«Разработка технологической карты урока обучения грамоте с использованием программной среды MS Power Point»
план-конспект урока (1 класс) на тему

Васильева Ольга Викторовна

 

Содержание.

 

I. Введение

II. Основная  часть

1. Использование ИКТ на уроках  обучения грамоте в начальной школе

2. Разработка технологической карты урока обучения грамоте с использованием программной среды MS Power Point

III. Заключение

IV. Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva.docx53.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

МБОУ ДПО (ПК) с УМЦ «Развитие образования»

Итоговый квалификационный проект по курсу

« Информационные технологии в работе учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО»


Тема:

«Разработка технологической карты урока обучения грамоте   с использованием программной среды MS Power Point»


Содержание.

I. Введение

II. Основная  часть

1. Использование ИКТ на уроках  обучения грамоте в начальной школе

2. Разработка технологической карты урока обучения грамоте с использованием программной среды MS Power Point

III. Заключение

IV. Список литературы


                       

                                               

I.Введение

       Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире ХХI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

        С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

            Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». 

       XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.

       Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

          Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.

        Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
         Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

        Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых на усвоение ребенком знаний, умений, навыков.

         Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатах.

       Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных  учебных предметов.

       Цель данной работы: разработать технологическую карту урока обучения грамоте в 1 классе  по теме « Гласный звук[Э] ,буква «Э»» с использованием программной среды MS Power Point .

      Задачи,которые я ставлю:

- проанализировать и отобрать материал  по теме «« Гласный звук[Э] ,буква «Э»» ;

- выстроить структуру и ход урока в  соответствии с выбранной темой,

- составить технологическую карту урока по теме «« Гласный звук[Э] ,буква «Э»» .

     Методы,используемые в моей работе:

- анализ и отбор содержимого урока в соответствии с методическими рекомендациями;

- анализ литературы и Интернет- источников;

- анализ и отбор материала в соответствии с учётом возрастных особенностей, требованиям к составлению презентаций и   темой урока.  

II. Основная часть

1. Использование ИКТ на уроках ПРЕДМЕТ  в начальной школе.

        Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования.

         Сегодня начальная школа представляется иначе. Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

        Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

        Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте.

       Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

       Я уже несколько лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.

        Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы  предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков,  позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.  Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

         При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

       Применение ИКТ в учебном процессе как раз и позволяет совместить учебную деятельность с игровой, усилить мотивацию к изучению материала,   развивать индивидуальные способности  каждого  ученика в отдельности.

        Использование ИКТ на уроках обучения грамоте способствует лучшему запоминанию и усвоению учебного материала, расширению словарного запаса, развитию речи учащихся, заучиванию новых букв. Кроме того, урок, подготовленный с использованием ИКТ, вызывает только положительные эмоции.

         Использование мультимедийной презентации на уроке обучения грамоте сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

       Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

        Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации ( принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

         Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

        Использование в презентации уроков обучения грамоте ребусов на изучаемую букву, кроссвордов, материалов «на что похожа буква», стихов, физкультминуток направлено не только на изучение новой буквы, но и на развитие навыка чтения , развитие техники чтения , основных видов речевой деятельности, формированию мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативе школьника.

        С применением ИКТ  ученики с нетерпением ждут следующего урока, являются помощниками учителя в подготовке материалов для урока.

2. Разработка технологической карты урока обучения грамоте с использованием программной среды MS Power Point

        Междисциплинарная связь в науке давно признана одним из средств ее прогресса, поэтому обращение педагогов к технологическому подходу в образовании не случайно. Интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт обусловлены, в первую очередь, возможностью отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.

        Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

      Итак,технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

       Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

        Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

       Использование мультимедийной презентации на данном уроке обучения грамоте это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, графики, анимации, звука. Учеников 1  класса привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  УРОКА

обучения грамоте в 1 классе по теме «Гласный звук [Э],буква «Э»

1

ФИО (полностью)

Васильева Ольга Викторовна

2

Место работы

МБОУ Одинцовская гимназия №7

3

Должность

Учитель начальных классов

4

Предмет

Обучение грамоте

5

Класс

1

6

Тема и номер урока в теме

Гласный звук [Э],буква Э.

