Мир деятельности Как быть внимательным на уроке.
методическая разработка (1 класс) на тему

Мир деятельности 1 класс Тема " Как быть внимательным на уроке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_zanyatiya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Как быть внимательным на уроке.

Место: МОУ «Благоевская СОШ», районный семинар учителей начальных классов

Учитель- Барышева Галина Вячеславовна, учитель высшей квалификационной категории

Цель:

  • Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.
  • Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.

Задачи:

  • Сформировать у детей представление о том, что значит быть внимательным.
  • Познакомить их с основными правилами, которые необходимо соблюдать ученику, чтобы быть внимательным на уроке.

Основные структурные элементы урока:

  • Новое знание, которое открывают для себя ученики: правила, помогающие ученику быть внимательным на уроке.
  • Пробное действие учащегося заключается в самостоятельном выборе и обосновании правил, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.
  • Фиксация затруднения: «Я не могу правильно выбрать (обосновать) правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке».
  • Цель деятельности учащегося: «Узнать правила, которые нужно соблюдать ученику, чтобы быть внимательным на уроке, и согласовать эталон»
  • Фиксация нового знания двумя способами: 1) в речи; 2) с помощью эталона, в котором зафиксированы правила, помогающие ученику быть внимательным на уроке.

Особенностью данного занятия является то, что дети получают конкретные способы тренировки и концентрации внимания в учебной деятельности.

После проведения занятия учитель включает работу с данными правилами на любых этапах урока, когда в этом возникает необходимость.

Оборудование:

1)Демонстрационный материал (изданное пособие):

Д-1.1-1.2.Эталон «Два основных этапа учебной деятельности».  Д-1.3. Изображение Смайлика.Д-7.1. Изображение Знайки.

Д- 3.1. Эталон: « Правила работы ученика на уроке». Д-5.4. Эталон: «Правила работы в паре». Д-7.2. Эталон: «Быть внимательным»

Д- 7.3. Картинка с изображением мишени. Д- 7.4 а-г. Эталон «Внимание в учебной деятельности» и одно лишнее правило.      

                    Думай о задании (не отвлекайся) Д-7.4а

                    Устал - сделай паузу Д-7.4б

                    Тренируй свое внимание Д-7.4в

                    Делай несколько дел сразу Д-7.4г

2) Печатный материал (возможна распечатка на принтере): П-7.1. Изображения спортсменов.

3)Наклейки к уроку 7: «Внимание в учебной деятельности» (в учебном пособии):

4) Эталон к уроку 7: «Внимание в учебной деятельности» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия»).

5)Чистый лист в клеточку для каждого ученика (готовит учитель).

6)Презентация к уроку 7 (на диске): слайды 1-12.

Ход занятия

 

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемое УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

- Как всегда начнем занятие с «Лесенки успеха». Оцените свое умение по теме «Правила работы в паре»

- На какую ступеньку вы себя поставили? Объясните почему?

- Ребята, у нас сегодня в гостях… Кто это?(Слайд 2)

- Скажите, чем Смайлик вам помогает?

- Он пришел к нам не один (Слайд 2, анимация 1)

- Вы узнали второго гостя?

- Почему его так зовут?

- Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?

- Знайка много знает, потому что он умет учиться. А вы помните, как надо учиться?(Слайд 2, анимация 2)

- Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?

- Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.

Ребята высказываются.

 

 

- Это Смайлик.

-Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться.

- Это Знайка.

- Он очень много знает…

 

- Вначале надо понять чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.

РУУД- 

Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

КУУД -

Уметь вступать в беседу на уроке

ЛУУД -

Уметь самоопределяться в жизненных ценностях (на словах)

 

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

1. Актуализация правил поведения на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Формирование у учащихся представления о понятии «Быть внимательным»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на пробное действие.

 

 

 

 

 

 

- С чего начнем работу?

