидели? (Не хватает правила «Будь внимательным».)

- Когда нужно соблюдать это правило? (Когда учитель в роли организатора.)

- Запишите в пустом квадрате большую букву В (внимательно).

Учащиеся самостоятельно записывают букву в пустом квадрате задания 1 учебного пособия).

2. Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».

- Ребята, Знайка специально не включил  этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. Скажите,  важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? (Да.)

- А что значит «быть внимательным» на уроке?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

- Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в неё заглянем.

(На доску вывешивается эталон понятия «быть внимательным»)  

- Прочитайте, что значит быть внимательным? (Это значит слышать. видеть. думать.)

- Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики?

- Почему важно видеть то, что показывают?

- А почему важно думать?

- Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.

(Учитель вывешивает на доску картинку с изображением мишени)

- Что вы видите?

- Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получается.

- Вспомните ситуации  когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?

- Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?

- А легко ли быть внимательным? Почему?

- Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!

3. Задание на пробное действие.

- Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила . Но открыть их вы должны как? (Сами.)

Учащимся предлагается выполнить задание 2 в учебном пособии. Аналогичные карточки с правилами вывешиваются на доску.

Думай о задании (не отвлекайся)

Устал - сделай паузу

Тренируй свое внимание

Делай несколько дел сразу

- Прочитайте каждую карточку .

- Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание 2 в учебном пособии.

- Кто не смог выбрать карточки? Учащиеся поднимают руки.

- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли выполнить задание.)

 - Кто из вас может доказать, что его выбор правильный? (Учащиеся испытывают затруднение.

- Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, что наш выбор правильный.) Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла

3  Выявление причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Выбирали правила, которые помогают быть внимательными на уроке.)

- Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.)

- Назовите тему занятия. (Как быть внимательным на уроке.)

5. Реализация  построенного проекта.

Знайка, поможет вам открыть для себя новое знание. Работать вы будете в парах. Помните правила парной работы?

  1. - Найдите в учебном пособии задание З.

- Вам нужно найти отличия на картинках.

Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания. Через 20-30 секунд  учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания: включает музыку, включает: выключает свет и т.д.

-Что вы сейчас сделали? (Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание .

-Верно, вы отвлеклись и перестали думать над заданием. Смогли вы получить результат (Да/ Нет.)

- Какое же правило поможет вам сохранять внимание, чтобы получить результат? (Думать о задании, стараться не отвлекаться.)

Учитель фиксирует на доске первое правило «Думай о задании, не отвлекайся». - Я вам предлагаю попытаться внимательно выполнить это задание еще раз.

Учащиеся снова приступают к выполнению заданий в парах, а учитель пытается их отвлечь. Вероятнее всего, меньшее число учащихся отвлекутся на действия учителя.

- Кто не отвлекался?

- Смогли вы выполнить задание? Вы получили результат? Помогло вам открытое правило? (Да.)

2. Знайка вам предлагает выполнить следующее задание - «Найди и измени».

(Учитель раздает  листы в клетку формата А5.)

- Обведите клеточки в первой строчке через одну. Старайтесь рисовать красиво и внимательно!

- Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.

- Я вижу, что у вас получились разные клеточки, какие-то из них красивые, а какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво?

- Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? (Мы устали .)

- Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать?

- Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения.

Физкультминутка .

- Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал - сделай паузу».)

(Учитель фиксирует на доске второе правило: «Устал - сделай паузу»)

-Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание ... )

3. Учитель вывешивает на доске картинку с изображением спортсменов

- Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)

- Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали ... )

-  Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)

- Что они делают для этого? (Они тренируются.)

- Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения.

Учитель организует выполнение учащимися двух упражнений.

Упражнение 1.

Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак, ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.

- Вам необходимо внимательно слушать, смотреть за моими действиями и повторять без ошибок задание.

Игра проводится несколько раз. В начале игры учитель показывает образец, в дальнейшем может словесно отдавать «приказы».

- Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( « Тренировать свое внимание».)

(Учитель фиксирует на доске третье правило).

4. Какое правило осталось? ( «Выполняй несколько дел сразу».)

- Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным? Почему? (Нет, если выполнять несколько дел сразу, ни одного не сделаешь; а если сделаешь, то неаккуратно, с ошибками. Учитель предлагает для подтверждения ответов детей выполнить несколько дел сразу, например  выполнять команды учителя, в это время читать текст и называть вслух свое имя

- Подходит это правило? (Нет.)

- Молодцы! Вы достигли цели!

6. Первuчное закрепление   во внешней речи.

- Какой следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить новое знание.)

- Сегодня мы   будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который ведет передачу на радио? (Ведущий.)

- Правильно

 Сегодня по радио ведущий будет говорить о детях из нашего класса. Он будет кого -нибудь описывать. а мы по его рассказу узнаем, кого он загадал:

Помогает ли наша игра «Радио» тренировке внимания? Чем?

- Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Найдите в своих пособиях задание  5.

8. Рефлексия деятельности на уроке.

- Я предлагаю вам оценить свою работу. Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха» в своих учебных пособиях. Что вы можете оценить с помощью этой лесенки?

- Те, кому наши новые правила не понятны, нарисуйте человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха».

- Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лесенки

  • А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы их осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й ступеньке «Лесенки успеха».
  • Молодцы вы сегодня хорошо поработали.