7

Предметная программа и её автор

Р.Н.Бунеев «Букварь»

8

Цель  урока

Сформировать новые знания  о звуке  и букве «э» и ценностное отношение к ним.

9

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

10

Необходимое оборудование

Компьютер,экран,учебник Р.Н.Бунеев « Букварь»


 


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: сформировать новые знания  о звуке  и букве «э» и ценностное отношение к ним.

Задачи:

1. Развить умение распознавать букву «Э», различать звук [Э]

2.Научить читать слоги и слова с этой буквой.

Формируемые УУД:

Регулятивные:
• Способствовать выполнению пробного учебного действия – распознавание буквы «э»
• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
• Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Познавательные: 
• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
• Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные:
• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
• Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Личностные:

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

• Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).

• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах учебной деятельности.

Планируемые результаты:

   Ученики научатся различать букву «Э», читать слоги и слова с этой буквой.Работать в паре: планировать, распределять и совместно оценивать работу.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах,группах.

Ресурсы:

http:// festival.1september.ru›articles/64278

Оборудование:

Для учителя: учебник Р.Н.Бунеев «Букварь» компьютер, экран

мультимедийная презентация

Для учащихся:

учебник Р.Н.Бунеев «Букварь»

Ход урока.

Этап урока

№ слайда

Деятельность учителя

(с указанием действий)

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

Организационный(мотивация к учебной деятельности)

Цель:создание благоприятной обстановки,положительного настроя

1

-У нас урок обучения грамоте.

-Давайте настроимся на работу.

-Проговариваем хором «Я уный,внимательный,трудо-любивый, меня все получится»

Проговаривают слова.

Личностные

-положительное отношение к учению

2

Выход на тему урока

Работа в парах

2

-У каждого на парте лежат карточки.

-Положите их перед собой. Внимательно посмотрите.

-Как вы думаете, какое задание вы должны выполнить?

-Какие карандаши понадобятся нам, чтобы выполнить это задание?

-Почему именно эти цвета?

-Выполняем задание.

-Проверяем.

-Поменяйтесь карточкой со своим соседом. Возьмите зеленую ручку. Проверьте.

-А теперь поднимите глазки,

сравните с образцом.

-Если верно, то на обратной стороне поставьте +,если есть ошибки –

-Поменяйтесь карточками.

-У кого + поднимите карточку. Молодцы

-С какими словами мы работали?

-Чем отличается звук от буквы?

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Рассматривают карточки с заданием.

Отвечают.

Отвечают, достают карандаши нужного цвета.

Выполняют звуко-буквенный анализ слов.

Проверяют карточку своего соседа.

Сравнивают с эталоном.

Проверяют,ставят + или –

Поднимают карточки вверх.

Пробуют определить тему урока

Личностные

Познавательные

Регулятивные:

умение работать по алгоритму

Коммуникативные:

-умение общаться, прислушиваться к высказыванию других

3

Формирование темы урока и постановка учебной задачи

Цель:создать условия для частично-поискового метода

4

-Отгадайте загадку «Рученька-ручища, что в земле ты ищешь?  Ничего я не ищу, землю рою и тащу»

-Что это?

-Произнесем слово хором

-Какой звук слышим в начале слова?

-Что можете сказать об этом звуке? Докажите

-Кто может назвать тему урока?

-Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Слушают.

Отгадывают загадку.

Произносят слово хором.

Произносят звук ,поют его и доказывают, что звук гласный.

Называют тему урока.

Личностные:

Перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

анализ ситуации

Личностные:

самостоятельное формирование темы урока, принятие целей урока

4

Работа над новым материалом

Цель: дальнейшее знакомство со звуком [Э],буквой Э.