Знайка приготовил вам задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в парах. Что нужно для этого вспомнить? (Слайд 3)

(Слайд 3, анимация1)

-Давайте теперь посмотрим, какое задание приготовил нам гость. (Слайд 4)

Задание 1. – Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

- Вам нужно найти и исправить ошибки: верно соединить стрелочками правила с ролью учителя, и найти недостающее правило.

 

- Какие ошибки вы нашли?

 

- Покажите стрелочками, как их надо поменять. (Слайд 4, анимация 1)

 

- Что вы еще увидели?

 

Когда нужно соблюдать это правила?

 

-Запишите в пустом квадратике большую букву В (внимательно) (Слайд 4, анимация 2-3)

- Ребята, Знайка специально не включил этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание.

-Скажите важно ли быть внимательным, когда вы учитесь?

- А что значит быть внимательным на уроке? (Слайд 5)

- Знайка решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебна книга знаний» (Слайд 5, анимация 1)

- Прочитайте, что значит быть внимательным.

- Как вы думаете, почему важно слышать,что говорит учитель и другие ученики?

 

- Почему важно видеть то, что показывают? 

 

А почему важно думать?

 

- Значит, внимательный ученик всегда все слышит, видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат.

-Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка. (Слайд 5, анимация 2)

- Что вы видите?

- Как выдумаете, почему именно мишень?

 

- Вспомните ситуации, когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?

- Вспомните ситуации, когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?

- А легко ли быть внимательным? Почему?

- Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуйте их найти.

- Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила. Но открыть их вы должны как?

- Выполните задание 2 в учебном пособии(Слайд 6)

Думай о задании (не отвлекайся)

Устал - сделай паузу

Тренируй свое внимание

Делай несколько дел сразу

- Прочитайте каждую карточку. Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным на уроке.

- Кто не смог выбрать карточки?

- Что вы не смогли сделать?

- Кто смог выбрать карточки, назовите правила.

- Кто из вас может доказать, что его выбор правильный?

- Что вы не сможете сделать?

- Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла(Слайд 6, анимация 1)

- С повторения

-Правила работы в парах. Учащиеся по цепочке называют правила парной работы

 

- Правила работы на уроке

Выполнение работы в парах

- «Если хочешь попросить помощи, подними руку» – учитель в роли помощника.

- «Соблюдай тишину» – учитель организатор

-Не хватает правила «Будь внимательным»

-Когда учитель в роли организатора.

 

 

 

 

-Да

Учащиеся предлагают свои варианты ответов

 

- Это значитслышать, видеть, думать…

-Чтобы понять задание, способ его решения…

- Надо все правильно записать, рисунки помогают понять задание…

- Чтобы найти решение, получить результат…

 

 

 

 

- Мишень

- Внимательный ученик не отвлекается, достигает цели, у него все получится.

Учащиеся приводят примеры из своего опыта.

 

 

 

 

 

- Сами

 

 

 

Самостоятельное выполнение задания 2

 

- Не смогли выполнить задание

 

 

- Не можем обосновать, что наш выбор правильный.

КУУД-

Уметь совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Уметь планировать учебное сотрудничество.

Уметь выполнять различные роли в группе.

Уметь вступать в беседу на уроке.

Формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации

ПУУД -

Уметь анализировать сравнивать и обобщать

Уметь извлекать необходимую информацию

Использовать знаково-символические средства

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Построить логическую цепь рассуждений

Уметь находить ответы на вопросы, использую учебник, свой жизненный опыт

 

РУУД -

Уметь отличать верно выполненное задание от неверного

Поставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем

Уметь высказывать свое предположение (версию)

ЛУУД-

Уметь объяснять, почему конкретные однозначные поступки можно как «хорошие» или «плохие»

3. Выявление причины затруднения

- Какое задание вы выполняли?

 

 

 

- Почему у вас возникло затруднение?

- Выбирали правила, которые помогают быть внимательным на уроке.

- Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке.

РУУД -

Уметь соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

ПУУД - 

Анализ, обобщение

Постановка и формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую же цель перед собой поставите?