-Посмотрите на звуковичка в учебнике

-Каким цветом раскрасим башмачки. Почему?

-Какой еще буквой на письме может обозначаться звук [Э]?

-Чтение слогов слева направо, справа налево, с понижением голоса, с повышением голоса.

-Докажите, что мы прочитали слоги, а не слова.

-Прочитаем слова и выясним значение слов.

-Чтение «цепочкой за учителем»

-Значение всех слов понятно?

-Выясним значение слов, но сначала немного отдохнем

Рассматривают картинку в учебнике.

Раскрашивают.

Читают слоги хором.

Читают слова.

Коммуникативные:

слушать и понимать речьдругих

5

Физ-минутка

5

6

Закрепление

Цель:отработка изученного материала

Работа в группах

6

-Повторим правила работы в группах

-Каждая группа получает карточку

-Выясняем значение слов.

-Проверяем

-Кто знает ,где можно узнать значение слов?

-Чтение «цепочкой»

Проговаривают правила работы.

Читают слова на карточках, обсуждают, выясня-ют значения слов.

Называют слова и объясняют его значение.

Читают слова

Личностные:

сотрудничество

Коммуникативные:

работа в группах

Работа в группах

7-10

-Перед вами 4 схемы

-Хотите узнать, что за слова спрятались в схемах?

-Вы должны прочитать и отгадать загадки, помещенные в учебнике.

Прочитайте, подумайте, найдите схему ,которая соответствует отгадке.

Рассматривают схемы на экране.

Читают загадки, отгадывают их.

Ищут схемы.

Коммуникативные

7

Итог урока

Рефлексия

Цель:помочь осмыслить

и оценить личную деятельность ребенка

11

-Чему учились?

-Что нового узнали?

Показывают  свое настроение


  1. Заключение

        Цель работы, заключающаяся в разработке  технологической карты урока обучения грамоте в 1 классе по теме « Гласный звук [Э],буква «Э» » с использованием ИКТ, достигнута.

        В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. В результате проекта были:

- проанализированы  и отобраны  материалы по теме «Гласный звук [Э] ,буква «Э» »;

- выстроена структура и ход урока в  соответствии с выбранной темой и используемыми ИКТ;

- составлена технологическая карта урока по теме «Гласный звук [Э] ,буква «Э» »;

         Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
      Анализируя свой опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
• формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

IV. Список литературы:

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 152 с. : ил. - (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.-М. : Просвещение, 2011. – 48 с. (стандарты второго поколения).

3. Борисов Н.Ю. Конструирование технологической карты урока. Научно методическое пособие. Москва, 2009.

4. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С.В. Брюханова// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.

5. Логвинская Е.М. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте в 1 классе : как на уроке формировать универсально-учебные действия, предусмотренные ФГОС нового поколения? –Просвещение,2010

При подготовке проекта использованы материалы с сайта:

  1. http:// festival.1september.ru›articles/642787/
  2. http:// infourok.ru›material.html?mid=92831


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучение грамоте (литературное чтение) в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с дидактической структурой урока

Цель урока:- знакомство детей с согласными звуками [ с],  [ с‘], формирование у учащихся понимания смысла различительной функции фонем. Задачи: -обучающие: познакомить учащи...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Технологическая карта урока обучения грамоте с использованием доски SMART. 1 класс. УМК "Школа России".

Тема урока: "Согласные звуки /р/, /р*/, буквы Р, Р". Азбука, 1 класс. Учебник В. Г. Горецкий и др. Урок построен с использованием доски smart/...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА: ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г.

Методическая разработка ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (ПИСЬМО) ТЕМА:  ЗАГЛАВНАЯ И СТРОЧНАЯ БУКВА Г,г....

Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» «Разработка технологической карты урока английского языка с использованием ЭОР»

В настоящее время происходит пересмотр социальных требований к образованию, обусловленный как современным этапом развития России, определяемым масштабными социально-экономическими преобразованиями вну...