 

 

 

- Назовите тему урока. (Слайд 7)

- Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.

- Как быть внимательным на уроке.

ПУУД-

Уметь определять цель деятельности на уроке с помощью учителя

5. Реализация построенного проекта

- Знайка поможет вам открыть для себя новое знание.

- Ребята, вы будете работать в парах. Помните правила парной работы.

1. Выполним задание 3. Вам нужно найти отличия на картинках.

Через 20-30 секунд учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания.

- Что вы сейчас сделали?

 

 

- Вы отвлеклись, смогли ли вы выполнить задание?

- Какое же правила поможет вам сохранить внимание, чтобы получить результат?(Слайд 7, анимация 2)

- Я предлагаю вам попытатьсявнимательно выполнить это задание еще раз.

- Кто не отвлекался? Смогли вы выполнить задание? Помогло вам открытое правило?

- Давайте проверим, какие отличия вы нашли? (Слайд 7, анимация 3)

2. (лист в клетку А5)

- Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них – научиться красиво писать. Чтобы красиво писать нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание. Обведи клеточки в первой строчке через одну. Старайся рисовать красиво и внимательно.

- Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.

- Я вижу, у вас получились разные клеточки, какие-то красивые, какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво.

- Как вы думаете, почему вы стали невнимательными?

- Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным. В этом случае нужно сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать?

- Знайка рекомендует выполнить специальные упражнения.

 

Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания.

 

- Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание

- Да/Нет

- Думать о задании, стараться не отвлекаться.

Учащиеся снова выполняют задание в парах.

Называют отличия.

 

 

 

 

Самостоятельное выполнение задания

Показывают друг другу

 

- Нет

- Мы устали.

ПУУД -   

Уметь сравнивать и группировать предметы

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать

Выдвижение гипотез и их обоснование

РУУД-

Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 Волевая саморегуляция

ЛУУД

установка на здоровый образ жизни

Физкультминутка

Упражнение 1. Массаж мочек ушей. (2 раза)

Упражнение 2. Выполнить массирование точки над верхней губой. (30 сек)

Упражнение 3. Закрыть-открыть глаза (3 раза)

-Помогла вам физминутка? Кто запомнил, какие упражнения нужно выполнять?

- Обведите еще три клеточки очень внимательно и аккуратно.

-Я вижу, что у вас получились очень красивые клеточки.

- Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? (Слайд 8, анимация 1)

- Разумно ли делать длинную паузу?

3. (Слайд 9)

- Ребята, кого вы видите на картинках?

-Почему вы так решили?

- Сразу ли спортсмены становятся чемпионами?

- Что они для этого делают?

- Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я предлагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения.

Упражнение 1 «Кулак - Ребро - Ладонь»

Упражнение 2 «Найди предложение, заключенное в наборе букв»

-Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке?(Слайд 9, анимация 1)

 

4. Какое правило осталось?

 

- Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным?

Потренируемся для проверки: читать, называть вслух имя, слушать учителя. Подходит это правило?

- Перечислите еще раз правила, которые помогут быть внимательными в учебной деятельности. (Слайд 10, анимация1-3)

- Смогли вы преодолеть затруднение?

- Что значит быть внимательным?

- А какие правила надо запомнить, чтобы научиться  быть внимательным?

Выполняют упражнения

 

 

 

 

Заканчивают выполнять задание

«Устал – сделай паузу»

 

- Нет

 

- Это спортсмены. Они сильные, у них в руках награды, медали.

- Они тренируются

 

 

 

Выполняют упражнения на внимание

- Тренировать свое внимание.

 

- «Выполняй несколько дел сразу»

- Нет

 

 

Перечисляют правила

 

 

Это значитслышать, видеть, думать

Перечисляют правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУУД-

Уметь вступать в беседу на уроке

 

 

6.Первичное закрепление во внешней речи

 

Какой следующий шаг на уроке?

 

Сегодня мы будем играть в новую игру, называется она «Радио»

Всем ли удалось быть внимательным?

Что вам нужно научиться делать?

Помогает ли игра «Радио» тренировать внимание?

Мы должны закрепить новое знание.

Играют в игру

Думать о задании

 

РУУД- 

Умение проговаривать последовательность действий на уроке

Контроль, коррекция, волевая саморегуляция

ПУУД- 

Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале

Выделение следствий

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

- Какой следующий шаг на уроке?

- Найдите в своих пособиях задание 5.(Слайд 11)

- Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу.

- Проверяем наши результаты (Слайд 11, анимация 1-3)

- Зафиксировать результат знаком + или ?

-Сделайте вывод

- Нужно выполнить самостоятельную работу

Самостоятельная работа

Проверяют работу

 

Делают вывод

ПУУД - 

Уметь находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

РУУД -

Самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив 

8. Включение в систему знаний

-Где вы можете применить эти правила?

- Быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество.

- При выполнении д/з, при рисовании, уборке …

ПУУД - 

Уметь на основе анализа объектов делать выводы

Использование общих приемов решения задач

9.Рефлексия деятельности на уроке

- Какую цель вы перед собою ставили?

 

 

 

Достигли ли вы цели? Докажите.

 

- Вспомните, какие шаги (этапы) учебной деятельности вы должны были выполнить?(Слайд 12)

- Кому из вас удалось выполнить оба этапа учебной деятельности? Докажите.

- Кому удалось выполнить только один этап? Какой?

-Я предлагаю вам оценить свою работу.(Слайд 12, анимация 1)

- Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха».

- Что вы можете оценить с помощью этой лесенки?

 

- Сможем ли мы сейчас оценить свое умение?

 

Сейчас вы будете оценивать только свое знание этих правил.

- Те, кому наши правила не понятны, нарисуют человечка на нижней ступеньке «Лесенки успеха» (Слайд 12, анимация 2)

 - Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лестницы (Слайд 12, анимация 3)

- А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й или на 3-й ступеньке «Лесенки успеха»  (Слайд 2, анимация 4-5)

- Кто хочет объяснить свой выбор? (Слайд 2, анимация 6)

Чтобы запомнить новую тему, предлагаю вам дома вклеить в учебное пособие наклейки с правилами, как быть внимательными, также вы можете придумать или найти новые упражнения для тренировки внимания.

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.

- Узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть внимательными.

- Мы достигли цели. Мы составили эталон.

 

 

 

 

 

 

-Знаем ли мы правила на внимательность

 

- Пока нет, надо сначала потренироваться применять эти правила на уроках

 

 

Самооценка знаний по теме

 

Ребята высказывают свои мнения.

 

 

 

 

 

 

ЛУУД

Внутренняя позиция школьника

Самооценка на основе критерия успешности

Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

ПУУД -

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

КУУД -

Формулирование и аргументация своего мнения

Планирование учебного сотрудничества

 

ТОУУ_технология оценивания учебных умений. 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку быть внимательным

Познакомить родителей с понятием внимание. Игры по развитию внимания....

Родительское собрание на тему « Как помочь ребенку быть внимательным. Игра дело серьезное.»

Что такое внимание? Свойства внимания. Игры и игровые упражнения....

Как научить ребёнка быть внимательным.

Готовый материал для родительского собрания из журнала "Практика образования", №1/2010 год....

Родительское собрание Как помочь ребёнку быть внимательным

Презентация содержит упражнения для развития внимания и рекомендации родителям....

Как быть внимательным на уроке.

Мастер-класс Тема: Как быть внимательным на уроке....

Технологическая карта внеурочной деятельности "Мир деятельности" 1 класс Тема занятия Как быть внимательным на уроке

Планируемые результаты:Личностные: учить проводить самооценку деятельностиПознавательные: понимать качество личности - внимательностьЦели: сформирование представления о необходимости быть вн...